Урок по теме "Кровь и кровообращение" 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Бочарникова Тамара Александровна

Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме "Кровь и кровообращение" (биология, 8 класс) Конспект и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Докучаевская СОШ Таловского района

Воронежской области

Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме «Кровь и кровообращение» (8 класс)

(в рамках районного семинара учителей биологии)

Учитель биологии ВКК

Бочарникова Тамара Александровна

2010-2011 учебный год

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме «Кровь и кровообращение»

Цели урока.

1. Проверить знания по теме «Кровь и кровообращение».

 Проверить умения:

  1. распознавать объекты,
  2. строить схемы,
  3. устанавливать связь строения с выполняемой функцией,
  4. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях,
  5. работать с текстом,
  6. находить нужную информацию

2. Развивать навыки оценки и самооценки знаний, творческих способностей.

3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету, способствовать формированию здорового образа жизни, повышению мотивации к учёбе.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Сообщение целей урока, хода урока. (1 слайд)
  2. Биологический диктант или терминологическая разминка (20 баллов)

(2 слайд – проверка)

  1. Кроссворд (работа с терминами: сердце, инсульт, анемия, инфаркт, гиподинамия, эритроцитоз,  (найти в БЭ Кирилла и Мефодия), гипертония. (7 баллов)

(3 слайд)

  1. Клетки крови (3 балла). Какую форму имеют эритроциты и почему?

(4-5 слайд)

  1. Строение сердца (11 баллов). Одинакова ли толщина стенок отделов сердца. Почему?

(6-7 слайды)

  1. Работа сердца (3 балла). Решите задачу. Человеку 70 лет. Сколько лет из них его сердце трудится?

(8-9 слайды)

  1. Кровеносные сосуды (3 балла). Отличаются ли кровеносные сосуды по строению. Почему?

(10-11 слайды)

  1. Составить логическую схему к понятиям (2-5 баллов)

(12 слайд)

  1. Группы крови. Немая схема. Озвучить и ответить на вопрос: зачем нужно знать группу крови?  (2 балла)

(13 слайд)

Демонстрация файла «Резус-конфликт»

  1. Умеете ли вы… (4 балла)
  1. Рассматривать микропрепарат крови человека под микроскопом. (впечатления от увиденного в цифровой микроскоп)
  2. Находить пульс и считать число его ударов. Делать функциональную сердечно-сосудистую пробу. (Ребята, найдите пульс.)
  3. Измерять артериальное давление. (Кто сможет показать, как измерять артериальное давление?)
  4. Останавливать носовое, капиллярное, артериальное и венозное кровотечения.

(14 слайд)

(Демонстрация файла «Остановка артериального кровотечения»)

  1. Ребята, в качестве творческого задания вы выполняли синквейны. Хотите посмотреть, что получилось у одноклассников? (Обсуждение и выделение лучшего синквейна) (2 балла)
  2.  Тест на дом  

(Демонстрация файла «Сердце и кровеносная система)

  1. Оцени себя (16 слайд)

55 баллов и более – «5»

45 – 55 баллов – «4»

35 – 45 баллов – «3»

Менее 35 баллов – исправить положение

  1. «Берегите здоровье друг друга,

У природы мы – малая часть.

Вы кому-то ответили грубо,

Чью-то жизнь сократили сейчас»

А. Дементьев

(17 слайд)

Приложение 1

1 задание. Знание терминологии.

Выполняется в форме биологического диктанта. Учитель читает определение, учащиеся записывают термины

1.    Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.)

2.    Самый крупный сосуд. (Аорта.)

3.    Красные кровяные клетки. (Эритроциты.)

4.    Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)

5.    Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.)

6.   Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывемости крови. (Гемофилия.)

7.   Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.)

8.     Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.)

9.     Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)

10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.)

11.      Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.)

12.      Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.)

13.      Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)

14.      Жидкая часть крови. (Плазма.)

15.      Группа крови универсального донора. (1 или 00.)

16.      Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело.)

17.      Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.)

18.      Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.)

19.      Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.)

20.      Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии.)

Приложение 2

Синквейны, выполненные учениками

  1. Лазукин Вячеслав

Аорта

Большая, толстая

Сжимается, разжимается, толкает

«Аорта есть – ума не надо»

Клёво!

  1. Бурсов Александр

Сердце

Главное, загадочное

Бьётся, останавливается, вздрагивает

«Сердце, ты – жизнь»

Драгоценность!

  1. Бурсова Ирина

Сердце

Беспокойное, главное

Бьётся, работает, сокращается

«Моё сердце болит, мучается, мается»

Необходимо!

  1. Васильев Роман

СПИД

Страшный, неизлечимый

Убивает, съедает, заражает

«СПИД – чума XXI века»

Страшно!

  1. Полехин Евгений

Сердце

Красивое, доброе

Работает, отдыхает, страдает

«Сердце, тебе не хочется покоя»

Любовь!

  1. Стаева Елена

Кровь

Красная, быстрая

Течёт, доставляет, защищает

«Разожгла мою кровь!»

Много!

  1. Штанько Анжела

Иммунитет

Активный, пассивный

Защищает, охраняет, убивает

«Сделай прививку – будет иммунитет!»

  1. Янковский Евгений

Иммунитет

Врождённый, приобретённый

Защищает, убивает, вырабатывается

«Иммунитет – в массы!»

Щит!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме «Кровь и кровообращение» Бочарникова Тамара Александровна Учитель биологии, химии МОУ Докучаевская СОШ Таловского района Воронежской области

Слайд 2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме «Кровь и кровообращение» Цели урока учителя: получить информацию об уровне знаний, умений и навыков учащихся по теме «Кровь и кровообращение» Цели ученика на уроке: убедиться, что приобретённые знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям; выявить пробелы в знаниях, если они есть, и попытаться ликвидировать их.

Слайд 3

1. Проверь себя Кровообращение 11. Вены Аорта 12. Донор Эритроциты 13. Гемоглобин Фагоцитоз 14. Плазма Венозная 15. 1 или 00 Гемофилия 16. Антитело Большой круг кровообращения 17. Артериальная Вакцина 18. Пульс Лейкоциты 19. Малый круг кровообращения Иммунитет 20. Артерии За каждый правильный ответ поставь 1 балл, запиши общее количество баллов

Слайд 4

И Н С У Л Ь Т А Н Е М И Я И Н Ф А Р К Т Г И П О Д И Н А М И Я Э Р И Т Р О Ц И Т О З Г И П Е Р Т О Н И Я 2. Дайте определения следующим словам 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 5

1 2 3 3. Клетки крови Какие клетки крови обозначены цифрами?

Слайд 6

1 2 3 3. Клетки крови Проверь себя. 1 – эритроциты; 2 – кровяные пластинки; 3 - лейкоциты

Слайд 7

4. Строение сердца Напишите, что обозначено цифрами

Слайд 8

4. Строение сердца Проверь себя 1 - правое предсердие; 2 - верхняя полая вена; 3 - аорта; 4 - лёгочная артерия; 5 - полулунные клапаны; 6 - левое предсердие; 7 - лёгочные вены; 8 - створчатые клапаны; 9 - левый желудочек; 10 - правый желудочек; 11 - нижняя полая вена.

Слайд 9

5. Работа сердца Напишите, какие фазы работы сердца обозначены буквами А, Б, В

Слайд 10

5. Работа сердца Проверь себя А – общее расслабление (диастола), пауза Б – сокращение (систола) предсердий; В – сокращение (систола) желудочков

Слайд 11

6. Что обозначено на рисунке цифрами 1-3?

Слайд 12

6. Кровеносные сосуды 1 – вены; 2 – артерии; 3 – капилляры. Отличаются ли кровеносные сосуды по строению? Почему?

Слайд 13

7. Составь логическую схему к понятиям: 1. Иммунитет (5 баллов) 2. Типы кровотечений (3 балла) 3. Причины заболеваний сердца и сосудов (5 баллов) 4. Круги кровообращения (4 балла) 5. Пути передачи ВИЧ инфекции (5 баллов) 6. Внутренняя среда организма (3 балла) 7. Виды регуляции работы сердца и сосудов (2 балла)

Слайд 14

8.

Слайд 15

9. Умеете ли вы… Рассматривать микропрепарат крови человека под микроскопом. Находить пульс и считать число его ударов. Делать функциональную сердечно-сосудистую пробу. Измерять артериальное давление. Останавливать носовое, капиллярное, артериальное и венозное кровотечения.

Слайд 17

Синквейн

Слайд 18

Клетка→ткань→орган→система органов→ организм

Слайд 19

Оцени себя 55 баллов и более – «5» 45 – 55 баллов – «4» 35 – 45 баллов – «3» Менее 35 баллов – исправить положение

Слайд 20

«Берегите здоровье друг друга, У природы мы – малая часть. Вы кому-то ответили грубо, Чью-то жизнь сократили сейчас» А. Дементьев

Слайд 21

Источники информации: Терминологический диктант Рисунки из учебника «Биология Человек» авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д Маш, М. «Вентана-граф» 2004 С D 1C Школа Биология Человек 8 класс Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....