Рабочая программа элективного курса "Готовимся к экзамену по биологии"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии и на примере сборников:
1. Биология. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс/ А.В Граф, М.В Маслова.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.-126с.
2. Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений / Авторы: В.С Кучменко, Г.С Калинова, Т.В Иванова, А.Н Мягкова, В.З Резникова. – М.: Дрофа,2005.-94с.
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Готовимся к экзамену по биологии » предназначен для учащихся 9 классов средней школы.
Элективный курс «Готовимся к экзамену по биологии» позволит систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции, особенностях строении человеческого организма и процессах в нем происходящих.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, работа с тренировочными заданиями. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Отработка навыка работы с тестами, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к экзамену и дальнейшему выбору биологического профиля. Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий в 9 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы, о строении человеческого организма и процессах в нем происходящих.
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и
жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Курс предполагает безотметочную систему оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektivnyy_kurs.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа элективного курса по биологии
«Готовимся к экзамену по биологии»
Автор-составитель:
учитель биологии
Попова Екатерина Павловна
2012 учебный год
Пояснительная записка.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии и на примере сборников:
- Биология. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс/ А.В Граф, М.В Маслова.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.-126с.
- Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений / Авторы: В.С Кучменко, Г.С Калинова, Т.В Иванова, А.Н Мягкова, В.З Резникова. – М.: Дрофа,2005.-94с.
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Готовимся к экзамену по биологии » предназначен для учащихся 9 классов средней школы.
Элективный курс «Готовимся к экзамену по биологии» позволит систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции, особенностях строении человеческого организма и процессах в нем происходящих.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, работа с тренировочными заданиями. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Отработка навыка работы с тестами, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к экзамену и дальнейшему выбору биологического профиля. Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий в 9 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы, о строении человеческого организма и процессах в нем происходящих.
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и
жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Курс предполагает безотметочную систему оценивания.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
- Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Особенности строения бактериальной клетки;
- Особенности строения тканей растений и животных;
- Особенности строения организма человека.
- Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
- определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
- распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
- характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
- изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
Содержание курса
Раздел 1.Царство Растения. (2 ч.)
Особенности клеточного строения. Сравнение клеток растений и грибов. Царства растений. Классификация растений (на примере покрытосеменных). Культурные растения. Лишайники - симбиотические организмы, их разнообразие. Класс покрытосеменные, их классификация. Органы растений, их строение и функции. Питание растений.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
- строение клетки и тканей высших растений;
- многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
Лабораторные и практические работы
- Строение растительной клетки.
- Приготовление и рассмотрение микропрепарата (кожица чешуи лука или лист элодеи).
- Работа с тренировочными заданиями, тестами.
Раздел 2. Грибы.(1 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
Лабораторные и практические работы
1.Работа с тренировочными заданиями и тестами.
Работа с гербарным материалом.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Лабораторные и практические работы
- Работа с тренировочными заданиями, тестами.
- Рассмотрение готового микропрепарата Эвглены зеленой.
Раздел 5. Царство Животные.( 4 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика типа Хордовые. Позвоночные животные. Класс Рыбы. Класс Птицы.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- особенности строения клетки и тканей животного организма;
- многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
- многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Лабораторные и практические работы
1.Строение животной клетки и тканей животного организма..
2.Работа с тренировочными заданиями, тестами.
Раздел 6. Человек. (4 часа)
Особенности строения организма человека. Клетка. Ткани человека. Скелет. Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система. Мочевыделительная система. . Нервная система. Кожа. Витамины. Иммунитет. Слуховой и зрительный анализаторы.
Лабораторные и практические работы.
- Рассматривание отделов и костей на скелете.
- Сравнение микропрепаратов крови лягушки и человека
- Изучение строения головного мозга ( по модели).
- Работа с тренировочными заданиями, тестами.
Раздел 7. Общая биология. ( 4 часа)
Учение о клетке. Наследственности и изменчивость. Наследственные признаки у человека. Вид. Видообразование. Фотосинтез, его значение. Обмен веществ и превращение энергии. Экологические факторы, их влияние на организм. Ч, Дарвин – основоположник учения об эволюции. Индивидуальное развитие.
Лабораторные и практические работы.
- Решение задач на законы Менделя.
- Многообразие клеток и их сравнение. Сравнение животной и растительной клетки.
- Работа с тренировочными заданиями, тестами.
Методические рекомендации по проведению занятий
Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, работа с тренировочными заданиями , тестами.
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; Расширить свои знания по анатомии и физиологии человека. Успешно сдать итоговый экзамен по биологии.
Тематический план
№ | Тема | Фома занятия | Форма контроля | |||
Раздел 1.Царство Растения. (2 ч.) | ||||||
1. | Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. | Л.р. № 1 Строение растительной клетки Л.р. №2 Приготовление и рассмотрение микропрепарата (кожица чешуи лука или лист элодеи). | Отчет о лаб.раб. .Работа с тренировочными заданиями, тестами | |||
Раздел 2. Грибы.(1ч.) | ||||||
2. | Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты | Работа с тренировочными заданиями, тестами | ||||
Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.) | ||||||
3. | Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний | |||||
Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.) | ||||||
4. | Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека. | . Лаб.работа № 3 « Готовый микропрепарат Эвглены Зеленой» | Отчет о лаб.раб Работа с тренировочными заданиями, тестами | |||
Раздел 5. Царство Животные.( 4 ч.) | ||||||
5. | Особенности строения животной клетки и тканей. Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. круглых червей кольчатых червей Общая характеристика и классификация классов хордовых. | Л.р. № 4 Строение животной клетки и тканей животного организма.. | Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями, тестами | |||
Раздел 6 . Человек (4 ч.) | ||||||
6. | Особенности строения организма человека. Клетка. Ткани человека. Скелет. Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система. Мочевыделительная система. . Нервная система. Кожа. Витамины. Иммунитет. Слуховой и зрительный анализаторы | Лаб.работа №5 « Микропрепарат крови человека и лягушки» Пр.работа №1 « Рассмотрение отделов скелета человека» Пр. работа №2 « Изучение головного мозга» ( по модели) | Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями, тестами | |||
Раздел 7. Общая Биология (4ч.) | ||||||
7. | Учение о клетке. Наследственности и изменчивость. Наследственные признаки у человека. Вид. Видообразование. Фотосинтез, его значение. Обмен веществ и превращение энергии. Экологические факторы, их влияние на организм. Ч, Дарвин – основоположник учения об эволюции. Индивидуальное развитие. | Лаб. Работа №6 « Сравнение растительной и животной клетки» Пр.работа №3 « Решение задач на законы Менделя» | Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями, тестами |
Итого : 17 часов Л/р 6 П/р 3
Список литературы для учащихся:
- Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
- Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
- Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
- Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
- Общая биология : Учебное пособие 10-11 кл. общеобразоват. Учею. Заведений / В.Б Захаров, С.Г Мамонтова, Н.И Сонин.- 4-е изд. , стереотип. – М.: Дрофа, 2011.-624с.: ил.
- Общая биология : учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. / Ю.И Полянский, А.Д Браун, Н.М Верзилин и др.; Под. Ред. Ю.И Полянского – 22-е изд. – м.: просвещение, 1992. – 287с.
- Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
Список литературы для учителей:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия,2001.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4. Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.
5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО, 2005. (В помощь школьному учителю).
6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М. : Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс.Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).
11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. : Мир, 1992.
12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001.
Используемая литература:
- Биология. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс/ А.В Граф, М.В Маслова.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.-126с.
- Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений / Авторы: В.С Кучменко, Г.С Калинова, Т.В Иванова, А.Н Мягкова, В.З Резникова. – М.: Дрофа,2005.-94с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебны...
Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы предусматривает использование личностно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс
Изучение данного курса позволит повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...
Рабочая программа элективного курса "ГИА: курс подготовки к экзаменам"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих в 9 классах и готовящих своих учеников к ГИА по математике....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по биологии"
Рабочая прграмма разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Питание и здоровье» Биология 9 класс
В результате изучения элективного курса учащиеся научатся: характеризоватьхимический состав клетки, его постоянство;значение макро- и микроэлементов клетки;роль ферментов, гормонов и витаминов в орган...