календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
по_______________биологии_______________________
(наименование учебного предмета / курса)
в______________5а,5б,5в_________________________
(наименование класса)
на________________2015-2016____________________
(учебный год)
№ | Тема урока | План | Факт | Основные понятия, формируемые на уроке | Виды деятельности учащихся | учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | УУД: Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Личностные | Формы организации | |||||||||
Тема: «Введение» (6 часов) | ||||||||||||
1 | Биология — наука о живой природе. | Основные понятия урока: биология, биосфера, экология. | знакомство с учебником и его методическим аппаратом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничествос одноклассниками при обсуждении. | Мультимедиа | учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология». | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в немглавное. формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителяи отвечать на вопросы | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче- ской культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Индивидуальная, фронтальная работа | ||||
2 | Методы исследования в биологии. Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения . | Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Раб. тетрадь | учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | . Индивидуальная, , групповая. | ||||
3 | Разнообразие живой природы. | Основные понятия урока: царства живой природы, отличительные признаки живого. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Таблицы, презентация, мультимедиа. | учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | заданияв конце § . В р/тзад 11 и 12. | ||||
4 | Среды обитания живых организмов | Основные понятия урока: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Табл. «Организмы и среды их обитания» | учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 4, вопр (устно), заданияв конце § (составить план §), вр/т-з. 14,17. Индивидуальная, фронтальная работа | ||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Основные понятия урока: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные | работа с видеофиль- мом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Таблицы, презентация, мультимедиа. | учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на жи-вые организмы. | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируются элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 5, вопросы и задания в конце §. В р/т – зад. 18- 20. Проработать с. 28 и выполнить тесты на с. 14—16 в р/т Индивидуальная, фронтальная работа | ||||
6 | Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотруд- ничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии | учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, чтоживые организмы связаны со средой обитания иприспособлены для жизни в определенной среде;приобретают навыки правильного поведения в природе. | Познавательные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Оформить отчет о выполнении зад Индивидуальная, фронтальная работа аний | |||||
Тема: «Клеточное строение организмов» (10 часов) | ||||||||||||
1 (7) | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа.». | Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп | знакомство с увеличительными приборами, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Табл. «Увеличительные приборы» + мультимедиа + презентация «Устройство микроскопа» | учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 6, вопросы в конце §; выучить правила работы с микроскопом на с. 32—33. В р/т зад. 23. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
2 (8) | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп. | Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Табл. «Увеличительные приборы» + мультимедиа | Убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | §6, вопросы и задания на с.33. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
3 (9) | Клетка и ее строениеЛабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | Основные понятия урока: клетка, клеточная оболочка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, поры, хромосомы. | Приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы,выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке | Табл. «Растительная клетка и ее строение» + мультимедиа | учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и формления ее результатов. Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 7 до статьи «Пластиды». Ответить на вопросы 1—3 в конце § Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
4 (10) | Клетка и ее строение: пластиды. Лабораторная работа №5 «пластиды в клетках листа элодеи» | Основные понятия урока: пластиды, хлоропласты. | Приготовление мик- ропрепаратов и изучение их под микроскопом, схематическое изображение строения клеток в тетради, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов | Табл. «Растительная клетка и ее строение» + мультимедиа | учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 7 до конца, вопросы в конце §. В р/т зад. 27 и 28. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
5 (11) 6 (12) | Химический состав клетки: неорганические вещества Химический состав клетки: органические вещества | Основные понятия урока: неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. | Знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с соста-вомобъектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке. | Познавательные: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 8, в р/т зад. 29. Индивидуальная, фронтальная работа § 8, вопросы в конце §. | |||||
7 (13) | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, движение цитоплазмы, межклетники, межклеточное вещество. | проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов, наблюдение за движением цитоплазмы в клетке, фиксация, анализ и обсуждение результатов наблюдений | мультимедиа | у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 9, вопросы 1—5 в конце §. В р/т зад. 31 | ||||
8 (14) | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление клетки. | Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, хромосомы, рост клетки. | работа с текстом и иллюстрациями учебника | мультимедиа | учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 9 до конца, вопросы в конце §. В р/т зад. 34 и 35. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
