Тема урока: Рефлекторная регуляция, с демонстрационным опытом.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме


Конспект урока по биологии на тему "Рефлекторная регуляция, с демонстрацией опыта коленного (сухожильного) рефлекса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_2.docx21.5 КБ
Файл pechat_2.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока:    Рефлекторная регуляция, с демонстрационным опытом.

Задачи урока: сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения и т.д.

Цель урока:    на основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке вы познакомитесь рефлекторной регуляцией функций в организме человека.

1:Что такое нейрон, его строение.

2:Какие вы знаете виды нейронов и их функции.

3: Что такое рефлекс?

Следовательно, основой нервной системы является нейрон; нервная система при помощи нервных импульсов, которые передаются при помощи разных типов нейронов, регулирует все функции в организме.

4: Какой тканью образована нервная система?

5: Расскажите о строении нервной ткани.

6: Что такое нервные волокна?

7: Что такое нервы? 

Следовательно, нервная ткань образует органы нервной системы ; клетки нервной ткани способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать и передавать нервные  импульсы  по нервным волокнам.

III. Изучение новой темы. 

1. Рефлексы врождённые и приобретённые

В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы. Человек рождается с целым набором готовых рефлексов.  Рефлексы человека разнообразны: при слишком ярком освещении мы прикрываем глаза, поворачиваем голову на громкий звук, отдёргиваем руку от горячего предмета, моргаем, если в глаз попала соринка, кашляем, чихаем, начинаем убегать при опасности.  Все эти рефлексы совершаются без каких-либо условий, поэтому они называются безусловными. Человек рождается с ними, поэтому безусловные рефлексы называют врождёнными. Они сохраняются в течение всей жизни, не изменяются и передаются по наследству.

Но одних безусловных рефлексов человеку недостаточно, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям среды. Поэтому на базе безусловных рефлексов формируются условные (возникшие при определённых условиях, в условиях жизненного опыта).  Они не постоянны. Могут затухать за ненадобностью. Например, если в течение длительного времени вы утром встаёте по будильнику, то организм привыкает, и в дальнейшем будете просыпаться в это же время, но уже без звонка будильника.  Летом, когда вам не нужно рано вставать, ваш организм отвыкнет от этого рефлекса.

2. Рефлекторный принцип деятельности  нервной  системы.

Как же осуществляется рефлекс?

Осторожно прикоснитесь к внешним и внутренним уголкам глаза, к ресницам. Что происходит? Это мигательный рефлекс. Почему же люди моргают, чихают, отдёргивают руки?

Во всех органах тела, под кожей имеются рецепторы – окончания чувствительных нейронов. Они преобразуют раздражение в нервные импульсы. Нервные импульсы по чувствительному пути идут в ЦНС. Там информация перерабатывается вставочными нейронами. Затем из ЦНС по двигательному пути идёт сигнал к органу или мышце.  

Разбирается схема рефлекторной дуги коленного рефлекса (по учебнику).

 Демонстрация опыта.

Цель опыта:

1.Выявить безусловный коленный рефлекс, установить особенности рефлексов спинного мозга: их врожденную, анатомически закрепленную связь между определенным рецептором и исполнительным органом.

2.Рассмотреть части рефлекторной дуги, научиться ее анализировать.

 Ход опыта:

1.Уточните, что безусловными  рефлексами называются постоянные, врожденные реакции организма на различные воздействия раздражителя  из  внешней среды, осуществляемые  при участии нервной системы. Их можно наблюдать и у человека.

2.Пронаблюдайте получение коленного  рефлекса.  Рефлекс  возникает при  ударе медицинским молоточком или ребром ладони по сухожилию  четырехглавой мышцы. Она находится под коленной чашечкой. Растяжение сухожилия четырехглавой мышцы вызывает   рефлекторное  разгибание ноги в колене. Для получения  коленного рефлекса испытуемого  учащемуся необходимо сесть на стул  и  положить ногу на ногу. Учитель  или вызываемый к доске учащийся ударяет молоточком или ребром ладони по сухожилию  четырехглавой мышцы. Если  удар не растягивает сухожилие, рефлекс не проявляется. В этом случае надо повторить опыт, более тщательно выбирая место удара.

  При демонстрации проявление этого  рефлекса  может быть ослабленно, если испытуемый зажмет ногу. Чтобы отвлечь ,  его от этого,  ему можно ему можно предложить  сложить руки в замок и сжать их. Это действие снимает напряжение ног ,и опыт получается лучше.

