Урок Бактерии (ФГОС)
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Федякова Виктория Владимировна

по учебнику Сонина Н.И. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bakterii_tehnologich_karta.doc138 КБ
Файл test_bakterii.docx77.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Федякова В.В.

Место работы: ГБОУ СОШ №88 г. Санкт Петербург

Предмет: биология

Класс: 5 «Б»

Учебник: А.А. Плешаков, Н.И.Сонини «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Дрофа» 2016г.

Тема урока: Бактерии

Тип урока: урoк изучения и первичного закрепления полученных знаний

Цель урока: Формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значение в природе и жизни человека.

Основные термины и понятия:  современная классификация живой природы, бактерии, формы  бактериальной клетки (бациллы, кокки, диплококки, спириллы, вибрионы), спора, сапрофиты, паразиты, прокариоты, безъядерные.

Планируемые результаты

Предметные умения

Познавательные УУД:

  1. Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую.
  2. Выделять главное в тексте, структурировать материал.
  3. Формулирование проблемы.
  1. Уметь распознавать признаки царства Бактерии.
  2. Уметь объяснять значение бактерий в природе и в жизни человека.
  3. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями
  4.  Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о бактериях.
  5. Закладывать простейшие опыты.
  6. Создавать простейшие   мультимедийные презентации для сопровождения своих сообщений.

Коммуникативные УУД:

  1. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
  2. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
  3. Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  4. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Регулятивные УУД:

  1. Умение организовать выполнение заданий учителя.
  2. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
  3. Составлять план работы с учебником.
  4. Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные УУД:

  1. Осознание ответственного отношения к природе, необходимость защиты окружающей среды.
  2. Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.
  3. Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.
  4. Доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формируемые умения (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент (самоопределение деятельности)

Метапредметные УУД:

Познавательные: формулировка целей и задач.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя.

Приветствие учителя, мобилизация внимания учащихся, отметка отсутствующих, высказывание добрых пожеланий детям, предложение ученикам пожелать друг другу удачи и подумать,  что пригодится им для успешной работы на уроке, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку.

ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА, САДИТЕСЬ. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ УЗНАЕМ МНОГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО

Проверка наличия источников информации, взаимодействие с учителем, подготовка рабочих мест к уроку.

II

Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение многообразия представителей живой природы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: постановка и решение проблем.

Коммуникативные:

  • внимательно слушать речь других учащихся,
  • умение выражать свои мысли.

Регулятивные: умение обнаруживать учебную проблему и определять тему урока.

Личностные: обладать познавательной мотивацией и интересом к учению.

Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, воде, обитают в телах других организмов, найдены в гейзерах, соленых озерах, могут жить в реакторах атомных станций. «При увеличении в 1000 раз … выглядят как точки, запятые, чёрточки, скопления точек. Увеличенные в 10 000 раз, они выглядят как цистерны, шары, шланги, заполненные жидкостью».

О них сегодняшний разговор.  О каких организмах идёт речь? Предположите, какая будет тема урока?

Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны освоить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато санитары планеты!

 Их изучали до нас очень многие

 Открыли секреты заведомо строгие.

 Придется пройти нам по дебрям науки

 Желательно только без лени и скуки

 Но все же она молода, как всегда

 Красавица в мире наук – биология –

 Наука о жизни!

 Вперед, господа! 

Актуализация знаний и мыслительных операций (внимания, памяти, речи).

Учитель напоминает ученикам, чем все живые организмы отличаются друг от друга.

Называет тему урока «Живые царства. Бактерии».

Спрашивает учащихся о том, что они знают о бактериях, затем просит их сформулировать познавательную задачу урока.

 Называют тему урока.

Заполняют схему в рабочих тетрадях, рассказывают, что им известно о бактериях, формулируют познавательную задачу: «Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий».

III

Постановка проблемы

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

Метапредметные УУД:

Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы.

Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу.

Регулятивные: следят за ответами одноклассников.

Личностные: культура общения и поведения на уроке.

Выполняет направляющую роль, подводит учащихся к самостоятельному определению цели урока.

Работая в парах, выдвигают цель урока «Формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значение в природе и жизни человека».

Обосновывают свою точку зрения, оппонируют иному мнению.

IV

Совместное открытие новых знаний

Цель: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: 

 - Формулирование проблемы и поиск путей решения;

 - информационный поиск;

 - анализ и выявление существенных и несущественных признаков, сравнение и установление причинно- следственных связей;

 - построение речевого высказывания.

Регулятивные: 

 - целепологание;

 - оценка и самооценка;

 - контроль.

Коммуникативные:

 - умение слушать собеседника;

 - умение договариваться и находить общее решение;

 - учет разных мнений и умение обосновать собственное;

 - умение аргументировать свое предложении, убеждать

Личностные: продолжается формирование межличностных отношений.

Организует работу учащихся Что вы уже знаете о бактериях из своего жизненного опыта и начальной школы?

Впервые крошечные микрооргнизмы были открыты около 300 лет назад Антонио Левенгуком (он рассматривал различные объекты под своим микроскопом и увидел крошечные организмы, которые были различны по форме). – рассмотрите рисунки у вас на партах

А)Итак начнем,рассматривать строение бактерии. По рисунку учебника на странице 60 выясним составные части бактерии и для чего они нужны…..

Б) Из слов, написанных на доске составьте предложение, которое будет  выводом о строении бактерии

Просто

Бактерии

Организмы

Устроенные  

Одноклеточные

Давайте это определение запишем в словарик в тетрадь

В) Зарисуйте схематично бактерию и подпишите основные части

Г) Теперь давайте разберемся с формами бактерий

Рисунок на странице 61 в учебнике

Теперь рассмотрите рисунки, которые у вас лежат на партах и назовите какие формы бактерий представлены на нем…..

