Разработка урока "Обобщение знаний о дыхательной системе"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Кудряшова Валентина Викторовна

Методическая разработка урока по анатомии и физиологии человека «Обобщение знаний о дыхательной системе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №139 МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Методическая разработка урока по анатомии и физиологии человека

«Обобщение знаний о дыхательной системе»

Составитель – учитель биологии школы №139

Кудряшова В.В.

Учебная программа: Сонин Н.И. Биология. Человек для общеобразовательных учреждений

Класс: 8

Учебник: Сонин Н.И. Сапин М.Р. Биология. Человек.8 класс.- М.: Дрофа, 2005.

Нижний Новгород, 2014

Цели урока:

  • Цели педагогические:
  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о дыхательной системе;
  • Усвоение учащимися стандартного минимума сведений о дыхательной системе
  • Развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи.
  • Цели воспитания: воспитание самостоятельного мышления, культуры труда, экологической культуры, профессиональное ориентирование, воспитание  осознанного отношения к образу жизни (отказ от курения).
  • Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные)
  • Основная диагностическая цель - определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения ими темы " Дыхательная система".
  • Основная познавательная цель - определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация внимания.

3.. Постановка целей и задач урока. Отработка основных понятий

4. Творческая работа. Игровая деятельность (организация медицинского центра).

 Подведение итогов урока

1. Оргмомент

Учитель: Дети, я рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки. А с каким настроением вы пришли на урок? / показывают мордашки/

2. Актуализация внимания

Отгадайте тему урока. Чтобы это сделать, мы просмотрим фрагмент фильма.

3. Основная часть урока. Постановка целей и задач. Отработка основных понятий.

1)Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить (демонстрация слайдов)

  • какая связь существует между процессами дыхания и кровообращения
  • как вредные привычки влияют на работу дыхательной и кровеносной систем.
  • Повторить строение и функции  системы органов дыхания, таким образом подготовиться к зачету на следующем уроке.

2)Не зная строение системы нельзя говорить о ее функциях. - работа с видео сюжетом

3)Найдите ошибку. Учитель у доски по таблице намеренно ошибается, показывая различные части дыхательной и кровеносной  системы (демонстрация презентации)

4)А теперь давайте свяжем работу этих систем вместе (следующий слайд)

Вставьте пропущенные слова:

Легкие - ? – кровь – клетка ( пропущенное слово кислород)

На что расходуется кислород в клетках? (ответ на биологическое окисление для получения энергии)

Если человеку не хватает кислорода, какие процессы могут прекратиться? ( обмен веществ)

При каких условиях кислорода может не хватать? (плохая работа легких – курение, угарный газ и т.д.).

5)Следующий слайд:

1.Аорта

2. Вена

3. Гортань

4. Желудок

5.Лёгкие

6. Нос

- упражнение на зрительную память.

А теперь давайте немного отдохнем. Потренируем зрительную память.

На доске написаны или напечатаны на бумаге крупно слова под номерами. Слова имеют отношение к теме обобщения дыхание и пищеварение. Цель задания не только тренировка зрительной памяти, но и тренировка внимания, умение концентрироваться и повторение изученных понятий, интеграция с другими предметами.

1. Аорта

2. Вена.

3. Гортань

4. Желудок

5. Легкие

6. Нос

Учитель дает возможность посмотреть на эти слова 1 минуту, затем закрывает слова и выполняет с учениками задание. (новый слайд)

  • сколько слов женского рода (3)
  • сколько слов оканчивается на мягкий знак (1)
  • какой цифрой обозначена самая артерия(1)
  • какой цифрой обозначен орган, в котором происходит газообмен (5)
  • какой цифрой обозначен орган, в котором происходит согревание, увлажнение и очищение воздуха (6)
  • назовите цифры обозначающие части дыхательной системы (3,5,6)

6)Проведем физминутку ( работа с кинестетиками)

Положите указательные пальцы на носовую полость, гортань, трахею,легкие: правое, левое. Положите правую руку на область желудка, левую на область печени и т.д.

7)Задачки:

Я чихаю. Какой орган работает? Какой рефлекс?

У человека болит слева под диафрагмой. Предположите, работа какого органа может быть нарушена? То же справа под диафрагмой.

4. Организация медицинского центра

8) Давайте организуем медицинский центр. В нашем медицинском центре будут работать такие специалисты:

*Терапевт 

*Пульмонолог

*Оторинолагинголог (лор-врач)

*Педиатр

К нашим специалистам будут обращаться пациенты с разными жалобами, а мы будем ставить диагнозы и назначать лечение.

Ситуации:        

  1. Жалобы: повышение температуры, озноб, першение в горле, выделения из носа, слабость.

Терапевт  :грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха.

Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпидемиологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изменениями вируса, чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно.

  1. Головокружение, зуд в носовых полостях, выделения из носа.

Лор-врач – это банальный ринит (насморк). При лечении местными средствами (каплями) з проходит через 7 дней. Чреват осложнениями (синуситами и гайморитами).

  1. Шум в ушах после перенесения длительного насморка, снижение слуха, повышение температуры

Лор-врач: Острый средний отит развивается в результате проникновения инфекции главным образом через слуховую трубу в среднее ухо при остром или обострении хронического воспаления слизистой оболочки носа и носоглотки (острый ринит, грипп и др. ) В любом случае, нужно сразу обратиться к врачу. Осложнение – снижение слуха, глухота, воспаление оболочек мозга.

Педиатр:Острые отиты у грудных детей часто протекают незаметно для окружающих вплоть до появления гноетечения. При выраженном отите ребенок просыпается ночью, беспокоен, кричит, вертит головой, трет больное ухо о подушку, тянется рукой к уху, отказывается от груди (боль в ухе при сосании и глотании усиливается вследствие повышения давления в среднем ухе).

4. Кашель с мокротой, гноем, слабость, серый цвет лица.

Пульмонолог: «Возможно, это туберкулёз.Кроме гриппа к воздушно-капельной инфекции относится также туберкулез. Туберкулез возникает при поражении человека туберкулезной палочкой. Чаще всего поражаются легкие, туберкулез относится не только к воздушно-капельной, но и пылевой инфекции. В сырых темных местах туберкулезная палочка хорошо сохраняется, гибнет в сухих, освещенных солнечном светом местах. Причина массового распространения туберкулеза в прошлом – недоедание, антисанитарные условия. Профилактика туберкулеза:

  1. Регулярные обследования населения.
  2. Поддержания чистоты в жилищах и на улице.
  3. Озеленение кварталов, очищающие воздух.» Правильность диагноза покажет флюорография.

5.Боли в горле. Температура 38 гр. Цельсия. Общее ухудшение самочувствия.

Лор-врач – возможно, это ангина – Источником инфекции могут быть также гнойные заболевания носа и его придаточных пазух.

 Ангиной чаще болеют дети дошкольного и школьного возраста и взрослые до 35- 40 лет, особенно в осенний и весенний периоды.

Симптомы, течение. Боль при глотании, недомогание, повышение температуры тела. Нередки жалобы на боль в суставах, головную боль, периодический озноб. Длительность заболевания и местные изменения в небных миндалинах зависят от формы ангины. При рациональном лечении и соблюдении режима ангина в среднем длится 5-7 дней.  серьёзное инфекционное заболевание, которое может дать осложнение на почки.

Учитель: а теперь давайте сформулируем основные правила гигиены органов дыхания (просмотр слайда)

9)Учитель ставит задачу: «Я считаю, что курение приятная и не вредная привычка. Уважаемые специалисты, подтвердите это!». Опрос, обсуждение. Просмотр презентации.

Вывод: какой процесс замедляется у курящего человека (ответ обмен веществ)

Как это отражается на организме ребенка или подростка? (перестает расти и развиваться).

Подведение итогов. Рефлексия.

Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовка к зачёту, материал учебника с.138 – 147.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему Дыхательная система

Разработка урока на тему дыхательная система с презентацией и рабочим листом для учащихся...

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»

Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»  из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...

Разработка урока на тему "Дыхательная система человека"

Цель урока: -дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни; -установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; - познакомить с мерами профилактики заболе...

Контроль знаний по теме "Дыхательная система"

Контроль знаний по теме "Дыхательная система"...