Методическая разработка блок - урок "Белки"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Блок-урок (интеграция химии и биологии) позволяет более рационально и наглядно представить материал, экономить время на уроке. Применение таких уроков способствует положительной мотивации изучения химии и биологии. Такой урок может проводиться как индивидуально, так и в группах. Работая в группах, учащиеся реально оценивают свои возможности. Слабые учащиеся, учащиеся с плохой памятью, с рассеянным вниманием мобилизируются, ориентируясь на презентацию и видео-файлы ,сопровождающие данные уроки.Так же, урок такого формата дает возможность прохождения программы дистанционно, что немаловажно в школе для детей с ОВЗ при отсутствии возможности посещать учащегося, вследствие нахождения его на длительном лечении в течение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_belki_dolbaya_g.r._metelskaya_e.e._redakt.doc | 801 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок-урок « Белки» в курсе биологии и химии (10 класс) в условиях индивидуального обучения детей с ОВЗ (в контексте ФГОС).
Учитель биологии Долбая Г.Р.
Учитель химии Метельская Е.Е.
В современной науке в качестве приоритетной тенденции развития школьного естественнонаучного образования признана идея интеграции, одном из механизмов и средств реализации которой в обучении являются межпредметные связи. При этом они способствуют формированию у школьников системных знаний, обобщенных предметных и общепредметных умений, опыта активной познавательной деятельности, а так же оказывают существенное влияние на развитие их мышления.
Познавательная деятельность учащихся может быть организована на репродуктивно-познавательном, частично- поисковом и творческом уровнях. Одной из проблем обучения в нашей школе является большое количество пропусков учащимися уроков, связанное с их заболеваниями.
Мы, для преодоления отставания по программе используем такую форму обучения как организация самостоятельной (творческой) деятельности учащихся на основе использования электронных образовательных ресурсов. Самые сложные и сходные темы даются учащимся, обобщенными, в виде блоков.
Последовательное сочетание подобных заданий, на примере изучения темы « Белки» позволяет ученикам быстрее и объемнее овладеть сложным учебным материалом, систематизировать полученные знания, сделать соответствующие выводы. В процессе выполнения реальной и виртуальной практической работы учащие отрабатывают основные навыки и умения. Оценивают качество самостоятельного выполнения предложенных заданий, приобретенный опыт применяют на практике.
Цель урока обобщить и актуализировать знания учащихся о белках из курсов биологии и химии, изучить химические свойства и функции белков.
Задачами этого урока являются следующие:
Образовательные: ознакомить учащихся с важнейшими веществами и материалами, из которых состоят все живые объекты, расширить знания учащихся о белках, изучить строение и свойства белков.
Развивающие: развивать мышление учащихся (выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать), продолжить отрабатывать практические умения выполнять эксперименты, в том числе и виртуальные, делать выводы; продолжить развивать умения применять знания из других предметов; развивать опыт творческой деятельности.
Воспитательные: продолжить воспитывать аккуратность учащихся, продолжить формировать бережное отношения к своему организму и окружающей среде.
Планируемый результат | ||
Предметные умения | Метапредметные умения | Личностные умения |
Знать важнейшие вещества и материалы - белки, их химические свойства и функции. | Уметь анализировать предложенный материал, выделять главное; проводить виртуальные и реальные эксперименты, обобщать, делать выводы; применять знания из других предметов, решать творческие задачи. | управлять познавательной деятельностью, планировать результат, сопоставлять свои действия с предложенной задачей, бережно и аккуратно относиться к себе и окружающим |
Методическая разработка блок – урока «Белки»
Конспект урока.
- Актуализация знаний.
- Дайте определение белков. Сколько АК входят в состав белковых молекул?
- Вспомните из курса биологии строение белковых молекул. Какие уровни организации белковых молекул вы знаете?
Эпиграф: Нет ничего позорнее для натуралиста, чем мнение, будто что – либо может произойти без причины (Цицерон)
Почему жизнь – это форма существования белковых молекул? (ответьте на этот вопрос в конце урока)
- Основная часть.
1. Открытие белков
1883 г. Данилевский открыл пептидную группу и связь.
1902 г. Фишер определил полипептидное строение белков
В клетках находятся свободные АК из которых синтезируются белки, свойственные организму. Эти АК называют “аминокислотным фондом” .
2. Получение полипептида
Из “аминокислотного фонда” в клетках организма строятся молекулы полипептидов.
3. Химические свойства белков.
- Виртуальная практическая работа № 1 “Химические свойства белков” (выполняется с применением ИКТ, заранее подготовленной презентацией с видеофрагментами)
Цель: Изучить химические свойства белков. Изучить понятия денатурации и качественные реакции на белки.
Учащиеся заполняют таблицу 2 и делают выводы.
Вывод: при взаимодействии белка куриного яйца с различными веществами наблюдается два вида денатурации, если вещества агрессивные, то денатурация необратимая.
- Практическая работа № 2 “Обнаружение белка в природных объектах”
Цель работы: Доказать наличие белка в данных растворах.
Ход работы:
- Взять обе пробирки с растворами и добавить к ним такое же по объему количество спирта или уксусной кислоты.
- Что вы наблюдаете? В какой из двух пробирок оказался белок?
- Сделайте вывод о действии спирта на белковые молекулы.
4. Оформите таблицу 3:
Вывод: Спирт приводит к денатурации белка, при добавлении спирта или уксусной кислоты к раствору куриного белка в пробирке выпал осадок.
