Тематическое планирование 5-9
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

Тематическое планирование по биологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по природоведению

по программе Н.И. Сонина.

5 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Тема урока

Часы

Страницы

Дата

Корректировка

Раздел 1 Изучение природы (3 часа)

1

Науки о природе. Семья биологических наук.

1

6-14

2

Методы изучения природы. Знакомство с лабораторным оборудованием.

1

15-20

3

Великие естествоиспытатели.

1

21-22

Раздел 2 Вселенная (14 часов)

4

5

Как древние люди представляли себе Вселенную

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

2

24-25

26-28

6

7

От Коперника до наших дней

Развитие представлений о Вселенной

2

29-30

31-32

8

9

Соседи Солнца

Планеты земной группы

2

34

34-36

10

11

Планета Земля и её соседи

Планеты – гиганты и маленький Плутон

2

37-38

39-42

12

13

Астероиды. Кометы.

Метеоры. Метеориты.

2

43-44

45-47

14

Мир звезд

1

48-50

15

Галактики. Многообразие галактик.

1

50-51

16

Солнце как ближайшая к нам звезда.

Практическая работа: «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

1

17

Обобщение знаний по теме: « Вселенная»

1

Раздел 3 Земля (18 часов)

18

Представления людей о возникновении земли.

1

54-56

19

Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

1

57-58

20

Внутреннее строение Земли.

1

60-61

21

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

1

62-63

22

Землетрясения.

1

72

23

Вулканы и гейзеры.

1

73-77

24

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Практическая работа « Сравнение и описание признаков 2-3 веществ.

1

64-67

25

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления.

1

67-71

26

Суша планеты. Материки и острова.

1

78-81

27

Характеристика природных условий материков.

1

78-81

28

Особенности материков планеты земля. Атмосфера планеты Земля

1

85-87

29

Погода. Климат. Практическая работа « Наблюдение погоды. Измерение температуры воздуха, направление скорости ветра».  

1

88-90

30

Гидросфера земли, ее части.

1

91

31

Мировой океан.

1

91,94-95

32

Воды суши.

1

93

33

Уникальность планеты земля.

1

97-99

34

Планета земля как среда обитания живых организмов.

1

100-101

35

Обобщающий урок по теме «Земля»

1

Раздел 3. Жизнь на Земле(14 часов)

36

Развитие жизни на земле.

1

102

37

Растения и животные прошлого.

1

103-106

38

Клеточное строение организмов.

1

107

39

Разнообразие клеток растительного и животного организмов.

1

110-112

40

Деление клеток. Половые клетки, оплодотворение.

1

108

41

Разнообразие живого. Царства живой природы.

1

113-117

42

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Практическая работа «Определение наиболее распространенных растений и животных»

1

43

Среда обитания организмов.

1

118-119

44

Приспособленность организмов к различным средам обитания. Практическая работа.

1

120-122

45

Растения и животные разных материков.

1

123-128

46

Природные зоны

1

129-134

47

Жизнь в морях и океанах.

1

135-139

48

Обобщение и повторение по теме « Земля»

1

140-141

49

Обобщение и повторение по теме «Земля»

1

140-141

Раздел 4. Человек на Земле (16 часов)

50

Научные представления о происхождении человека

1

142

51

Первые люди. Жизнь наших предков

1

143-147

52

Страницы истории географических открытий

1

149-151

53

Великие путешественники.        

1

152-153

54

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

1

155-157

55

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека

1

158-159

56

Биологическое разнообразие ,его объединение и пути сохранения.

1

160-161

57

Важнейшие экологические проблемы и пути их решения.

1

163-165

58

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

166-167

59

Среда обитания человека. Вредные

привычки и их профилактика.

1

167

60

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

1

167-168

61

 Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения

1

168,170-171

62

Практическая работа « Меры оказания первой помощи»

1

169

63

Повторение и обобщение знаний по теме: « Человек на Земле»

1

64

Повторение и обобщение знаний по теме: « Жизнь на Земле»

1

65

Повторение и обобщение знаний по теме : « Земля»

1

Повторение (5 часов)

66

Экскурсия в природу на тему « Весенние явления в жизни растений»

1

67

Экскурсия в природу на тему «Многообразие живых организмов»

1

68

Экскурсия в природу на тему «Знакомство с экологическими проблемами местности и путями их

решения»

1

69

Повторение темы «Человек на Земле»

1

70

Заключительный урок «Человек и природа»

1

Итого

70



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по биологии

по программе Н.И. Сонина.