9 (15) | Понятие «ткань» Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом растительных тканей» | Основные понятия урока: ткань, виды тканей (образовательные, основные, проводящие, механи- ческие, покровные). | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, | мультимедиа | учащиеся имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 10, вопросы в конце §. В р/т зад. 39. | ||||
10 (16) | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | Основные понятия урока: органические и неорганические вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, рост клетки, единство живых организмов. | работа с текстом и иллюстрациями учебника; формирование представления о единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний | у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов | Познавательные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифи-цировать объекты, готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение организовать выпол-нение заданий учителя согласноустановленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителяи отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | с. 49—50 и выполнить тренировоч- ные задания (тесты) в р/т на с. 27—28. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | |||||
Тема: «Царство Бактерии» (2 часа) | ||||||||||||
1 (17) | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. | Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, синезеленые, или цианобактерии, спора, сапротрофы, паразиты. | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Табл. «Бактерии» + мультимедиа | Учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | § 11, вопросы в конце§. В р/т задания 42, 43 и 44 Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
2 (18) | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий | Основные понятия урока: бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии, симбиоз, молочнокислые бактерии, болезнетворные бактерии | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Презентация «Значение бактерий» | Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека | Познавательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | § 12, вопросы в конце §. В р/т задание 45, 47. С. 64 тесты в р/т на с. 37-39 | ||||
Тема: «Царство Грибы» (5 часов) | ||||||||||||
1 (19) | Общая характеристика грибов Роль грибов в природе и жизни человека. | Основные понятия урока: грибы, грибница. | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | мультимедиа | учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека | Познавательные: развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 13, вопросы в конце §. В р/т задания 48 и 49 Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
2 (20) | Шляпочные грибы. Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Основные понятия урока: шляпочные грибы, микориза, симбиоз | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке | Табл. «Шляпочные грибы» + презентация «Шляпочные грибы» | учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Познавательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 14,вопросы в конце §. В р/т задания 51 и 52. | ||||
3 (21) | Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора. » | Основные понятия урока: плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Табл. «Плесневые грибы. Дрожжи» + мультимедиа | учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека | Познавательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 15 вопросы в конце § Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
4 (22) | Грибы-паразиты. | Основные понятия урока: грибы-паразиты: головня, спорынья, гриб-трутовик | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении | Табл. «Грибы-паразиты» | учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные: уме- ние определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 16 вопросы и задания в конце §. В р/т зад. 56-57. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
5 (23) | Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы» | Основные понятия урока: безъядерные иядерные живые организмы | обсуждение сообщений учащихся «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека», сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса о практиче- ской значимости знаний о бактериях и грибах | учащиеся систематизировали иобобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека | Познавательные: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | с. 86 и тесты в р/т на с. 37—39 Индивидуальная, фронтальная работа | |||||
Тема: «Царство Растения» (9 часов). | ||||||||||||
1 (24) | Растения. Ботаника – наука о растениях. | Основные понятия урока: растения высшиеи низшие, слоевище, ткань, орган, фотосинтез. | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Мультимедиа + презентация «Наука о растениях» | Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях | Познавательные: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется экологическая куль- тура на основе понимания важности охраны растений, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 17. Вопросы в конце §. В р/т задания 59 и 60. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
2 (25) | Водоросли. Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей» | Основные понятия урока: растения низшие, зеленые водоросли, бурые и красные водоросли, ризоиды. | Выполнение лабора- торной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы, работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Табл. «Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада», табл. «Многоклеточная зеленая водоросль улотрикс» + презентация «Водоросли-2, «Водоросли-опрос» + мультимедиа | учащиеся имеют представление о водорослях (одноклеточных и многоклеточных) как представителях низших растений, их характерных признаках | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 18. Вопросы 1—3 в конце §, выполнить зад. 62, 63 в р/т Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
3 (26) | Лишайники, их строение, разнообразие | Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз | работа с текстом и иллюстрациями учебника, изучение лишайников в природе | Табл. «Лишайники» + презентация «Лишайники» | учащиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах | Познавательные: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 19, вопросы и задания в конце §. В р/т зад. 66 и 67. Познакомить учащихся с летними заданиями. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
