Конспект урока "Царство грибов"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок направлени на первичное формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных
Способствовать тому, чтобы учащиеся имели представление о существенных особенностей представителей царства Грибы.
По форме организации урока учащиеся работают в группах. В ходу работы реализовываются следующие УУД:
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих гр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_griby_bogdanova_o.a.zip | 175.82 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ГРУППА
«Черты сходства грибов с растениями и животными»
В природе этих существ – поистине великое разнообразие, и биологическое, и экологическое. Грибы можно увидеть повсюду: и на земле, и в воздухе, и в водных пространствах.
. Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу. Они не содержат в клетках хлорофилл. Грибы являются гетеротрофами. Это означает, что они органические вещества не синтезируют, а используют ее в качестве пищи в уже готовом виде. Это сближает их с животными. В состав их клеток входит хитин (характерный, к примеру, для скелетов членистоногих речного рака). А еще эти существа способны запасать углеводы (гликоген), а конечный продукт метаболизма из организма – выводить. И эти общие признаки грибов также сближают их с животными. Грибы не способны передвигаться так, как это делают животные. В каком-то смысле они неподвижны (конечно, если не учитывать мицелий, который способен передвигаться, разрастаясь под землей, иногда на многие километры). К тому же они всю свою жизнь растут и размножаются спорами, как это делают многие
Итог работы группы составление таблицы
«Черты сходства грибов с растениями и животными».
ЖИВОТНЫЕ | РАСТЕНИЯ |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. 4. |
Сформулируйте вывод: Грибы выделяют в отдельное царство, так как…….
Можно использовать материал учебника стр.57-58
2 ГРУППА
Строение грибов
Основу вегетативного тела грибов составляет – мицелий, или грибница – это непосредственно то, что мы называем грибом.
Она образована из длинных тонких нитей – гиф. Гифы могут состоять из большого числа одноядерных или многоядерных клеток (пеницилл) или одной крупной многоядерной клетки (мукор)
В повседневной жизни мы называем грибами их плодовое тело, которое видим на поверхности почвы. У большинства съедобных грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Отсюда их название – шляпочные грибы. Если в том месте, где снят гриб разрыть почву, можно обнаружить белые нити – грибницу. Грибница – главная часть каждого гриба. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковые, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами (например у сыроежки, у мухомора)и нижний. На нижней стороне у одних грибов (белый, подберезовик, масленок) состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы.
А у сыроежек, рыжиков, волнушек образован нижняя сторона образована многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы. В трубочках и пластинках образуются споры, которыми размножаются грибы. Спора - клетка, дающая начало новому организму.
.Итог Вашей работы выполнение задания в Р\т №2 и№3 и один ученик из группы у доски называет по рисунку основные части гриба.
Сформулируйте вывод: Грибы состоит…….
Можно использовать материал учебника стр58
3 ГРУППА
ПИТАНИЕ ГРИБОВ
Гетеротрофы - организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических. Для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются органические вещества, произведённые другими организмами. Грибы получают питательные вещества из окружающей среды. Питательные вещества всасываются в растворенной форме через стенки клеток. По способу питания грибы можно разделить на три основные группы: сапрофиты, симбионты, хищники и паразиты.
Грибы - сапрофиты питаются за счет разложения отмерших растительных остатков (опавших листьев, хвои, веток, древесины и т. п.). Грибы-симбионты получают питательные вещества не только из лесной подстилки, но и из корней древесных пород. Они вступают с деревьями в своеобразную форму сожительства (симбиоз). Грибы-паразиты поражают живые ткани растительных и животных организмов, вызывая различные заболевания. Хищники-на концах гифов есть специальные образования, состоящие из трех замкнутых клеток в кольцо. Они резко зажимают жертву. Гифы врастают в тело жертвы и выделяют особые вещества, высасывают содержимое жертвы. Способ поглощение пищи - всасывание. Питаются готовыми органическими веществами.
