День птиц.Внеклассное мероприятие
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

В материале предлагается разработка внеклассного мероприятия к проведению Дня птиц в школе весной к 1 апреля (отмечается как Международный День птиц).Предлагается сценарий интересных сценок,конкурсов,викторин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits.vneklassnoe_merovpriyatie.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                      День птиц

Цель и задачи мероприятия: познакомить учащихся с многообразием  и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Оборудование: плакаты с гнездами птиц, цветные картинки птиц, маски для птиц, наряды для лесовичка, охотника-браконьера, слайды с пением и изображением птиц,макет дикой утки,объемные кочки их бумаги(изображающие кочки на болоте)

Ведущий:

Весна идет!

Рассеялись туманы -

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

Весна идет!

Уже расцвел подснежник -

Зовет весь мир очнуться ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет!

В наш край идет весна.

Вед.

На нашей планете живут

 Чудесные  созданья.

 Они летают и поют,

И землю свято берегут.

 Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

 Что случится, если птицы,

 На земле вдруг пропадут?

 Букашки, жучки, червячки,

 На деревья  нападут.

И съедят  кору, листочки,

 Обглодают ветки, почки -

 Вот что будет,

 Если птицы, если птицы,

 Все исчезнут - пропадут!

 И не будет щебетанья,

 Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

 Скучно будет, знают дети,

 Жить без птиц на белом свете!

Вед:

 Мы  хотим,  чтоб  птицы  пели.

Чтоб  вокруг  леса  шумели,

 Чтобы  были  голубые  небеса,

 Чтобы  речка  серебрилась.

И  была  на  ягодах  роса!

Начало весны…Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа .И мы с нетерпением ждем наших друзей-пернатых странников.А они появятся вот вот .Скворцы ,грачи, жаворонки. трясогузки, ласточки. стрижи.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц, он проводится  в России в первые дни апреля.Впервые праздник был организован в 1927 г юннатами Сокольнической биостанции.с тех пор День птиц стап массовым праздником юннатов.

Ученик.А сейчас немного удивительных фактов из жизни пернатых.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира - африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

Самые маленькие птицы в мире - колибри.

(Стр.67-68 из книги Биология- нестандартные уроки и мероприя)

Ученик 3. Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Вычислили, что сарыч, питающийся исключительно мышами и полевками, в течение 50 дней съедает не менее 265 грызунов, а мохноногий канюк – 415. За одно лето 3 тысячи грачей истребили 24,5 миллиона проволочных червей-личинок одного из самых губительных вредителей наших полей.

О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа.

Ученик 4. Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за две-три недели удваивают свой вес.

По наблюдениям, проводимым в окрестностях Москвы, дятел кормил птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера. До 350 раз он за это время прилетал к гнезду с какой-либо добычей.

Юные зоологи Центральной станции юных натуралистов подсчитали, что мухоловка-пеструшка 650 раз подлетала в течение суток с кормом к своему гнезду.

Трудно даже представить себе, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране! Вот почему охрана птиц, забота о них считаются одной из самых важных проблем нашего государства.

Про ласточку(выходит ученица с маской ласточки)(Слайд)

Я ласточка, прилетаю весной позже всех и раньше всех улетаю. Летаем мы со скоростью74 км в час.

У нас – у ласточек очень острое зрение и направлено оно больше вбок, поэтому мы замечаем каждую мошку, промелькнувшую мимо нас, спереди ли она пролетела или сбоку. Мы  делаем развороты на месте очень легко летая вдоль пригретой солнцем скалы или стены дома, спугиваем  крылом насекомых и тут же их схватываем.

Ласточки-береговушки гнезд не строят, а роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце  туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Таких нор на крутом берегу столько много, что образуется целый береговой городок. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. Перед дождем мы летаем очень низко к земле, так как насекомых больше внизу, они от влажного воздуха перед дождем намокают. С древности пошло такое поверье, кто разорит наши гнезда, тому будет несчастье. Польза от меня огромная ведь только я одна за лето уничтожаю до миллиона мух и комаров.

Про жаворонка(выходит ученица с маской жаворонка)

Я- жаворонок, почти одновременно со скворцами прилетаю, звонкий, голосистый.

Найду  ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, – вот и мое гнездо.

И яйца у нас под цвет травы и хлебов. Охотится эта птица всегда на земле, не ловит насекомых в полёте, или тех, которые заползают высоко на стебли растений. Потребность в воде они удовлетворяют росой, которая оседает на растениях. Часто можно увидеть полевого жаворонка, купающегося в пыли или песке, они очень любят такие места и постоянно к ним возвращаются, чтобы очистить оперение. Зимуем  на юге Европы,улетаем туда в сентябре.(Слайд)

Воробей(выходит ученица с маской воробья)

Я-воробей.(Слайд)

Весь день ловлю жуковЕм букашек,червяков

Зимовать не улетаю Под карнизом обитаю.