Вывод по  опыту:  коленный  рефлекс проявляется только в том случае, если растягивается сухожилие   четырехглавой мышцы. Тогда в рецепторах возникают нервные импульсы, которые  по ..………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Путь, по которому нервные импульсы  идут от рецепторов к исполнительным органам, называется рефлекторной дугой.

Схема рефлекторной дуги:  рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон (исполнительный), рабочий орган. Это сложная рефлекторная дуга.

В простой рефлекторной дуге отсутствуют вставочные нейроны.

Скопления нейронов в ЦНС, вызывающие то или иное рефлекторное действие, называется рефлекторным центром этого рефлекса.

Все наши действия происходят при участии и контроле со стороны ЦНС. Например, ребёнок, увидев игрушку, протягивает к ней руку: по исполнительным нервным путям от головного мозга пришла команда – что надо делать. Это прямые связи. Вот ребёнок схватил игрушку, и тотчас по чувствительным нейронам пошли сигналы о результатах деятельности. Это обратные связи. Благодаря им головной мозг контролирует точность выполнения команды, вносит коррективы в работу исполнительных органов.

IV. Закрепление

  1. Что такое рефлекс?
  2. Какие рефлексы характерны для человека?
  3. Каково значение рефлексов?
  4. Может ли рефлекторная дуга контролировать работу исполнительных органов?

Выводы:

  • Основной принцип работы НС – рефлекторный.
  • С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям окружающей среды.
  • Благодаря рефлекторной деятельности, организм быстро реагирует на различные воздействия внешней и внутренней среды.
  • Путь, по которому осуществляется рефлекс, называется рефлекторной дугой.
  • Рефлекторная дуга не может контролировать исполнение рефлекса. Контроль осуществляется ЦНС.



Предварительный просмотр:

  Тема урока:    Рефлекторная регуляция, с демонстрационным опытом.

Задачи урока: сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения и т.д.

Цель урока:    на основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке вы познакомитесь рефлекторной регуляцией функций в организме человека.

1:Что такое нейрон, его строение.

2:Какие вы знаете виды нейронов и их функции.

3: Что такое рефлекс?

Следовательно, основой нервной системы является нейрон; нервная система при помощи нервных импульсов, которые передаются при помощи разных типов нейронов, регулирует все функции в организме.

4: Какой тканью образована нервная система?

5: Расскажите о строении нервной ткани.

6: Что такое нервные волокна?

7: Что такое нервы? 

Следовательно, нервная ткань образует органы нервной системы ; клетки нервной ткани способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать и передавать нервные  импульсы  по нервным волокнам.

III. Изучение новой темы. 

1. Рефлексы врождённые и приобретённые

В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы. Человек рождается с целым набором готовых рефлексов.  Рефлексы человека разнообразны: при слишком ярком освещении мы прикрываем глаза, поворачиваем голову на громкий звук, отдёргиваем руку от горячего предмета, моргаем, если в глаз попала соринка, кашляем, чихаем, начинаем убегать при опасности.  Все эти рефлексы совершаются без каких-либо условий, поэтому они называются безусловными. Человек рождается с ними, поэтому безусловные рефлексы называют врождёнными. Они сохраняются в течение всей жизни, не изменяются и передаются по наследству.

Но одних безусловных рефлексов человеку недостаточно, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям среды. Поэтому на базе безусловных рефлексов формируются условные (возникшие при определённых условиях, в условиях жизненного опыта).  Они не постоянны. Могут затухать за ненадобностью. Например, если в течение длительного времени вы утром встаёте по будильнику, то организм привыкает, и в дальнейшем будете просыпаться в это же время, но уже без звонка будильника.  Летом, когда вам не нужно рано вставать, ваш организм отвыкнет от этого рефлекса.

2. Рефлекторный принцип деятельности  нервной  системы.

Как же осуществляется рефлекс?

Осторожно прикоснитесь к внешним и внутренним уголкам глаза, к ресницам. Что происходит? Это мигательный рефлекс. Почему же люди моргают, чихают, отдёргивают руки?

Во всех органах тела, под кожей имеются рецепторы – окончания чувствительных нейронов. Они преобразуют раздражение в нервные импульсы. Нервные импульсы по чувствительному пути идут в ЦНС. Там информация перерабатывается вставочными нейронами. Затем из ЦНС по двигательному пути идёт сигнал к органу или мышце.  

Разбирается схема рефлекторной дуги коленного рефлекса (по учебнику).

 Демонстрация опыта.

