Элективный курс по биологии 11 класс"Общие биологические закономерности"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Элективный курс по биологии 11 класс"Общие биологические закономерности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_biologii_obshchie_zakonomernosti_obshchey_biologii_1.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013 - 2014 учебный год
Курс: Общие биологические закономерности
Класс: 11
Учитель: Филиппова Г.А., учитель биологии и химии.
с. Троицк, 2013 г
Пояснительная записка.
С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне ( масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии.
Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ведь именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни.
Данный курс рассчитан на 35 часов, с расчетом по 1 часу в неделю.
Задачи курса:
- Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.
- При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.
- Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
- Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.
Цели курса:
1.Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии и экологии.
2.Развитие умения учащихся решать биологические задачи по всему курсу.
3.Развитие познавательных интересов обучающихся.
4.Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся выпускных классов.
Ожидаемые результаты обучения:
1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по биологии.
2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ
3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.
Контролирующие материалы:
1.Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачет (итоговое тестирование)
2.Защита рефератов, защита профессии.
Учащиеся должны знать:
1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.
2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.
3.Естественную классификацию органического мира.
4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.
5.Закономерности наследственности и изменчивости.
6.Механизмы эволюционного процесса.
Учащиеся должны уметь:
1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.
4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.
6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Содержание курса.
1.Цитология - наука о клетке (12 часов)
- Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.
-Реализация генетической информации в клетке.
-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию.
-Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков.
-Структура и функции клетки.
-Естественная классификация органического мира.
-Прокариоты. Бактерии, археи.
-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.
-Решение биологических задач по цитологии.
-Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.
-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.
2.Размножение и развитие организмов (5 часов)
-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.
-Половое размножение.
-Индивидуальное развитие организмов.
-Митоз и мейоз в сравнении.
3.Основы генетики(8 часов)
-Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.
-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.
-Закономерности изменчивости.
-Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.
-Решение генетических задач повышенной сложности.
4.Эволюция(3 часа)
-Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину.
-Основные направления эволюции по Северцову.
-Этапы эволюции человека - антропогенеза. Роль социального фактора в эволюции человека.
5.Основы экологии(5 часов)
-Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.
-Биогеоценоз. Экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.
-Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.
-Решение экологических задач.
-Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы.
-Зачет. Защита рефератов. Итоговое тестирование.
Итого: 34 часа.
Темы рефератов:
1.Современные представления о происхождении жизни на Земле.
2.Макроэволюция как отображение современной системы растений и животных.
3.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
4.Гентические основы эволюционной теории.
5.Т.Морган - основоположник хромосомной теории наследственности.
Список литературы для учителя:
1.Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, изд. Дрофа, 2006 год.
2.Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 классы. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, изд. Дрофа, 2006 год.
4.Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, изд. Дрофа, 2008 год.
5.Биология. ЕГЭ. 2009. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. Изд. Астрель, Москва, 2009.
6.Раздаточный материал тренировочных тестов, готовимся к практическому экзамену. Биология, ЕГЭ, Е.Л.Жеребцова, Тригон, Санкт- Петербург, 2008
Список литературы для учащихся:
1.Весь ЕГЭ от А до Я. Биология в схемах и таблицах. 11 класс. Ю.Щербатых, Ростов - на –Дону, изд. Феникс, 2009.
2.Биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. 2009- 2010, Ростов- на –Дону, изд. Легион.
3.Биология. ЕГЭ-2009 -2010, тесты, ФГУ, Москва
4.Учебно-методический комплекс. Биология. ЕГЭ, 2010, А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Подготовка к ЕГЭ-2010, Ростов- на –Дону, изд. Легион, 2009 год.
5.Выпускной экзамен, С.Г.Мамонтов. Биология. Материалы для подготовки к ЕГЭ, изд. Дрофа, Москва-2008.
