ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе курса «Биология. 5 класс» подготовила учитель МАОУ СШ №72 НАТАХИНА РАИСА НИКОЛАЕВНА
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе курса «Биология. 5 класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
орпро | 39.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; описание оснащения учебного процесса.
В Пояснительной записке дается характеристика курса «Биология. 5класс», раскрываются цели, образовательные и предметные результаты изучения курса. Раздел «Основное содержание курса» включает перечень изучаемого содержания с перечнем разделов, лабораторных и практических работ, экскурсий; в разделе «Тематическое планирование» представлены перечень тем курса, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем, основных видов деятельности ученика, требований к результатам обучения на личностном, метапредметном и предметном уровне. Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011 под ред. Трайтака Д.И. – 6 класс. Согласно ФГОС изучение биологии начинается с 5 класса и материал тем был разделен на 2 года обучения (5 и 6 класс). Курс рассчитан на 35 учебных часов(1 час в неделю). В 5 классе при составлении рабочей программы произошло перераспределение часов данных на изучение отдельных тем в 6 классе. Уменьшено количество часов на изучение тем: «Развитие растительного мира» - на 1 час; «Клеточное строение растений» - на 2 часа; «Побег» - на 3часа; «Цветок» - на 3 часа. Увеличено количество часов на изучение тем: «Семя» - вместо 2 часов до 4 часов; «Корень» - 5 часов вместо 4 часов по программе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Примерная программа основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.
Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011.
Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений:в2ч. Ч.I/ Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
Обучающие цели:
- Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
- Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
- Развитие знаний об основных методах биологической науки;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в растительном мире;
- Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
- Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
- Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
- Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую -ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности.
2.Общекультурную -опыт освоения учащимися научной картины мира.
3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.
4.Информационную - умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
5.Коммуникативную - овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.
6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.
7.Компетенцию личностного самосовершенствования -формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Разделы | Компетенции |
1.«Введение». | Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.Общекультурная |
2.«Разнообразие растительного мира». | Ценностно-смысловая, учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.Общекультурная |
3.«Клеточное строение растений». | Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная, информационная. |
4. «Семя – орган голосеменных и цветковых растений». | Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная, информационная. |
5. «Корень. Связь растений с почвой» | Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная, информационная. |
6. «Побег» | Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная, информационная. |
7. «Лист. Связь растений с внешней средой» | Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная, информационная. |
8. «Цветок. Образование семян и плодов» | Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная, информационная. |
Программа рассчитана на учащихся 5 класса общеобразовательных школ.
Количество часов по рабочему плану
Всего – 35 часа; в неделю – 1 час.
Форма промежуточной аттестации – тестирование, отчеты по лабораторным, исследовательским, проектным работам
итоговой аттестации – итоговое тестирование.
Требования к результатам обучения
Процесс обучения организуется с учетом целей и содержания программы, на системно -деятельностной основе. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили овладение учащимися системой знаний, предметными, общими учебными умениями, универсальными учебными действиями и способами деятельности, такими, как: наблюдение и описание изучаемых явлений, объяснение этих явлений; планирование и проведение простейших опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей между развитием растительного организма и условиями его существования, обработке полученных в ходе исследований результатов.
Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями , содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах по разработке проекта, выполнению экспериментальных заданий, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.
Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе ФГОС.
В соответствии с ФГОС ООО требования к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях:
в результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» ученики 5 класса научатся:
- Характеризовать признаки растительных организмов
- характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;
- различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;
- характеризовать строение и физиологические процессы свойственные растительным организмам;
- различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;
- регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;
- различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;
- определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;
- улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;
- находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;
ученики получат возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения биологической литературы;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;
- выдвигать гипотезы иорганизовывать исследования с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
- правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;
- используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;
- выделять эстетические достоинства объектов растительного мира;
В результате изучения курса «Биология. 5 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
- Личностные результаты
учащиеся 5 класса должны
- Знать основные принципы отношения к живой природе;
- Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
- Метапредметные результаты
учащиеся 5 класса должны
- овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
- Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
- Предметные результаты
В познавательной сфере учащиеся 5 класса должны
- Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
- Различать жизненные формы растений;
- Знать строение и процесс деления клетки;
- Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
- Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
- Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
- Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
- Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
- Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.
В ценностно-ориентационной сфере
- Знать основные правила поведения в природе.
- Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности
- Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
- Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности
- Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.
- Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
В эстетической сфере
- Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.
- Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
- публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Учащиеся должны знать/понимать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
• принципы современной классификации живой природы;
• основные характеристики царств живой природы;
• клеточное строение растительных организмов;
• основные свойства живых организмов;
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания.
Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности для:
-выращивания комнатных растений;
-охраны окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. (1час)
Растения как составная часть живой природы. Ботаника-наука о растениях.
Разнообразие растительного мира (3часа)
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.
Практическая работа № 1 «Составление паспорта растений».
Демонстрации: натуральные объекты -светолюбивые и теневыносливые растения; представители различных жизненных форм растений; типы почв; фрагмент уч. Фильма «Растения разных экологических групп».
Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».
Клеточное строение растений (4часа)
Клетка -основная единица живого. Строение клетки. Деление клеток. Растительные ткани, их функции.