А знаете ли Вы, друзья, что мне в Америке поставлен памятник! Нас не было в Америке вообще до 1860 года, а завезли нас из Англии для спасения посевов пригорода Бостона от насекомых-вредителей и их гусениц. Вредителей мы уничтожили и нам благодарные жители поставили памятник в центральном парке города. Вот так! (Гордо уходишь)

Разыгрывается сценка "Разговор Скворца с Синицей".

Звучит пение скворца и он выходит

Выходит скворец

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете?

А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня - Скворец!

Верно! Вы угадали.

Я очень полезная птица,

С которой надо сдружиться.

Из года в год, из века в век

Живу там, где живет человек.

Селюсь с сельским жителем  рядом,

Слежу за его полем и садом -

Защищаю от вредителей

И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!

Выходит синица и обращается к скворцу

Здравствуйте, дорогой Скворец! Поздравляю вас с благополучным возвращением на родину.!

Скворец. Спасибо! Я сам очень рад!. Наконец то я опять принесу пользу своей родине, ведь моя семья уничтожит  за  месяц  до  24000  насекомых  и  их  личинок!

Синица.:-а я -синица,в отличии от Вас, уважаемый скворец, никуда не улетала, пока Вы там отдыхали в теплых странах, я круглый год – зимой и летом – отыскивала на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца. Моя семья,  поселившихся  в  саду  вместе  со  своим  потомством,  могут  очистить  от  насекомых-вредителей  40  больших  яблонь!

Синица. Да, Вам тут дети смастерили скворечник. Довольны ли вы новой квартирой?

Скворец. Сейчас я ее осмотрю, Первыми мы самцы и  прилетели ,чтобы подыскать скворечник , а  через несколько дней, прилетят нащи подруги-самки.  Хорошо, что ребята не стругали ту сторону доски, которая обращена вовнутрь. Птицам по шершавой доске удобней выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен темной краской.

Синица. Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проконопачены щели.

Скворец. Вы правы! Ужасно, когда квартира качается из стороны в сторону, но на этот раз все в порядке.

Синица. Вас не огорчает отсутствие жердей?

Скворец. Да что вы! Они нужны только кошкам!

 Синица. Где и когда вы дадите свой первый концерт?

Скворец. Сегодня на крыше скворечни. Вы знаете, у меня особый дар: перенимать чужие голоса и звуки. Я могу квакать, как лягушка, скрипеть, как телега, свистеть, как дрозд, буду привлекать своих подруг, скворечник уже готов!

Синица: ну что ж. давайте послушаем ваш концерт.(слайд с пением скворца)

На доске плакат "Разнообразие гнезд птиц".

Ученик 5 Такие же гнезда-ямки – у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях.

Ученик 6 У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель, в которой они выкармливают беспомощных птенцов. Иволга строит "гамачок" для детишек.

Ученик 7. Грач строит свое гнездо на вершине дерева. Так же просто устраивают свои гнезда ближайшие родственники грача – вороны и галки. (Слайды)

Ученик 8. Есть птицы, которые не вьют гнезда, а роют норки, как, например, ласточки-береговушки. Так им удобнее жить. Иногда на крутом берегу реки нор бывает так много, что получается целый ласточкин городок.

Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к  камышу чудо-домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце  туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем и будут защищать лес и сад от вредителей.

Ведь комары да мухи не только людей донимают, но и всех лесных обитателей. Так одна-единственная ласточка за лето до миллиона этой кусачей мелкоты истребляет. Да и стриж, и даже маленькая мухоловка ей не уступает.

А самая крошечная наша пичужка – королек – за год до 10 миллионов вредных насекомых съедает. Представляете, что осталось бы от леса, если бы не маленькие лесные пташки?  

Ученик 9: 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция об охране птиц. Поэтому 1апреля считается Международным Днём птиц. Впервые День птиц в нашей стране провели вдалёком 1927 году юннаты Сокольнической биостанции, что под Москвой, под руководствоммолодого орнитолога Дергунова Николая Ивановича. И с тех пор День птиц стал традиционным праздником всех юных друзей природы.

Ведущий: И вдруг дети услышали, как птицы обсуждали наступление весы.

Алиса: Слышите? Прислушайтесь, наступила настоящая весна, вот они , наши знаки наступления весны, птицы. Они начали петь и «разговаривать»

Малиновка: Ну, гнёздышко ухожила, яички уложены! Всё хозяйство управлено!  Теперь можно и про себя вспомнить, самой поесть и попить…Желта Иволга соседушка!

Иволга: Что тебе, соседушка Малиновка? Что тебе, голубушка?

Малиновка: Не присмотришь ли за моими гнёздами? От голода живот подвело. Полечу еды питьё добывать…

Иволга: Лети соседка! Так и быть, Посторожу твоё гнездо! Да только поторапливайся – как бы чего не вышло! Я, Иволга, малая да пугливая! Трудно мне два-то гнезда устеречь!

Малиновка: Я мигом ворочусь! Да и в гнезде у меня все яички – не птички! Лежат себе, не выскакивают, друг друга из дома не выталкивают. Ну, полетела.

Малиновка «улетает». Иволга остаётся одна возле двух гнёзд. На сцене появляется Ворона с корзиной, полной яичек.

Иволга: Ну, теперь мне нужно в оба глядеть, от гнезда к гнезду летать! А то не устеречь гнёзд!

Алиса: Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлыезвонкие песни, яркое оперение, оживляют природу, украшают наши сады и леса, создают нам с вами хорошее и радостное настроение. А самое главное – птицы уничтожают огромнейшееколичество вредных насекомых и мышей, особенно в период выкармливания птенцов. Без птицникогда не было бы хорошего урожая. И поэтому птицы заслуживают охраны и покровительства со стороны человека.Варя: И в первую очередь об этом должны позаботиться мы - школьники. Зима – трудное время для

птиц. В зимнее время птицы могут погибнуть не от холода, а от голода, так как не всегда можно найти пищу. Вот уже несколько лет зимой в нашем школьном саду работает «птичья столовая».

В подкормке птиц принимают активное участие многие учащиеся нашей школы. А такие

ученики открыли птичьи столовые околосвоих домов. На уроках труда мальчики сделал скворечников, ремонтируют старые иразвешивают их в школьном саду. Основные требования к скворечнику следующие: Скворечник должен быть изготовлен из сухих досок, внутри не струганных; без щелей; леток круглый,диаметром 4 -5 см.; с подставкой у входа; к дереву не прибивать, а прикреплять на высоте неменее 8 -10 метров и чтобы не качался.

Ворона: Ну и проворная же я, Воронушка! Ну и умная же головушка! Плохо ли придумала! Чем крылья трепать, еду промышлять – натаскала из гнёзд готовенького! Ещё и полудня, а у меня готов обед! Хватит и мне, и малым деткам, и нянькам, и мамкам, и ближним и дальним соседкам! А раньше-то весь день только и делала, что по лесу рыщешь добычу ищешь! У меня совсем другая жизнь пойдёшь – и сытая и весёлая.

Иволга: Да в уме ли ты Ворона? Слыхала ли дело – птице птиц обижать, у них яички таскать! Видно, нет у тебя, Ворона, ни стыда, ни совести!

Ворона: Кто это ещё пищит, Ворону срамит! Уж не ты ли, Иволга? Ах ты, пигалица несмышленая! Проучу я тебя, как меня, Ворону, порочить, вороньему уму-силе перечить! А ну-ка подавай сюда свои яички!

Иволга: Что ты, Ворона! В умели ты? В скорлупочках-то – птенчики, мои малые деточки!

Ворона: Вот-вот, и подавай сюда своих деточек в скорлупочках.

Иволга: Не отдам! Не отдам тебе, Воронище, чёрное разбойнище!

Ворона: Ха-ха-ха! Не даёшь, так я сама возьму! Я не гордая! Кар! Да тут ещё чьё-то гнездо! Как это я сразу не приметила? Ну, быть мне, Вороне, с поживой!

Иволга: Не тронь! Не тронь! Мне Малиновка наказывала гнездо стеречь!

Ворона: Вот бы и сидела, тихохонька, сторожиха! Я бы может, тебя и не заметила! Нет, выскочила против Вороны! Вот и получай теперь!

Иволга: Оставь! Оставь хоть по одному яичушку!

Ворона: И скорлупочки не оставлю! Пошла прочь, Малиновка, пока саму не заклевала! Как стукну клювом по темечку – тут и жива, не будешь! Будут вам, птицам, вперед наука!

Будете ворону уважать, Вороне честь оказывать! (Отталкивает Малиновку, забирает яйца)

Ишь, корзинка-то тяжелая! Будет, будет и мамкам, и нянькам, и малым деткам, и обед будет, и завтрачек. ( Уходит.)

Иволга:  Ой-ой-ой! Горе-несчастье приспело! Ой-ой-ой! Беда к нам пришла!

