Специальный курс: "ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ВАКЦИНЫ: ОТ ДЖЕННЕРА ДО НАШИХ ДНЕЙ"
рабочая программа по биологии на тему
Специальный курс "Противовирусные вакцины: от Дженнера до наших дней" расширяет содержание профильного курса "Общая биология". Содержание курса направлено на развитие у учащихся интереса к вирусологии, расширение кругозора через ознакомление с историей противовирусной иммунопрофилактики – от первых интуитивных подходов до новейших современных вариантов генно-инженерных вакцин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_spetsialnogo_kursa_dzhenner.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 484
имени дважды Героя Советского Союза В.И. Попкова
Рассмотрено на заседании МО наук естественного цикла Протокол № 1 от __.08.2014г Руководитель МО ____________Иванова И.В. _______________2014 г. | Согласовано Зам.директора по УВР ___________Архипова Ж.И. ________________ 2014г | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 484 ___________Федечкина С.П. _______________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ КУРСУ
"ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ВАКЦИНЫ: ОТ ДЖЕННЕРА ДО НАШИХ ДНЕЙ"
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
2014 год
Пояснительная записка
Специальный курс "Противовирусные вакцины: от Дженнера до наших дней" расширяет содержание профильного курса "Общая биология". Содержание курса направлено на развитие у учащихся интереса к вирусологии, расширение кругозора через ознакомление с историей противовирусной иммунопрофилактики – от первых интуитивных подходов до новейших современных вариантов генно-инженерных вакцин.
В процессе реализации программы курса, структурированной в соответствии с этапами проектной деятельности, создаются условия для самостоятельного поиска и овладения знаниями (о наиболее продуктивных направлениях исследований по получению вакцин на основе вирусных антигенов, генно-инженерных поливалентных живых вакцин, ДНК-вакцин и т. д.) и лучшего усвоения последующих тем профильного курса «Общая биология». Проектное построение специального курса может эффективно содействовать самостоятельным попыткам учащихся работать с различными источниками информации, самостоятельной постановке проблемных вопросов и решению познавательных задач.
Методами и приемами, стимулирующими активную познавательную и коммуникативную деятельность учащихся, могут служить эвристические беседы, дискуссии, обмен мнениями, мозговой штурм и т. д.
Раскрытие истории развития иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, выявление сущности актуальных проблем здоровья человечества способствует формированию и поддержанию высокого интереса старшеклассников к вирусологии, генной инженерии, биотехнологии и медицине, а также содействует профессиональной ориентации.
Задачи курса
Изучение истории становления иммунологии как науки, формирование представлений о перспективах ее развития.
Формирование и ценностного отношения учащегося к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Обеспечение условий для понимания роли новейших научных достижений вирусологии в решении актуальных медицинских проблем.
Формирование умений по самостоятельному сбору научной информации и изучению основных фактов об иммунологии.
Создание условий для самостоятельного анализа конструктивного оценивания данных о современных способах преодоления эпидемиологически значимых заболеваний.
Развитие способностей к прогнозированию (на примере оценивания значимости генной инженерии в развитии новых подходов к иммунопрофилактике будущего).
Формирование умений, связанных с представлением и защитой результатов исследовательской деятельности, критериальным оцениванием качества презентационного материала.
Обеспечение условий для развития коммуникативной активности учащихся, для осуществления индивидуальной и групповой рефлексии.
Содействие профессиональной ориентации старшеклассников, выбравших естественнонаучный профиль.
Место курса в системе профильной подготовки
Специальный курс предназначен для профильного обучения старшеклассников, избравших естественнонаучный профиль. Курс направлен на знакомство учащихся с специальностями медицинской вирусологии и развития у них интереса к этой профессиональной области.
Данный курс целесообразно включить профильный курс биологии после изучения в (или одновременно с изучением) темы "Вирусы - неклеточная форма жизни".
Оценивание знаний
Средства оценивания: табличное, рейтинговое.
Способы оценивания: учителем, взаимным оцениванием учащихся, межгрупповой оценкой, самооцениванием.
Содержание курса
Общее количество часов - 36
Темы курса
№ темы | Наименование | Количество часов |
1. | Роль Э. Дженнера в создании метода прививок и последующей вакцинации населения Земли. | 4 часа |
2. | Антигены – вещества, несущие признаки генетически чужеродной информации. | 4 часа |
3. | Антитела – особые защитные белки организма, способные связываться с антигенами и инактивировать их. | 4 часа |
4. | Роль И. И. Мечникова в открытии клеточного иммунитета. Сущность теории клеточного иммунитета. | 4 часа |
5. | Гуморальный иммунитет и его особенности. | 2 час |
6. | Прямая и обратная транскрипция. | 2 час |
7. | Новые методы борьбы с вирусами: ослабление выработки токсинов у болезнетворных микроорганизмов или усиление способности бактериофагов к растворению микроорганизмов. | 4 часа |
8. | Цельновирионные вакцины – аттентуированные варианты вирусов или близкородственные слабопатогенные вирусы, их преимущества и недостатки. Вакцины на основе вирусных антигенов. Использование синтетических пептидов. | 2 час |
9. | «Дрожжевая» молекулярная вакцина. Вирусоподобные комплексы. | 2 час |
10. | Иммунная защита через вакцинацию препаратами гибридных плазмид. | 2 час |
11. | Генно-инженерные поливалентные живые вакцины. Вирус осповакцины. ДНК-вакцины и перспективы иммунологии. | 4 часа |
12. | Защита проекта. | 2 час |
Итого | 36 часов |
Тематическое планирование курса
1. Мотивация на основе создания проблемной ситуации: метод искусственного заражения человека содержимым оспенных пузырьков коровьей оспы, разработанный английским врачом Эдуардом Дженнером (1749— 1823). Самостоятельное формулирование учащимися проблемного вопроса и их мотивация к исследовательской работе (2 ч).
2. Целеполагание на основе рассмотрения иммунологии как науки в историческом аспекте, ее перспективах (2 ч).
3. Планирование проектной деятельности с целью конкретизации характера коллективной, групповой и индивидуальной деятельности в учебно-исследовательском проекте: выбор учащимися тем для исследования; распределение заданий в группах с целью подготовки презентационных материалов (8 ч).
4. Выполнение действий, намеченных в ходе планирования проекта: самостоятельная работа учащихся по сбору и изучению информации об актуальных вопросах медицинской вирусологии в учебной, научно-популярной и справочной литературе, в средствах массовой информации.
Подготовка докладов. Выполнение творческой части отчетного задания: написание эссе, разработка сценария презентаций (с привлечением фото- и видеоматериалов и т. д.). Рабочие семинары, консультации с целью подготовки к защите проекта на конференции (18 ч).
5. Защита проекта. Презентация результатов исследования и продуктов творческой деятельности; критериальное оценивание докладов учащимися; обобщение, формулирование ответа на проблемный вопрос проекта. Составление экспертного заключения, раскрывающего роль новейших научных представлений о вирусах в решении актуальных медицинских проблем (4 ч).
6. Рефлексия. Анализ учащимися обоснованности и логики интеллектуальных действий, используемых для решения задач проекта; определение степени успешности в проектной деятельности. Оценивание важности исследуемой проблемы. Осознание учащимися понятий здоровья и жизни человека как социально и личностно-значимых ценностей (2 ч).
Рекомендуемая литература
1. Боген Г. Современная биология. - М.: Мир, 1970.
2. Букринская А. Г., Жданов В. М. Рассказы о вирусах. - М.: Знание, 1986.
3. Майер В., Кенда М. Невидимый мир вирусов. - М.: Мир, 1981.
4. Нестеров С. В. Вирусные гепатиты // Соросовский образовательный журнал. - 1997. - № 2.
5. Щелкунов С. Н. Вирус натуральной оспы - источник новых медицинских препаратов // Соросовский образовательный журнал.- 1995. № 1.
6. Щелкунов С. Н. Противовирусные вакцины: от Дженнера до наших дней // Соросовский образовательный журнал.- 1998.- №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"
Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...
От Коперника до наших дней
Презентация к уроку содержит не только учебный, но и дополнительный материал. "Карандаш" показывает обязательность записи в тетради данного пункта. К сожалению, не могу загружать все видеофрагмен...
История моды от Древнего Египта до наших дней
Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику....
Проценты. Из глубины веков до наших дней.
Презентация по теме "Проценты" содержит исторический материал. Можно использовать на уроках и занятиях кружка....
От Пушкина до наших дней
Программа элективного курса.Образовательная область "Технология" 9 класс общеобразовательной школы (предпрофильное обучение) ...
История ХМАО с древности до наших дней. Часть 1
Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позици...
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ДЛЯ ГЛУХИХ (от начала до наших дней)
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИРоль специальных (коррекционных) образовательных учреждений крайне важна для получения полноценного образования людьми с ограниченными возможностями здоровья....