.Итог Вашей работы выполнение задания в Р\т №4 и каждый ученик из группы с места рассказывает о каком-либо способе питание гриба
Сформулируйте вывод: По способу питания грибы бывают (перечислить )- говорит 1 ученик
Можно использовать материал учебника стр58-59
3 ГРУППА
«МИКОРИЗА ИЛИ ГРИБОКОРЕНЬ»
Грибники давно заметили, что подберезовики встречаются в березовом лесу, подосиновики в осинах, маслята и рыжики в сосновых и еловых лесах. Оказалось, что грибница растет не сама по себе. Она срастается с тонкими корневыми волосками дерева и образует грибокорень, или, как ее назвали ученые микоризу. Обнаружив это люди, сначала решили, что гриб «присосался» к дереву и «грабит» его. Но позже поняли: не только грибам не жить без деревьев, но и деревьям не существовать без грибов. Грибы получают от деревьев необходимые им питательные вещества. И сами не остаются в долгу: они гораздо быстрее добывают из земли воду и отдают ее деревьям вместе с полезными веществами.
Симбиоз - совместное взаимовыгодное существование организмов. Грибокорень – проникновение грибницы в корень дерева или микориза
Итог Вашей работы дополнить схему и дать определение понятием симбиоз и микориза, 1 участник рисует схему на доске
Сформулируйте вывод: Микориза это…….. Гриб получать от растения ……, а растение от гриба получает………..
Можно использовать материал учебника стр58-59
5 ГРУППА
«РОЛЬ ГРИБОВ В ПРИРОДЕ»
Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе, в связи с чем, значение грибов чрезвычайно велико. Эти организмы-сапротрофы разлагают органические соединения почвы до минеральных, которые в дальнейшем усваиваются растениями. Почвенные грибы, в первую очередь плесневые, играют исключительную роль в почвообразовании. Так, в лесу грибы, благодаря своей способности образовывать различные ферменты, осуществляют процесс разложения подстилки из листвы и древесины. Также в грибнице многих грибов накапливаются органические вещества, которые после ее разрушения превращаются в перегной. Научный факт, что микориза (симбиоз грибов и растений) положительно влияет на жизнедеятельность растений. Кроме шляпочных грибов, микоризу образуют и многие плесневые грибы. Они могут находиться во взаимовыгодных взаимоотношениях с травянистыми растениями, в том числе культурными видами. Многие животные употребляют в пищу плодовые тела шляпочных грибов, к примеру, млекопитающие (белки, грызуны, кабаны, косули), насекомые, птицы, т.д. Отрицательное свойство некоторых грибов – они могут являться паразитами некоторых растений и высших животных. Грибы-паразиты (трутовики, плесневые грибы) могут разрушать деревья, полностью уничтожить пораженные растения способны фитофтора.
Итог Вашей работы дополнить схему и дать определение понятием симбиоз и микориза. 1 участник рисует схему на доске
Сформулируйте вывод: Роль грибов в природе (перечислить )- говорит 1 ученик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Грибы"
Грибы...
Конспект занятия «Грибы»
Формирование представления о некоторых съедобных и несъедобных грибах...
Конспект урока "Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность"
Полный конспект урока биологии в 5 классе по ФГОС ООО "Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность"...
План – конспект урока "Грибы"
формирование представлений о грибах как живых организмах; роли и значении грибов в природе и в жизни человека....
Конспект урока: Грибы
Проблемно-эвристический урок с использованием элементов технологии «Альтернатива»...
конспект занятия "Грибы съедобные и несъедобные"
Представленное занятие было дано на группе воспитанниц Центра оциальной и трудовой реаблиитации ДДИ №1....
Конспект занятия "Гриб- мухомор"
Гриб – мухомор.тестопластикаПрограммное содержание: Формировать желание слепить гриб-мухоморЗакреплять технических навыков и приёмов из теста,Учить лепить из частей, делить кусок на части,...