Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Романова Ольга Петровна

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования. Программа составлена на основе авторской программы А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometricheskie_zadachi_na_ekzamenakh.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования на основе следующих документов:

  1. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  2. Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.
  3. Базисный учебный план на 2013 -2014 учебный год.
  4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».

         Геометрия формирует абстрактное, модельное мышление, развивает математическую интуицию и формирует логику интеллекта, как высший этап его развития, формирует эстетику математики, развивает логику доказательств, последовательность интеллектуальных операций, что делает этот предмет, при всей его сложности, мотивационно востребуемым и важным.

         Предметом данного элективного курса является достаточно сложный раздел школьной программы – планиметрия. Геометрия - наиболее уязвимое звено школьной математики. Это связано как с обилием различных типов геометрических задач, так и с многообразием приемов и методов их решения. Как показывает практика, геометрические задачи вызывают наибольшие затруднения у учащихся. Итоги экзаменов показывают, что учащиеся плохо справляются с этими заданиями или вообще не приступают к ним. Традиционно сложившийся школьный курс геометрии устроен так, что учащиеся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Поэтому можно выделить следующие недостатки в подготовке выпускников:

  • формальное усвоение теоретического содержания курса геометрии;
  • неумение использовать изученный материал в ситуации, которая

отличается от стандартной.

Большинство геометрических задач требуют применения разнообразных теоретических знаний, доказательства утверждений, справедливых лишь при определенном расположении фигуры, применение комплекса различных формул. Назрела необходимость «мозаику» тем сложить в единую «картину» геометрии, призванную помочь ученику систематизировать материал по методам решения задач, по уровню их сложности и степени стандартности.

        Приобрести навык в решении задач можно, лишь решив достаточно большое их количество.

 Отведённого программой количества часов недостаточно, чтобы охватить огромный объём теоретического и практического материала по геометрии. Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости введения дополнительного практикума по решению планиметрических задач.

Целями данного курса являются:

  • расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к изучению предмета;
  • стимулирование познавательного интереса, развитие творческих способностей;
  • закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений;
  • развитие графической  культуры учащихся, геометрического воображения и логического мышления;
  • знакомство учащихся с методами решения различных по формулировке нестандартных задач.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:

  • обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по планиметрии;
  • сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
  • побуждать желание выдвигать гипотезы о неоднозначности решения и аргументировано доказывать их;
  • формировать навыки работы с дополнительной научной литературой и другими источниками информации;
  • научить учащихся применять аппарат алгебры к решению геометрических задач.

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

владеть компетенциями:

  • познавательной;
  • информационной;
  • коммуникационной;
  • рефлексивной.
  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • приобрести опыт применения аналитического аппарата (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

Курс предназначен для учащихся 9 классов основных общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку. Рассчитан на 17 часов аудиторного времени, по одному часу в неделю во втором полугодии.

Название учебно-методического комплекта:

Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.

Изменения, внесенные рабочую  программу.

Авторское тематическое планирование рассчитано на 20 часов. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации данная рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчета 1 час в неделю.

Количество учебных часов:

Тематическое планирование составлено в соответствии с авторской программой: 1 ч в неделю во втором полугодии, всего 17 часов.

Формы организации учебного процесса 

Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов и деловых игр, тренингов.

Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.  

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.  

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Формы работы соответствуют содержанию заданий. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися. Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории и решению математических задач. Значительное место отводится самостоятельной математической деятельности учащихся – решению задач, проработке теоретического материала, подготовке сообщений.

Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.

Формами итоговой аттестации учащихся являются составленные индивидуальные  решебники  «Геометрические задачи на экзаменах. Планиметрия».

Требования к уровню подготовки учащихся 

В результате изучения курса ученик должен:

знать:

  • ключевые теоремы и формулы курса планиметрии;
  • знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении задач;
  • знать опорные задачи планиметрии: задачи – факты и задачи – методы;

уметь:

  • построить хороший, грамотный чертеж;
  • грамотно читать математический текст, правильно анализировать условие задачи;
  • выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
  • применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
  • применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
  • использовать возможности компьютера (работа в среде «Живая математика»), Интернета (например, работа с тестами http://uztest.ru).

