Внутренняя среда организма. Кровь
материал по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровь»
Развернутый конспект урока
- (2 мин) Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы приступим к изучению новой темы.
Но вначале мы коротко поработаем над материалом, изученном на прошлом уроке. Пожалуйста, коротко, повторите пройденный материал.
- (6 мин) Проверка изученного материала.
Мы будем решать тесты на компьютере и на бумажных носителях на отметку. Один решает тесты по компьютеру (по желанию), остальные на бумажных носителях. Приложение 1.
Выставление оценок за решение тестов. (Слайд №1. Приложение 2). С правильными ответами и правилами выставления отметок. Проводиться самооценка учащимися своих тестовых работ.
И так: Тема «Внутренняя среда организма. Кровь»!
На уроке мы просмотрим фрагмент фильма, заполним таблицу, выполним номера в рабочей тетради, выполним Лабораторную работу и в конце урока проведём биологический диктант и будем решать тесты по новому материалу. Вы знаете, что за выполнение лабораторной работы вы получите все оценки и тесты также на оценку. Будьте, пожалуйста, аккуратными и внимательными на протяжении всего урока!
Откройте свои рабочие тетради страница 74 и запишите на полях число.
(1мин) Актуализация знаний.
Внимание! Тема «Внутренняя среда организма». Кто может сказать, что относится к ней?
По консистенции это, какие все вещества?
А почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде?
А как вы думаете, что нам предстоит выяснить о крови, на уроке?
Предложения учащихся. В течение урока мы должны будем выяснить состав внутренней среды организма, значение и состав крови.
- (25 мин) Изучение нового материала.
- Просмотрим фрагмента фильма «Внутренняя среда организма». По ходу просмотра вы заполняете таблицу в рабочей тетради №111.
Далее идёт промежуточное закрепление материала. Проверка работы по фильму,
т.е. таблицы.
- Сообщение учащегося. Значение крови.[3] Учащиеся, слушая сообщение, заполняют №112,страница74 в рабочей тетради.
Какие основные функции крови вы узнали?
- Состав крови. Работа с натуральным объектом - кровью. Учащиеся смотрят и сравнивают образец крови с рисунком крови в учебнике страница 130 и с рисунком на таблице.
Узнают из сообщения учителя, что кровь, это особый вид соединительной ткани. У взрослого человека количество крови составляет 5-6 литров (около 7% массы тела).
Кровь состоит из межклеточного вещества – плазмы, клеток крови (эритроцитов и лейкоцитов) и кровяных пластинок (тромбоцитов).
Плазма кров - это межклеточное вещество, оно составляет около 60% её объёма и на 90 – 92% состоит из воды. В состав плазмы входят минеральные вещества (соли натрия, кальция и многие другие) и органические вещества (белки, глюкоза и другие). Плазма принимает участие в транспорте веществ и в свёртывании крови.
- Выполнение лабораторной работы «Микроскопическое строение крови человека»
Лабораторная работа
«Микроскопическое строение крови человека»
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека, микроскоп.
Цель работы 1. Изучить строение крови человека.
- Выяснить какие клетки входят в состав крови человека, каких клеток больше в крови?
- Закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Формировать навыки самостоятельной формулировки выводов по результатам работы.
Порядок работы
- Выполнение и оформление лабораторной работы №115 на странице 76.
- Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.
- Зарисуйте их. Подпишите на рисунке клетки крови.
Отчетное задание
- Сделайте вывод, какие клетки входят в состав крови человека, каких клеток больше в крови.
- Объясните, как строение клеток крови связано с выполняемыми ими функциями. [7]
5.Свёртывание крови. Сообщение учителя.
6.Дополнительные сведения. [7] Сообщение, подготовленное учащимся.
Приложение 3.
- ( 5мин) Закрепление.
1. Биологический диктант. Приложение 4. [9]
2. Решение тестов. Слайд 2. Приложение 5. (Решение первых 2х тестов).
3. Вопрос рубрики «Подумайте» Стр.135 в учебнике. И у нас этот вопрос стоял в начале
урока. А почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде?
5. (1мин) Домашнее задание.
1. Стр.127-132. 2. В рабочей тетради №113, стр.75. 3. Решение тестов № 1-4 стр.79 в
рабочей тетради. 4. По желанию. Составить тесты по теме урока на электронном
носителе. Количество произвольное.
6. Рефлексия.
Нарисуйте кружок на доске цветными мелками при выходе из класса. Красный – если
вас урок заинтересовал, синий – если ни очень заинтересовал, зелёный – если урок
совсем не вызвал интереса. [8]
Фото 1. Выполнение учащимися лабораторной работы.
Самоанализ урока
Реальные возможности класса средние. Уровень их подготовленности к эффективному восприятию данного учебного материала хороший, так как этот урок очень благоприятен в отношении связи биологических знаний о человеке с соответствующими знаниями о животных. Что и прослеживалось в течение урока. Я как учитель ставила в вопросах это во главу так сказать угла для опоры в течении всего урока. Данный урок в теме «Внутренняя среда организма» занимает первое место.
Задачи урока.
Образовательные:
Познакомить с понятием внутренняя среда организма, её составом;
Разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма и значении постоянства её состава;
сформировать знания о составе крови, представление о значении крови.
Расширять кругозор учащихся и способствовать активному включению учащихся в учебный процесс, при помощи ИКТ.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;
развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
развивать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием.
Формирование навыков работы на электронном тренажёре и обеспечение обратной связи в процессе обучения при помощи ИКТ.
Воспитательные:
воспитывать культуру питания необходимую для получения нужных организму питательных веществ и научить применять теоретические знания на практике;
показать приоритет отечественной науки в открытии фагоцитоза;
прививать навыки здорового образа жизни;
формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;
воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью, необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Воспитывать индивидуальную и коллективную форму работы с применением ИКТ.
Методы.
К концу урока учащиеся должны знать роль жидкой внутренней среды для функционирования клеток в организме человека, знать, что относится к ней. И иметь представление о составе крови как одной из составляющей внутренней, жидкой среды организма. Это учащиеся и узнали довольно таки в полном объёме. Также уметь обосновывать свою точку зрения, делать выводы, уметь работать с электронными носителями.
Учащиеся в течение урока формировали собственное умение и навыки работы с микроскопом, микропрепаратами, и с электронными носителями. Развивали логическое мышление и речь в результате напряжённой умственной работы на уроке. Получали информацию во время просмотра фрагментов фильма, со слайдов развивая тем самым кругозор и увеличивая багаж знаний.
Я, как учитель активизировала деятельность учащихся, организовывала и направляла их во время просмотра фильма, выполнения лабораторной работы и работы со слайдами, подводила к соответствующим выводам. Обращала внимание на более существенные моменты и разъясняла домашнее задание.
Домашнее задание носило развивающий, тренировочный, творческий характер. Его объём не превышает классную работу.
Психологическая атмосфера урока в классе увлекательно – познавательная, поисковая, эвристическая. Взаимоотношения учащихся доброжелательные. Присутствует взаимопомощь.
При выставлении отметок было выявлено, что 85% учащихся получили отметку хорошо, а 15% получили отметку удовлетворительно. Результат работы учащихся с применением ИКТ показал положительный результат в отношении качества знаний. 85% это высокий показатель для этого класса.
И рефлексия показала высокую заинтересованность учащихся работой на уроке. Все буквально нарисовали кружочки красного цвета.
Настроение учителя, что является немало важным, после проведённого урока удовлетворительное. А после анализа удовлетворение хорошее, но наводит мысль на некоторые размышления. Так как, при очень хорошей оценке и доброжелательном отношении, при обсуждении некоторых моментов урока, я пришла к заключению, что можно и по другому, попробовать организовать некоторые этапы. На будущее нужно учесть.
Литература
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Москва. Просвещение. 1988.
- Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, человек. 9класс. Поурочные тесты и задания. Москва. Аквариум.1998.
- Попова Л.А. Открытые уроки биологии. Москва. Вако. 2013.
- Резанова Е.А. Биология человека. Москва. Просвещение. 2007.
- Сонин Н.И. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8класс. Москва. Дрофа. 2010.
- Сонин Н.И. Биология. Человекю 8класс. Учебник. Москва.Дрофа.2010.
- Сонин Н.И. Рабочая тетрадь для учителя. Биология. Человек. 8класс. Москва. Дрофа. 2001.
- Чередниченко И.П. Биология. Предпрофильная подготовка. Волгоград. Учитель. 2006.
- Журнал «Биология в школе» № 2, 4, 6,7. 2012год.
- Диски «Кирилл и Мефодия» Человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя среда организма. Кровь.
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. Сонина Н.И. и Сапина М.Р. Тема выбрана не случайно, поскольку практически во всех учебник...
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма" является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...
Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.
Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...
«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ».
Данный урок предназначен для учащихся 8 класса. Урок разработан в рамках эксперимента по гуманитарному образованию....
Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"
Пояснительная запискас приложениемк уроку по биологии в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...