Использование творческих задач на уроках биологии.
статья (биология) по теме
творческие задачи на уроках биологии способствуют развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, учит выделять проблему и находить пути ее решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование творческих задач на уроках биологии.
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете.
Когда вы действуете, вы научаетесь.
Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использования жизненного опыта и повседневных наблюдений. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что является предпосылкой для создания творческой атмосферы на уроке.
Творческая задача - это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.
Творческие задачи позволяют мне на уроках:
- обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
- развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;
Любая познавательная учебная задача по биологии, используемая в учебном процессе, выражает какое-то биологическое явление (группу явлений). Соотношение между искомыми и известными величинами содержатся внутри этого явления. Для того чтобы найти эти соотношения, необходимо не только знать сущность данного явления, систему его параметров, но и уметь эти параметры в данной задаче выделить, т.е. анализ задачи сводится к выделению и анализу явления. В практике работы в школе учащиеся чаще всего стремятся ответить на вопрос задачи «ДА» – «НЕТ», совершенно не рассматривая явление.
В своей практике я убедилась, что решение задачи – это не только ответ на вопрос задачи, а система умственных действий на основе анализа, рассуждений рассматривающих описанное явление,
постепенного её решения и формулирования ответа и выводов по рассмотренному явлению.
На уроках биологии творческие задачи, я использую в 7, 8 классах. Некоторые задачи использую как проблему урока при изучении новой темы. Например: 8 класс тема: «Пищеварение в желудке», в начале урока зачитываю задачу:
Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?
В конце урока мы находим ответ на вопросы, при этом обучающиеся учатся из задачи выводить проблему и находить решение этой проблемы.
В 7 классе обучающиеся сами составляют творческие задачи при изучении темы: «Млекопитающие».
Например:
- Большинство приматов живут в густых зарослях. Передвигаются прыжками с ветки на ветку. Какая особенность зрения помогает им так передвигаться.
- Зимой пруды в рыбных хозяйствах покрываются толстым льдом, и рыба может погибнуть от недостатка кислорода. Как быть? Предложите дешевое и простое решение проблемы.
Пути решения познавательных учебных задач могут быть разными, но для привлечения обучающихся к проблеме решения задач по биологии можно использовать различные формы:
- составление задачи, аналогично решённой, и выяснение способов и путей её решения;
- составление задачи обратной;
- решение задачи другими способами;
Исследования показывают, что мы используем лишь десятую часть возможностей нашего мозга. Но те, же исследования говорят: мы можем неограниченно совершенствовать свои умственные способности.
Дело не в том, чтобы иметь мозги, а в том, чтобы пользоваться ими.
И именно творческие задачи, которые обучающиеся решают, составляют сами, стимулируют их к развитию творческого мышления.
Решение творческих задач необходимо и для учащихся, так как они способствуют развитию познавательного интереса к предмету через радость творчества и те положительные эмоции, которые они испытывают при решении творческих задач. Учащиеся, работая в группе, приобретают навыки совместной работы в группе и решения проблемных ситуаций, в том числе на социальном и бытовом уровне. Это обязательно им поможет при решении жизненных проблем, и выжить в современном обществе.
Мстиславская Н.В
учитель биологии
МОУ «Чойская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных разработок, созданных учащимися под руководством учителя, в качестве творческих проектов на уроках биологии и экологии
Из опыта работы о создании мультимедийных разработок учащимися по биологии....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики". Опыт обобщен на районном метод...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
Статья: Использование проблемных, творческих заданий на уроках биологии.
Статья практической направленности. Содержит проблемные и творческие задания, которые можно использовать на уроках биологии....
Использование творческих задач на уроках математики в 5-6 классах
Использование творческих задач на уроках математики в 5-6 классах...
ДОКЛАД НА ТЕМУ «Использование проблемных ситуаций на уроках биологии в развитии творческого мышления»
Использование на уроках проблемных ситуации, как некий инструмент педагога для развития творческого мышления - это обучение, при котором учитель, организуя деятельность учащихся по решению учебных про...