Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования. Программа составлена на основе авторской программы А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometricheskie_zadachi_na_ekzamenakh.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования на основе следующих документов:
- Государственный стандарт основного общего образования по математике.
- Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.
- Базисный учебный план на 2013 -2014 учебный год.
- Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Геометрия формирует абстрактное, модельное мышление, развивает математическую интуицию и формирует логику интеллекта, как высший этап его развития, формирует эстетику математики, развивает логику доказательств, последовательность интеллектуальных операций, что делает этот предмет, при всей его сложности, мотивационно востребуемым и важным.
Предметом данного элективного курса является достаточно сложный раздел школьной программы – планиметрия. Геометрия - наиболее уязвимое звено школьной математики. Это связано как с обилием различных типов геометрических задач, так и с многообразием приемов и методов их решения. Как показывает практика, геометрические задачи вызывают наибольшие затруднения у учащихся. Итоги экзаменов показывают, что учащиеся плохо справляются с этими заданиями или вообще не приступают к ним. Традиционно сложившийся школьный курс геометрии устроен так, что учащиеся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Поэтому можно выделить следующие недостатки в подготовке выпускников:
- формальное усвоение теоретического содержания курса геометрии;
- неумение использовать изученный материал в ситуации, которая
отличается от стандартной.
Большинство геометрических задач требуют применения разнообразных теоретических знаний, доказательства утверждений, справедливых лишь при определенном расположении фигуры, применение комплекса различных формул. Назрела необходимость «мозаику» тем сложить в единую «картину» геометрии, призванную помочь ученику систематизировать материал по методам решения задач, по уровню их сложности и степени стандартности.
Приобрести навык в решении задач можно, лишь решив достаточно большое их количество.
Отведённого программой количества часов недостаточно, чтобы охватить огромный объём теоретического и практического материала по геометрии. Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости введения дополнительного практикума по решению планиметрических задач.
Целями данного курса являются:
- расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к изучению предмета;
- стимулирование познавательного интереса, развитие творческих способностей;
- закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений;
- развитие графической культуры учащихся, геометрического воображения и логического мышления;
- знакомство учащихся с методами решения различных по формулировке нестандартных задач.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:
- обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по планиметрии;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
- побуждать желание выдвигать гипотезы о неоднозначности решения и аргументировано доказывать их;
- формировать навыки работы с дополнительной научной литературой и другими источниками информации;
- научить учащихся применять аппарат алгебры к решению геометрических задач.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
владеть компетенциями:
- познавательной;
- информационной;
- коммуникационной;
- рефлексивной.
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- приобрести опыт применения аналитического аппарата (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Курс предназначен для учащихся 9 классов основных общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку. Рассчитан на 17 часов аудиторного времени, по одному часу в неделю во втором полугодии.
Название учебно-методического комплекта:
Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.
Изменения, внесенные рабочую программу.
Авторское тематическое планирование рассчитано на 20 часов. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации данная рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчета 1 час в неделю.
Количество учебных часов:
Тематическое планирование составлено в соответствии с авторской программой: 1 ч в неделю во втором полугодии, всего 17 часов.
Формы организации учебного процесса
Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов и деловых игр, тренингов.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Формы работы соответствуют содержанию заданий. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися. Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории и решению математических задач. Значительное место отводится самостоятельной математической деятельности учащихся – решению задач, проработке теоретического материала, подготовке сообщений.
Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.
Формами итоговой аттестации учащихся являются составленные индивидуальные решебники «Геометрические задачи на экзаменах. Планиметрия».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
знать:
- ключевые теоремы и формулы курса планиметрии;
- знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении задач;
- знать опорные задачи планиметрии: задачи – факты и задачи – методы;
уметь:
- построить хороший, грамотный чертеж;
- грамотно читать математический текст, правильно анализировать условие задачи;
- выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
- применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
- применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
- использовать возможности компьютера (работа в среде «Живая математика»), Интернета (например, работа с тестами http://uztest.ru).
