Методическая разработка к уроку в 8 классе "Значение дыхания. Дыхательная система"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Климова Валентина Витальевна

Урок разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом. Это урок  открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности учащихся. Это пример  проектирования плана урока в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8kl.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

1 Ф.И. О  Климова Валентина Витальевна

2 Место работы:  МОУ «Вилегодская СОШ»

3 Должность: учитель биологии, высшая категория

4 Предмет: биология

5 Касс: 8класс

Проектирование плана урока в контексте системно-деятельностного подхода

                                                            Биология. 8класс

Тема урока?  Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование.

Цель урока:   формирование у учащихся УУД при  изучении строения дыхательной системы и её функций.

Задачи урока: 

  • Создать условия для расширения и систематизации  знаний о  значении дыхания  в обмене веществ, в освобождении необходимой энергии организму; раскрыть вопрос о строении и функциях воздухоносных путей и лёгких; продолжить развитие понятия о связи строения и функций  органов; научить приёмам  проведения исследовательской деятельности.
  • Способствовать развитию проблемного мышления через решение проблемных задач. Обеспечить развитие умений учащихся проводить исследования своего организма, анализировать материал, делать выводы.
  • Использовать различные типы заданий, которые помогут формированию всех видов УУД у учащихся: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
  • Формировать у учащихся  гигиенические навыки.

Планируемые результаты:

личностные:

-развитие сотрудничества при работе в паре;

-какое значение имеет для меня изучение данной темы;

предметные:

-развитие умения ставить опыты, решать проблемные вопросы;

-расширить знания о функциях дыхательной системы.

метапредметные:

-умение анализировать, выделять и обобщать, находить нужную информацию.

Тип урока:  открытие новых знаний и их первичное закрепление.

Формы активизации деятельности: индивидуальная и групповая.

Методы: проблемно - диалогический,   исследовательский,  практико-ориентированный.

Оборудование:  мультимедийный проектор, прибор  для сравнения содержания углекислого газа при дыхании, зеркальца на каждой парте, секундомер,  учебник биологии Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек», Дрофа-2014год. 

Этап урока

Время

реализа-

ции

этапа

                     Краткое содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

Самоопределение к деятельности.

2мин.

1. Уважаемые коллеги! Я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 8 класса, а мои коллеги - биологи, экспериментаторы, исследователи. Наши исследования будут посвящены очень важной системе. А вот какой?

-Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней. А без чего человек не сможет прожить и нескольких минут?    

Ответы учащихся (без воздуха, дыхания)

Актуализация знаний и определение темы урока.

3мин.

1.  Вызов интереса через проблему.

-Возможность дышать - одно из чудес природы.

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить,

Кто под солнцем иль луною,

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если  дышишь - ты живой.

- Какая же тема нашего урока?

Запись темы урока на доске

 Целеполагание. Определение темы урока.  

 Дыхание - жизненно важная функция организма. Дыхательная система.

(запись темы в тетради)

Мотивация к применению знаний и постановка учебной задачи

10мин.

 -А что мы знаем о дыхании?        

Выполните тест 1.

Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

-Есть вопросы, на которые вы не смогли ответить?

-Прислушаемся  к совету Аристотеля: « Сперва собирай факты и только после этого связывай их с мыслью».

 Работа с тестом1

(см.приложение)

(взаимопроверка и оценивание исходных знаний)

Учащиеся определяют цели урока:

-Расширить знания о значении дыхания в обмене веществ

 -Выяснить особенности строения органов дыхания и функции

Фаза реализации, открытие новых знаний

20мин.

- Где и как мы можем получить ответы на интересующую нас информацию?

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта»

- И так, уважаемые коллеги, тема нашей работы определена, задачи поставлены. Приступим к исследованиям!

Опыт 1: Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание.

- Что вы ощущаете? Почему, когда нам что - то очень важно или очень дорого, мы говорим: «Это нужно нам как воздух»

Опыт 2: А какова частота вашего дыхания?

- А что такое дыхание? Откроем учебник на стр. 167 и прочитаем. Выделим основные этапы дыхательного процесса:

- Действительно ли в процессе дыхания идет газообмен между внешней средой и лёгкими?

Опыт 3: газообмен в лёгких (демонстрация опыта с помощью прибора для сравнения содержания углекислого газа при дыхании)

- Какие функции  выполняют органы  дыхания?

Опыт 4: предлагается несколько раз подышать на зеркальце.

- Какие ещё функции  выполняют органы  дыхания?

Опыт 5: демонстрация резонаторных способностей

- Какую ещё функцию  выполняют органы  дыхания?

- Как же устроена дыхательная система, что ей удаётся выполнять такое количество разнообразных функций?

(работа с учебником на стр.167 и составление схемы)

- Попробуйте высказать предположение: как должны быть устроены органы дыхания, чтобы выполнять возложенные на них функции?            

Ответы уч-ся: чтение текста учебника, проведение опытов, экспериментов.  

 

Деятельность учащихся через вопросы:

-побуждающие (выполнение опыта и ответы на вопросы)

(измерение частоты дыхания по секундомеру)

-ориентирующие (чтение текста учебника  на стр. 167 и   выделение основных этапов дыхательного процесса)

1) обмен газов между внешней средой и лёгкими;

2) обмен газов между   лёгкими и кровью;

3) транспортировка газов кровью;

4) газообмен в тканях.

(запись в тетради)

- прогнозирующие (предсказание результатов опыта).

(ответы учащихся)

1) газообмен;

2) обеспечение организма энергией (по запотевшему зеркальцу):

 Углеводы, жиры, белки +  О2 = СО2  + Н2О + энергия

3) выделительная;

4) теплорегуляция;

(выполнение задания 3 на стр.175)

5) голосообразование.

 Органы дыхания

Дыхательные           лёгкие                                                  пути:  

Верхние:                    Нижние:          носовая полость       -гортань

носоглотка                -трахея глотка                        -бронхи

- предваряющие (ответы ребят и запись главных особенностей на доске)                          

 

 Рефлексия

10мин.

- Выполните тест 2.

Цель: определить ваш   уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока.

- А умеете ли вы правильно дышать?

- Хотите, чтобы я вас этому научила?

*положите одну руку на грудную клетку, а другую на живот;

*на счёт 1,2 вы должны сделать вдох носом, губы сомкнуть;

*на счёт 1, 2,3, 4 - плавный выдох, при этом грудная клетка должна находиться в меньшем движении;

*повторить 2 -3 раза.

Такое упражнение делается для того, чтобы успокоить сердце, заставить работать все лёгкие, предотвратить многие заболевания.

- закончите предложения:

Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)…

Я думаю, что…(над чем вы задумались?)

Для меня этот учебный материал важен, потому что…

-Нам в этом мире многое дано,

Расти, искать и ошибаться,

Но главное, дано дышать.

Любить, найти и не сдаваться!

Выполнение теста 2.

(см.приложение)

- Контроль усвоения знаний (тестирование и взаимопроверка в паре).

- предваряющие

(учащиеся выполняют задание)

Ответы учащихся

Домашнее задание

4. Домашнее задание: §26, составить гигиенические правила и задание на выбор (стр.175 - 1,2,4)              

Запись д/з в дневниках

   

 Приложение:

Тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

1. Процесс дыхания характерен для:

а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.

2. Кислород необходим для жизнедеятельности:

а) человеку, зайцу, аскаридам; б) лисе, кактусу, акуле; в) бычьему цепню, ящерице, кошке.

3.Органы дыхания млекопитающих:

а) жабры; б) лёгкие; в) сердце.

4. Человек вдыхает:

а) только кислород, содержащийся в воздухе; б) воздух; в) только углекислый газ.

5. В результате процесса дыхания:

а) образуются органические вещества; б) выделяется кислород; в) освобождается энергия.

6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы:

а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит.

7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:

а) кровь, сердце, лёгкие;  б) воздухоносные пути, лёгкие;  в) почки, печень, желудок.

8. Артериальной называется кровь, которая:

а) содержит большое количество кислорода; б) содержит большое количество углекислого газа; в)  течёт только по артериям.

(ответы: 1-а,2-б, 3- б, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-а)

  Тест 2. Цель: определить ваш   уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока.

1. По какому кругу кровообращения кровь поступает в лёгкие?

а) по большему кругу,  б) по малому кругу.

2. Каково значение дыхания для организма человека?

а) обеспечивает питательными веществами;  б) охлаждение организма;

в) поглощение кислорода;  г)  выделение паров воды;  д) выделение углекислого газа;

е) освобождение энергии.

3. Куда поступает воздух из бронхов?

а) в трахею;  б) в носоглотку;  в) в гортань; г) в носовую полость; д) в лёгочные пузырьки.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Обобщение знаний о дыхательной системе"

Методическая разработка урока по анатомии и физиологии человека «Обобщение знаний о дыхательной системе»...

Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе "Система поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина"

Данная разработка представляет собой анализ поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина. Во вступлении работы говорится о том, что все богатство словесной живописи у Есенина подчинено одной ц...

«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»

Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»  из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...

Методическая разработка к уроку. Практическая работа "Описание природной системы и агроэкосистемы"

Разработка предназначена для проведения практических работ в 11 классе по экологии. Цель: закрепление знаний об экосистемах, научить учащихся описывать природные и искусственные экосистемы, объяснять ...

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе «Система образов «Слова о полку Игореве». Особенности языка и жанра произведения».

laquo;Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительны...