Ситуативные задачи на уроках биологии
статья по биологии на тему
Применение ситуативных задач в образовательном процесее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_menya_eto_horosho_poluchaetsya.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда я пришла работать в школу, у меня хорошо получалось только лишь мечтать. Поэтому на моих уроках мы с учениками иногда позволяли себе немного пофантазировать. Знаете, о чем мы мечтали на уроках? О лете… Солнце, тёплый ветерок, журчание речки…
Но что не даёт нам покоя? (писк комаров) Комары.
В такие моменты дети задают мне вопросы: «Неужели современная наука не может найти средство для уничтожения комаров? Ведь от них столько неприятностей человеку и животным?!»
Проработав в школе несколько дней, я убедилась, что ребята любят задавать много вопросов. И я начала придумывать для них свои.
И тема моего сегодняшнего вступления:
СИТУАТИВНЫЕ ЗАДЧИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Сейчас я представила Вам одну из ситуативных задач, которые я использую на своих уроках.
Ситуативные задачи – это задачи, позволяющие ученику последовательно осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией.
Родиной возникновения данного метода являются Штаты Америки, а более точно — «Школа бизнеса Гарвардского университета». Этот метод применялся на курсах обучения аспирантов экономической направленности, но в последнее время нашел свое место и при изучении юриспруденции, математики, медицины и других наук.
Что говоря о внедрении этого метода в Российское образование, то его начали применять в 80 – х годах сначала в Москве, в МГУ, а затем он перешел уже на более широкий спектр и стал применяться в академических и отраслевых образовательных учреждениях.
При всём многообразии ситуативных задач я чаще всего использую:
- ситуацию проблему - реальная проблему, которая требует оперативного решения;
- ситуацию-оценку - реальную ситуацию с готовым решением, которое следует оценить;
- классическую ситуацию – это четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной;
- живую ситуацию - берется событие из жизни учащихся, которому необходимо найти решение и описать его последовательно.
При всём многообразии видов ситуативных задач, все они имеют типовую структуру. Как правило, задача включает в себя:
- название. Оно должно быть яркое, привлекающее внимание детей;
- ситуацию, то есть случай, проблему, историю из реальной жизни;
- личностно-значимый познавательный вопрос;
- информацию по данному вопросу. Она может быть представлена в форме текста, таблицы, графика;
- вопросы или задания для работы с задачей.
Задания в этих задачах подбираю разного уровня сложности, что позволяет мне учитывать индивидуальные особенности обучающихся или класса в целом.
Уровень сложности задач увеличиваю постепенно, убедившись в сформированнсти необходимых умений. Я начинаю работу с задач на текстовой основе.
В качестве примера можно рассмотреть задачу классической ситуации по разделу 6 класса «Смена природных сообществ и её причины».
«Красота требует жертв»
В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?
Наблюдая за детьми во время обсуждения, я могу определить готовность класса к уроку. На данном этапе ребята могут общаться между собой, возможны дискуссии между группами.
Ответ на данную задачу таков: через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не успели образовать семена, чтобы дать жизнь новому поколению.
Мы видим, что в данной задаче затрагивается тема экологии, но в то же время проверяются знания материала курса ботаники.
Для старших классов такое задание будет простым и не столь интересным, поэтому для них я использую задачи данного типа, но уже более сложного уровня.
Современное информационно-образовательное пространство позволяет при подготовке к уроку использовать готовые задачи. Но мне интереснее проектировать их самой.
Составление ситуативных задач осуществляется как на материале учебника, так и с использованием дополнительной литературы по предмету. В проектировании своей задачи выделяю 3 этапа.
На первом необходимо определить проблему, личностно-значимую для ученика. Например, при изучении темы «Химический состав клетки» вспомним общеизвестный рекламный трюк «Растительное масло без холестерина».
На втором этапе я выбираю способ, с помощью которого поставлю проблему перед учениками. В данном случае можно поставить перед ребятами бутылку с подсолнечным маслом, на этикетке которой будет написано «Без холестерина» и попросить найти ошибку;
В этом случае возникнет затруднение при ответе. На третьем этапе, для его решения, я заранее готовлю список наводящих вопросов, позволяющих детям обобщить информацию и найти верный ответ. Например: 1) «Подсолнечное масло является продуктом переработки клеток группы каких живых организмов» (клеток растений); 2) Какие включения имеют клетки растений (капля масла); 3) Холестерин жир какого происхождения (животного). После ряда наводящих вопросов обучающиеся уже смогут найти правильный ответ на поставленный вопрос.
При создании ситуативных задач я использую информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Наглядность, прежде всего, даёт возможность сосредоточиться на главном. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже.
Мой небольшой опыт позволяет мне сделать вывод, что использование данных задач в образовательной деятельности позволяет:
- повысить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира;
- актуализировать предметные знания;
- вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами.
Работа педагога сложна, но только сложные задачи расширяют горизонты педагогического профессионализма. Я считаю, что использование подобных заданий на уроках как нельзя лучше мобилизуют мои творческие силы, приносят радость от общения с учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование творческих задач на уроках биологии.
творческие задачи на уроках биологии способствуют развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, учит выделять проблему и находить пути ее решения....
Межпредметные задачи на уроках биологии
Формирование научного мировоззрения – одна из ведущих задач воспитания культуры личности. Основной принцип формирования естественно-научного мировоззрения ...
Мастер - класс «Ситуативные задачи как средство оценки ключевых компетентностей учащихся».
Разработка включает презентацию и ход мастер-класса с заданиями для работы в группах....
Открытые задачи на уроках биологии
Обобщение методического материала...
Использование решения ситуативных задач по Биологии
Использование решения ситуативных задач по Биологии...
Мастер -класс Решение контекстных задач на уроках биологии как способ развитие читательской грамотности школьников
Сценарий мастер - класса по использованию задач с биологическим содержанием для формирования читательской грамотности как важного компанента функциональной грамотности...