Элективный курс по биологии 11 класс"Общие биологические закономерности"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Филиппова Галина Александровна

Элективный курс по биологии 11 класс"Общие биологические закономерности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2013 - 2014 учебный год

Курс:  Общие биологические закономерности

Класс:  11

Учитель:  Филиппова Г.А., учитель биологии и химии.

с. Троицк, 2013 г



Пояснительная записка.

С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне ( масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии.

Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого   времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ведь именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни.

Данный курс рассчитан на 35 часов, с расчетом по 1 часу в неделю.

Задачи курса:

  1. Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.
  2. При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.
  3. Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
  4. Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.

Цели курса:

1.Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии и экологии.

2.Развитие умения учащихся решать биологические задачи по всему курсу.

3.Развитие познавательных интересов обучающихся.

4.Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся выпускных классов.

Ожидаемые результаты обучения:

1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по биологии.

2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ

3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Для достижения  указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.

Контролирующие материалы:

1.Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачет (итоговое тестирование)

2.Защита рефератов, защита профессии.

Учащиеся должны знать:

1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.

2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.

3.Естественную классификацию органического мира.

4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.

5.Закономерности наследственности и изменчивости.

6.Механизмы эволюционного процесса.

Учащиеся должны уметь:

1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.

2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.

4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.

6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Содержание курса.

1.Цитология - наука о клетке (12 часов)

- Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.

-Реализация генетической информации в клетке.

-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию.

-Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков.

-Структура и функции клетки.

-Естественная классификация органического мира.

-Прокариоты. Бактерии, археи.

-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.

-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

-Решение биологических задач по цитологии.

-Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.

-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.

-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.

2.Размножение и развитие организмов (5 часов)

-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.

-Половое размножение.

-Индивидуальное развитие организмов.

-Митоз и мейоз в сравнении.

3.Основы генетики(8 часов)

-Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.

-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.

-Закономерности изменчивости.

-Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.

-Решение генетических задач повышенной сложности.

4.Эволюция(3 часа)

-Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину.

-Основные направления эволюции по Северцову.

-Этапы эволюции человека - антропогенеза. Роль социального фактора в эволюции человека.

5.Основы экологии(5 часов)

-Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.

-Биогеоценоз. Экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.

-Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.

-Решение экологических задач.

-Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы.

-Зачет. Защита рефератов. Итоговое тестирование.

Итого: 34 часа.

Темы рефератов:

1.Современные представления о происхождении жизни на Земле.

2.Макроэволюция как отображение современной системы растений и животных.

3.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

4.Гентические основы эволюционной теории.

5.Т.Морган - основоположник хромосомной теории наследственности.

Список литературы для учителя:

1.Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, изд. Дрофа, 2006 год.

2.Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 классы. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, изд. Дрофа, 2006 год.

4.Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, изд. Дрофа, 2008 год.

5.Биология. ЕГЭ. 2009. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. Изд. Астрель, Москва, 2009.

6.Раздаточный материал тренировочных тестов, готовимся к практическому экзамену. Биология, ЕГЭ, Е.Л.Жеребцова, Тригон, Санкт- Петербург, 2008

Список литературы для учащихся:

1.Весь ЕГЭ от А до Я. Биология в схемах и таблицах. 11 класс. Ю.Щербатых, Ростов - на –Дону, изд. Феникс, 2009.

2.Биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. 2009- 2010, Ростов- на –Дону, изд. Легион.

3.Биология. ЕГЭ-2009 -2010, тесты, ФГУ, Москва

4.Учебно-методический комплекс. Биология. ЕГЭ, 2010, А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Подготовка к ЕГЭ-2010, Ростов- на –Дону, изд. Легион, 2009 год.

5.Выпускной экзамен, С.Г.Мамонтов. Биология. Материалы для подготовки к ЕГЭ, изд. Дрофа, Москва-2008.


Тематическое планирование занятий элективного курса по биологии в 11 классе

Раздел, тема.

Количество

часов

Формы, виды занятий

Дата по календар.

Дата факт.

1.

Цитология - наука о клетке(12 часов).

 Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.

1

Лекция

2.

Структура белков. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белков.

1

Лекция

3

Решение биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трасляцию.

1

Решение заданий из сб. ЕГЭ, части С на составление полипептидной цепочки.

4.

Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке.

1

Практическая часть, решение задач

5.

Структура и функции клетки.

1

Теоритический материал.

6.

Естественная классификация органического мира.

1

Лекция

7.

Прокариоты. Бактерии, археи.

1

Практикум «Особенности структуры и функционирования доядерных организмов. Дробянки.»

8.

Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.

1

Лабораторная работа «Пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, целлюлоза, хитин, муреин.»

9.

Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

1

Лекция

10.

Решение биологических задач по цитологии.

1

Решение заданий из сб. ЕГЭ, части В на сравнение клеток организмов различных царств.

11.

Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.

1

Решение заданий части А.

12.

Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.

1

Творческое задание.

13.

Фотосинтез, его значение для жизни на земле.

1

Работа стерминами.

14.

Размножение и развитие организмов(5 часов).

Основные свойства живой материи. Размножение и развитие организмов. Бесполое размножение.

1

Индивидуальная работа  Основные способы размножения организмов: бесполое и половое. Способы бесполого размножения: деление надвое, спорообразование, вегетативное, почкование.

15.

Половое размножение.

1

Изучение законов индив. развития.

16.

Индивидуальное развитие организмов.

1

\Лекция

17.

Митоз и мейоз в сравнении.

1

Лекция.

18.

Обобщение знаний по теме « Размножение и развитие организмов». Решение биологических задач.

1

Работа с терминами, решение заданий из сб. ЕГЭ части А и В.

19, 20, 21

Основы генетики(8 часов).

Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.

3

Работа с терминами, решение заданий из сб. ЕГЭ части А и В.

22

Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.

1

Решение задач.

23

Закономерности изменчивости.

1

практикум

24,

25.

Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.

2

Лекция

26.

Решение генетических задач повышенной сложности.

1

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

27.

Эволюция(3 часа).

Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ

1

Лекция

28.

Основные направления эволюции.

1

Презентация

29.

Этапы эволюции человека. Роль социального фактора в эволюции человека.

1

Семинар

30.

Основы экологии(5 часов).

Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.

1

Лекция

31.

Биоценоз, экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.

1

Решение экологических задач.

32.

Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.

1

Решение экологических задач.

33.

Решение экологических задач.

1

Составление пищевых цепей, экологические пирамиды, правило 10-ти.

34.

Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы. Итоговое тестирование.

1

Итоговое тестирование

35

резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Программа «Биологические системы и закономерности» для учащихся 10-11 классама элективного курса по биологии

Элективный курс  по биологии "Биологические системы и закономерности" для учащихся 10-11 классов. Цель курса: формирование целостной картины мира с учетом общебиологических закономерностей в рамк...

Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."

Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Готовимся к ЕГЭ. Решение биологических задач"

Элективный курс рассчитан на подготовку учащихся к ЕГЭ по курсам "Ботаника", "Зоология", "Человек", "Общая биология". Программа предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю( 35 часов в год)...

элективный курс по биологии 6 класс" Биологическое краеведение"

элективный курс  включает в себя региональный компонент,позволяющим обучающимся больше узнать о своем крае....