Методическая разработка к уроку в 8 классе "Значение дыхания. Дыхательная система"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом. Это урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности учащихся. Это пример проектирования плана урока в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8kl.docx | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Ф.И. О Климова Валентина Витальевна
2 Место работы: МОУ «Вилегодская СОШ»
3 Должность: учитель биологии, высшая категория
4 Предмет: биология
5 Касс: 8класс
Проектирование плана урока в контексте системно-деятельностного подхода
Тема урока? Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование.
Цель урока: формирование у учащихся УУД при изучении строения дыхательной системы и её функций.
Задачи урока:
- Создать условия для расширения и систематизации знаний о значении дыхания в обмене веществ, в освобождении необходимой энергии организму; раскрыть вопрос о строении и функциях воздухоносных путей и лёгких; продолжить развитие понятия о связи строения и функций органов; научить приёмам проведения исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию проблемного мышления через решение проблемных задач. Обеспечить развитие умений учащихся проводить исследования своего организма, анализировать материал, делать выводы.
- Использовать различные типы заданий, которые помогут формированию всех видов УУД у учащихся: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
- Формировать у учащихся гигиенические навыки.
Планируемые результаты:
личностные:
-развитие сотрудничества при работе в паре;
-какое значение имеет для меня изучение данной темы;
предметные:
-развитие умения ставить опыты, решать проблемные вопросы;
-расширить знания о функциях дыхательной системы.
метапредметные:
-умение анализировать, выделять и обобщать, находить нужную информацию.
Тип урока: открытие новых знаний и их первичное закрепление.
Формы активизации деятельности: индивидуальная и групповая.
Методы: проблемно - диалогический, исследовательский, практико-ориентированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, прибор для сравнения содержания углекислого газа при дыхании, зеркальца на каждой парте, секундомер, учебник биологии Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек», Дрофа-2014год.
№ | Этап урока | Время реализа- ции этапа | Краткое содержание этапа | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Организационный. Самоопределение к деятельности. | 2мин. | 1. Уважаемые коллеги! Я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 8 класса, а мои коллеги - биологи, экспериментаторы, исследователи. Наши исследования будут посвящены очень важной системе. А вот какой? -Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней. А без чего человек не сможет прожить и нескольких минут? | Ответы учащихся (без воздуха, дыхания) | |
Актуализация знаний и определение темы урока. | 3мин. | 1. Вызов интереса через проблему. -Возможность дышать - одно из чудес природы. Дышат люди, дышат звери, Дышат все, кто хочет жить, Кто под солнцем иль луною, Может жизнью дорожить. Разберёмся, кто как может Будем знать, а кто какой. Мы же дышим, дышим тоже, Если дышишь - ты живой. - Какая же тема нашего урока? Запись темы урока на доске | Целеполагание. Определение темы урока. Дыхание - жизненно важная функция организма. Дыхательная система. (запись темы в тетради) | |
Мотивация к применению знаний и постановка учебной задачи | 10мин. | -А что мы знаем о дыхании? Выполните тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов. -Есть вопросы, на которые вы не смогли ответить? -Прислушаемся к совету Аристотеля: « Сперва собирай факты и только после этого связывай их с мыслью». | Работа с тестом1 (см.приложение) (взаимопроверка и оценивание исходных знаний) Учащиеся определяют цели урока: -Расширить знания о значении дыхания в обмене веществ -Выяснить особенности строения органов дыхания и функции | |
Фаза реализации, открытие новых знаний | 20мин. | - Где и как мы можем получить ответы на интересующую нас информацию? - Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта» - И так, уважаемые коллеги, тема нашей работы определена, задачи поставлены. Приступим к исследованиям! Опыт 1: Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание. - Что вы ощущаете? Почему, когда нам что - то очень важно или очень дорого, мы говорим: «Это нужно нам как воздух» Опыт 2: А какова частота вашего дыхания? - А что такое дыхание? Откроем учебник на стр. 167 и прочитаем. Выделим основные этапы дыхательного процесса: - Действительно ли в процессе дыхания идет газообмен между внешней средой и лёгкими? Опыт 3: газообмен в лёгких (демонстрация опыта с помощью прибора для сравнения содержания углекислого газа при дыхании) - Какие функции выполняют органы дыхания? Опыт 4: предлагается несколько раз подышать на зеркальце. - Какие ещё функции выполняют органы дыхания? Опыт 5: демонстрация резонаторных способностей - Какую ещё функцию выполняют органы дыхания? - Как же устроена дыхательная система, что ей удаётся выполнять такое количество разнообразных функций? (работа с учебником на стр.167 и составление схемы) - Попробуйте высказать предположение: как должны быть устроены органы дыхания, чтобы выполнять возложенные на них функции? | Ответы уч-ся: чтение текста учебника, проведение опытов, экспериментов.
Деятельность учащихся через вопросы: -побуждающие (выполнение опыта и ответы на вопросы) (измерение частоты дыхания по секундомеру) -ориентирующие (чтение текста учебника на стр. 167 и выделение основных этапов дыхательного процесса) 1) обмен газов между внешней средой и лёгкими; 2) обмен газов между лёгкими и кровью; 3) транспортировка газов кровью; 4) газообмен в тканях. (запись в тетради) - прогнозирующие (предсказание результатов опыта). (ответы учащихся) 1) газообмен; 2) обеспечение организма энергией (по запотевшему зеркальцу): Углеводы, жиры, белки + О2 = СО2 + Н2О + энергия 3) выделительная; 4) теплорегуляция; (выполнение задания 3 на стр.175) 5) голосообразование. Органы дыхания Дыхательные лёгкие пути: Верхние: Нижние: носовая полость -гортань носоглотка -трахея глотка -бронхи - предваряющие (ответы ребят и запись главных особенностей на доске)
| |
Рефлексия | 10мин. | - Выполните тест 2. Цель: определить ваш уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока. - А умеете ли вы правильно дышать? - Хотите, чтобы я вас этому научила? *положите одну руку на грудную клетку, а другую на живот; *на счёт 1,2 вы должны сделать вдох носом, губы сомкнуть; *на счёт 1, 2,3, 4 - плавный выдох, при этом грудная клетка должна находиться в меньшем движении; *повторить 2 -3 раза. Такое упражнение делается для того, чтобы успокоить сердце, заставить работать все лёгкие, предотвратить многие заболевания. - закончите предложения: Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)… Я думаю, что…(над чем вы задумались?) Для меня этот учебный материал важен, потому что… -Нам в этом мире многое дано, Расти, искать и ошибаться, Но главное, дано дышать. Любить, найти и не сдаваться! | Выполнение теста 2. (см.приложение) - Контроль усвоения знаний (тестирование и взаимопроверка в паре). - предваряющие (учащиеся выполняют задание) Ответы учащихся | |
Домашнее задание | 4. Домашнее задание: §26, составить гигиенические правила и задание на выбор (стр.175 - 1,2,4) | Запись д/з в дневниках |
Приложение:
Тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.
1. Процесс дыхания характерен для:
а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.
2. Кислород необходим для жизнедеятельности:
а) человеку, зайцу, аскаридам; б) лисе, кактусу, акуле; в) бычьему цепню, ящерице, кошке.
3.Органы дыхания млекопитающих:
а) жабры; б) лёгкие; в) сердце.
4. Человек вдыхает:
а) только кислород, содержащийся в воздухе; б) воздух; в) только углекислый газ.
5. В результате процесса дыхания:
а) образуются органические вещества; б) выделяется кислород; в) освобождается энергия.
6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы:
а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит.
7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:
а) кровь, сердце, лёгкие; б) воздухоносные пути, лёгкие; в) почки, печень, желудок.
8. Артериальной называется кровь, которая:
а) содержит большое количество кислорода; б) содержит большое количество углекислого газа; в) течёт только по артериям.
(ответы: 1-а,2-б, 3- б, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-а)
Тест 2. Цель: определить ваш уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока.
1. По какому кругу кровообращения кровь поступает в лёгкие?
а) по большему кругу, б) по малому кругу.
2. Каково значение дыхания для организма человека?
а) обеспечивает питательными веществами; б) охлаждение организма;
в) поглощение кислорода; г) выделение паров воды; д) выделение углекислого газа;
е) освобождение энергии.
3. Куда поступает воздух из бронхов?
а) в трахею; б) в носоглотку; в) в гортань; г) в носовую полость; д) в лёгочные пузырьки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Обобщение знаний о дыхательной системе"
Методическая разработка урока по анатомии и физиологии человека «Обобщение знаний о дыхательной системе»...
Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе "Система поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина"
Данная разработка представляет собой анализ поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина. Во вступлении работы говорится о том, что все богатство словесной живописи у Есенина подчинено одной ц...
«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»
Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика» из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...
Методическая разработка к уроку. Практическая работа "Описание природной системы и агроэкосистемы"
Разработка предназначена для проведения практических работ в 11 классе по экологии. Цель: закрепление знаний об экосистемах, научить учащихся описывать природные и искусственные экосистемы, объяснять ...
Методическая разработка открытого урока "Представление информации в двоичной системе счисления"
Представление информации в двоичной системе счисления...
Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....
Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе «Система образов «Слова о полку Игореве». Особенности языка и жанра произведения».
laquo;Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительны...