Проектная деятельность на уроках биологии.
статья по биологии на тему
Проектная деятельность на уроках стала основой современных реалий учительской профессии. Особенности данного вида деятельности применительно к урокам биологии представлены в моем материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1950
Учитель биологии
Канзапетова Инна Григорьевна
г. Москва
Направление проекта: учебный
Категория проекта: предметный.
Миссия проекта: развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. После завершения проекта обучающиеся смогут самостоятельно искать, обрабатывать, анализировать информации, записывать наблюдения, подводить итоги.
Задача проекта: научить использовать приобретенные навыки для решения практических задач, приобретение и развитие коммуникативных способностей в коллективной работе. Использование системного мышления при ситуативном подходе.
Итоги проекта – освоение обобщенных способов действий (компетенций) проектной деятельности
Суть проектной деятельности.
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии, как средство формирование познавательных компетенций.
На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников. Благодаря формированию познавательных интересов, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.
Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя такой урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные и творческие особенности. С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в консультативной помощи.
С помощью метода проекта, возможно, обучить:
-выявлять и формулировать проблемы;
-проводить их анализ;
-находить пути их решения;
-выбрать необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
- систематизировать полученную информацию для решения поставленных задач.
К организации образовательного проекта, предъявляют следующие требования:
- обсуждение учащихся должно быть целесообразным и иметь актуальную направленность;
- осознанная формулировки мыслей и, готовность к выявлению новых идей, анализ поступающей информации,
- для достижения результативности работы учеников, используется групповая форма взаимодействия
Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века.
Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Выделяют следующие этапы проектной деятельности: выделение и постановка проблемы; выдвижение гипотез; поиск и варианты решений; сбор материала; подготовка проекта; защита проекта.
При выборе темы проекта, существуют правила:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).
Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).
Происходит логическое погружение учеников в проблему. Все оставшееся время урока посвящается групповой работе над общей проблемой, завершающейся презентацией результатов по каждой группе, и обобщению, которое делает учитель.
Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины. Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т.е. база для решения данной проблемы.
Темы исследований можно разделить на 3 группы.
фантастические (несуществующие самим разработать);
эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);
теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.п. и др.).
На уроках по биологии я предлагаю обучающимся темы из всех трех групп. Как правило, фантастические темы по общей биологии 11 класс, по темам: Происхождение человека, возникновение жизни на Земле. Теоретические: моя родословная, экологические проблемы земли…
Проектная деятельность развивает познавательные, творческие навыки обучающихся. Используя проектный метод обучения, учащиеся постигают всю технологию решения учебных задач: от постановки проблемы до представления результата.
Предлагаемый проект направлен на решение проблемы развития познавательного интереса учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии. Развивая познавательный интерес учащихся, мы, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции. Проектная деятельность на уроках биологии способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой. Развитие познавательного интереса в области биологии способствует формированию у обучающихся представление о жизни как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы. Поэтому проектная деятельность обеспечивает решение задач естественнонаучного образования в целом и биологического в частности.
Принципы (концепция) проекта:
гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, развитие у детей умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Начиная внедрять проектную методику на уроках биологии, я увидела, что ее использование повышает мотивацию детей к обучению. Учащиеся заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность, получая при этом знания и умения. В данной ситуации я выступаю консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы.
Проект побуждает учащихся: проявить интеллектуальные способности; проявить коммуникативные качества; показать уровень владения знаниями и умениями; продемонстрировать способность к самообразованию.
В процессе разработки проекта: учащиеся получают знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.
Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся: ставят цели; определяют пути их достижения; распределяют обязанности; всесторонне проявляют компетентность личности.
При этом функции учителя: создание мотивации участия в проекте. Формулирование цели проекта и задач, гипотезы (совместно с классом); организация учащихся на работу над проектом: помощь в обозначении и распределении обязанностей между исполнителями проекта; организация учащихся на всех этапах проекта; контроль по необходимости за ходом проекта; оценивание.
Таким образом, работа над проектом демонстрирует возможности и перспективы сотрудничества группы ребят и учителя, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействуют качественному усвоению темы учащимися, формированию учебных и коммуникативных умений, продвижению их в общем, развитии.
Оценка успешности и эффективности проекта.
Показатели оценки успешности проекта.
качество усвоения учащимися учебных программ;
сформированность потребности в продолжение образования;
сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности;
уровень интеллектуальных достижений учащихся;
конкурентоспособность знаний учащихся и выпускников школы (олимпиады, НОУ, конкурсы);
демократизация взаимоотношений между учителем и учеником.
«Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».
Список литературы:
- Е. В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии». Москва Глобус 2008г.
- Учебник В.Н.Ярыгин – Преподавание биологии в профильных классах.
г. Москва 2008
- Современные технологии обучения. Под редакцией Г. В. Борисовой Санкт-Петербург 2002г.
- И. Н. Пономарева «Общая методика обучения биологии» Москва 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школьний дворик"-проектная деятельность на уроках биологии
Любая проектная деятельность это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения разнообразных задач, в том числе и биологических....
Проектная деятельность на уроках биологии
Рсскажи мне — и я забуду.Покажи мне — и я запомню.Дай мне действовать самому — и я научусь.Китайская мудрость...
Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».
Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»
«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...