«Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень».
план-конспект занятия по биологии (9 класс) на тему
«Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-obobshchayushchiy_urok_po_teme_kletochnyy_uroven.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 9 класс
План урока
Тема
«Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень».
1. Цели урока
обобщить знания о строении клетки, строении и значении клеточных органелл, повторить особенности протекания энергетического и пластического обмена в клетке и ее деления.
Элементы содержания: строение клетки, энергетический обмен (гликолиз), пластический обмен (биосинтез), деление клетки (митоз).
Тип урока: повторение и обобщение.
Оборудование: таблицы «Строение клетки», «Деление клетки», «Обмен веществ».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
Проводится в форме письменного зачета с использованием различных заданий, предназначенных для двух вариантов.
1. Тест (задания с кратким ответом).
Вариант I
1. Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют:
а) клеточной мембраны и цитоплазмы;
б) митохондрий и рибосом;
в) оформленного ядра;
г) пластид, вакуолей, оболочки из целлюлозы.
2. Разнообразные функции в клетке выполняют молекулы:
а) ДНК;
б) белков;
в) иРНК;
г) АТФ.
3. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:
а) любого организма;
б) содержащих хлоропласты;
в) содержащих лизосомы;
г) содержащих митохондрии.
4. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:
а) глюкозы до пировиноградной кислоты;
б) белка до аминокислот;
в) крахмала до глюкозы;
г) пировиноградной кислоты до углекислого газа.
5. Совокупность реакций синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии света называют:
а) хемосинтезом;
б) фотосинтезом;
в) брожением;
г) гликолизом.
6. В световой фазе фотосинтеза используется энергия солнечного света для синтеза молекул:
а) липидов;
б) белков;
в) нуклеиновых кислот;
г) АТФ.
7. Преобразование углекислого газа в углеводы происходит:
а) в световой фазе;
б) в темновой фазе;
в) в процессе биосинтеза белков;
г) в процессе энергетического обмена.
8. В процессе трансляции тРНК присоединяется:
а) к иРНК;
б) рибосоме;
в) полипептидной цепочке;
г) ДНК.
9. Последовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов в ДНК называется:
а) полимеразой;
б) триплетом;
в) антикодоном;
г) генетическим кодом.
10. Хромосомы располагаются по экватору клетки:
а) в профазе;
б) в метафазе;
в) в анафазе;
г) в телофазе.
Вариант II
1. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:
а) плазматической мембраны;
б) оформленного ядра;
в) рибосом;
г) цитоплазмы.
2. Особенно много митохондрий в клетках:
а) костных;
б) тромбоцитах;
в) мышечных;
г) эпидермиса.
3. Световая фаза фотосинтеза в отличие от темновой фазы происходит:
а) только на свету в тилакоидах хлоропластов;
б) на свету и в темноте в тилакоидах хлоропластов;
в) только на свету в строме хлоропластов;
г) на свету и в темноте в строме хлоропластов.
4. В кислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:
а) глюкозы до пировиноградной кислоты;
б) крахмала до глюкозы;
в) глюкозы до углекислого газа и воды;
г) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды.
5. Особенность обмена веществ у растений по сравнению с животными состоит в том, что в их клетках происходит:
а) хемосинтез;
б) энергетический обмен;
в) фотосинтез;
г) биосинтез белка.
6. При фотосинтезе кислород образуется в результате:
а) расщепления воды;
б) разложения углекислого газа;
в) восстановления углекислого газа до глюкозы;
г) синтеза АТФ.
7. Основной синтез молекул АТФ происходит в процессе:
а) биосинтеза белков;
б) синтеза углеводов;
в) подготовительного этапа энергетического обмена;
г) кислородного этапа энергетического обмена.
8. Синтез белков происходит:
а) в клеточном центре;
б) в вирусах;
в) в аппарате Гольджи;
г) в рибосомах.
9. Образование иРНК по матрице ДНК называется:
а) трансляцией;
б) транскрипцией;
в) биосинтезом;
г) гликолизом.
10. Хромосомы расходятся к полюсам клетки:
а) в профазе;
б) в метафазе;
в) в анафазе;
г) в телофазе.
2. Задания на установление соответствия и правильной последовательности.
Вариант I
1. Установите соответствие между процессами и условиями их протекания.
Условия протекания | Процессы |
1. Происходит в хлоропластах 2. Происходит в митохондриях 3. Только на свету 4. И на свету, и в темноте 5. В любых живых клетках 6. В зеленых клетках растений | А) Фотосинтез Б) Клеточное дыхание |
2. Установите правильную последовательность процессов фото-
синтеза:
А) возбуждение хлорофилла;
Б) синтез глюкозы;
В) соединение электронов с НАДФ+ и Н+;
Г) фиксация углекислого газа;
Д) разложение воды.
Вариант II
1. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена, и видами обмена веществ.
Процессы | Виды обмена веществ |
1. Поглощение света 2. Окисление пировиноградной кислоты 3. Выделение углекислого газа и воды 4. Синтез молекул АТФ за счет химической энергии 5. Синтез молекул АТФ за счет энергии света 6. Синтез углеводов из углекислого газа и воды | А. Фотосинтез Б. Энергетический обмен |
2. Установите правильную последовательность этапов энергетического обмена:
А) расщепление биополимеров до мономеров;
Б) поступление органических веществ в клетку;
В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды;
Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;
Д) синтез 36 молекул АТФ.
3. Задания со свободным ответом.
Вариант I
1. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Объясните, каким образом оно проявляется на клеточном уровне.
2. В чем заключается различие между сапрофитами и паразитами?
3. Может ли существовать клетка, не способная к самостоятельному синтезу веществ? Ответ обоснуйте.
Вариант II
1. Можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания?
2. В чем заключается отличие между автотрофами и гетеротрофами?
3. В чем заключается биологическое значение митоза?
Ответы
1. Тест.
Вариант I | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
г | б | б | а | б | г | б | а | б | б | |
Вариант II | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | в | а | г | в | а | г | г | б | в |
2. Задания на установление соответствия.
Вариант I
1. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | Б | А | Б | Б | А |
2. | А | Д | В | Г | Б |
Вариант II
1. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | Б | Б | Б | А | А |
2. | А | Б | Г | В | Д |
Домашнее задание: повторение материала раздела
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по биологии в 9 классе по теме «Клеточный уровень организации живой природы»
Работа рассчитана на 45 минут.Максимальное количество баллов-37 баллов: Часть А: 20 баллов(за каждый правильно выполненный тест 1 балл)Часть В: 12 баллов(за каждое правильно выполненное задание ...
Биологический диктант по теме «Клеточный уровень. Обобщение", 9 класс
Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...
Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...
тесты по теме "КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ"
Представлены тесты для писменной проверки знаний по разделу "Клеточный уровень" по темам "Строение клетки " и "Способы деления клетки. Митоз" Для каждой темы представлена подборка вопросов для блицопр...
Зачет по теме "Клеточный уровень организации", подготовка к ЕГЭ
В презентации собраны задания по материалу ЕГЭ теме "Клеточный уровень организации"...
Контрольная работа на тему: "Клеточный уровень"
Контрольная работаТема: "Клеточный уровень"9 классДва вариантаТипы заданий: выбери правильные утверждения; решите правильно или неправильно то или иное суждение; определить связь между терми...
обобщение по теме "Клеточный уровень"
Задания для к.р взяты с сайта ФИПИ. Работа состоит из 8 вариантов с заданиями разного уровня сложности. Можно использовать в качестве проверки знаний на уроке или при подготовке к ОГЭ....