Урок Бактерии (ФГОС)
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
по учебнику Сонина Н.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakterii_tehnologich_karta.doc | 138 КБ |
test_bakterii.docx | 77.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Федякова В.В.
Место работы: ГБОУ СОШ №88 г. Санкт Петербург
Предмет: биология
Класс: 5 «Б»
Учебник: А.А. Плешаков, Н.И.Сонини «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Дрофа» 2016г.
Тема урока: Бактерии
Тип урока: урoк изучения и первичного закрепления полученных знаний
Цель урока: Формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значение в природе и жизни человека.
Основные термины и понятия: современная классификация живой природы, бактерии, формы бактериальной клетки (бациллы, кокки, диплококки, спириллы, вибрионы), спора, сапрофиты, паразиты, прокариоты, безъядерные.
Планируемые результаты | |
Предметные умения | Познавательные УУД:
|
| |
Коммуникативные УУД:
| |
Регулятивные УУД:
| |
Личностные УУД:
|
Организационная структура урока | ||||
№ | Этапы урока | Формируемые умения (УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Организационный момент (самоопределение деятельности) | Метапредметные УУД: Познавательные: формулировка целей и задач. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя. | Приветствие учителя, мобилизация внимания учащихся, отметка отсутствующих, высказывание добрых пожеланий детям, предложение ученикам пожелать друг другу удачи и подумать, что пригодится им для успешной работы на уроке, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку. ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА, САДИТЕСЬ. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ УЗНАЕМ МНОГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО | Проверка наличия источников информации, взаимодействие с учителем, подготовка рабочих мест к уроку. |
II | Мотивация к деятельности Цель – мотивировать учащихся на изучение многообразия представителей живой природы. | Метапредметные УУД: Познавательные: постановка и решение проблем. Коммуникативные:
Регулятивные: умение обнаруживать учебную проблему и определять тему урока. Личностные: обладать познавательной мотивацией и интересом к учению. | Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, воде, обитают в телах других организмов, найдены в гейзерах, соленых озерах, могут жить в реакторах атомных станций. «При увеличении в 1000 раз … выглядят как точки, запятые, чёрточки, скопления точек. Увеличенные в 10 000 раз, они выглядят как цистерны, шары, шланги, заполненные жидкостью». О них сегодняшний разговор. О каких организмах идёт речь? Предположите, какая будет тема урока? Отправимся в путь без сомнений и муки, Чтоб тайны освоить великой науки. Раскроим сегодня бактерий секреты – Без ядер, зато санитары планеты! Их изучали до нас очень многие Открыли секреты заведомо строгие. Придется пройти нам по дебрям науки Желательно только без лени и скуки Но все же она молода, как всегда Красавица в мире наук – биология – Наука о жизни! Вперед, господа! Актуализация знаний и мыслительных операций (внимания, памяти, речи). Учитель напоминает ученикам, чем все живые организмы отличаются друг от друга. Называет тему урока «Живые царства. Бактерии». Спрашивает учащихся о том, что они знают о бактериях, затем просит их сформулировать познавательную задачу урока. | Называют тему урока. Заполняют схему в рабочих тетрадях, рассказывают, что им известно о бактериях, формулируют познавательную задачу: «Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий». |
III | Постановка проблемы Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | Метапредметные УУД: Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы. Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу. Регулятивные: следят за ответами одноклассников. Личностные: культура общения и поведения на уроке. | Выполняет направляющую роль, подводит учащихся к самостоятельному определению цели урока. | Работая в парах, выдвигают цель урока «Формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значение в природе и жизни человека». Обосновывают свою точку зрения, оппонируют иному мнению. |
IV | Совместное открытие новых знаний Цель: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы. | Метапредметные УУД: Познавательные: - Формулирование проблемы и поиск путей решения; - информационный поиск; - анализ и выявление существенных и несущественных признаков, сравнение и установление причинно- следственных связей; - построение речевого высказывания. Регулятивные: - целепологание; - оценка и самооценка; - контроль. Коммуникативные: - умение слушать собеседника; - умение договариваться и находить общее решение; - учет разных мнений и умение обосновать собственное; - умение аргументировать свое предложении, убеждать Личностные: продолжается формирование межличностных отношений. | Организует работу учащихся Что вы уже знаете о бактериях из своего жизненного опыта и начальной школы? Впервые крошечные микрооргнизмы были открыты около 300 лет назад Антонио Левенгуком (он рассматривал различные объекты под своим микроскопом и увидел крошечные организмы, которые были различны по форме). – рассмотрите рисунки у вас на партах А)Итак начнем,рассматривать строение бактерии. По рисунку учебника на странице 60 выясним составные части бактерии и для чего они нужны….. Б) Из слов, написанных на доске составьте предложение, которое будет выводом о строении бактерии Просто Бактерии Организмы Устроенные Одноклеточные Давайте это определение запишем в словарик в тетрадь В) Зарисуйте схематично бактерию и подпишите основные части Г) Теперь давайте разберемся с формами бактерий Рисунок на странице 61 в учебнике Теперь рассмотрите рисунки, которые у вас лежат на партах и назовите какие формы бактерий представлены на нем….. Д) питание бактерий Затем учитель рассказывает об особенностях питания бактерий, большинство из которых не имеют хлорофилла, и потому питаются готовыми органическими веществами. Он называет бактерий – сапрофитов (питаются орган.