Тематическое планирование занятий элективного курса по биологии в 11 классе
№ | Раздел, тема. | Количество часов | Формы, виды занятий | Дата по календар. | Дата факт. |
1. | Цитология - наука о клетке(12 часов). Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки. | 1 | Лекция | ||
2. | Структура белков. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белков. | 1 | Лекция | ||
3 | Решение биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трасляцию. | 1 | Решение заданий из сб. ЕГЭ, части С на составление полипептидной цепочки. | ||
4. | Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке. | 1 | Практическая часть, решение задач | ||
5. | Структура и функции клетки. | 1 | Теоритический материал. | ||
6. | Естественная классификация органического мира. | 1 | Лекция | ||
7. | Прокариоты. Бактерии, археи. | 1 | Практикум «Особенности структуры и функционирования доядерных организмов. Дробянки.» | ||
8. | Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов. | 1 | Лабораторная работа «Пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, целлюлоза, хитин, муреин.» | ||
9. | Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты. | 1 | Лекция | ||
10. | Решение биологических задач по цитологии. | 1 | Решение заданий из сб. ЕГЭ, части В на сравнение клеток организмов различных царств. | ||
11. | Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене. | 1 | Решение заданий части А. | ||
12. | Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена. | 1 | Творческое задание. | ||
13. | Фотосинтез, его значение для жизни на земле. | 1 | Работа стерминами. | ||
14. | Размножение и развитие организмов(5 часов). Основные свойства живой материи. Размножение и развитие организмов. Бесполое размножение. | 1 | Индивидуальная работа Основные способы размножения организмов: бесполое и половое. Способы бесполого размножения: деление надвое, спорообразование, вегетативное, почкование. | ||
15. | Половое размножение. | 1 | Изучение законов индив. развития. | ||
16. | Индивидуальное развитие организмов. | 1 | \Лекция | ||
17. | Митоз и мейоз в сравнении. | 1 | Лекция. | ||
18. | Обобщение знаний по теме « Размножение и развитие организмов». Решение биологических задач. | 1 | Работа с терминами, решение заданий из сб. ЕГЭ части А и В. | ||
19, 20, 21 | Основы генетики(8 часов). Закономерности наследственности. Решение задач по генетике. | 3 | Работа с терминами, решение заданий из сб. ЕГЭ части А и В. | ||
22 | Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение. | 1 | Решение задач. | ||
23 | Закономерности изменчивости. | 1 | практикум | ||
24, 25. | Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции. | 2 | Лекция | ||
26. | Решение генетических задач повышенной сложности. | 1 | Решение задач на сцепленное с полом наследование. | ||
27. | Эволюция(3 часа). Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ | 1 | Лекция | ||
28. | Основные направления эволюции. | 1 | Презентация | ||
29. | Этапы эволюции человека. Роль социального фактора в эволюции человека. | 1 | Семинар | ||
30. | Основы экологии(5 часов). Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы. | 1 | Лекция | ||
31. | Биоценоз, экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем. | 1 | Решение экологических задач. | ||
32. | Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов. | 1 | Решение экологических задач. | ||
33. | Решение экологических задач. | 1 | Составление пищевых цепей, экологические пирамиды, правило 10-ти. | ||
34. | Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы. Итоговое тестирование. | 1 | Итоговое тестирование | ||
35 | резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Программа «Биологические системы и закономерности» для учащихся 10-11 классама элективного курса по биологии
Элективный курс по биологии "Биологические системы и закономерности" для учащихся 10-11 классов. Цель курса: формирование целостной картины мира с учетом общебиологических закономерностей в рамк...
Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."
Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Готовимся к ЕГЭ. Решение биологических задач"
Элективный курс рассчитан на подготовку учащихся к ЕГЭ по курсам "Ботаника", "Зоология", "Человек", "Общая биология". Программа предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю( 35 часов в год)...
элективный курс по биологии 6 класс" Биологическое краеведение"
элективный курс включает в себя региональный компонент,позволяющим обучающимся больше узнать о своем крае....