4 (27) | Мхи. Многообразие мхов. Лабораторная работа №10 «Строение мха» | Основные понятия урока: растения высшиеспоровые: мхи, сперматозоид, яйцеклетка | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы | Табл. «Зеленый мох кукушкин лен» «Мох сфагнум» + Мультимедиа + презентация «Разнообразие мхов» | учащиеся имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 20,вопро- сыи задание 2 в конце §. В р/т задание 70 | ||||
5 (28) | Папоротники, хвощи, плауныЛабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | Основные понятия урока: растения высшие споровые: папоротники, плауны, хвощи; вайи, корневище, спорангии | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по срав- нению с низшими, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы | Табл. «Папоротник щитовник мужской» «Хвощ и плаун» + Презентация «Папоротникообразные» | учащиеся имеют представление о папоротниках, плаунах и хвощах как представите- лях высших споровых растений, их характерныхпризнаках и более высокой организации по сравнению с мхами | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 21, вопросы в конце §. Выполнить задание на с. 119 учебника Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
6 (29) | ГолосеменныеЛабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек хвойных» | Основное понятие урока: голосеменные растения. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы | Табл. «Сосна обыкновенная» + Презентация «Голосеменные растения» + мультимедиа | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения» | Познавательные: развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: уме- ние определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 22, вопросы и задание 1 в конце §. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о редких цветковых растениях своего края для выступления на следующем уроке. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
7 (30) | Цветковые растения.Значение цветковых в природе и жизни человека. | Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, плод, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы и вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями | Презентация «Цветковые растения» | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы» | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в ихстроении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 23, вопросы в конце §. В р/т задания 75 и 76 | ||||
8 (31) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника, риниофиты | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями | мультимедиа | учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира | Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции) Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 24 , в р/т задания 78, 79, 80 и 81. Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
9 (32) | Обощающий урок по теме: «Царство Растения» | Основные понятия урока: низшие и высшие растения, отделы растений – водоросли, мхи, лишайники, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные | Обсуждение сообщений учащихся «Многообразие растений и их значение в природе и жизни человека», сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса о практической значимости знаний о растениях | Учащиеся систематизировали иобобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека | Познавательные: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установ- ленным правилам работы в кабинете Коммуникативные: умение слушать учителяи отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных отделов Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своейработы и работы одноклассников | Проработать текст «Краткое содержание главы» и выполнить тренировочные задания (тесты) на с. 140—142 учебника и в рабочей тетради на с. 55—58. | |||||
Резервное время (2 часа) | ||||||||||||
1 (33) | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания | Основные понятия урока: царства живой природы, низшие и высшие растения | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов урока | мультимедиа | Учащиеся должны знать:основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; роль растений в биосфере и жизни человека | Познавательные: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира Регулятивные: умение организовать выполнение заданий Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп | Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания на практике; воспитание в учащихся любви к природе | Задание в тетр оформить летние задания Индивидуальная, фронтальная работа групповая | ||||
2 (34) | Игра «Посвящение в ботаники» | Основные понятия урока: царства живой природы, низшие и высшие растения | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов урока | мультимедиа | Учащиеся должны знать:основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира | Познавательные: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания на практике; воспитание в учащихся любви к природе, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Задание в тетр Индивидуальная, фронтальная работа групповая |
Календарно тематическое планирование по курсу биологии 5 класс
Пояснительная записка
1.Календарно-тематическое планирование составлена на основе :
1.Федерального государственного образовательного стандарта (стандартов второго поколения), М, «Просвещение», 2011г - (Приказ Минобрнауки России№1897 от 17.12.2010г)
2.Фундаментального ядра содержания общего образования, М, «Просвещение», 2011г
3.Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ «Биология». 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника –М, : Дрофа, 2010
2.Рабочая программа утверждена приказом по МКОУ КСОШ №2 имени Ф.И. Анисичкина от 29.08.2014г. №7-о.д
3.Составитель КТП: Шевченко О.А., учитель биологии
4. Программа предусматривает занятия по учебнику Пасечник В.В. Биология. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: Учёб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М. Дрофа, 2016. – 142с.т
5.Количество часов в неделю (в соответствии с учебным планом школы)- 1 час
6. Количество учебных недель за учебный год (в соответствии с календарно-годовым графиком школы)-35;
7. Количество часов за учебный год-35ч.
8. Количество часов за I четверть-9ч., за II четверть-7ч., за III четверть-10ч., за IV четверть-9ч.;
Практическая часть
Виды работ практической части | Количество работ | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | |
Лабораторная работа | 4 | 2 | 3 | 3 | 12 |
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Экскурсии | 1 | 1 |
Рабочая программа по биологии основное общее образование ФГОС Учитель: Шевченко О.А. |
Календарно – тематическое планирование по биологии ФГОС в 5а,5б,5в классах Учитель:Шевченко О.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...