Демонстрации: таблицы и слайды с изображением растительных клеток, процесса деления клеток; фрагменты уч.фильмов «Растительная клетка», «Деление клетки», «Ткани растений»
Практическая работа №2«Основные части лупы и микроскопа. Приемы работы с ними».
Практическая работа № 3 «Рассматривание клеток невооруженным глазом и с помощью лупы».
Практическая работа №4«Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассматривание под микроскопом».
Семя (4часа)
Многообразие семян. Строение и состав семян. Дыхание семян. Покой и прорастание семян.
Демонстрации: натуральные и гербарные образцы семян растений.
Лабораторная работа №1(обучающая)«Строение семени».
Лабораторная работа №2«Обнаружение крахмала, клейковины».
Коллективная проектная деятельность №1«Составление коллекции семян растений своей местности».
Корень. (5часов)
Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Строение и рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Демонстрации: гербарные и натуральные корневые системы; видеоматериалы: «Типы корней», «Строение и рост корня», «Передвижение воды и минеральных веществ по корню».
Побег (5часов)
Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек. Стебель -осевая часть побега. Рост стебля. Видоизменения побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю.
Демонстрации: гербарные и натуральные образцы побегов и почек различных растений; таблицы и слайды с изображением почек, побегов; видеоматериалы: «Строение почки», «Стебель и его строение», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Лабораторная работа №3обучающая) «Строение почек».
Лабораторная работа №4«Определение возраста дерева по спилу».
Лабораторная работа №5 «Строение клубня »
Коллективная проектная деятельность №2«Коллекция растений родного края, имеющих разнообразные побеги».
Коллективная проектная деятельность №3«Проект вертикального озеленения пришкольной территории».
Лист. (5часов)
Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Видоизменения листьев. Внутреннее строение листа. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Демонстрации: гербарные и натуральные образцы листьев, таблицы и слайды с изображением внутреннего строения листа, видеоролики: «Лист и его строение», «Фотосинтез», «Дыхание растений».
Экскурсия №2 «Весенние изменения в жизни растений».
Цветок. (6часа)
Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия. Опыление у цветковых растений. Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Жизнь плодов вне материнского растения
Демонстрации: гербарные и натуральные образцы цветков, соцветий, семян, плодов
Лабораторная работа №6(обучающая) «Строение цветка».
Лабораторная работа №7«Изучение пыльцы цветов разных растений».
Лабораторная работа №8 «Изучение и определение плодов»
Коллективная проектная деятельность№4«Подбор растений для непрерывно цветущего цветника. Цветочные часы».
Индивидуальная проектная деятельность №5 – фотогалерея «Растения леса,( болота, луга). Удивительные растения.
Летнее задание – 1 час.
Резервное время-2 часа.
Всего 33 часа 2 часа резервное время
Из них 16 работ практической направленности, из них:
Лабораторные обучающие | Лабораторные обязательные | Практические работы | Исследовательские работы | Проектные работы | Экскурсий | |
- | №1,2,3,4,5,6,7,8,9 | №1,2,3,4,5,6 | №1 | №1 | ||
всего | 0 | 9 | 6 | 0 | 1(по желанию) | 1 |
Тема | Всего часов | Практика |
Введение. | 3 | 1 |
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | 12 | 2 |
Клеточное строение живых организмов. | 9 | 8 |
Ткани живых организмов. | 9 | 5 |
Всего 33 ч.+2 резервного времени | 16 |
Список методической литературы по предмету
- Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. I / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
- Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)-2-е изд., испр.-М. Мнемозина, 2011.
- Интернет–ресурсы: bio.1september.ru; new.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru
Список литературы для учащихся:
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 2008.
- Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М. ; Просвещение, 2002
- Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 кл.: пособие для учащихся.М.: Мнемозина, 2007.
- Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Сборник задач и упражнений. 6(7) кл.: М.: Мнемозина, 2007.
Перечень лабораторных работ
1.Строение семени.
2.Обнаружение крахмала и клейковины3.Строение почек.
4.Определение возраста дерева по спилу.
5.Строение клубня.
6.Строение цветка.
7.Изучение пыльцы цветков разных растений.
8.Изучение и определение плодов.
Перечень практических работ
1.Составление паспорта растений.
2.Основные части микроскопа и лупы. Приемы работы с ними.
3.Рассматривание клеток невооруженным глазом и с помощью лупы.
4.Приготовление препарата клеток сочной чешуи кожицы лука.
Перечень экскурсий Темы проектов
1.осенние изменения в жизни растений. 1.Составвление коллекции семян растений своей местности – к.п.д.
2.Весенние явления в жизни растений. 2.Коллекциярастений родного края, имеющих разнообразные побеги -к.п.д.
3.Проект вертикального озеленения пришкольной территории –к.п.д.
4.Подбор растений для непрерывно цветущего цветника. Цветочные часы. – к.п.д.
5.Фотогалерея «Растения леса (болота, луга). Удивительные растения – и.п.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе
Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....
Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...
Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.
Пояснительная составлена для рабочей программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....
Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс
Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....
Пояснительная записка к рабочей программе история 10 класс
Пояснительная записка к интегрированному курсу история 10 класс...
Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс
Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору "Основы черчения" для учащихся 9-х классов
Представлена пояснительная записка к рабочей программе курса профориентационной направленности "Основы черчения". Данный курс направлен на учащихся 9-х классов....