Д) питание бактерий

Затем учитель рассказывает об особенностях питания бактерий, большинство из которых не имеют хлорофилла, и потому питаются готовыми органическими веществами. Он называет бактерий – сапрофитов (питаются орган.вещ-ми отмерших организмов)и бактерий – паразитов (питаются органич.вещ-ми живых организмов), характеризуя особенности их питания.

Д) Размножение

Как и для всех живых организмов есть благоприятные условия и неблагоприятные условия в жизни. Рассмотрим, что происходит в благоприятных условиях (рисунок на странице 62) – делится надвое (каждые 20 минут материнская клетка бактерий делится)

В неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой (рис на старнице 61). Как вы думаете – для чего ей это необходимо????Это не способ размножения – это особенность бактерий для перенесения неблагоприятных условий

Е) роль бактерий. Давайте подумаем, а зачем нужны бактерии в природе и для жизни человека

Работают с источником информации, выполняют задания предложенные учителем,  выполняют записи в рабочих тетрадях, описывают изменения, которые произошли  с растительными остатками, заслушивают сообщения отдельных учеников о роли бактерий, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, делают выводы.

V

Физкультминутка

А сейчас физкультминутка,  

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

 Распрямились, потянулись,

 А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,  

Отдохнули мы слегка.

Выполняют движения

VI

Первичное закрепление

Цель:

Установить степень усвоения учебного материала  

Метапредметные УУД:

Познавательные: - знать отличительные признаки бактериальной клетки, уметь находить ее на рисунках – знако-символическое моделирование

Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении, умение вести дискуссию

Регулятивные: 

 - коррекция;

 - оценка

Личностные: формирование отношения к представителям царства Бактерии.

Осуществляет контроль усвоения новых знаний, работа с тест, лежащими на партах

Самостоятельная работа с тестом с последующей самопроверкой по эталону, самоконтроль и взаимоконтроль.

VII

Применение нового знания

Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания

Метапредметные УУД:

Познавательные: фиксируют результаты своей деятельности, анализируют результаты своей деятельности.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности.

Регулятивные: учатся предвидеть события.

Личностные: учатся использовать знания о полезных и вредных свойствах бактерий в жизни.

Задание 1

Академик В.И. Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему это не происходит?

Задание 2. Импровизированное задание «Угадай слово» (Бактерии)

Выполняют задания, выстраивают причинно-следственные связи.

VIII

Рефлексия учебной деятельности

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока

Метапредметные УУД:

Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.

Коммуникативные: приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других людей.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль.

Личностные: формирование личностного самоопределения.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.

В конце урока предлагается высказать свое мнение. Сегодня

Я узнал………

Я сумел………

Я понял, что….

Урок дал мне для жизни…

ОЦЕНИТЕ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы.

IX

Домашнее задание

 - Изучить § 7;

  - Составить при помощи взрослых список правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями (1 вариант)

 - используя доп. Источники информации, подготовьте сообщение о болезнях, вызываемых бактериями. Запишите план сообщения. Укажите источник использованной информации

 



Предварительный просмотр:

Выберите один правильный ответ

1.К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

а.растения

б.бактерии

в.водоросли

г.грибы

2.Образование бактериями спор – это приспособление к:

а.размножению

б.перенесению неблагоприятных условий

в.паразитизму

г.передвижению

3.Бактерии размножаются:

а.почкованием

б.посредством половых клеток

в.спорами

г.делением клетки

4.Бактерии-паразиты питаются:

а.органическими веществами живых организмов

б.минеральными веществами

в.органическими веществами отмерших организмов

г.водой и углекислым газом

5.Бактерии-сапрофиты питаются:

а.органическими веществами живых организмов

б.минеральными веществами

в.органическими веществами отмерших организмов

г.водой и углекислым газом

Выберите один правильный ответ

1.К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

а.растения

б.бактерии

в.водоросли

г.грибы

2.Образование бактериями спор – это приспособление к:

а.размножению

б.перенесению неблагоприятных условий

в.паразитизму

г.передвижению

3.Бактерии размножаются:

а.почкованием

б.посредством половых клеток

в.спорами

г.делением клетки

4.Бактерии-паразиты питаются:

а.органическими веществами живых организмов

б.минеральными веществами

в.органическими веществами отмерших организмов

г.водой и углекислым газом

5.Бактерии-сапрофиты питаются:

а.органическими веществами живых организмов

б.минеральными веществами

в.органическими веществами отмерших организмов

г.водой и углекислым газом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по фгос "Строение и жизнедеятельность бактерий"

прослеживается связь строения с жизнедеятельностью бактерий.Урок сопровождается презентацией....

УРОК. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ.ФГОС

Строение и жизнедеятельность бактерий....

Урок по ФГОС на тему "Бактерии" в 5 классе

Урок составлен по требованиям ФГОС...

Урок по ФГОС "Свойства живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и бактерий".

Урок по ФГОС "Свойства живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и бактерий"....

Ссылка на видео-урок "Обобщающий урок "Бактерии. Грибы"

Обобщающий урок "Бактерии. Грибы" в 5 классе учителя биологии Нестеровой Н.В....

Конспект урока по ФГОС для 5 класса по теме " Бактерии"

Конспект урока по ФГОС  для 5 класса по теме "Бактерии"...

Открытый урок по ФГОС "Многообразие и значение бактерий" 5 класс

Разработка открытого урока  имеет цель  раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериям...