Урок контроля знаний по теме "Кровь и кровообращение"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" проводится в игровой форме, что способствует повышению познавательной активности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kontrolya_znaniy_po_teme.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ
«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»
Разработала урок: Завалкина Татьяна Алексеевна-
учитель биологии высшей квалификации
МОУ АСОШ №1 г.Андреаполя Тверской
области.
Цели урока: закрепить терминологию по теме, процесс движения крови по кругам кровообращения, сердечный цикл, процессы образования тромба и формирование иммунитета.
Учащиеся должны знать:
1. терминологию по теме
2. названия элементов крови
3. сердечный цикл
Иметь представление:
1) о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и их профилактике;
2) о вреде алкоголя, никотина и наркотиков на органы и системы органов;
3) о необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.
Учащиеся должны уметь:
1. Оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечений .
2. Уметь подсчитывать пульс.
Оборудование: -таблицы
-муляж сердца
-видеофрагмет фильма
-лабораторное оборудование.
Ход урока.
Учитель: Добрый день. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю солнце). А какое у вас настроение? (Солнце, солнце за тучей, туча).
У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьезных, значимых вещах для нашего здоровья. Ребята, мы закончили изучение темы «Кровь и кровообращение» и сегодня у нас урок контроля знаний по данной теме. А урок мы проведем в игровой форме по плану:
1.Разминка.
2.Кабинет «Функциональной диагностики».
3. «Если хочешь быть здоров…»
4.Кабинет «911»
5..Аптека
6.Кабинет «Криминалиста»
7.Кабинет «Тестирования».
8.Подведение итогов.
Работу организуем следующим образом : класс делим на 4 группы. У каждой группы на столе имеется « Зачетный лист», куда будут заноситься баллы за выполненные задания (каждое задание оценивается).
Задания | Ф.И. обучающегося | Баллы | Общий балл |
Итак, начинаем наш урок. Разминка – знание терминов (за правильный ответ-1 балл заносится в Зачетный лист)
1. Движение крови по кровеносным сосудам. ( Кровообращение.)
2. Самый крупный сосуд. ( Аорта.)
3. Красные кровяные клетки. ( Эритроциты.)
4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. ( Фагоцитоз.)
5. Кровь, насыщенная углекислым газом. ( Венозная.)
6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. ( Гемофилия.)
7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. ( Большой круг кровообращения.)
8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. ( Вакцина.)
9. Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты.)
10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. ( Иммунитет.)
11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. ( Вены.)
12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. ( Донор.)
13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. ( Гемоглобин.)
14. Жидкая часть крови. ( Плазма.)
15. Группа крови универсального донора. ( I или 00.)
16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. ( Антитело.)
17. Кровь, насыщенная кислородом. ( Артериальная.)
18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. ( Пульс.)
19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. ( Малый круг кровообращения.)
20. Сосуды, несущие кровь от сердца. ( Артерии.)
Давайте переместимся в кабинет «Функциональной диагностики», посмотрим видеофрагмент о строении сердца и его работе (просмотр видео)
Учитель: На 18 день после зачатия в крохотном, не больше горошине комочке клеток, человеческом зародыше начинает биться и уже не останавливаться наше сердце до самой смерти.
Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или иначе всё земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело!
Это пожалуй единственный орган, который даже у отъявленных лентяев не увиливает от работы и трудится в хорошем темпе. За 100 лет человеческой жизни сердце успевает сделать 5 миллиардов сокращений. Известно, что чем больше подвижность, активность жизненных процессов, тем чаще сердцебиение.
Учитель: Приведу несколько примеров. У птиц в минуту сердце сокращается 1 тыс. раз, у курицы-400, у коровы-80, тигра-60, верблюда-40, у слона-28 раз. Почти 2,5 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км. За 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили!»- и и упал мёртвым. Произошла внезапная остановка сердца от чрезмерного напряжения. Сейчас нам понятно, что спортсмен погиб от сильной нагрузки на сердце.
