план-конспект урока по теме"Формы естественного отбора"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
одни существа идут, другие следут за ними
одни укрепляются, другие слабеют
одни создаются, другие разрушаются
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме «Формы естественного отбора»
(биология 10-11кл.)
Цели:
- Формирование у учащихся системы знаний о естественном отбое и его формах:
- Развитие аналитико-синтезирующего мышления; классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к эколого-биологическим знаниям
Оборудование урока: диафильм «Естественный отбор»,слайд по биологии «Формы отбора», дополнительная литература по биологии, набор наглядного материала.
Эпиграф урока: Одни существа идут, другие следуют за ними;
Одни укрепляются, другие слабеют;
Одни создаются, другие разрушаются.
IV V вв до н.э.
Этапы урока
- Фронтальный опрос с целью ориентаиии на воспроизведение нового материала: -что является предпосылкой естественного отбора?
-что является факторами естественного отбора?
-в чем проявляется суть естественного отбора?
-что такое норма реакции?
-почему естественный отбор-направляющий фактор эволюции?
-итак, какой можно сделать вывод о сути естественного отбора? ( в результате отбора накапливаются признаки, полезные для организма в условиях данной местности)
- Изучение нового материала
Дарвиновские представления о естественном отборе в настоящее время существенно расширены и углублены благодаря развитию генетики, трудами И.И.Шмальгаузена (фото стр.171уч-ка) и знакомого нам С.С.Четверикова (фото стр.164уч-ка,доп.лит-ра)
Под действие отбора могут попасть как отдельные особи, так и целые популяции. В любом случае отбор сохраняет наиболее приспособленные к данным условиям существования организмы. Однако, в зависимости от его направленности, эффективности и особенностей условий обитания организмов, формы естественного отбора могут быть разными.
Хорошо изучены следующие формы отбора:
(схема заранее заготовлена! Формы отбора
Движущая Стабилизирующая Разрываются
(дивергентная)
В конкретных условиях преобладает одна форма отбора и поэтому каждая форма характеризуется своими признаками.
Посмотрев кадры диафильма и пользуясь текстом учебника группам стр.44 и рис. 55, 56 стр.17 дайте характеристику движущей
и стабилизирующей формах отбора, заполнив таблицу «Формы естественного отбора»
№ п/п | Вопросы | Движущая | Стабилизирующая | Разрывающая |
1. | В каких условиях действует? | В изменяющихся условиях среды | В постоянных условиях среды | Изменение условий существования |
2. | Какие особи отбраковываю тся? | Особи с отклонением от средней величины и одним из крайних проявлений признака | Особи с двумя крайними проявлениями признака | Особи со средним проявлением признака |
3. | Какие особи выживают? | Особи с другим крайним проявлением признака (т.е. в противоположную сторону) | Особи со средним проявлением признака | Особи, имеющие любое из двух крайних проявлений данного признака |
4. | Примеры | Промышленный /ййланизм, появление и расцвет крыс, тараканов | Цветки со средними размерами соответствующих опылителям. Птицы со средним крылом | Много вариантов окраски популяции лягушки, образование бескрылых насекомых на островах |
У. А теперь сравним формы естественного отбора и сделаем вывод о направлении каждой формы. Вам выданы 3 карточки с выводом о направлениях форм отбора.
Задание №2. Проанализировав предложенный слайд о формах отбора, подберите соответствующий вывод о направлениях и прикрепите соответственно форме отбора к схеме на доске «Формы отбора».
Задание №3. Вновь обратимся к рисунку 55 и 56 на стр. 171 учебника.
Проанализируйте график форм отбора и проследите взаимосвязь форм отбора и нормы реакции. Выскажите свое мнение.
У. Выявив преимущественную форму отбора, которая действует в той или иной популяции конкретного вида животных или растений, можно
прогнозировать изменения, которые могут произойти впоследствии.
Задание №4. (На листочках напечатано)
Предположим, что в исследованной вами популяции одного из видов животных с одинаковой частотой встречаются особи средних, крупных
и мелких размеров. Какие изменения могут произойти впоследствии
для каждой формы отбора, учитывая их направления (на доске)
Характеристика гипотетической | популяции. | |
33,3% мелкие | 33,3% особи | 33,3% особи |
особи | со средними | с крупными |
размерами | размерами | |
33,3% особи | тела | |
со средними | 33,3% особи | |
размерами тела | с крупными размерами тела |
Стабилизирующий Разрывающий
Движущий
Мелких - 10% | 10% | 40% |
Средних - 30% | 80% | 20% |
Крупных - 60% Или наоборот | 10% | 40% |
У. Обсудим результаты.
III. Закрепление - тестирование с самоконтролем.
Ответы: 1-2 4-3
| Оцените свои ответы! |
IV. Домашнее задание & 44. Задание 31 |
V. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".
План открытого урока в з-ем классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....
план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.
план-конспект открытого урока в 2-ом классе...
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...

Задание к теме:формы естественного отбора.
Выполнение задания позволяет проверить усвоение пройденного материала в 11 классе по теме: "Естественный отбор -главная движущия сила эволюции....

План-конспект по теме "Формы естественного отбора"
Данный план-конспект опирается на изучение форм естественного отбора и затрагивает основные термины и понятия, необходимые для изучения материала по стандартам ФГОС...

Самостоятельная работа по теме «Формы естественного отбора»
Данная методическая разработка может использоваться как инструктивная карточка для самостоятельной работы школьников по теме "Формы естественного отбора"...

План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»
План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»....
Комментарии
Спасибо, материал очень
Спасибо, материал очень пригодился