Мастер-класс "Развитие критического мышления при работе с тестом на уроках немецкого языка"
методическая разработка (немецкий язык, 7 класс) по теме
Данный материал может быть использован для подготовки урока СНЧ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie.docx | 24.54 КБ |
kriticheskoe_myshlenie.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
Развитие критического мышления
при работе с текстом на уроках немецкого языка
Цель: реализация системно-деятельностного и коммуникативного - ориентированного подходов через развитие критического мышления при работе с текстом на уроке немецкого языка.
Задачи:
- продемонстрировать технологию работы с иноязычным текстом с целью развития критического мышления обучающихся;
- показать особенности заданий, направленных на совершенствование навыков чтения, на разных этапах работы с текстом;
- рассмотреть возможности развития продуктивных видов деятельности (говорения и письма) при работе с текстом.
Теоретическая часть
Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие критического мышления при работе с текстом на уроках немецкого языка». Целью данного мастер-класса является реализация системно-деятельностного и коммуникативного - ориентированного подходов через развитие критического мышления при работе с текстом на уроке немецкого языка. Достижение поставленной цели будет осуществляться за счёт решения следующих задач:
- продемонстрировать технологию работы с иноязычным текстом с целью развития критического мышления обучающихся;
- показать особенности заданий, направленных на совершенствование навыков чтения, на разных этапах работы с текстом;
- рассмотреть возможности развития продуктивных видов деятельности (говорения и письма) при работе с текстом.
Профессионализм педагогами, эффективность выбранных им средств, форм, приёмов и методов обучения, на мой взгляд, зависят с одной стороны, от уровня качества образования обучающихся, и с другой стороны, от их социальной, познавательной и творческой активности обучающихся. Вашему вниманию предлагается динамика уровня образованности обучающихся гимназии по немецкому языку, а также перечень исследовательских, творческих и учебных конкурсов, в которых принимали участие мои воспитанники.
Важнейшей задачей образования на современном этапе становится формирование предметных и универсальных способов действий. А деятельностный подход – основной способ получения знаний. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников критическое мышление.
Развитие рационального, критического мышления — одна из общепризнанных в современной педагогике образовательных целей.
Джастин Халперн определяет критическое мышление как направленное мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Важнейшими характеристиками критического мышления являются:
- готовность к планированию;
- гибкость;
- настойчивость;
- готовность исправлять свои ошибки;
- осознание;
- поиск компромиссных решений.
Технология критического мышления имеет ряд преимуществ, к которым относятся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- развитие умения критически мыслить;
- работа в сотрудничестве с другими.
Стадии развития критического мышления:
- стадия вызова (активизация имеющегося опыта обучающихся, пробуждение интереса к новой информации);
- стадия осмысления содержания (получение обучающимися новой информации, её анализ);
- стадия рефлексии (рождение нового знания путём соотнесения полученных знаний с уже имеющимися).
На мой взгляд, работа с иноязычным текстом является педагогически наиболее целесообразной для развития критического мышления. Текст является универсальной обучающей единицей. На его основе осуществляется восприятие (аудирование, чтение) и транслирование информации (письмо, говорение). В современных КИМ даже контроль лексико-грамматических навыков осуществляется через их подачу в связном тексте, а не через отдельные предложения или другие синтаксические конструкции, не имеющие общей темы. Именно текст предлагает обучающимся то разнообразие фразеологизмов, речевых клише и оборотов, которые впоследствии они будут использовать в собственной продуктивной речевой деятельности.
Хотелось бы привести ещё один аргумент в пользу использование текста на уроках с целью развития и совершенствования критического мышления обучающихся. Этот аргумент заключается в частичной или полной несформированности у обучающихся навыков поискового и просмотрового чтения. Для того, чтобы извлечь необходимую информацию и определить тематику или идею текста, обучающиеся нацелены на дословный перевод. Непонимание значения 4-10 слов может обречь учебную задачу на провал. Не следует забывать и о факторе времени. В КИМ ГИА и ЕГЭ в раздел «Чтение» входят 3 объёмных задания, на выполнение которых отводится всего 30 минут.
Практическая часть
Сейчас Вашему вниманию будет представлена практическая часть моего мастер-класса. Она представляет собой компонент урока совершенствования навыков чтения по теме: «Мой родной город».
Работа с текстом начинается с дотекстового этапа, который не только эмоционально готовит обучающихся к восприятию текста, но и актуализирует имеющийся лексический запас, помогает заранее предвидеть идею, тематику, ход событий предлагаемого текстового материала. На данном этапе оправдано использование ассоциограмм, подстановочных упражнений, а также упражнений, снимающих языковые трудности.
Текстовый этап начинается с просмотрового чтения. Понять тематику и идею предложенного материала обучающимся помогает задание, направленное на нахождение ключевых слов. При этом объём текста составляет от 300 до 400 лексических единиц, а временные рамки жёстко ограничены (2-3 минуты). Данное упражнение очень важно для развития умения работать с научной литературой. Следующий этап работы с текстом имеет поисковый характер и представляет собой ответы на вопросы. По ходу знакомства с текстовым материалом обучающиеся вправе оставлять специальные пометки в тексте в отведённых полях. Знак ? означает, что в предложении есть грамматический, лексический или содержательный элемент, который непонятен, интерес или вызывал сомнение у обучающегося. Знак + говорит о том, что в предложение присутствует тот или иной речевой элемент, который можно использовать в говорении или письме. Данное упражнение базируется на рефлексии и побуждает к самообразованию и саморазвитию.
Из этого задания органично вытекает следующее, а именно поиск речевых клише, фразеологизмов, которые могут быть использованы в собственной речи. При этом их употребление делает высказывание более ярким, образным, придаёт лёгкий оттенок аутентичности.
Особое значение при работе с текстом имеет умение передачи информации через графические образы, а также считывание, восстановление текста по предложенной схеме. Поэтому задания типа кластеров должны являться неотъемлемой частью работы на послетекстовом этапе. Данное задание обеспечивает обучающимся выход на монолог.
В качестве логического завершения занятия обучающимся предлагается домашнее задание продуктивного характера, а именно написание ответного письма личного характера своему другу или подруге, который или которая просит рассказать о родном городе.
В заключение хотелось бы отметить, что основной целью модернизации образования является самостоятельный, инициативный, творческий и социально успешный ученик. Для достижения этой цели сам учитель, прежде всего, должен овладеть новой для себя компетентностью, которая состоит не в обучении предмету (передаче готовых знаний), а в развитии ученика средствами своего предмета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию....
Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, гру...
Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.
Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления с основными приемами обучающих технологий, которые можно использую в обучен...
Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...