Разработка урока биологии в 10 кл "Размножение организмов"
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Поляков Андрей Алексеевич

Данная разработка  содержит материал по основныи формам размноженя организмов, обитающим на планете Земля. В программу урока входят как лекционный материал,так и различные задания для обучающихся, что позволяет им эффективно усваивать  данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biolog_10.doc63.5 КБ
Office presentation icon razmnozhenie.ppt212 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: «Формы размножения живых организмов»


    Цель: Изучить основные формы размножения живых организмов


    Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов. 

    Развивающие задачи: 

    способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в парах). 

    Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций, 


    Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных). 


    Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа с текстами учебника и дополнительной литературой, тестирование. 


    Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений (размножающихся вегетативным способом), презентация.

    Ход урока:

    1.Изучение нового материала: Учитель зачитывает слова американского биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем». 


    Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».


    Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (Ответы разные.)


    - Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других. 

    Запись в тетради: число, тема урока.

    - Что такое размножение? 

    Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма. 

    - Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)

    Как в ходе эволюции появились такие свойства как: рост и размножение? В чем причина деления? Доказать.

    Ответы учащихся. Краткая запись на доске и в тетради.

    Результат обмена веществ это- рост. 

    В результате роста происходит – деление, т.е. организм размножается. 
    (показ слайдов)
    Вывод: Первичные одноклеточные организмы не могли бесконечно увеличивать свои размеры. Следовательно, при большом объеме клетка будет испытывать недостаток поступающих в неё питательных веществ и кислорода. Через мерное увеличение объёма клеток было предотвращено возникшей способностью делению.

    Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

    - Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?

    - Какое размножение называют бесполым?

    - Какое размножение называется половым?


    Девизом к нашей дальнейшей работе я выбрал слова А. Дистервега:

    “Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”. 
     Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности:

    При бесполом размножении принимает участие только одна особь;

    Осуществляется без участия половых клеток;

    В основе размножения лежит митоз;

    Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.

    Преимущество – быстрое увеличение численности.

    Недостаток? Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.
     Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются:

    В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.

    Происходит с образованием гамет.

    Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей.

    Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

    Недостаток: риск остаться без потомства.

    Обсуждение: в чем плюсы и минусы бесполого размножения. Обобщить ответы учащихся (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов). Почему половое размножение считается более прогрессивным (в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)

    -У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания.

    - В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения. – Какие формы бесполого размножения вы знаете? 




    Рассмотрим их.
    (показ слайдов)

    Самостоятельная работа.

     1. Митотическое деление клетки Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и достигнув величины материнского организма, вновь делятся. Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли, и другие.

    2. Спорообразование Осуществляется по средствам спор – специализированных клеток, грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Спора состоит из клетки покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды. Споровики, простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники. 

    3. Почкование. На материнской особи происходит образование выроста – почки (содержащей дочернее ядро), из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё. Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории.

    4. Размножение фрагментами тела – фрагментация (стробиляция).

    Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. Нитчатые водоросли, черви, морские звезды. Кольчатый червь палола делится на 16 частей. В основе фрагментации лежит регенерация, а что это такое? 
    Можем резать гидру смело
    Восстановит свое тело
    Это не сенсация,
    А регенерация.
    5. Вегетативное размножение. Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста). Герань, традесканция, бегония, узумбарская фиалка, сансевьера, аспидистра, луковичное растение.

    Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду, или дома. 

      «Вегетативное размножение растений».


 Примеры растений: Фиалка, бегония, одуванчик, традесканция, смородина, ива, земляника, хлорофитум, лук, тюльпан, нарцисс, крыжовник, смородина, картофель, – ирис, ландыш, порей, малина, 
У животных в силу высокой специализации клеток организма вегетативное размножение встречается значительно реже. Кроме кишечнополостных, оно встречается у губок, плоских и некоторых кольчатых червей. У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма. 


Сообщение: У отдельных видов млекопитающих (южноамериканский броненосец) встречается вегетативное размножение зародышей, когда в ранний период эмбрионального развития зародышевый диск дает начало нескольким особям (от 4до 8). Подобное явление можно наблюдать и у человека – однояйцевые близнецы. Это явление называется – полиэмбриония.


При любой форме бесполого размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.

- Что такое клонирование?

 Сообщение: Клонирование.

Клонирование – это выращивание целой особи из соматической клетки. Клонирование – это образование идентичных потомков (клонов) путем бесполого размножения, процесс изготовления генетически идентичных копий отдельной клетки и организма. Клон – совокупность клеток или организмов, генетически идентичных одной родоначальной клетке.

- Чем отличается половое размножение от бесполого? (участвуют 2 родительские особи, формирование гамет) 

- В результате какого процесса образуются гаметы? (мейоза)

- В чем особенности этого процесса?

- Какой набор хромосом имеют гаметы?

- Почему клетки, образовавшиеся в ходе мейоза разные?

- Что такое коньюгация?

- Что такое кроссинговер?

- Как называется процесс слияния гамет? (оплодотворение)

- Какой набор хромосом имеет зигота? (2п)

- Что развивается из зиготы?

