Мастер- класс " Мыслим критически"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Типы высшей нервной деятельности человека»
с применением приёмов развития критического мышления
Зарочинцева татьяна Сергеевна
МЬОУ ООШ с.Вязовое
Долгоруковского
муниципального района
Липецкой области
«Не сравнивай! Живущий несравним»
О. Мандельштам
Цель:
- продемонстрировать на практике эффективность использования приёмов ТРКМ: ИНСЕРТ, Фишбоун.
Методы и приёмы:
- составление списка “известной” информации; систематизация материала (графическая); верные и неверные утверждения;
- методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, Фишбоун, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, синквейн
План
I. Стадия вызова.
Первый этап вызова: Использование приёма «Нестандартный вход в урок» через анализ нескольких фактов для активизации мыслительной деятельности обучающихся.
1.Перед вами портреты выдающихся личностей разных эпох: Петр Первый, Н.В.Гоголь, А.В. Суворов, М.И. Кутузов.
Кто изображен?
Как вы думаете, о чем пойдет речь?
2.Проанализируйте факты:
а) Пётр Первый: то взрывной, то весёлый. То резко без переход раздражительный или грустный.
б) Н.В.Гоголь: мнительный, сомневающийся, постоянно переписывал свои произведения.
в) А.В. Суворов: очень подвижный, стремительный, целеустремлённый, в то же время уравновешенный, всегда очень точно просчитывал этапы своих военных операций.
г) М.И, Кутузов: медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый.
Вопрос «разрыва»: Как эти факты связаны с темой нашего занятия?
3. Чтобы ее сформулировать ваши предположения, гипотезы, мы будем складывать в корзину идей.
(отличаются характером, темпераментом, типом высшей нервной деятельности)
Тема занятия: «Типы высшей нервной деятельности человека»
Эпиграф: «Не сравнивай! Живущий несравним»
О. Мандельштам
Второй этап вызова – актуализация уже имеющихся знаний о строении и функциях мозга через реализацию приёма «Согласен – не согласен». Рядом с утверждениями ставить «+», если согласны, и «-», если не согласны или не знаете ответа.
«Согласен - не согласен»
1. На одни и те же события разные люди реагируют по-разному.
2. Знаменитый врач Гиппократ ещё 2,5 тысячи лет назад разделил человечество на 4 основные типа и назвал их темпераментом.
3. Темперамент – есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении человека.
4. Человек получает темперамент по наследству от родителей, и его не переделаешь.
5. Современную классификацию создал И.П.Павлов и выделил четыре типа классических темпераментов.
6. Каждый человек знает, какой у него тип темперамента
Подведём итоги: Что нам известно? Что неизвестно?
+ согласны | - не согласны, не знаете ответа |
II. Стадия осмысления материала.
Первый этап осмысления.
Чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, я предлагаю провести работу «ИНСЕРТ» Это работа с информационным текстом. Чтение с маркировкой. Прочтите текст в рабочих листах. Маркируйте его значками «V» - знаю, «+» - это новое для меня, «-» не согласен, есть другое мнение, «?» непонятно!
- По теории Гиппократа (V век до н.э.) - состояние организма определяется соотношением в нем различных жидкостей (крови, лимфы, желчи). У холериков преобладает желчь (холле), у сангвиников – кровь (сангвис), у флегматиков – слизь (флегма), у меланхоликов – какая-то особая «черная желчь» (меланхоле).
2.Слово «темперамент» означает в переводе с латинского «правильное смешение».
3.Научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог Иван Петрович Павлов, положив в основу силу процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
4.Меланхолик ( слабый тип) : легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Свойственны нестандартность мышления, богатство воображения.
5.Холерик ( сильный, неуравновешенный тип) легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Высокий уровень активности, сильно и ярко выраженные эмоциональные переживания. Характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
6.Флегматик ( сильный уравновешенный инертный тип) малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный. Его отличает низкий уровень поведенческой активности. Характерно постоянство чувств и настроений.
