Рабочая программа Биология 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 7 класс 2 часа в неделю по учебнику В.М.Константинов, Н.И. Пономарева, В.С. Кучменко «Биология 7 класс Животные». М: Вентана-Граф 2009 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_7_kl_biologiya_2_ch.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор БСОШ№2
__________ /Дворникова О.А./ ____________ /Середин С.И./
«______» августа 2013 г. «______» августа 2013 г.
Приказ №
Рабочая программа
по биологии
7 класс
Составила учитель биологии Хаустова О.А.
Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей естественных наук
протокол №1 от «___» августа 2013 г.
Руководитель ШМО
_____________/Хаустова О.А./
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой по биологии для основной школы и авторской программы И.Н.Пономаревой и др. «Животные» к комплекту учебников, созданных под руководством В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко (Биология в основной школе. Программы. - М.: Вентана - Граф, 2009), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Зоология изучается в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному возрасту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального курса биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора Ии выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- В процессе обучения познакомить учащихся с многообразием животного мира и его системой, отражающей, родственные отношения между организмами, историей развития животного мира;
- Сложить представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой;
- Обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами; систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М.Константинов, Н.И. Пономарева, В.С. Кучменко «Биология 7 класс Животные». М: Вентана-Граф 2009 г.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения: увеличено число часов на изучение типа «Хордовые», так как после изучения каждого класса данного типа проходят уроки о многообразии, значении и охране представителей соответствующего класса. К ним учащиеся готовят дополнительный материал в виде сообщений, докладов, презентаций, что повышает интерес к предмету.
Требования к уровню подготовки учащихся
Называть:
- Общие признаки живого организма;
- Основные систематические категории; признаки подцарств, типов, классов животных;
- Причины и результаты эволюции животных.
Приводить примеры:
- Усложнение животных в процессе эволюции;
- Изменчивости, наследственности и приспособленности, животных к среде обитания;
- Наиболее распространенных видов и пород животных.
Характеризовать:
- Строение, функции клеток растений и животных;
- Строение и жизнедеятельность животного организма;
- Размножение, рост и развитие животных;
- Среды обитания организмов.
Обосновывать:
- Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды.
Распознавать:
- Организмы растений и животных;
- Клетки, ткани, органы, системы органов животных;
- Наиболее распространенные виды животных своего региона, животных разных классов и типов.
Сравнивать:
- Строение и функции клеток растений и животных;
- Типы животных, классы хордовых, царства живой природы,
Применять знания:
- О строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
Делать выводы:
- О клеточном строении организмов всех царств живой природы;
- О родстве и единстве органического мира; об усложнении животного мира в процессе эволюции.
Наблюдать:
- Сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- Результаты опытов по изучению жизнедеятельности животных организмов.
Соблюдать правила:
- Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- Наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- Проведение простейших опытов изучения жизнедеятельности и поведения животных.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля |
1. | Общие сведения о многообразии животных и их жизни | 6 | Текущий контроль |
2. | Простейшие, или Одноклеточные | 4 | Тестирование Текущий контроль |
3. | Тип Кишечнополостные | 2 | Текущий контроль |
4. | Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви | 6 | Лабораторных работ – 2 Контрольных работ – 1 Текущий контроль |
5. | Тип Моллюски | 4 | Лабораторных работ – 1 Текущий контроль |
6. | Тип Членистоногие | 8 | Тестирование Контрольных работ - 1 |
7. | Тип Хордовые Подтип Бесчерепные Надкласс Рыбы Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся Класс Птицы Класс Млекопитающие, или Звери | 36 1 8 4 3 9 11 | Тестирование Контрольных работ - 3 Лабораторных работ - 7 Текущий контроль |
8. | Развитие животного мира на Земле. Заключение | 2 | Текущий контроль |
Всего
| 68 | Лабораторных работ – 10 Контрольных работ – 5 |
Содержание учебного предмета
Тема 1. Общие сведения о многообразии животных и их жизни (6 часов)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения Воронежской области в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Воронежской области. Красная книга.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Тема 2. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторные работы: Строение инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших.
Подцарство Многоклеточные животные
Тема 3. Тип Кишечнополостные (2 часа)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто - и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тема 4. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 часов)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторные работы: Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя.
Тема 5. Тип Моллюски (4 часа)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторные работы: Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (виноградной улитки), его передвижением, ответом на раздражение. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.
Тема 6. Тип Членистоногие (8 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Воронежской области.
Лабораторные работы: Изучение внешнего строения комнатной мухи (жука) Изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними.
Тема 7. Тип Хордовые (36 часов)
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные (1 час)
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (8 часов)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Воронежской области. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы: Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.
Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Воронежской области. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Лабораторные работы: Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (3 часа)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Лабораторные работы: Наблюдение за живыми пресмыкающимися. Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.
Класс Птицы (9 часов)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц Воронежской области. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы: Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев. Изучение строение куриного яйца. Наблюдение за живыми птицами.
Класс Млекопитающие, или Звери (11 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных Воронежской области.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторные работы: Наблюдение за животными. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающих.
Тема 8. Развитие животного мира на Земле. Заключение. (2 часа)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Воронежской области и муниципального образования.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Тема 1 Общие сведения о многообразии животных и их жизни Животные – особое царство живых организмов. Их многообразие и значение. Общий обзор строения организма животного. Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. | 6 часов 1 1 1 1 1 1 | ||
1(7). 2(8). 3(9). 4(10). | Тема 2 Простейшие, или Одноклеточные Общая характеристика простейших. Обыкновенная амеба как одноклеточный организм. Эвглена зеленая: растение или животное? Вольвокс – колониальный жгутиковый организм. Инфузория-туфелька как представитель наиболее сложно организованных простейших. Многообразие простейших. Их значение в природе и жизни человека. | 4 часа | ||
1(11). 2(12). | Тема 3 Тип Кишечнополостные Общая характеристика кишечнополостных. Пресноводная гидра. Многообразие кишечнополостных. Их значение в природе и жизни человека. | 2 часа 1 1 | ||
1(13). 2(14). 3(15). 4(16). 5(17). 6(18). | Тема 4 Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви Общая характеристика плоских червей. Белая планария как представитель свободно живущих плоских червей. Свиной (или бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Общая характеристика круглых червей. Человеческая аскарида. Общая характеристика кольчатых червей, их многообразие и значение. Класс многощетинковые черви. Класс малощетинковые черви. Лабораторная работа №1 «Внешнее строение дождевого червя» Лабораторная работа №2 «Внутреннее строение дождевого червя» Сравнительная характеристика плоских, круглых, кольчатых червей, их значение и место в эволюции животного мира. | 6 часов 1 1 1 1 1 1 | ||
1(19). 2(20). 3(21). 4(22). | Тема 5 Тип Моллюски Общая характеристика Моллюсков. Класс брюхоногие моллюски: особенности строения и процессов жизнедеятельности. Класс двустворчатые моллюски: особенности строения и процессов жизнедеятельности. Лабораторная работа № 3 «Строение беззубки». Класс головоногие моллюски: особенности строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие моллюсков. Их значение в природе и жизни человека. | 4 часа 1 1 1 1 | ||
1(23). 2(24). 3(25). 4(26). 5(27). 6(28). 7(29). 8(30). _____ 1(31). 2(32). 3(33). 4(34). 5(35). 6(36). 7(37). 8(38). 9(39). 10(40). 11(41). 12(42). 13(43). 14(44). 15(45). 16(46). 17(47). 18(48). 19(49). 20(50). 21(51). 22(52). 23(53). 24(54). 25(55). 26(56). 27(57). 28(58). 29(59). 30(60). 31(61). 32(62). 33(63). 34(64). 35(65). 36(66). ______ 1(67). 2(68). | Тема 6 Тип Членистоногие Общая характеристика членистоногих. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, ракообразных на примере речного рака. Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика ракообразных. Паукообразные: особенности строения и процессов жизнедеятельности на примере паука-крестовика. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика паукообразных. Насекомые: особенности строения и процессов жизнедеятельности. Важнейшие отряды насекомых. Общая характеристика насекомых. Их значение в природе и жизни человека. Беспозвоночные животные: от простейших до членистоногих. ___________________________________ Тема 7 Тип Хордовые Подтип Бесчерепные Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы Подтип Позвоночные. Общая характеристика. Рыбы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» Особенности внутреннего строения. Лабораторная работа № 5. «Внутреннее строение» Особенности поведения рыб. Их размножение и развитие. Основные систематические группы рыб. Значение рыб. Охрана рыбных богатств. Рыбы – водные обитатели. Зачет по теме «Надкласс Рыбы». Класс Земноводные Класс Земноводные. Общая характеристика, Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки в связи со средой обитания. Лабораторная работа №6. «Особенности внешнего строения лягушки и ее передвижение» Внутреннее строение лягушки. Годовой цикл жизни земноводных. Многообразие, значение и охрана земноводных. Класс Пресмыкающиеся Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Многообразие. Значение и охрана пресмыкающихся. Зачет по теме «Земноводные и Пресмыкающиеся». Класс Птицы Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полету. Лабораторная работа №7 « Внешнее строение птицы. Строение перьев». Особенности опорно-двигательной системы птицы в связи с приспособленностью к полету. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета птиц». Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Систематические группы птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц и их охрана. Птицы – обитатели воздушного пространства. Класс Млекопитающие, или Звери Класс Млекопитающие. Общая характеристика, особенности внешнего строения и опорно-двигательной системы млекопитающих. Лабораторная работа № 9. « Изучение внешнего строения млекопитающих» Лабораторная работа № 10 « Строение скелета млекопитающих». Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл млекопитающих. Основные отряды млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные. Основные отряды млекопитающих: ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих и их охрана. Млекопитающие – высокоорганизованные теплокровные животные. Зачет по темам « Птицы» и «Млекопитающие». Хордовые: от Ланцетника до Человека. ______________________________________ Тема 8 Развитие животного мира на Земле. Заключение Доказательства эволюции животного мира, учение Чарльза Дарвина об эволюции органического мира. Прощай, зоология! | 8 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 __________ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 __________ 2 часа 1 1 | ____________ | _______________ |
Учебно-методический комплекс.
Для учащихся:
1. Учебник В.М.Константинов, Н.И. Пономарева, В.С. Кучменко «Биология 7 класс Животные». М: Вентана-Граф 2009 г.
2. «Биология». Справочник школьника и студента под ред. З.Бремана и И.Мейнке
Для учителя:
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Изучение курса «Зоология» Поурочное планирование. Н.Ф. Бодрова.
4. Авилова К.В. Позвоночные животные изучение их в школе. Птицы. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
5. Биологический энциклопедический словарь. (Гл. ред. М.С. Гиляров). Издание 2-е, исправленное – М.: Советская энциклопедия, 1989.
6. Бровкина Е.Т., Козьмина Н.И. Уроки зоологии. Пособие для учителей _ М.: Просвещение, 1981.
7. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии, - Изд. 3-е доп. М.: Просвещение, 1973.
8. Научно-популярная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...