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Технология | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. | 1 | Лекция, практикум | 14.01 | ||
2 | Медианы, биссектрисы, высоты треугольника и их свойства. | 1 | Лекция, практикум | 21.01 | ||
3 | Четырехугольники: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства и признаки. | 1 | Лекция, практикум | 28.01 | ||
4 | Решение задач на доказательство. | 1 | Лекция, практикум | 04.02 | ||
5 | Решение задач на доказательство. | 1 | Беседа, практикум. | 11.02 | ||
6 | Моделирование условий. Решение задач. | 1 | Беседа, практикум. | 18.02 | ||
7 | Моделирование условий. Решение задач. | 1 | Беседа, практикум. | 25.02 | ||
8 | Решение задач на доказательство. Моделирование условий. | 1 | Семинар, практикум, тестирование | 04.03 | ||
9 | Теорема Фалеса, подобие. | 1 | Лекция, практикум | 11.03 | ||
10 | Окружность и прямая, вписанные и центральные углы. | 1 | Лекция, практикум | 18.03 | ||
11 | Свойства касательных к окружности, треугольник и окружность. | 1 | Лекция, практикум | 08.04 | ||
12 | Признаки подобия треугольников, подобие различных фигур. | 1 | Лекция, практикум | 15.04 | ||
13 | Признаки подобия треугольников, подобие различных фигур. | 1 | Лекция, практикум | 22.04 | ||
14 | Практикум 1. Решение задач. | 1 | Беседа, практикум. | 29.04 | ||
15 | Практикум 1. Решение задач. | 1 | Беседа, практикум. | 06.05 | ||
16 | Практикум 2. Решение задач. | 1 | Беседа, практикум. | 13.05 | ||
17 | Практикум 2. Решение задач. | 1 | Семинар, практикум, тестирование | 20.05 |
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы учебного предмета
Треугольники и параллелограммы. Признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Медианы, биссектрисы, высоты треугольника и их свойства. Четырехугольники: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства и признаки.
Задачи на доказательство. Моделирование условий. Решение задач на доказательство.
Теорема Фалеса, подобие. Окружность и прямая, вписанные и центральные углы, свойства касательных к окружности, треугольник и окружность. Признаки подобия треугольников, подобие различных фигур.
Практикум. Решение задач.
Формы и средства контроля
Формы контроля знаний, умений, навыков:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- устный опрос;
- собеседование;
- практикум;
- самостоятельная работа;
- тесты.
Формы промежуточной аттестации: самостоятельные работы, тест.
Итоговая аттестация предусмотрена в виде выполнения проекта.
Материал для самостоятельных работ:
- Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.
Материалы для тестирования:
- Геометрия. Тематические тесты. 9 класс. Мищенко Т.М. – М.: Просвещение, 2008.
- Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2009.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Авторская программа А.Х. Шахмейстера «Геометрические задачи на экзаменах. Часть 1. Планиметрия». СПб.: «Петроглиф», 2011.
- Геометрия. Тематические тесты. 9 класс. Мищенко Т.М. – М.: Просвещение, 2008.
- Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2009.
Сайты Интернет:
- Сайт для учителя: Подборка задач ГИА, генерирование тестов по геометрии http://reshuege.ru;
- Сайт для учащихся: http://uztest.ru , http://fipi.ru
Лабораторно-практическое оборудование
- Линейка, транспортир, циркуль, угольники.
- Компьютер, проектор.
- Тематические таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение задач с параметром" (10 класс)
К программе элективного курса прилагаются дидактические материалы для занаятий....
Учебная программа элективного курса «Решение задач по географии»( 9 класс)
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый факультативный курс направлен на бо...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс
В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....
Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)
Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...
элективный курс химия «Подготовка к экзамену» 9 класс
Программа рассчитана на 34 часа. Каждая тема предусматривает различныеформы и методы работы: индивидуальная, групповая, дифференцированная.Элективный курс является необходимой частью профильного обуче...
Элективный курс "Решение задач нестандартного типа", 7 класс
Элективный курс «Решение задач нестандартного типа» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 классов и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом «Математика -...
Рабочая программа элективного курса "Геометрические задачи с практическим содержанием" для 9 класса
Данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение кач...