6 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Тема урока

Часы

Страницы

Дата

Корректировка

Раздел I. Строение и свойства живых организмов (10 часов)

1

Основные свойства живых организмов. Химический состав клеток.

1

4-15

2,3

Строение растительной и животной клеток. Лабораторная работа «Строение клетки кожицы лука», «Животной клетки»

2

16-23

4,5

Ткани растений и животных

2

30-31

32-37

6

Понятие органа

Лабораторная работа

«Органы цветкового растения»

1

38-45

7

 Вегетативные органы растений. Корень

1

38

8

Стебель. Почки. Листья

1

39-40

9

Генеративные органы растений. Цветок. Соцветие. Строение семени

1

40-41

10

 Системы органов животных

1

46-51

Раздел II. Жизнедеятельность организма (23 ч)

11

12

Сущность понятия питания. Питание растений (почвенное, воздушное).

Питание животных.

1

1

58-62

13, 14

Пищеварение. Пищеварительные системы. Ферменты

2

63-67

15

Дыхание растений

1

16

Дыхание животных

1

68-73

17

Передвижение веществ в растениях

1

74-75

18

Передвижение веществ в организме животных  

1

76-79

19

 Выделение у животных

1

80

20

Выделение у растений

Обмен веществ у растений и животных

1

81-85

86-91

21

22

Опорная система растений.

Опорная система животных. Лабораторная работа «Разнообразие опорных систем животных»

1

1

92-94

94-97

23, 24

25, 26

Способы передвижения животных. Лабораторная работа «Перемещение дождевого червя»

Нервная регуляция

2

2

98-109

110-115

27

Гуморальная регуляция

1

116-121

28

Бесполое размножение

1

122-127

29

Половое размножение животных

1

128-133

30

Половое размножение у растений

1

134-139

31

 Рост и развитие растений

1

140-145

32

Рост и развитие животных

1

146-151

33

Обобщение по томе «Жизнедеятельность организма»

1

152-154

Раздел III. Организм и среда (2 ч)

34

Среда обитания. Факторы среды

1

156-163

35

Природные сообщества

1

164-171

Итого

35



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по биологическому краеведению

6 класс (35 часа, 1 час в неделю,2 часа резерв)

Тема урока

Часы

Страницы

Дата

Корректировка

Тема 1. Введение в биологическое краеведение (4 часа)

1

Предмет биологического краеведения. Исторический обзор.

1

2

Природные условия. Биоразнообразие Нижегородской области.

1

3

Методы исследования

Феносигналы. Понятие о биоиндикации.

1

4

Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования».

1

Тема 2. Флора Нижегородской области (10 часов)

5

Разнообразие растений. Флора. Зональность

1

6

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротникообразные.

1

7

Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные.

1

8

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

1

9, 10

Ядовитые и лекарственные растения.

П/р. «Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам»

2

11

Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора хранения и заготовки.

1

12

Структура Красной книги. Охраняемые растения нашего края.

1

13

П/р. «Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период».

1

14

Обобщающий урок по теме «Флора Нижегородской области».

1

Тема 3. Грибы и лишайники. (2 часа)

15

Биологическое разнообразие грибов Практическое значение.

1

16

Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.

1

Тема 4. Фауна Нижегородской области. (10 часов)

17

Разнообразие животных. Фауна. Зональность.

1

18

19

Разнообразие животных: беспозвоночные.

2

20

21

Разнообразие животных: позвоночные

2

22

Птицы и млекопитающие нашего края.

П/р. «Изучение следов жизнедеятельности животных».

1

23

Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения.

1

24

Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе.

1

25

Охраняемые животные нашего края.

1

26

Обобщающий урок по теме «Фауна Нижегородской области».

1

Тема 5. Организм и среда (5 часов)

27

Экологические факторы и среда обитания.