вещ-ми отмерших организмов)и бактерий – паразитов (питаются органич.вещ-ми живых организмов), характеризуя особенности их питания. Д) Размножение Как и для всех живых организмов есть благоприятные условия и неблагоприятные условия в жизни. Рассмотрим, что происходит в благоприятных условиях (рисунок на странице 62) – делится надвое (каждые 20 минут материнская клетка бактерий делится) В неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой (рис на старнице 61). Как вы думаете – для чего ей это необходимо????Это не способ размножения – это особенность бактерий для перенесения неблагоприятных условий Е) роль бактерий. Давайте подумаем, а зачем нужны бактерии в природе и для жизни человека | Работают с источником информации, выполняют задания предложенные учителем, выполняют записи в рабочих тетрадях, описывают изменения, которые произошли с растительными остатками, заслушивают сообщения отдельных учеников о роли бактерий, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, делают выводы. |
V | Физкультминутка | А сейчас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Выполняют движения | |
VI | Первичное закрепление Цель: Установить степень усвоения учебного материала | Метапредметные УУД: Познавательные: - знать отличительные признаки бактериальной клетки, уметь находить ее на рисунках – знако-символическое моделирование Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении, умение вести дискуссию Регулятивные: - коррекция; - оценка Личностные: формирование отношения к представителям царства Бактерии. | Осуществляет контроль усвоения новых знаний, работа с тест, лежащими на партах | Самостоятельная работа с тестом с последующей самопроверкой по эталону, самоконтроль и взаимоконтроль. |
VII | Применение нового знания Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания | Метапредметные УУД: Познавательные: фиксируют результаты своей деятельности, анализируют результаты своей деятельности. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. Регулятивные: учатся предвидеть события. Личностные: учатся использовать знания о полезных и вредных свойствах бактерий в жизни. | Задание 1 Академик В.И. Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему это не происходит? Задание 2. Импровизированное задание «Угадай слово» (Бактерии) | Выполняют задания, выстраивают причинно-следственные связи. |
VIII | Рефлексия учебной деятельности Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока | Метапредметные УУД: Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания. Коммуникативные: приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других людей. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. Личностные: формирование личностного самоопределения. | Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели. В конце урока предлагается высказать свое мнение. Сегодня Я узнал……… Я сумел……… Я понял, что…. Урок дал мне для жизни… ОЦЕНИТЕ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы. |
IX | Домашнее задание | - Изучить § 7; - Составить при помощи взрослых список правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями (1 вариант) - используя доп. Источники информации, подготовьте сообщение о болезнях, вызываемых бактериями. Запишите план сообщения. Укажите источник использованной информации
|
Предварительный просмотр:
Выберите один правильный ответ
1.К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:
а.растения
б.бактерии
в.водоросли
г.грибы
2.Образование бактериями спор – это приспособление к:
а.размножению
б.перенесению неблагоприятных условий
в.паразитизму
г.передвижению
3.Бактерии размножаются:
а.почкованием
б.посредством половых клеток
в.спорами
г.делением клетки
4.Бактерии-паразиты питаются:
а.органическими веществами живых организмов
б.минеральными веществами
в.органическими веществами отмерших организмов
г.водой и углекислым газом
5.Бактерии-сапрофиты питаются:
а.органическими веществами живых организмов
б.минеральными веществами
в.органическими веществами отмерших организмов
г.водой и углекислым газом
Выберите один правильный ответ
1.К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:
а.растения
б.бактерии
в.водоросли
г.грибы
2.Образование бактериями спор – это приспособление к:
а.размножению
б.перенесению неблагоприятных условий
в.паразитизму
г.передвижению
3.Бактерии размножаются:
а.почкованием
б.посредством половых клеток
в.спорами
г.делением клетки
4.Бактерии-паразиты питаются:
а.органическими веществами живых организмов
б.минеральными веществами
в.органическими веществами отмерших организмов
г.водой и углекислым газом
5.Бактерии-сапрофиты питаются:
а.органическими веществами живых организмов
б.минеральными веществами
в.органическими веществами отмерших организмов
г.водой и углекислым газом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по фгос "Строение и жизнедеятельность бактерий"
прослеживается связь строения с жизнедеятельностью бактерий.Урок сопровождается презентацией....
УРОК. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ.ФГОС
Строение и жизнедеятельность бактерий....
Урок по ФГОС на тему "Бактерии" в 5 классе
Урок составлен по требованиям ФГОС...
Урок по ФГОС "Свойства живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и бактерий".
Урок по ФГОС "Свойства живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и бактерий"....
Ссылка на видео-урок "Обобщающий урок "Бактерии. Грибы"
Обобщающий урок "Бактерии. Грибы" в 5 классе учителя биологии Нестеровой Н.В....
Конспект урока по ФГОС для 5 класса по теме " Бактерии"
Конспект урока по ФГОС для 5 класса по теме "Бактерии"...
Открытый урок по ФГОС "Многообразие и значение бактерий" 5 класс
Разработка открытого урока имеет цель раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериям...