Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе (ФГОС)
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
в документе подробно рассказывается применение регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе. Разработан материал проектирования уроков с применением регулятивных универсальных учебных действий с конкретными примерами заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_regulyativnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_biologii_v_5_klasse.docx | 70.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания на основе универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер УУД заключается в следующем:
• носят надпредметный, метапредметный характер;
• обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
• лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания;
• обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формируют психологические способности учащихся.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.
УУД делят на: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- постановка учебной задачи
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
Регулятивные УУД направлены на:
- формирование целевых установок учебной деятельности
- формирование контрольно-оценочной деятельности
Формирование целевых установок учебной деятельности:
- удерживать цель до получения результата
- планировать решение учебных задач
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
- корректировать
- анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной или неуспешной деятельности.
Формирование контрольно-оценочной деятельности
- осуществлять итоговый контроль деятельности
- оценивать результаты деятельности
- анализировать собственную работу
- оценивать уровень владения тем или иным действием
Средства формирования регулятивных УУД
- технология продуктивного чтения
- проблемно-диалогическая технология
- технология оценивания образовательных достижений
Формы работы
- организация взаимной проверки
- взаимные задания групп
- учебный конфликт
- обсуждение участниками своего действия
- заполнение рефлексивного портфолио
Виды заданий
- «преднамеренные ошибки»
- поиск информации в предложенном источнике
- диспут
- взаимоконтроль
- «ищу ошибки»
- заучивание материала наизусть в классе
- контрольный опрос на определенную проблему
- взаимный диктант (метод М.Г.Булановой).
«Преднамеренные ошибки» (умышленное заблуждение).
Пример. Найдите ошибки в тексте и исправьте их
Строение растительной клетки
Клетки кожицы лука плотно прилегают друг другу. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, в которой есть поры. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество-кариоплазма, которое медленно движется. В центре клеток находится небольшое плотное тельце-ядро. Почти во всех клетках, особенно в старых, есть хорошо заметные полости - пластиды, заполненные растворами питательных веществ. Эти полости обеспечивают тургор клеток.
Поиск информации в предложенном источнике.
Пример. Прочитайте текст «Лишайники» и выполните задание.
Лишайники.
Лишайники очень неприхотливые организмы. Зона их распространения от тропиков до Антарктиды. Лишайники растут в самых бесплодных местах, даже на голых скалах.
Тело лишайника состоит из гифов гриба и одноклеточных зеленых водорослей или клеток цианобактерий. Гриб доставляет водорослям воду с растворенными минеральными веществами. Водоросли в процессе фотосинтеза синтезируют органические вещества, которыми питается гриб. Плотно сплетенная нитями гриба, водоросль надежно защищена от иссушения. Однако прежде чем наступит такое сожительство, проходит долгое время. Поначалу размножаются грибы и водоросли порознь. Споры гриба, который входит в состав лишайника не торопятся прорастать и обживаться на новом месте. Они сделают это, лишь встретив «свою» водоросль, с которой могут образовать новый союз.
Растут лишайники очень медленно, например, ягель (олений мох) за год вырастает всего на 1-2 мм.
Отличие лишайников от цветковых растений состоит в том, что большинство растений поглощает воду из почвы при помощи корней, а лишайники впитывают влагу всей поверхностью слоевища из дождей, росы и тумана. Это свойство позволяет лишайникам селиться везде, где есть свет - даже на поверхности стекла. Без света органические вещества в клетках водоросли не образуются и лишайники погибают.
На голых скалах селятся накипные лишайники, на камнях и коре деревьев – листоватые, а в сосновых борах и тундре разные виды лишайников образуют сплошной ковер из маленьких кустиков – это кустистые лишайники.
Лишайники в числе первых осваивают безжизненные места, неплодородные каменные россыпи и пески. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы, а отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения.
Задание. Используя содержание текста «Лишайники» и знание курса, ответьте на следующие вопросы.
- Почему лишайники называют комплексными организмами?
- За какую особенность лишайники называют «пионерами растительности»?
- Каково практическое значение лишайников?
«Ищу ошибки». Найдите 3 ошибки в приведенном тексте и исправьте их.
1. Грибы выделяют в отдельное царство организмов. 2. Тело гриба состоит из мицелия. 3. Грибная клетка имеет клеточную стенку, в состав которой входит целлюлоза. 4. В клетках грибов синтез АТФ осуществляется в митохондриях. 5. Запасным питательным веществом у грибов является гликоген. 6. По способу питания грибы – автотрофы. 7. Грибы неподвижны, рост их ограничен.
Контрольный опрос на определенную тему.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Этот раздел поможет вам понять: Клетка - это структурная единица всего живого на Земле. Для этого вы должны разобраться в том:
Как использовать в быту элементарные биологические знания основ цитологии, чтобы формулировать правила здорового образа жизни и знать симптомы нарушения нормальной жизнедеятельности живого организма. Для этого вы должны:
| Контрольная работа №1 по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» Вариант № 1 Часть А. Задания с одним вариантом ответа А 1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли А 2. Форму грибной клетке придает А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма А 3. Цитоплазма в животной клетке А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки А 4. Органические вещества клетки А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли А 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты А 6. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) хлоропластов А 7. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки) А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные А 8. Общим для большинства растительных и грибных клеток является А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки Часть В. В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген В) запасное вещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки Функции Части клетки А) отвечает за наследственность 1. Ядро Б) граница 2. Клеточная мембрана В) участвует в делении клетки Г) обмен веществ Д) форма Е) защита В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)____, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_____. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям… СПИСОК СЛОВ 1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. пластиды Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы. Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др. 1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды? 2. Какие вещества называются гидрофобными? 3. Какая основная роль воды в клетке? |
Взаимный диктант
| 1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. 2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. 3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. 4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. 5.Общее название солей, содержащихся в клетке. 6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. 7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. 8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. 9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? 10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. 11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. 12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. Или пропущены буквы, необходимо вставить их и объяснить значение термина: Ц_т_плазма, в_куоль, _б_лочка, хл_р_пласт, хл_р_фи__, м_т_хондрия, хр_м_пласт, ц_л_юлоза, п_гмент. |
Учитель должен обладать следующими умениями:
- Умение перевести тему урока в педагогическую задачу.
Что такое водоросль-гриб?
(о лишайнике)
Какую капусту не едят зайцы?
(о значении водорослей)
Корень - якорь, насос, хранилище.
(строение и функции корня)
- Умение научить составлять правильный алгоритм действия
Пример.
Особенности строения растений данного семейства.
-количество;
-жизненные формы;
-корень;
-лист;
-цветок (формула);
-плод;
-значение (+примеры).
Поощрение детей:
Для себя я вывела правила оценочной безопасности:
- Не скупиться на похвалу.
- «На ложку дегтя – бочка меда» - что означает даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Хвалить детей:
- за активность;
- познавательную инициативу;
- любые усилия, направленные на решение задачи:
- любой ответ, даже не верный.
Оценка: Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:
1.что нужно оценивать
2. зачем оценивать
3. какие формы оценок существуют.
САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ:
(вопросы после выполнения задания):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
В виде карточки самооценки
В начале урока | В конце урока |
5-знаю много | 5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял |
4-знаю | 4 - Понял не всё, надо доработать |
3-знаю немного | 3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать |
В виде светофора – позволяет оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
В виде смайликов – весёлый – я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности. Например: если результат фиксировался в цветовой гамме, то в конце урока каждый для себя подсчитывает количество кружков – красных, синих, зеленых и ставит себе сам отметку. Так, как количество кружков может иногда варьироваться, то коллективно обсуждаем конечную отметку, если это необходимо.
Можно предложить использовать в работе дневник помощник - помощник в самоконтроле и самооценке школьника.
Главные особенности дневника школьника:
«Он нужен не для того, чтобы взрослые контролировали тебя, а чтобы ты сам научился организовывать свои дела».
Обучение самоконтролю и самооцениванию.
Помощь в саморазвитии личности через саморефлексию:
Преимущества РУУД
1. Ученик умеет составлять план действий.
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
5. Ученик способен к волевому усилию.
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
7. У ученика сформирован внутренний план действий.
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Научная статья в журнале МАНПО "Педагогическое образование и наука" На настоящем этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, важным остается вопрос, ...
СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...
"Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики при проведении лабораторной работы"
Работа защищена на курсах повышения квалификации по именному образовательному чеку. "Преподавание физики в условиях обновления содержания образования"...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
В данной статье рассмотрены вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий. Под регулятивными УУД подразумеваются те действия обучающихся, которые позволяют обеспечить возможность уп...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности на уроках математики. В статье описываются виды деятельности на уроках....
Статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики"
В статье приводятся некоторые примеры, которые можно использовать на уроках математики по формированию регулятивных УУД....
Представление педагогического опыта по реализации системы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в общеобразовательной организации
Семинар Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологииКорягин Дмитрий Александрович...