Профильный курс обучения: "Профессиональная медицинская подготовка" для 10 - 11 классов
календарно-тематическое планирование по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

Иванова Ирина Викторовна

Профильный курс обучения "Профессиональная медицинская подготовка" состоит из программ по предметам общеобразовательного цикла, содержащих темы, отражающие профиль школы, и программ по предметам медико-биологического направления.

Настоящий курс разработан на основе принципов системного подхода и установления межпредметных связей, включает разделы соответствующие следующим курсам обучения:

1.     Общеобразовательные предметы, содержащие темы медицинского профиля.

2.      Дополнительный предмет по профессиональной медицинской подготовке: "Профессиональная медицинская подготовка", в рамках которого объединены предметы "Уход за больными в условиях стационара и на дому", "Медицинская психология, "Основы личной гигиены", "Экология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-11_klass_pmp.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 484

____________ С.П. Федечкина

Согласовано

Председатель МО

________________И.В.Иванова

Календарно-тематическое планирование

          ПРОФИЛЬНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ

Профессиональная медицинская подготовка                 

10 класс/ 2часа в неделю, всего 68 часов

11 класс/ 2часа в неделю, всего 68 часов

Программа: Иванова И.В. Авторская программа по профессиональной медицинской подготовке  для 10-11 классов средних образовательных школ.

Учитель: Иванова Ирина Викторовна

2013/2014 учебный год


ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                      Стр.

1. Пояснительная записка.                                                          3

2. Тематическое планирование занятий по предмету   "Профессиональная медицинская подготовка" в Х классе.              5

3. Тематическое планирование занятий по предмету   "Профессиональная медицинская подготовка" в ХI классе.              7

4. Список литературы.                                                                  9

Пояснительная записка

Современные медицинские исследования подтверждают, что образ жизни человека на 40 – 60% определяет состояние его здоровья.

В последнее время тревогу у врачей, учителей и родителей вызывает ухудшение здоровья учащихся. У школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии, нарушения зрения, повышенная нервная возбудимость, частые заболевания органов дыхательной и пищеварительной систем. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание, нерациональное питание, чрезмерное увлечение просмотрами телепередач и игрой в компьютерные игры. Школьники с высокой мотивацией к учебе зачастую нещадно эксплуатируют свой организм, что также предрасполагает к развитию различных заболеваний.

Профильный курс обучения "Профессиональная медицинская подготовка" состоит из программ по предметам общеобразовательного цикла, содержащих темы, отражающие профиль школы, и программ по предметам медико-биологического направления.

Настоящий курс разработан на основе принципов системного подхода и установления межпредметных связей, включает разделы соответствующие следующим курсам обучения:

  1. Общеобразовательные предметы, содержащие темы медицинского профиля.
  2.  Дополнительный предмет по профессиональной медицинской подготовке: "Профессиональная медицинская подготовка", в рамках которого объединены предметы "Уход за больными в условиях стационара и на дому", "Медицинская психология, "Основы личной гигиены", "Экология".

Практические занятия по приобретению медицинских знаний и освоению личного опыта учащихся в лечебных учреждениях проводится в детской поликлинике № 48, поликлинике № 50, медицинском кабинете ГОУ СОШ № 484.

  1. Профильный курс обучения рассчитан на 10 - 11 классы и рекомендован для дальнейшего продолжения и развития.

Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля (врач, медицинская сестра, эколог-гигиенист и т. д.).

Цель курса

Получение учащимися жизненно необходимых основ медицинских и биологических знаний, а также профессиональная ориентация учеников школы.

Задачи курса

Формирование первичных медицинских знаний и практических умений  и навыков в оказании доврачебной помощи, знаний о гигиеническом состоянии помещений, режиме дня и пищевом рационе, величине двигательной активности, воздействии вредных привычек на организм человека.

Применение базисного ухода за больными. Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. Знакомство с устройством лечебных учреждений. Знакомство с лекарственными формами, их назначением и применением.

Закрепление знаний и навыков по личной гигиене. Развитие исследовательских, проектировочных и коммуникативных умений по самоуправлению учебно-познавательной деятельностью, проведению и регистрации самонаблюдений, прогнозированию последствий воздействия вредных привычек на организм человека, соблюдению норм здорового образа жизни, выбору рациональных способов питания, составлению режима дня.

Формирование экологической культуры, нравственных ценностей, активной жизненной позиции, этичного поведения в коллективе, развитие познавательного интереса и самостоятельности мышления учащихся.