1

28

Природное сообщество

1

29

Наземные природные сообщества.

1

30

Водные природные сообщества

1

31

Изменения ландшафта, смена сообществ.

1

Тема 6. Охрана природы родного края (4 часа)

32

Система охраны природы. Виды охраняемых территорий.

1

33

Охраняемые территории Нижегородской области.

1

34

Экскурсия «Весенние явления в природе».

1

35

Заключительный урок. Летние задания.

1

Итого

35



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по биологии

по программе Н.И. Сонина.

7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Тема урока

Часы

Страницы

Дата

Корректировка

Введение (3 часа)

1

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

1

5,7

2

Ч.Дарвин и происхождение видов.

1

6

3

Многообразие организмов и их классификация.

1

8

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа)

4

5

6

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.

Настоящие бактерии. Их роль в природе и практическое значение.

Архебактерии и оксифотобактерии, их роль в природе и практическое значение.

3

10-11

12-16

17-19

Раздел 2. Царство Грибы (4 часа)

7

8

9

Общая характеристика грибов

Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности.

Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора»

Практическая работа «Распознание съедобных и ядовитых грибов»

3

22-25

26-30

30

10

Лишайники

1

32-36

Раздел 3. Царство Растения (16 часов)

11

12

Общая характеристика растений

2

38-39

13

14

Низшие растения. Водоросли

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения водорослей»

Многообразие водорослей, их экологическая роль и практическое значение

2

40-44

45-48

15

16

17

18

Высшие растения

Отдел Моховидные

Лабораторная работа « Изучение внешнего строения мхов»

Особенности организации плауновидных и хвощевидных

Отдел папоротниковидные

Лабораторная работа « Изучение внешнего строения папоротника»

4

50-51

52-55

57-59

61-64

19

20

Отдел Голосеменные растения

Лабораторная работа «Строение и многообразие голосеменных растений»

Многообразие голосеменных и практическое значение

2

66-69

70-71

21

22

23

24

25

26

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения Лабораторная работа «Строение покрытосеменных растений»

Размножение покрытосеменных растений

Класс Однодольные

Лабораторная работа «Определение растений семейства злаковых»

Класс Двудольные. Характерные особенности крестоцветных

Особенности организации розоцветных и пасленовых

Лабораторная работа «Определение растений семейства пасленовых»

Контрольная работа по теме «Царство растений»

6

73-77

77-79

80

81

82-83

Раздел 4. Царство Животные (37 часов)

27

Общая характеристика

животных

1

88

28

29

Подцарство Одноклеточные

Разнообразие простейших

Лабораторная работа «Строение инфузории туфельки»

2

89-91

92-97

30

Подцарство Многоклеточные

Животные. Тип Губки*

1

99-102

31,

32

33

Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

Многообразие кишечнополостных

2

1

104-106

106-107

108-110

34

35

Трехслойные животные.Тип Плоские черви

Плоские черви – паразиты. Меры пролфилактики

2

112-114

115-117

36

Первичнополостные.

Тип Круглые черви

1

119-123

37,

38

39

Тип Кольчатые черви

Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»

Многообразие кольчатых червей

2

1

125-126

127-130

40

41

Тип Моллюски

Многообразие моллюсков

Тип Иглокожие

2

132-134

135-141

170-174

42

43

44

45

46

47

48

Тип Членистоногие

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

Общая характеристика ракообразных

Многообразие ракообразных

Общая характеристика паукообразных

Многообразие  паукообразных

Общая характеристика насекомых

Многообразие  насекомых

7

143

144-147

148-149

151-153

154-156

158-165

165-168

49

Тип Хордовые. Бесчерепные

животные

1

176

50

51

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Многообразие рыб

2

177-182

183-187

52

53

Класс Земноводные

Лабораторная работа «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Размножение и развитие земноводных. Их роль в природе.

2

189-196

196-198

54

55

Класс Пресмыкающиеся

Распространение и многообразие рептилий

2

200-205

206

56

57

58

59

Класс Птицы

Общая характеристика птиц

Особенности организации птиц, связанные с полетом.

