Урок-КВН по теме: "Кровь. Кровообращение"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Выявить уровень сформированности понятий по теме; продолжить формирование понятий об организме , как едином целом, взаимосвязи его с окружающей средой.
Развить и закрепить умение учащихся работать с различными видами тестов; использовать знания в нестандартных ситуациях; прослеживать межпредметные связи биологии с химией, математикой и др. предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_krov.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карачаево-Черкесская республика
Хабезский муниципальный район
Лицей а.Хабез
Автор – Орзалиева Л.М. - учитель биологии
высшей квалификационной категории
Обобщающий урок по теме: «Кровь. Кровообращение».
Цель урока: Выявить уровень сформированности понятий по теме; продолжить формирование понятий об организме, как едином целом, взаимосвязи его с окружающей средой.
Развить и закрепить умение учащихся работать с различными видами тестов; использовать знания в нестандартных ситуациях; прослеживать межпредметные связи биологии с химией, математикой и др. предметами.
Ход урока.
Организационный момент.
Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает название и обосновывает выбор. («Эритроцит», «Тромбоцит»). В жюри входят учитель и два наиболее сильных ученика класса.
1 конкурс – заполнить «анкету»
Имя | Эритроцит |
Место рождения | Красный костный мозг |
Место обитания | Кровяное русло |
Продолжительность жизни | 100-120 дней |
Место отмирания | Печень, селезенка |
Количество в 1 мм3крови | 4,5-5 млн |
Особые приметы | Не имеет ядра, клетка имеет форму двояковогнутого диска, содержит гемоглобин. |
Функции | Перенос кислорода и углекислого газа |
Аналогично заполняется анкета «Тромбоцит» второй командой. Правильность заполнения анкеты проверяется жюри, оценка 5- балльная.
2- блиц- конкурс. Учитель задает командам поочередно вопросы , на которые нужно сразу же ответить. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Процесс переваривания и поглощения чужеродных частиц (фагоцитоз)
- Белки, образующиеся в организме и обезвреживающие чужеродные тела и их яды (антитела)
- Невосприимчивость к инфекционным заболеваниям (иммунитет)
- Введение убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни (прививка)
- Иммунитет, врожденный или приобретенный после перенесенного заболевания (естественный)
- Иммунитет ,созданный путем введения человеку сыворотки (искусственный пассивный)
- Иммунитет, созданный путем введения человеку вакцины (искусственный активный)
- Лейкоциты, осуществляющие фагоцитоз (фагоциты)
- Плазма крови, лишенная фибриногена (сыворотка)
- Противосвертывающее вещество, выделяемое пиявками (гирудин)
- Заболевание несвертываемости крови (гемофилия)
- Наследственный фактор, находящийся в эритроцитах у 85 % людей (резус- фактор)
- Жидкая часть крови, остающаяся после удаления форменных элементов крови (плазма)
- Постоянство внутренней среды организма (гомеостаз)
- Болезнь, связанная с уменьшением количества эритроцитов или гемоглобина в крови (анемия, малокровие)
- Нерастворимый волокнистый белок, участвующий в свертывании крови (фибрин)
- Клетки крови, не имеющие постоянной формы, способные к передвижению (лейкоциты)
- Кто является создателем учения об иммунитете ?(И.И. Мечников)
- Кто впервые применил оспопрививание? (Э.Дженнер)
- Кто ввел понятие внутренней среды организма? (К. Бернар)
Жюри подводит итоги конкурса.
3 конкурс- сочинить биологическую сказку «Приключения лейкоцитов в организме человека». Использовать следующие термины: кроветворные органы, красный костный мозг, фагоцитоз, воспалительный процесс, иммунитет.
Предлагается сказка, сочиненная одной из команд: В огромном мире человеческого организма расположилось государство лейкоцитов. Они были добрые, мужественные, сильные. Но на них часто совершали набеги микробы. Однажды утром их враги под предводительством страшного Микробоса напали на мирный организм. Бесстрашные лейкоциты встали на его защиту. Началась беспощадная война – фагоцитоз. Сначала лейкоциты несли большие потери, но вскоре из кроветворных органов – красного костного мозга, селезенки, лимфатических узлов появилась подмога - многочисленная армия лейкоцитов. Вместо ненависти они вырабатывали антитела, создавая иммунитет. Многие лейкоциты погибли, борясь с армией генерала Микробоса. Эта война нарушила покой всего человеческого организма. Температура человеческого организма повысилась, но через некоторое время лейкоциты одержали победу и температура человеческого организма возвратилась к исходной. Теперь лейкоциты знали своих врагов в лицо. Королевство лейкоцитов продолжает поддерживать чистоту и порядок и защищать его от Микробоса.
Конкурс оценивается в 5 баллов.
4 конкурс. Вставить пропущенные слова .
«Путешествие эритроцита в организме человека»
Родился в (красном костном ) мозге. Током крови меня понесло в правое предсердие. Открылись (трехстворчатые) клапаны и я оказался в (правом желудочке). Хотел было я вернуться обратно, но не смог открыть створки, ведь они удерживаются прочными (сухожильными) нитями. Прошло всего (0,3) секунды, и я оказался перед (полулунными) клапанами, закрывающими вход в (легочную) артерию. Они открылись и я понесся к легочным пузырькам. Там произошел (газообмен). Мой пассажир – гемоглобин обменял (СО2 ) на (О2 ). Теперь он стал называться (оксигемоглобин). Оттуда по (легочным) венам я попал в (левое) предсердие. На этом я завершил путешествие по (малому) кругу кровообращения. Левое предсердие вступило в фазу (систолы) и через
(0,1 сек) я оказался в (левом) желудочке. За мной плотно сомкнулись (двухстворчатые) клапаны и через (0,3 сек) я оказался ,пройдя (полулунные) клапаны в аорте. Меня понесло к внутренним органам. После газообмена я по (нижней полой вене) попал в правое предсердие. Так я завершил свое путешествие по (большому кругу) кровообращения. Я очень горжусь собой, потому что участвую в осуществлении одной из важнейших функций крови- дыхательной.
Работы проверяются жюри .Оценка 5-балльная.
5. Решение биологических задач.
- Можно ли человеку со 2 (rh-) группой крови перелить кровь 2 (rh+) группы? Ответ поясните.
- Рассчитайте объем крови собственного организма.
- Рассчитайте массу гемоглобина в найденном объеме крови.
Для решения задач используйте следующие данные:
Масса крови составляет 7 % от массы тела.
Плотность крови- 1,06 г/мл.
100 мл крови содержит 14 г гемоглобина.
Задачи решаются индивидуально. Жюри оценивает результаты по 5- балльной системе.
6. Практические задания командам:
- Окажите 1 помощь при артериальном кровотечении. Объясните свои действия. Укажите признаки артериального кровотечения.
- Окажите 1 помощь при венозном кровотечении. Объясните свои действия. Укажите признаки венозного кровотечения.
Конкурс оценивается по 5- балльной системе.
В конце урока подводятся итоги конкурсов. Объявляется команда- победитель.
Из опыта работы Орзалиевой Л.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок контроля знаний по теме "Кровь и кровообращение"
Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" проводится в игровой форме, что способствует повышению познавательной активности обучающихся....
Урок по теме "Кровь и кровообращение" 8 класс
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме "Кровь и кровообращение" (биология, 8 класс) Конспект и презентация...
Конспект урока по биологии 8 класс "Биомарафон", обобщение знаний по теме "кровь и кровообращение".
Технология использования в обучении игровых методов....
Презентация урока на тему "Кровь и кровообращение. Состав крови"
Презентация рассчитана на 2 урока и предусматривает полное изучение состава крови для общеобразовательного класса с обобщающим тестом. Может служить материалом для подготовки к ЕГЭ...
Урок по теме "Кровь и кровообращение". 8 класс
На уроке применяются различные виды деятельности учащихся. Ученики самостоятельно анализируют результаты своей работы и дают самооценку....
презентация к уроку по теме "Кровь и кровообращение". 8 класс
На уроке применяются различные виды деятельности учащихся. Ученики самостоятельно анализируют результаты своей работы и дают самооценку....
Обобщающий урок в 8 классе по теме «Кровь и кровообращение»
Обобщающий урок в 8 классе по теме "Кровь и кровообращение"...