Учебно-методическое обеспечение курса

Видеофильмы и видеофрагменты, таблицы и плакаты об отрицательном влиянии вредных привычек на организм человека; таблица энергозатрат при разных видах деятельности; таблицы калорийности пищевых продуктов; таблицы химического состава основных пищевых продуктов; нормативные таблицы освещенности помещений; медицинское оборудование; манекены; муляжи-трансформеры; справочники лекарственных средств; микроскопы; аптечки; инструментарий.

Оценивание знаний

Средства оценивания: графическое, табличное, символическое, рейтинговое и др.

Способы оценивания: оценивание учителем, взаимное оценивание учеников, самооценивание.

Содержание курса

Общее количество часов - 68 (в каждой параллели)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА" В Х КЛАССЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Практические занятия

Основы сестринского дела

5

1.

Философия и этика сестринского дела.

1

2.

Психология межличностного общения.

1

З.

Сестринский процесс.

1

4.

Этика и деонтология.

1

5.

Профилактика больничного травматизма.

1

Организация медицинской помощи

5

6.

Типы лечебных учреждений.

1

7.

Лечебно-охранительный режим.

1

8.

Распорядок дня.

1

9.

Личная гигиена больного.

1

10.

Устройство лечебных учреждений.

1

Пр. зан. № 1

Общее наблюдение за пациентом

10

11.

Индивидуальный режим пациента.

1

12.

Уход за больным.

1

13.

Предмет ухода за больным.

1

Пр. зан. № 2

14.

Уход за полостью рта.

1

15.

Уход за ушами.

1

16.

Уход за глазами.

1

17.

Подмывание больного.

1

18.

Уход за кожей.

1

19.

Уход за ногтями и волосами.

1

20.

Пролежни и их лечение.

1

Основы базисного ухода

12

21.

Обобщение: уход за больным.

1

22.

Обязанности младшей медсестры.

1

23.

Водолечение: показания, противопоказания.

1

24.

Виды ванн.

1

25.

Подготовка ванн, дезинфекция.

1

26.

Тактика медицинской сестры при проведении ванн.

1

27.

Термометрия.

1

28.

Дезинфекция термометра.

1

29.

Виды лихорадок, действия медсестры.

1

30.

Что такое пульс. Измерение.

1

Пр. зан. № 3

31.

Характеристики пульса. Нормальный пульс.

1

32.

Что такое артериальное давление. Измерение. Нормальное АД.

1

Пр. зан. № 4

Диеты. Питание и кормление больныхз

7

33.

Основы диетотерапии. документация.

1

34.

Понятие об оптимальном питании.

1

35.

Организация лечебного питания.

1

36.

Диетическое лечебное питание. Картотека блюд.

1

Пр. зан. № 5

37.

Порционник.

1

38.

Питание больных - состав и калорийность пищи.

1

39.

Искусственное питание.

1

Основы фармакологии

5

40.

Основы фармакологии, основные понятия.

1

41.

Классификация лекарственных средств, их действия.

1

42.

Взаимодействие лекарственных средств в организме.

1

43.

Лекарства и прием пищи.

1

44.

Отрицательное воздействие лекарств на организм.

1

Лечебные процедуры

4

45.

Пути введения лекарственных средств.

1

46.

Внутримышечные, подкожные и внутривенные инъекции. Противопоказания.

1

Пр. зан. № 6

47.

Компрессы и их постановка.

1

Пр. зан. № 7

48.

Клизмы, показания и противопоказания.

1

Первая помощь при угрожающих состояниях

17

49.

Искусственное дыхание.

1

Пр. зан. № 8

50.

Непрямой массаж сердца.

1

Пр. зан. № 9

51.

Кровопускание.

1

52.

Транспортная иммобилизация.

1

Пр. зан. № 10

53.

Остановка кровотечений.

1

54.

Повязки.

1

Пр. зан. № 11

55.

Ожоги. Тактика. Уход.

1

Пр. зан. № 12

56.

Отморожения и замерзания.

1

57.

Солнечный удар.

1

58.

Тепловой удар.

1

59.

Поражение молнией.

1

60.

Раны мягких тканей.

1

Пр. зан. № 13

61.

Укусы насекомых и животных.

1

62.

Банки, показания и противопоказания.

1

Пр. зан. № 14

63.

Горчичники, обертывание. Показания и противопоказания.

1

64.

Отравление угарным газом.

1

65.

Асептика и антисептика.

1

Подведение итогов

3

66.

Обобщение и повторение изученного материала.

1

67.

Зачет

2

Итого:

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА" В ХI КЛАССЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Практические занятия

Заболевания мочевыводящей системы

4

1.

Заболевания почек. Жалобы больных при заболеваниях почек.

1

2.

Основные мочевые симптомы.

1

3.

Анализ мочи. Норма.

1

Пр. зан. № 1

4.

Обследование больных с заболеваниями почек.

1

Заболевания органов дыхания

5

5.