Лабораторная работа «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека.

4

208-209

210,216

210-215

218-225

60,

61

62

63

Класс Млекопитающие

Лабораторная работа «Изучение строения млекопитающих»

Особенности жизнедеятельности млекопитающих

Многообразие млекопитающих

Лабораторная работа «Распознание животных своей местности, определение их систематического положения»

4

227

228-233

234-239

240-245

Раздел 5. Царство Вирусы (2 часа)

64

Общая характеристика вирусов

1

250-251

65

Вирусные инфекционные заболевании. Меры профилактики.

1

251-252

Заключение (1 час)

66

Основные области применения биологических знаний

1

Повторение (4 часа)

67

Многообразие живых организмов

1

68

Особенности организации одноклеточных

1

69

Особенности организации многоклеточных

1

70

Роль живых организмов в природе и жизни человека

1

Итого

70



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование курса «Общая биология»

10 класс. 35 часов в год, 1 час в неделю.

Тема урока

часы

страницы

дата

корректировка

Биология как наука. Методы научного

3

познания.

1.

1.Краткая история развития биологии. Система

8-11

биологических наук.

2.

2.Сущность и свойства живого.

11-15

3.

3.Уровни организации и методы познания живой природы.

15-21

Клетка.

12

4.

1 .История изучения клетки. Клеточная теория.

24-28

5.

2.Химический состав клетки.

28-33

6.

3.Неорганические вещества клетки.

33-37

7.

4.Органические вещества. Углеводы. Липиды.

37-42

8.

5.Белки. Строение и функции.

42-47

9.

б.Нуклеиновые кислоты.

47-53

10.

7. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды

53-63

Л.Р. «Сравнение строения клеток растений и

животных».

11.

8.Клеточное ядро. Хромосомы.

63-68

12.

9.Прокариотическая клетка.

68-73

13.

Ю.Реализация наследственной информации в клетке.

73-79

14.

11.Вирусы.

79-85

15.

12.Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клетка»

85-87

Организм.

20

16.

1. Организм- единое целое. Многообразие

89-93

организмов.

17.

2.Обмен веществ и превращение энергии.

93-98

Энергетический обмен.

18.

3.Пластический обмен. Фотосинтез.

98-102

19.

4.Деление клетки. Митоз.

102-107

20.

5.Половое и бесполое размножение.

108-113

21.

б.Мейоз. Образование половых клеток.

113-120

22.

7. Оплодотворение.

120-124

23.

8.Индивидуальное развитие организмов.

124-129

24.

9.Онтогенез человека.

130-136

25.

Ю.Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

136-139

26.

11 .Моногибридное скрещивание. JI.P. «Составление простейших схем скрещивания».

140-146

27.

12.Дигибридное скрещивание.

146-150

28.

13. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

150-157

29.

14.Генетика пола.

158-164

30.

31.

15.Л.Р.«Решение генетических задач». 16.Наследственная и ненаследственная изменчивость.

164-169

32.

17.Наеледственные болезни человека, их причины и

170-176

профилактика.

33.

18.Селекция. Основные методы.

176-183

34.

19.Биотехнология.

183-191

35.

20.Обобщающий урок по теме: «Организм».

191-193

Итого

35



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование курса «Биология. Человек».

 8 класс, 70 часов в год, 2 часа в неделю.

                                                              Тема урока

часы

страницы

дата

корректировка

1

2

 Место человека  в системе органического мира.

1.Место человека  в системе органического мира.

2.Особенности человека

2

5-8

8-12

3

4

 Происхождение  человека.

  1. Биологические        и социальные факторы антропогенеза. Этапы антропогенеза.

2.Расы        человека, их происхождение и единство.

2

12-17

18-21

5

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1.История развития знаний о человеке.

1

21-30

6

7

8

9

Общий обзор строения и функций организма человека

1.Клеточное строение организма человека.

2.0сновные процессы жизнедеятельности клетки. З.Ткани. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей».

4.0рганы. Системы органов. Лабораторная работа «Распознавание органов и систем органов».

4

31-33

33-34

34-39

39-45

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Координация и регуляция

1. Гуморальная        регуляция.