Давайте посмотрим как работает наше сердце в разных условиях. А для этого выполним лабораторную работу.
Выполнение лабораторной работы - « Подсчет пульса в разных условиях» (1-5 баллов).
Инструктивная карточка №1 :
Для работы нужен секундомер. Порядок работы:
- Подсчитайте число ударов пульса за одну минуту в положении сидя.
- Сделайте такой же подсчет в положении стоя.
- Подсчитайте пульс после 10 приседаний.
- Полученные цифры запишите в таблицу:
Число пульсовых ударов в минуту | |||
При покое | После 10 приседаний | ||
В положении сидя | В положении стоя | ||
Сравните и объясните результаты наблюдений.
5.Вычислите работу своего сердца по формуле Р=МхДхС, где
М – масса крови = 0,07;
Д - давление крови в аорте = 2
С - число пульсовых ударов за одну минуту ( каждый берет из таблицы свои данные)
Р - работа сердца в джоулях.
- Сделайте вывод о работе сердца в разных условиях.
Учитель подводит итог: после физической работы число сердечных сокращений, а значит и пульсовых ударов увеличивается.
Учитель: Какие из заболеваний занимают 1 место? Да, это заболевания ССС. Назовите, известные вам заболевания (гипертония, анемия, порок сердца, инфаркт миокарда, инсульт…). Для того, чтобы уберечь себя от этих заболеваний, мы должны знать причины их вызывающие и меры по предупреждению этих заболеваний. Следующий конкурс:
«Если хочешь быть здоров…». Продолжите фразу и обоснуйте ответ.(1-3 балла)
1 группа.
1.Если у вас дурная привычка курить…..
2.Возрастная гипертония возникает в результате…
2 группа.
1.Если нетренированный человек пробежит марафон…
2.Если развивается малокровие…
3 группа.
1.Если происходит закупорка сосуда, снабжающего кровью сердце….
2.Если сильно загрязнена рана…
4 группа.
1.Если нерационально, неправильно питаться и вести малоподвижный образ жизни…
2.Если никогда не делать прививки….
Мы с вами познакомились с видами кровотечений у человека. Эти знания необходимы каждому для того, чтобы не смалодушничать и вовремя оказать помощь человеку, попавшему в беду. Если это сделать вовремя – значит спасти жизнь человеку , а это важно. Поэтому мы сейчас в кабинете «911»
Кабинет «911».(1-5 баллов)
На столе лежат бинты, палочки для закрутки, резиновые трубки …
Каждая группа учащихся показывает и рассказывает приемы первой помощи при кровотечениях. (10 минут)
Примерные вопросы.
1 группа
1 .При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден, какую помощь надо оказать пострадавшему?
2 . Остановите условное артериальное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника
2 группа
- Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему?
2. Остановите условное венозное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника
3 группа.
1.Повреждена рука в области тыльной стороны ладони – кровь сочится. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему.
2. Остановите условно капиллярное кровотечение у одноклассника
.
4 группа.
1.У пострадавшего бледный цвет лица, холодный липкий пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс. Определите тип кровотечения.
2. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?.
Учитель: Борьба с ССЗ – одна из основных проблем современного поколения людей. Поэтому , наряду с лекарственными препаратами, человек использует лекарственные растения. (Презентация обучающегося).
Конкурс «Аптека».
Сообщение обучающейся в форме презентации о лекарственных растениях, произрастающих в нашем регионе, и используемых в народной медицине для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. (5 баллов).
Кабинет «Криминалиста» (1-5 баллов)
В группе на партах стоят микроскопы, даны образцы крови под №1 и №2 (№1-кровь человека, №2-кровь лягушки).
Учащимся необходимо решить задачу: криминалисту надо выяснить, какой образец крови (№1 или №2) принадлежит человеку, и доказать почему? (10 минут) .