Малиновка: (Входит.) Что, соседушка? Что случилось? А где мои яички, мои малые детки?

Иволга:  Остались мы, подруженьки, без деточек! Всех прибрала Ворона – разбойница! Не  уберегла я наших птенчиков!

Малиновка: И до нас добралась Воронище! Горькие мы птахи, одинокие! Опустели наши тёплые гнёздышки!

Иволга:  Ой, беда, беда наша, соседушка!

Лесовичок: (Входит) Что это вы, пичужки, распечалились? Вам бы песни распевать, Весну-красну славить! А вы в место песен – расплакались!

Иволга:  До песен ли нам?! Опустели наши тёплые гнёздышки!

Малиновка:  Прибрала Ворона – разбойница наших деточек…

Лесовичок: Что?! Неужто и в правду Ворона за разбой взялась? Слух прошёл, что она гнёзда разоряет, птиц обижает. Да как-то мне всё не верилось…

Иволга:  Не верилось, пока не сделалось! Вот доберётся Ворона и до твоего гнезда, тут и уверишься!

Лесовичок: Ну, уж не бывать твоему! Постой, Ворона – негодница, найдём на тебя суд и управу! А ну выкладывай назад яйца в гнезда!Пойдем ка со мной, ворона, буду тебя учить уму разуму….

После сценки-эти слова ведущего

Вот  почему  заботам  о  птицах  является  важным  и  полезным  делом.  Закон  об  охране  и  использованию  животных  запрещает  убивать  птиц  и  разорять  их  гнезда.  Под  охраной  закона  находятся  многие  хищные  птицы.  Для  охраны  птиц  создаются  заповедники,  заказники.  На  Алтае  создано  36  заказников  Благовещенский  и Суетский заказник  создан  только  ради  спасения  птиц.  Необходимо  всегда  помнить,  что  птицы – друзья  леса,  сада,  и  огорода!.  Птицам  нужна  наша  помощь,  а  именно  мы  можем  построить  скворечники  и  развешать  их  весной.  А  зимой  вешать  кормушки.

                                           

                                                              Викторина

Куда  деваются  из  скворечников,  скорлупки  разбитых  яиц? (выносят  в  клюве  их  птицы)

 Какие  птицы  устраивают  по  нескольку  гнезд  на  одном  дереве?(Грачи)

 Назовите  птиц,  которые  гнездятся  колониями? (Чайки,  грачи,  ласточки)

 «пингвины»

 Почему  нельзя  трогать  яйца  птиц  в  гнездах? (птицы  могут  бросить  гнезда  и  тогда  яйца  погибнут)

 Какая  птица  резко  меняет  по  сезонам  года  цвет  своего  оперения (белая  куропатка)

 Зачем  грачи  ходят  по  пашне? (подбирают  червей,  личинки  жуков  и  др.  насекомых  на  свежеспаханной  земле)

Первый конкурс  «Разминка» (на знание имен птиц)

( за каждый правильный ответ на вопрос команда получает жетон)

*  Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

*  Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

*  Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

*  Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

*  Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

*  Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

*  У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

*  Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

*  Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

*  У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

*  У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

*  Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

*  Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

*  Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Третий конкурс. "Сороки - тараторки" (конкурс на знание скороговорок)

Ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

*  Дятел дуб долбил да не додолбил.

*  У перепела да перепелки пять перепелят.

*  Проворонила ворона вороненка.

*  Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

*  Три сороки – тараторки тараторили на горке.

*  Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДЕНЬ ИМЕННИНИКА" внеклассное мероприятие

Примерный конспект проведения тематического мероприятия.«День рождения – лучший праздник»Тема мероприятия:Поздравление учащихся, тех, кто родился осеньюЦель мероприятия:Повышение эстетического воспита...

Урок – праздник «День Благодарения» (внеклассное мероприятие)

Учитель: Вдовина О.В. МБОУ СОШ №30 г. ТамбоваУрок – праздник «День Благодарения» (внеклассное мероприятие). Рассчитано на обучающихся 5 - 11 классы.(разновозрастные группы) Задания даются с учетом воз...

Красивые птицы. Внеклассное занятие по изо 1 класс

Разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству. Объёмная аппликация "Красивые птицы"...

" В мире птиц" ( внеклассное мероприятие, посвященное Дню птиц)

Сценарий познавательного урока-игры " В мире птиц" содержит много конкурсов, познавательного материала о птицах. Материал разбит на мини-уроки обобщенные единой темой " Птицы"...

Классное мероприятие День Матери. Внеклассное мероприятие в 7 классе.

День Матери. Внеклассное мероприятие в 7 классе....