Итак, при половом размножении потомство получается в результате слияния генетического материала гаплоидных половых клеток. Этот процесс называется оплодотворением или сингамией. 

 Работа учащихся  : У животных в половых железах созревают мужские и женские половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды. Сравните половые клетки по плану:

размер; запас питательных веществ; подвижность;
(показ слайдов)


Сообщение: В зависимости от того, какие типы гамет формируются у организмов, различают следующие типы полового процесса.

  1. Изогамия (греч. изос – равный, одинаковый) – тип полового процесса при котором сливающиеся гаметы не различаются внешне, но имеют различные биохимические и физиологические свойства (у одноклеточных водорослей, низших грибов, и некоторых простейших, но отсутствуют у многоклеточных).
  2. Гетерогамия – (греч – иной, другой) – мужские и женские гаметы различны по форме и размеру.
  3. Оогамия – (греч. оон – яйцо) Мужские и женские гаметы резко отличаются по размерам, форме, поведению. Женская гамета крупная, неподвижная (без жгутиков) – яйцеклетка (яйцо). Мужская – сперматозоид – значительно мельче, подвижная (с одним или несколькими жгутиками). Свойственна всем многоклеточным животным, всем высшим растениям и многим низшим. 

Закрепление знаний.
 - Как называются организмы у которых женская особь образует яйцеклетки, а мужская – сперматозоиды? (раздельнополые).
- Есть ли среди цветковых растений раздельнополые организмы? Приведите примеры.
- Как называются организмы, у которых одна особь может производить и женские и мужские гаметы? (гермафродиты) - Приведите примеры.
- Почему в природе возникло это явление? Какое это имеет значение? (приспособление к сидячему, малоподвижному или паразитическому образу жизни)

Гермафродитизм – явление, при котором одна и та же особь способна производить и мужские и женские клетки. Гермафродитизм считается самой примитивной формой полового размножения и свойственен многим примитивным организмам. Он представляет собой приспособление к сидячему, малоподвижному образу жизни. Одно из преимуществ гермафродитизма состоит в том, что он делает возможным самооплодотворение, что весьма существенно для некоторых внутренних паразитов, таких как солитер, ведущих одиночное существование. Однако у большинства гермафродитных видов в оплодотворении участвуют гаметы, происходящие от разных особей, у которых имеются многочисленные приспособления, препятствующие самооплодотворению. Примерами гермафродитных организмов являются: бычий цепень, дождевой червь, многие брюхоногие моллюски, некоторые рыбы и ящерицы.
Одной из разновидностей полового размножения является партеногенез.
- Что такое партеногенез?
Сообщение (см.приложение)
- Для каких организмов характерен?
Каково его значение?
Партеногенез– это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения распространен среди насекомых – тли, пчелы; ракообразных; простейших иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.

- У бактерий не образуется половых клеток, но для них так же характерен половой процесс. Как это происходит?
- Что такое конъюгация?

Конъюгация – это «эвакуация» одной клетки в другую с образование зиготы.

- Для каких организмов характерна конъюгация?

- Какое значение имеет этот способ размножения?

2. Закрепление: (работа по вариантам)

Вариант №1

Выберите правильное утверждение:

а) Спорообразование характерно для гидры. 
б) Зелёная эвглена размножается путём деления клетки. 
в) При бесполом размножении участвует одна особь. 
г) Гермафродит - обоеполый организм. 
д) Мхи и папоротники размножаются почкованием. 
е) При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов. 
ж) Для простейших характерно деление пополам. 
з) Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. 
и) Гидра размножается почкованием. 
к) Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. 
л) Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни;


Вариант №2.

Выбери правильное утверждение:

а) При бесполом размножении участвует один или несколько родителей;
б) Половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками;
в) Для простейших характерно деление пополам.
г) Половым способом размножаются все многоклеточные организмы;
д) Партеногенез – это развитие из неоплодотворенной яйцеклетки;
е) Гермафродиты – это организмы, у которых одна и та же особь способна производить мужские и женские гаметы.
ж) Почкованием могут делиться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы;
з) Спорами размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники; 
и) Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни;
к) Спорообразование характерно для гидры.
л) При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов. 

Организуется взаимопроверка:

Вариант №1. б, в, г, ж, з, и, к, л.

Вариант №2 б, в, г, д, е, ж, з, и

 Игра: «Черный ящик» В ящике находятся: клубень картофеля,  цветковое растение, плодовое тело гриба, хлорофитум.

Задание. Используя свои знания по теме: «Бесполое размножение», объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике. Начиная словами: «Я знаю что…»

Домашние задание.  Изучить параграф 31, 32.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....

Учебная разработка урока биологии в 8 классе " Внутренняя среда организма"

Учебная разработка урока биологии в 8 классе " Внутренняя среда организма"...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....

Методическая разработка урока биологии " Формы размножения организмов"

Урок позволит учащимся расширить понятие «размножение», познакомить с формами бесполого и полового размножения....