Разработка урока "Обобщение знаний о дыхательной системе"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока по анатомии и физиологии человека «Обобщение знаний о дыхательной системе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №139 МОСКОВСКОГО РАЙОНА
Методическая разработка урока по анатомии и физиологии человека
«Обобщение знаний о дыхательной системе»
Составитель – учитель биологии школы №139
Кудряшова В.В.
Учебная программа: Сонин Н.И. Биология. Человек для общеобразовательных учреждений
Класс: 8
Учебник: Сонин Н.И. Сапин М.Р. Биология. Человек.8 класс.- М.: Дрофа, 2005.
Нижний Новгород, 2014
Цели урока:
- Цели педагогические:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся о дыхательной системе;
- Усвоение учащимися стандартного минимума сведений о дыхательной системе
- Развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи.
- Цели воспитания: воспитание самостоятельного мышления, культуры труда, экологической культуры, профессиональное ориентирование, воспитание осознанного отношения к образу жизни (отказ от курения).
- Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные)
- Основная диагностическая цель - определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения ими темы " Дыхательная система".
- Основная познавательная цель - определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация внимания.
3.. Постановка целей и задач урока. Отработка основных понятий
4. Творческая работа. Игровая деятельность (организация медицинского центра).
Подведение итогов урока
1. Оргмомент
Учитель: Дети, я рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки. А с каким настроением вы пришли на урок? / показывают мордашки/
2. Актуализация внимания
Отгадайте тему урока. Чтобы это сделать, мы просмотрим фрагмент фильма.
3. Основная часть урока. Постановка целей и задач. Отработка основных понятий.
1)Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить (демонстрация слайдов)
- какая связь существует между процессами дыхания и кровообращения
- как вредные привычки влияют на работу дыхательной и кровеносной систем.
- Повторить строение и функции системы органов дыхания, таким образом подготовиться к зачету на следующем уроке.
2)Не зная строение системы нельзя говорить о ее функциях. - работа с видео сюжетом
3)Найдите ошибку. Учитель у доски по таблице намеренно ошибается, показывая различные части дыхательной и кровеносной системы (демонстрация презентации)
4)А теперь давайте свяжем работу этих систем вместе (следующий слайд)
Вставьте пропущенные слова:
Легкие - ? – кровь – клетка ( пропущенное слово кислород)
На что расходуется кислород в клетках? (ответ на биологическое окисление для получения энергии)
Если человеку не хватает кислорода, какие процессы могут прекратиться? ( обмен веществ)
При каких условиях кислорода может не хватать? (плохая работа легких – курение, угарный газ и т.д.).
5)Следующий слайд:
1.Аорта | 2. Вена | 3. Гортань |
4. Желудок | 5.Лёгкие | 6. Нос |
- упражнение на зрительную память.
А теперь давайте немного отдохнем. Потренируем зрительную память.
На доске написаны или напечатаны на бумаге крупно слова под номерами. Слова имеют отношение к теме обобщения дыхание и пищеварение. Цель задания не только тренировка зрительной памяти, но и тренировка внимания, умение концентрироваться и повторение изученных понятий, интеграция с другими предметами.
1. Аорта | 2. Вена. | 3. Гортань |
4. Желудок | 5. Легкие | 6. Нос |
Учитель дает возможность посмотреть на эти слова 1 минуту, затем закрывает слова и выполняет с учениками задание. (новый слайд)
- сколько слов женского рода (3)
- сколько слов оканчивается на мягкий знак (1)
- какой цифрой обозначена самая артерия(1)
- какой цифрой обозначен орган, в котором происходит газообмен (5)
- какой цифрой обозначен орган, в котором происходит согревание, увлажнение и очищение воздуха (6)
- назовите цифры обозначающие части дыхательной системы (3,5,6)
6)Проведем физминутку ( работа с кинестетиками)
Положите указательные пальцы на носовую полость, гортань, трахею,легкие: правое, левое. Положите правую руку на область желудка, левую на область печени и т.д.
7)Задачки:
Я чихаю. Какой орган работает? Какой рефлекс?
У человека болит слева под диафрагмой. Предположите, работа какого органа может быть нарушена? То же справа под диафрагмой.
4. Организация медицинского центра
8) Давайте организуем медицинский центр. В нашем медицинском центре будут работать такие специалисты:
*Терапевт
*Пульмонолог
*Оторинолагинголог (лор-врач)
*Педиатр
К нашим специалистам будут обращаться пациенты с разными жалобами, а мы будем ставить диагнозы и назначать лечение.
Ситуации:
- Жалобы: повышение температуры, озноб, першение в горле, выделения из носа, слабость.
Терапевт :грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха.
Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпидемиологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изменениями вируса, чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно.
- Головокружение, зуд в носовых полостях, выделения из носа.
Лор-врач – это банальный ринит (насморк). При лечении местными средствами (каплями) з проходит через 7 дней. Чреват осложнениями (синуситами и гайморитами).
- Шум в ушах после перенесения длительного насморка, снижение слуха, повышение температуры
Лор-врач: Острый средний отит развивается в результате проникновения инфекции главным образом через слуховую трубу в среднее ухо при остром или обострении хронического воспаления слизистой оболочки носа и носоглотки (острый ринит, грипп и др. ) В любом случае, нужно сразу обратиться к врачу. Осложнение – снижение слуха, глухота, воспаление оболочек мозга.
Педиатр:Острые отиты у грудных детей часто протекают незаметно для окружающих вплоть до появления гноетечения. При выраженном отите ребенок просыпается ночью, беспокоен, кричит, вертит головой, трет больное ухо о подушку, тянется рукой к уху, отказывается от груди (боль в ухе при сосании и глотании усиливается вследствие повышения давления в среднем ухе).
4. Кашель с мокротой, гноем, слабость, серый цвет лица.
Пульмонолог: «Возможно, это туберкулёз.Кроме гриппа к воздушно-капельной инфекции относится также туберкулез. Туберкулез возникает при поражении человека туберкулезной палочкой. Чаще всего поражаются легкие, туберкулез относится не только к воздушно-капельной, но и пылевой инфекции. В сырых темных местах туберкулезная палочка хорошо сохраняется, гибнет в сухих, освещенных солнечном светом местах. Причина массового распространения туберкулеза в прошлом – недоедание, антисанитарные условия. Профилактика туберкулеза:
- Регулярные обследования населения.
- Поддержания чистоты в жилищах и на улице.
- Озеленение кварталов, очищающие воздух.» Правильность диагноза покажет флюорография.
5.Боли в горле. Температура 38 гр. Цельсия. Общее ухудшение самочувствия.
Лор-врач – возможно, это ангина – Источником инфекции могут быть также гнойные заболевания носа и его придаточных пазух.
Ангиной чаще болеют дети дошкольного и школьного возраста и взрослые до 35- 40 лет, особенно в осенний и весенний периоды.
Симптомы, течение. Боль при глотании, недомогание, повышение температуры тела. Нередки жалобы на боль в суставах, головную боль, периодический озноб. Длительность заболевания и местные изменения в небных миндалинах зависят от формы ангины. При рациональном лечении и соблюдении режима ангина в среднем длится 5-7 дней. серьёзное инфекционное заболевание, которое может дать осложнение на почки.
Учитель: а теперь давайте сформулируем основные правила гигиены органов дыхания (просмотр слайда)
9)Учитель ставит задачу: «Я считаю, что курение приятная и не вредная привычка. Уважаемые специалисты, подтвердите это!». Опрос, обсуждение. Просмотр презентации.
Вывод: какой процесс замедляется у курящего человека (ответ обмен веществ)
Как это отражается на организме ребенка или подростка? (перестает расти и развиваться).
Подведение итогов. Рефлексия.
Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовка к зачёту, материал учебника с.138 – 147.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему Дыхательная система
Разработка урока на тему дыхательная система с презентацией и рабочим листом для учащихся...
Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"
Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....
«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»
Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика» из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...
Разработка урока на тему "Дыхательная система человека"
Цель урока: -дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни; -установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; - познакомить с мерами профилактики заболе...
Контроль знаний по теме "Дыхательная система"
Контроль знаний по теме "Дыхательная система"...