Заболевания легких. Основные жалобы.

1

6.

Кашель, мокрота, сбор мокроты.

1

7.

Виды одышек.

1

8.

Правила дыхательных движений.

1

9.

Обследование.

1

Пр. зан. № 2

Заболевания сердечно-сосудистой системы

9

10.

Заболевания сердечно-сосудистой системы.

1

11.

Жалобы при заболеваниях ССС, внешний вид больных с заболеваниями.

1

12.

Правила исследования пульса. Измерение артериального давления, нормы.

1

Пр. зан. № 3

13.

Обследование больных с заболеваниями ССС.

1

14.

ИБС. Жалобы. Причины, лечение.

1

15.

Инфаркт миокарда.

1

16.

Острая сосудистая недостаточность (коллапс, обморок, шок).

1

17.

Хроническая недостаточность кровообращения.

1

18.

Понятие гипертонической болезни.

1

Пр. зан. № 4

Заболевания желудочно-кишечного тракта

7

19.

Заболевания пищевода. Жалобы, обследование.

1

20.

Заболевания желудка. Жалобы, обследование.

1

21.

Гастрит.

1

22.

Язвенная болезнь, осложнения.

1

Пр. зан. № 5

23.

Заболевания кишечника. Жалобы, обследование.

1

24.

Заболевания печени, желчного пузыря. Жалобы, основные кишечные симптомы.

1

25.

Цирроз, гепатит, желчно-каменная болезнь, холецистит.

1

Заболевания системы крови

3

26.

Заболевания системы крови. Жалобы.

1

27.

Общий анализ крови. Нормы. Общий осмотр.

1

Пр. зан. № 6

28.

Понятие об анемиях.

1

Основы хирургической помощи

4

29.

Хирургическая помощь в поликлинике и стационаре.

1

30.

Асептика и антисептика.

1

Пр. зан. № 7

31.

Профилактика инфекций в хирургическом отделении.

1

32.

Уход за хирургическими больными.

1

Виды травм

5

33.

Закрытые повреждения мягких тканей (ушибы, растяжения).

1

34.

Раны.

1

35.

Ожоги.

1

36.

Отморожения.

1

37.

Первая помощь при переломах.

1

Пр. зан. № 8

Заболевания нервной системы

4

38.

Заболевания нервной системы. Инсульты.

1

39.

Менингиты.

1

40.

Обмороки. Бессонница.

1

41.

Остеохандроз позвоночника. Профилактика, методы - обследования.

1

Инфекционные заболевания.

6

42.

Инфекционные заболевания.

1

43.

Пути передачи инфекций.

1

44.

Общие правила ухода за инфекционными больными.

1

Пр. зан. № 9

45.

Личная гигиена, поведение медсестры в очаге инфекции, профилактика.

1

46.

Гепатит.

1

47.

Детские инфекции.

1

Вирусные инфекции

7

48.

Острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ).

1

49.

Профилактика гриппа.

1

50.

Уход за больными, заболевшими гриппом.

1

Пр. зан. № 10

51.

ВИЧ-инфекция.

1

52.

Вакцино-профилактика.

1

53.

Организация и проведение прививок.

1

54.

Уход за больными пожилого возраста.

1

Заболевания кожи.

5

55.

Заболевания кожи.

1

56.

Применение наружных лекарственных средств.

1

Пр. зан. № 11

57.

Пиодермия.

1

58.

Основные понятия венерических болезней.

1

59.

Вшивость.

1

ЛОР-заболевания

3

60.

Заболевания уха. Уход.

1

Пр. зан. № 12

61.

Заболевания горла.

1

62.

Заболевания носа.

1

Здоровый образ жизни.

2

63.

Здоровый образ жизни.

1

64.

Профилактика психоактивных веществ.

1

Подведение итогов

2

65.

Повторение и обобщение полученных знаний.

1

66.

Зачет.

1

Итого:

68

Список литературы:

  1. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2002. – 161 с.
  2. Кардашенко В.П. и др. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1988.
  3. Волывская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов

Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...

Методические разработки по модулю "Геология как наука" для профильного курса географии в 10-11 классах

В папку "Геология как наука" входят четыре презентации,  проверочный тест  с ответами, два практических задания и геологический понятийный диктант....

Профильный курс по геометрии для 10 класса

Предлагается рабочая программа и КТП  профильного курса по геометрии 10 класса. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Курс реализует профильное изучение геометрии в 10 классах....

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...

Программа профильного курса для учащихся 7-8 классов. Название курса: "Человек в окружающем мире."

Программа «Человек в окружающем  мире» имеет   естественнонаучную  направленность. Программа ориентирована на профильные классы, где учащиеся готовы углублять и расширя...