Цель опыта:

1.Выявить безусловный коленный рефлекс, установить особенности рефлексов спинного мозга: их врожденную, анатомически закрепленную связь между определенным рецептором и исполнительным органом.

2.Рассмотреть части рефлекторной дуги, научиться ее анализировать.

 Ход опыта:

1.Уточните, что безусловными  рефлексами называются постоянные, врожденные реакции организма на различные воздействия раздражителя  из  внешней среды, осуществляемые  при участии нервной системы. Их можно наблюдать и у человека.

2.Пронаблюдайте получение коленного  рефлекса.  Рефлекс  возникает при  ударе медицинским молоточком или ребром ладони по сухожилию  четырехглавой мышцы. Она находится под коленной чашечкой. Растяжение сухожилия четырехглавой мышцы вызывает   рефлекторное  разгибание ноги в колене. Для получения  коленного рефлекса испытуемого  учащемуся необходимо сесть на стул  и  положить ногу на ногу. Учитель  или вызываемый к доске учащийся ударяет молоточком или ребром ладони по сухожилию  четырехглавой мышцы. Если  удар не растягивает сухожилие, рефлекс не проявляется. В этом случае надо повторить опыт, более тщательно выбирая место удара.

  При демонстрации проявление этого  рефлекса  может быть ослабленно, если испытуемый зажмет ногу. Чтобы отвлечь ,  его от этого,  ему можно ему можно предложить  сложить руки в замок и сжать их. Это действие снимает напряжение ног ,и опыт получается лучше.

Вывод по  опыту:  коленный  рефлекс проявляется только в том случае, если растягивается сухожилие   четырехглавой мышцы. Тогда в рецепторах возникают нервные импульсы, которые  по ..………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Путь, по которому нервные импульсы  идут от рецепторов к исполнительным органам, называется рефлекторной дугой.

Схема рефлекторной дуги:  рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон (исполнительный), рабочий орган. Это сложная рефлекторная дуга.

В простой рефлекторной дуге отсутствуют вставочные нейроны.

Скопления нейронов в ЦНС, вызывающие то или иное рефлекторное действие, называется рефлекторным центром этого рефлекса.

Все наши действия происходят при участии и контроле со стороны ЦНС. Например, ребёнок, увидев игрушку, протягивает к ней руку: по исполнительным нервным путям от головного мозга пришла команда – что надо делать. Это прямые связи. Вот ребёнок схватил игрушку, и тотчас по чувствительным нейронам пошли сигналы о результатах деятельности. Это обратные связи. Благодаря им головной мозг контролирует точность выполнения команды, вносит коррективы в работу исполнительных органов.

IV. Закрепление

  1. Что такое рефлекс?
  2. Какие рефлексы характерны для человека?
  3. Каково значение рефлексов?
  4. Может ли рефлекторная дуга контролировать работу исполнительных органов?

Выводы:

  • Основной принцип работы НС – рефлекторный.
  • С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям окружающей среды.
  • Благодаря рефлекторной деятельности, организм быстро реагирует на различные воздействия внешней и внутренней среды.
  • Путь, по которому осуществляется рефлекс, называется рефлекторной дугой.
  • Рефлекторная дуга не может контролировать исполнение рефлекса. Контроль осуществляется ЦНС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Демонстрационные опыты в физике»

Физический эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости  различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки обучающихс...

Картотека Демонстрационных опытов 8 класс

Особенностью преподавания химии является использование химического эксперимента в системе методов обучения. Результатом применения опытов практике обучения является развитие у учащихся познавательного...

Демонстрационные опыты на уроках физики.

Основные требования к показу физических опытов.Демонстрационные эксперименты....

Инструктивная карта для наблюдений за демонстрационным опытом по превращению веществ. 5 класс

Данная разработка представляет собой инструктивную карту для работы на уроке по теме «Химические природные явления» по учебнику Е.А.Андреевой "Природоведение" 5 класс. Формулировка вопросов позв...

Этикетки для реактивов для проведения демонстрационных опытов

Этикетки для реактивов для проведения демонстрационных опытов очень удобно распечатать на самоклеющейся бумаге (продается в Комусе)...

Конспект урока "Рефлекторный характер деятельности нервной системы".

Данная разработка пердполагает проведение урока в блочно-модульной системе, т.е. урок рассчитан не на 45 минут, а на 1 час 30 минут. Соответственно я, разрабатывая данный урок, попыталась соединить ин...

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии ИОТ-012-2004

УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ № 2»_____________Куулар А.Ш.«___»_________2019 г.   Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по  биологииИОТ-0...