Общая характеристика грибов
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Разработка внеклассного занятия «Общая характеристика грибов» используется при проведении занятий кружка, а также по этому пособию можно провести урок биологии при изучении грибов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_harakteristika_gribov.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поломская средняя общеобразовательная школа №2»
Кезского района Удмуртской Республики
«Общая характеристика грибов»
Внеклассное занятие в 6 классе
Автор: Никитина Любовь Вячеславовна
учитель биологии, 1 кв. категория
МБОУ «Поломская СОШ №2»
Полом, 2014
«Общая характеристика грибов»
Внеклассное занятие в 6 классе.
Цели:
- Построение знаний об особенностях организации грибов, выделение отличительных особенностей грибов от представителей других царств живой природы.
Задачи:
- Формировать умение отличать ядовитые грибы от съедобных и оказывать первую медицинскую помощь при отравлении ядовитыми грибами.
- Воспитывать умения работать в сотрудничестве, слушать и слышать других, уважать мнение своих товарищей.
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанию и формулированию выводов.
Приемы: Построение Т-таблицы, компьютерная презентация.
Стадия Вызова.
- На слайде фотографии шляпочных грибов, плесени, чайного гриба, трутовиков и других грибов.
Учитель обращается к классу. Ребята, что связывает все эти фотографии?
После обсуждения в группах мнения учащихся заслушиваются перед классом. Ученики предполагают, что на слайде все организмы являются грибами, так как среди них есть съедобные грибы, мухомор, чайный гриб.
- Учитель:
Грибы – загадочные создания. Что, казалось бы, удивительного в скромной сыроежке или красавице подосиновике. Почти каждый из вас собирал грибы. Так поступали люди еще в древности. Тогда же их поразила способность грибов появляться как будто из ничего за считанные часы и дни. Не зная толком, что представляют собой грибы, легко было уверовать, что они посланы богами: съедобные – в награду, ядовитые – в наказание. Вероятно, ядовитые грибы находили применение в мрачных делах, подложив их в пищу к недругу, можно было объяснить его смерть злыми чарами или внезапной болезнью.
Учитель обращается к классу с вопросом:
- Как вы думаете, почему грибы нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, ни к царству бактерий?
Стадия Содержания.
- Ученикам раздаются тексты (Приложение №1). Для осмысления прочитанного учащимся предлагается составить Т–таблицу (Приложение №2).
- Ученики обсуждают записи в таблицах сначала в группах, а затем в классе (Приложение №3).
- Учащимся предлагается компьютерная презентация (Приложение №4).
Рефлексия
Проводится в виде блиц-опроса (Приложение №3). Вопросы размещены на слайде
Домашнее задание.
Составить памятку для грибника, экологический плакат.
Приложение №1
В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. Грибы обитают всюду.
Грибы лишены хлорофилла, по типу питания гетеротрофны. Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, что сближает их с животными. Но по способу поглощения пищи – путем всасывания, а не заглатывания, по неограниченному росту – они сходны с растениями. Запасным питательным веществом у них служит гликоген. В обмене веществ грибов присутствует мочевина, что сближает их с животными
По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Грибы-сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, а грибы –паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет.
Некоторые грибы – одноклеточные организмы, но большая их часть многоклеточные. Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин - органическое вещество, характерное для животных. Тело гриба состоит из тонких белых нитей – гифов. Гифы образуют грибницу или мицелий.
Размножаются грибы бесполым или половым путем. Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток – спор или вегетативно. Вегетативное размножение осуществляется частями грибницы или почкованием. У некоторых грибов существует половое размножение. В этом случае грибница образуется в результате слияния специализированных клеток.
Среди грибов наиболее известны шляпочные. В повседневной жизни мы называем грибами их плодовые тела. У большинства съедобных грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Отсюда и их название.
Если в том месте, где снят гриб (т.е. плодовое тело) слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые нити – грибницу. Клетки грибницы шляпочных грибов чаще двухъядерные и не содержат пластид. Грибница – главная часть каждого гриба. На ней развиваются плодовые тела. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами, и нижний. У одних грибов, например белого гриба, нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой плодовых тел рыжиков, сыроежек образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы.
Грибники знают, что подберезовики чаще всего можно встретить в березняке, белые грибы – вблизи берез, сосен, елей. Это, объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму, т.е. симбиоз.
Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень, или микоризу. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые поступают из нее в корни деревьев. В свою очередь, грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел из корней деревьев.
Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя земли. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии.
Но грибы могут наносить и большой вред. Некоторые из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Грибы портят продукты питания, разрушают постройки. Некоторые грибы вырабатывают ядовитые вещества, ими можно тяжело или даже смертельно отравиться.
Приложение №2
Признаки, характерные только для грибов | ||
Сходство с растениями | Сходство с животными | |
Приложение №3
Признаки, характерные только для грибов | ||
Сходство с растениями | Сходство с животными | |
|
|
|
Приложение №.3
Вопросы для блиц-опроса.
Почему одна из групп грибов называется шляпочные?
- К каким группам по строению шляпки (пластинчатые и трубчатые) относятся грибы, показанные на слайдах?
- Какие из этих грибов съедобные?
- Какие из них ядовитые?
- Какие грибы называют условно съедобными?
- В чем заключается значение грибов для человека?
- Как отличить съедобные грибы от ядовитых?
- Каковы меры доврачебной помощи при отравлении грибами?
- Почему некоторые грибы растут под определенными деревьями?
- Какие способы питания характерны для грибов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»
урок по биологии...
Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс
Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...
Царство Грибов. Общая характеристика грибов
Урок с использованием ЭОР....
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Цели урока:...
Урок по биологии в 5 классе. Тема "Царство Грибы. Общая характеристика грибов"
Урок соответствует ФГОС ООО....
Грибы. Общая характеристика грибов
Конспект урока " Грибы. Общая характеристика грибов"...