3) Практическая работа № 3.
“Обнаружение ферментов в живых тканях”
Цель работы: Определить наличие фермента каталазы в живых тканях растительного и животного происхождения.
Ход работы:
- Полученные ткани животного происхождения (свежие и после термической обработки) положить в две пробирки.
- К ним добавить раствор перекиси водорода.
- Что наблюдаем? (Выделение пузырьков газа свидетельствуют о наличии фермента каталазы)
- Полученные ткани растительного происхождения (свежие и после термической обработки) положить в две пробирки.
- К ним добавить раствор перекиси водорода.
- Что наблюдаем? (Выделение пузырьков газа свидетельствуют о наличии фермента каталазы)
- Полученные данные занести в таблицу 4:
Вывод: фермент каталаза находится только в живых тканях растительного и животного происхождения, о чем свидетельствует активная химическая реакция – разложение перекиси водорода, а после нагревания свыше 60 градусов протекает денатурация белков-ферментов и качественная химическая реакция не идет в термически обработанных тканях.
- Функции белков.
Назовите известные функции белков для живых организмов.
Составим “ромашку” на доске, а вы дадите краткую характеристику всем функциям белков.
III. Закрепление материала.
1. Ответьте на вопрос, поставленный в начале урок:
- Почему жизнь – это форма существования белковых молекул?
- Объясните, почему опасны излучение и ядовитые вещества для человека и животных?
- Выданы две ткани. Определите экспериментально, какая из них шелковая, а какая капроновая?
Тест
I вариант:
- При нагревании белков происходит:
- Денатурация белка
- Гидролиз
- Растворение
- Образование третичной структуры.
- Первичная структура белковой молекулы образована
благодаря:
- Дисульфидными мостиками
- Пептидными связями
- Водородными связями
- Сложноэфирными мостиками.
- В каких условиях происходит гидролиз белков в организме:
- При кипячении с концентрированной серной кислотой
- Под действием избытка щелочи
- Под действии ферментов
- При добавлении воды.
II вариант:
1. Белки состоят из:
1. Атомов азота
2. Остатков нуклеиновых кислот
3. Аминокислот
4. Фосфорной кислоты
2. Необратимая денатурация белков – это:
1. Изменение цвета белка
2. Изменение структуры белка
3. Образование водородных связей
4. Образование вторичной и третичной структуры
3. Третичная структура белка:
1. Конфигурация полипептидной спирали в пространстве
2. Главная характеристика белка
3. Положение белковой молекулы в клетке организма
4. Положение белковой молекулы в тройной системе координат.
Блок-урок (интеграция химии и биологии) позволяет более рационально и наглядно представить материал, экономить время на уроке. Применение таких уроков способствует положительной мотивации изучения химии и биологии. Такой урок может проводиться как индивидуально, так и в группах. Работая в группах, учащиеся реально оценивают свои возможности. Слабые учащиеся, учащиеся с плохой памятью, с рассеянным вниманием мобилизируются, ориентируясь на презентацию и видео-файлы ,сопровождающие данные уроки.
Так же, урок такого формата дает возможность прохождения программы дистанционно, что немаловажно в школе для детей с ОВЗ при отсутствии возможности посещать учащегося, вследствие нахождения его на длительном лечении в течение учебного года.
Следствием применения блок-уроков в теме «химия клетки» на уроках химии и биологии в условиях обучения детей с ОВЗ является большая эффективность достижения результатов: лучшее усвоение учащимися материала урока, выполнение практических работ, самостоятельная проверка и оценивание знаний, проведение дистанционных уроков и дистанционное включение учащихся в жизнь школы.
Приложение.
Таблица 2.
№ | Название реакции | Схема реакции | Что наблюдали? |
1 | Горение | Белок + O2 → СО2 + Н2О + др.в-ва | |
2 | Денатурация | ||
А) Обратимая | Белок + NaCl → осадок. Осадок + H2O → белок | ||
Б) Необратимая | Белок + HCl → осадок | ||
Белок + NaOH → осадок | |||
Белок + спирт → осадок | |||
3 | Цветные реакции | ||
А) Биуретовая | Белок + NaOH+CuSO4 → | ||
Б)Ксантопротеиновая | Белок + HNO3 → | ||
4 | Гидролиз белков | См. схему. |
Таблица 3.
Обнаружение белка в полученных растворах | |||
Что делал? | Что наблюдал? | Вывод | |
1. |
|
|
Таблица 4.
Обнаружение белка в полученных растворах | ||||
Ткань | Что делал? | Что наблюдал? | Выводы | |
1. |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»
данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...
Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева».
Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева»....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...
Методическая разработка интегрированного урока-презентации на тему: «Менделеев и Блок»
Дмитрий Менделеев и Александр Блок. Эти два имени-великого ученого энциклопедиста девятнадцатого столетия и одного из крупнейших поэтов двадцатого столетия - оказались тесно связанными в ист...
Методическая разработка комбинированного урока по физике "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" для 7 класса общеобразовательной школы
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Комбинированный урок по физике по теме "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" проводился для...
Методическая разработка блока занятий по карте мира и России
Разработана последовательность занятий по карте мира и России с целью познакомить младших школьников с новыми для них реалиями; определены моменты введения игрового элемента, а также контроля за ходом...
Методическая разработка урока по литературе в 11 классе на тему «А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока».
Форма урока: лекция с элементами исследовательской деятельности...