№ урока

Содержание материала

Кол-во часов

Технология
реализации

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Признаки равенства треугольников. Параллельные прямые.

1

Лекция, практикум

14.01

2

Медианы, биссектрисы, высоты треугольника и их свойства.

1

Лекция, практикум

21.01

3

Четырехугольники: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства и признаки.

1

Лекция, практикум

28.01

4

Решение задач на доказательство.

1

Лекция, практикум

04.02

5

Решение задач на доказательство.

1

Беседа, практикум.

11.02

6

Моделирование условий. Решение задач.

1

Беседа, практикум.

18.02

7

Моделирование условий. Решение задач.

1

Беседа, практикум.

25.02

8

Решение задач на доказательство. Моделирование условий.

1

Семинар, практикум, тестирование

04.03

9

Теорема Фалеса, подобие. 

1

Лекция, практикум

11.03

10

Окружность и прямая, вписанные и центральные углы.

1

Лекция, практикум

18.03

11

Свойства касательных к окружности, треугольник и окружность.

1

Лекция, практикум

08.04

12

Признаки подобия треугольников, подобие различных фигур.

1

Лекция, практикум

15.04

13

Признаки подобия треугольников, подобие различных фигур.

1

Лекция, практикум

22.04

14

Практикум 1. Решение задач.

1

Беседа, практикум.

29.04

15

Практикум 1. Решение задач.

1

Беседа, практикум.

06.05

16

Практикум 2. Решение задач.

1

Беседа, практикум.

13.05

17

Практикум 2. Решение задач.

1

Семинар, практикум, тестирование

20.05

Календарно-тематическое планирование

Содержание программы учебного предмета

Треугольники и параллелограммы. Признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Медианы, биссектрисы, высоты треугольника и их свойства. Четырехугольники: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства и признаки.

Задачи на доказательство. Моделирование условий.  Решение задач на доказательство.

Теорема Фалеса, подобие. Окружность и прямая, вписанные и центральные углы, свойства касательных к окружности, треугольник и окружность. Признаки подобия треугольников, подобие различных фигур.

Практикум.  Решение задач.

Формы и средства контроля

Формы контроля знаний, умений, навыков:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • устный опрос;
  • собеседование;
  • практикум;
  • самостоятельная работа;
  • тесты.

Формы промежуточной аттестации: самостоятельные работы,  тест.

Итоговая аттестация предусмотрена в виде выполнения проекта.

Материал для самостоятельных работ:

  • Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.

Материалы для тестирования:

  • Геометрия. Тематические тесты. 9 класс. Мищенко Т.М. – М.: Просвещение, 2008.
  • Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2009.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.
  2. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс. Мищенко Т.М. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2009.

Сайты Интернет:

Лабораторно-практическое  оборудование

  1. Линейка, транспортир, циркуль, угольники.
  2. Компьютер, проектор.
  3. Тематические таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение задач с параметром" (10 класс)

К программе элективного курса прилагаются дидактические материалы для занаятий....

Учебная программа элективного курса «Решение задач по географии»( 9 класс)

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый факультативный курс направлен на бо...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс

В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....

Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)

                               Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...

элективный курс химия «Подготовка к экзамену» 9 класс

Программа рассчитана на 34 часа. Каждая тема предусматривает различныеформы и методы работы: индивидуальная, групповая, дифференцированная.Элективный курс является необходимой частью профильного обуче...

Элективный курс "Решение задач нестандартного типа", 7 класс

Элективный курс «Решение задач нестандартного типа» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 классов и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом «Математика -...

Рабочая программа элективного курса "Геометрические задачи с практическим содержанием" для 9 класса

Данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение кач...