2. Железы        внутренней секреции. Гормоны.

3. Нервная        регуляция. Строение и значение нервной системы.         

4. Центральная        и периферическая нервные системы.

5. Рефлексы.

6. Строение        и функции спинного мозга.

7. Строение        и функции головного мозга.

8. Большие        полушария головного мозга. Лабораторная работа «Изучение головного мозга человека».

9. Анализаторы.        Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка».

10. Строение и функции органов слуха.

11 .Органы осязания, вкуса, обоняния.

12.Контрольно-обобщающий урок по теме: «Регуляция процессов жизнедеятельности».

12

46-48

48-53

54-56

56-57

57-60

60-63

63-69

70-75

76-84

84-91

91-99

22

23

24

25

26

27

28

29

Опора и движение.

1 .Строение и функции опорно-двигательной системы.

2.Кости        скелета. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения костей».

3.Строение        скелета.

4.Профилактика        заболеваний ОДС. Лабораторная работа «Измерение массы и роста своего организма».

5.Мышцы,        их строение и функции.

6.Работа         мышц. Лабораторная работа «Влияние статической и динамической работы на утомляемость мышц».

7.Взаимосвязь        строения и функций скелета и мышц. Роль двигательной активности в сохранении здоровья.

8.Урок-состязание        «Скелет человека».

8

100-102

102-107

108-113

113-116

116-122

122-126

272-274

30

31

32

Внутренняя среда организма

1.Состав        и функции крови. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови»

2.Иммунитет.

3.Переливание крови

3

127-136

136-137

268-269

137-143

33

34

35

36

37

38

Транспорт веществ

1 .Органы кровообращения.

2.Работа        сердца.

3.Движение        крови и лимфы по сосудам.

4.Лабораторная работа «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. Измерение кровяного давления».

5.Гигиена сердечно-сосудистой системы.

6.Зачет но теме: «Кровь и кровообращение».

6

144-149

149-153

153-157

153-154

39

40

41

42

43

Дыхание

1.Строение        и функции органов дыхания.

2.Газообмен        в легких и тканях.

3.Дыхательные        движения. Лабораторная работа «Определение частоты дыхания».

4.Заболевание органов дыхания, их профилактика. 5.Зачет по теме: «Дыхание».

5

158-162

163-164

164-166

166-170

269

44

45

46

47

48

Пищеварение

1.Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение.

2.Пищеварение        в ротовой полости. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».

3.Пищеварение        в желудке и кишечнике.

4.Гигиена        питания. Лабораторная работа «Определение норм рационального питания».

5.Контрольно-обобщающий        урок по теме: «Пищеварение».

5

171-174

174-179

180-185

185-186

269-271

49

50

Обмен веществ и энергии

1.Пластический        и энергетический обмен.

2.Витамины.

2

187-194

194-198

51

52

Выделение  

1 .Выделение и его значение. Органы выделения. 2.Образование мочи.

2

199-200

201-204

53

54

55

56

Тема 13. Покровы тела

1.Строение и функции кожи.

2.Роль кожи в терморегуляции.

3.Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

4.Зачет по теме: «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

4

205-209

209-211

274-277

278-279

57

58

59

Размножение и развитие

1 .Строение органов размножения.

2.Оплодотворение и внутриутробное развитие.

3.Развитие человека.

3

212-216

216-220

221-224

60

61

62

63

64

65

Высшая нервная деятельность

1.Общая характеристика ВНД. Рефлексы.

2.Сон и сновидения.

3.Особенности ВНД человека. Сознание. Мышление. Речь.

4.Память и интеллект.

5.Эмоции и темперамент..

б.Контрольно - обобщающий урок по теме: «Высшая нервная деятельность».

6

225-234

235-238

238-242

242-249

250-253

66

67

68

69

Человек и его здоровье

1 .Здоровье человека и способы его сохранения.

2.Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа «Изучение приемов остановки кровотечений».

3.Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. 4.Человек и окружающая среда. Лабораторная работа «Анапа и оценка факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

4

254-255

255-265

265-267

70

Заключение.

1.Итоговый урок «Человек и его здоровье»

1

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...