Учитель: Наш урок подходит к концу, и в заключение всегда подводят итоги. Мы тоже не будем отходить от традиции – и проверим себя: как мы усвоили материал о ССС в кабинете «Тестирования».
(Предлагается решить тест из 11 вопросов, выбрав 1 правильный ответ).
Проверка теста в парах. (без ошибок-3балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки-1 балл)
Кабинет « Тестирования»
Внутренней средой организма являются:
А) кровь и лимфа;
б) кровь и тканевая жидкость;
В) кровь, тканевая жидкость и лимфа.
- Плазма крови от общего объема составляет:
А) 40%;
Б) 60%;
В) 92%.
3. Продолжительность жизни эритроцитов:
А) 10-20 дней
Б) 30 суток
В) 100-120 суток.
4.Функция эритроцитов состоит в переносе:
А) только кислорода;
Б) только углекислого газа;
В) кислорода и углекислого газа.
5.Содержание воды в плазме:
А)75%
Б)90-92%
В)95%.
6.Количество эритроцитов в 1 мм3 составляет в норме:
А)4-5 млн;
Б)4-5 тыс;
В)6 млн.
7.Эритроциты в основном образуются:
А) в плоских костях;
Б) в трубчатых костях;
В) в печени.
8. Лейкоциты и лимфоциты образуются:
А) только в красном костном мозге;
Б) только в селезенке и лимфатических узлах;
В) в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах.
9. Свертываемость крови заключается:
А) в склеивании эритроцитов и лейкоцитов;
Б) в переходе растворимого фибриногена в нерастворимый фибрин;
В) в разрушении тромбоцитов в месте травмы.
10. Естественный иммунитет вырабатывается в результате:
А) перенесенной болезни;
Б) введения в организм готовых антител;
В) введения лечебной сыворотки.
11.Вакцина – это:
А) жидкая часть плазмы после склеивания клеток крови;
Б) культура ослабленных микробов;
В) антитела, выделенные лимфоцитами.
Ответы: 1-в; 2-б; 3-в; 4-в; 5-б; 6-а; 7-а; 8-в; 9-б; 10-а; 11-б.
Подведение итогов урока.
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков, остальные 85% в руках самого человека. Значит наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Помните об этом.
Физкультминутка «Ап –чхи».
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!!
Домашнее задание : написать небольшое сочинение на тему «О чем думает мое сердце?»
20 - 23б - «5»
16 - 19б - «4»
12 - 15б - «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся
Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.В контролирующей части устанавливается ...
Урок русского языка в 6 классе. Дидактический и демонстрационный материал к уроку контроля знаний по разделу «Морфология. Имя числительное»
Презентация снабжена дидактическим и демонстрационным материалом познавательного характера (серия «Знаете ли вы?») для проведения контрольного урока в 6 классе по разделу «Морфология. Имя числительное...
Урок контроля знаний по теме "Организмы" в 5 классе
Материал содержит тест с двумя группами заданий ( 1) выбрать один правильный ответ; 2) выбрать три правильных ответа, ) Такой подход позволит интенсивно развивать у пятиклассников культуру работы с те...
Урок контроля знаний по теме "Организмы" в 5 классе
Материал содержит тест с двумя группами заданий ( 1) выбрать один правильный ответ; 2) выбрать три правильных ответа, ) Такой подход позволит интенсивно развивать у пятиклассников культуру работы с те...
Конспект урока по активизации познавательной деятельности учащихся. Тема урока. Контроль знаний по теме: «Текстовый редактор».
Цель урока:· проверить и оценить теоретические знания учащихся по теме «Текстовый редактор»;· воспитывать стремление к овладению...
«Урок - смотр знаний по теме "Кровь. Кровообращение." 8 класс
Цели:Обобщить все знания, полученные при изучении темы «Кровь и кровообращение».Выделить особое место повторению терминов по данной теме, закрепить умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчит...
Конспект открытого занятия "Урок - смотр знаний по теме "Кровь. Кровообращение"
Конспект открытого занятия с презентацией урока...