7..Сангвиник ( сильный уравновешенный подвижный тип) спокойный, устойчивый. Максимально высокий уровень исследовательской активности, подвижен, общителен. Легко переживает неудачи.
8. Тип высшей нервной деятельности определяет темперамент, который тесно связан с характером, а вместе они формируют личность
«V» - знаю | «+» - это новое для меня | «-» не согласен, есть другое мнение | «?» непонятно! |
Второй этап осмысления – приём Фишбоун.
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятия, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Голова – тип ВНД (высшей нервной деятельности)
Косточки сверху – флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник
Кости снизу – малоэмоциональный, вспыльчивый, малообщительный, спокойный
Хвост – темперамент
III. Рефлексия.
Первый этап рефлексии – актуализация полученных знаний. Можем ли мы воспользоваться полученными знаниями? А лично для себя? Только если знаем тип своего темперамента.
Практическая работа: Тест «Темперамент»
1 часть. Напишите ответом на каждый вопрос «Да» или «Нет»
- Любите ли Вы ходить в гости?
- Легко ли Вам обратиться на улице к незнакомому человеку?
- Нравится ли Вам работа, требующая быстрой реакции?
- Любите ли вы рассказывать анекдоты?
- Доводилось ли Вам разыгрывать своих знакомых?
Подсчитайте свои ответы «ДА», запишите промежуточный результат.
От 0 до 2 – Ваш тип «М»
От 3 до 5 – Ваш тип «N»
2 часть. Ответьте также «да» или «нет» на оставшиеся 5 вопросов:
- Бывают ли у Вас резкие и внезапные перепады настроения?
- Часто ли Вам приходиться жалеть из-за того, что Вы что-то сказали или сделала не подумав?
- Легко ли Вас обидеть?
- Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
- Волнует ли Вас мнение окружающих?
Подсчитайте свои ответы «ДА» и запишите еще один промежуточный результат
От 0 до 2 – Ваш тип «О»
От 3 до 5 – Ваш тип «Р»
Теперь сложите результаты вместе, и Вы узнаете свой темперамент:
Первая часть Число «Да» | Вторая часть Число «Да» | Ваш темперамент |
Ваш тип | Ваш тип |
«МО» - Вы флегматик
«МР» - Вы меланхолик
«NO» - Вы сангвиник
«NР» - Вы холерик
Второй этап рефлексии – анализируем усвоенный и осмысленный материал урока. Вернёмся к заданию «Согласен-не согласен». Можем ли мы теперь с уверенностью выбрать верные и неверные утверждения? Да, можем.
А что можно сказать о людях, о которых говорится в изложенных в начале урока фактах?
а)Пётр Первый -взрывной, то весёлый. То резко без переход раздражительный или грустный. Какой тип темперамента. ( Холерик)
б) Гоголь Н.В, -мнительный, сомневающийся, постоянно переписывал свои произведения. Какой тип темперамента? Меланхолик.
в)Суворов А.В. -очень подвижный, стремительный, целеустремлённый, в то же время уравновешенный, всегда очень точно просчитывал этапы своих военных операций. Какой это тип темперамента? (Сангвиник вместе с холериком.)
г) Кутузов М.И. -медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый. (флегматик)
д) В.В. Путин
И в заключение оценим высказывание Осипа Мандельштама: «Не сравнивай! Живущий несравним»
Спасибо за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления на уроках литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...
Мастер-класс "Развитие критического мышления при работе с тестом на уроках немецкого языка"
Данный материал может быть использован для подготовки урока СНЧ...
Мастер- класс " Мыслим критически"
Мастер- класс .Рабочий лист...
Мастер-класс "Формирование критического мышления"
Этот мастер-класс можно провести на заседаниях методических советов. Здесь на практике отрабатываются некоторые приемы технологии критического мышления....
Презентация мастер-класса "Формирование критического мышления"
Презентация к мастер-классу "Формирование критического мышления"...
Мастер-класс "Развитие критического мышления"
Материалы для проведения мастер -класса для учителей по теме "Развитие критического мышления на уроках истории и правоведения""...
Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
Материал выступления на областном семинаре по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС"....