Методическая разработка по теме "Углеводы"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Методическая разработка предназначена для проведения комплексного занятия по разделу «Углеводы»», составлена в строгом соответствии с рабочей программой и требованиями Государственного образовательного стандарта с учётом современных требований к оформлению методических материалов.
Рецензируемый материал представлен в печатном виде объёмом 20 страниц формата А4; скомпонован в соответствии с принятой структурой в доступной и профессионально грамотной форме.
Методическая разработка содержит следующие разделы:
- Введение с мотивацией темы;
- Методический и контрольный блоки;
- Блок самостоятельной работы;
- Информационно-справочный блок;
- Рекомендуемая литература;
- Приложения.
Цели занятия представлены в соответствии с содержанием рабочей программы. Определены пути интеграции с другими дисциплинами – анатомией, физиологией, терапией.
Хронологическая структура занятия представлена в виде технологической карты, где указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе учебного занятия.
Контроль знаний студентов проводится по тестовым заданиям.
Методическое пособие содержит ряд блоков для последовательного усвоения материала:
- В методическом блоке представлены цели занятия, мотивация, план занятия, междисциплинарные связи, методы обучения, перечень основной и дополнительной литературы;
- Информационный блок содержит информацию по теме занятия и состоит из опорного конспекта в текстовом варианте для более активного восприятия материала;
- Блок самостоятельной работы включает схему, лабораторную работу, упражнение, задачу, таблицу по теме;
- Блок контроля представлен тестовыми заданиями. Для оценки качества решения тестовых заданий имеются эталоны ответов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_uglevody.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж №6 Департамента здравоохранения города Москвы»
Сценарий
бинарного занятия по теме
Углеводы
Учебная дисциплина: Биология, Химия
Специальность: 060501 Сестринское дело
Москва 2013 г.
СодержаниеВведение ……………………………………………..........................3- 4
1.Методический блок
Цели……………………………………………………………………..6
Мотивация……………………………………………………………...7
План занятия………………………………………………………8 - 10
2.Информационный блок
Терминологический словарь…………………………………………10
Опорный конспект………………………………………………...13-18
3.Блок самостоятельной работы
студентов
Схема «Углеводы»
Лабораторная работа
Упражнение
Задача
Таблица «Функции углеводов»
4.Блок контроля
Тестовые задания……………………………………………………..21
Эталоны ответов……………………………………………………...23
Приложения…………………………………………………………..24
Введение
Методическая разработка предназначена для проведения комплексного занятия по разделу «Углеводы»», составлена в строгом соответствии с рабочей программой и требованиями Государственного образовательного стандарта с учётом современных требований к оформлению методических материалов.
Рецензируемый материал представлен в печатном виде объёмом 20 страниц формата А4; скомпонован в соответствии с принятой структурой в доступной и профессионально грамотной форме.
Методическая разработка содержит следующие разделы:
- Введение с мотивацией темы;
- Методический и контрольный блоки;
- Блок самостоятельной работы;
- Информационно-справочный блок;
- Рекомендуемая литература;
- Приложения.
Цели занятия представлены в соответствии с содержанием рабочей программы. Определены пути интеграции с другими дисциплинами – анатомией, физиологией, терапией.
Хронологическая структура занятия представлена в виде технологической карты, где указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе учебного занятия.
Контроль знаний студентов проводится по тестовым заданиям.
Методическое пособие содержит ряд блоков для последовательного усвоения материала:
- В методическом блоке представлены цели занятия, мотивация, план занятия, междисциплинарные связи, методы обучения, перечень основной и дополнительной литературы;
- Информационный блок содержит информацию по теме занятия и состоит из опорного конспекта в текстовом варианте для более активного восприятия материала;
- Блок самостоятельной работы включает схему, лабораторную работу, упражнение, задачу, таблицу по теме;
- Блок контроля представлен тестовыми заданиями. Для оценки качества решения тестовых заданий имеются эталоны ответов.
Методический блок
Цели занятия
Образовательная:
Знать:
- состав, строение, классификацию углеводов;
- нормы потребления углеводов, химические свойства углеводов;
- практическое значение углеводов в повседневной жизни человека и в медицине.
Уметь:
- применять имеющиеся знания для изучения нового материала, выполнения лабораторных опытов, решения задач.
- использовать новые понятия.
Развивающая:
- совершенствовать навыки самостоятельной работы студентов;
- формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать;
- активизировать мышление студентов, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь.
Воспитательная:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- формировать основы здорового питания и здорового образа жизни.
Мотивация
Углеводы известны с глубокой древности. Человек издавна употребляет в пищу мед, виноград, различные фрукты и овощи. Все они содержат углеводы. Роль их велика и в жизни современного человека. Но сейчас мы получаем много противоречивых данных о роли углеводов в организме. Их избыточное употребление приводит к появлению лишней массы тела и различных заболеваний.
Какова же роль углеводов в жизни человека?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ
№ специальности 060501
Дисциплина химия, биология
Количество часов 2
Тема занятия Углеводы
Вид занятия Урок комбинированный
Тип занятия бинарное
Курс 0
Специальность сестринское дело
Место проведения занятия кабинет №2
Цели занятия :
- обобщить и повторить знания об углеводах, полученные при изучении курса биологии;
- расширить представления об углеводах с точки зрения их химических свойств;
- показать практическое значение углеводов в повседневной жизни человека и в медицине, продолжить формирование общих компетенций студентов и представлений о здоровом образе жизни.
Знать: состав, строение, классификацию углеводов, роль их в организме и в повседневной жизни человека, нормы потребления, химические свойства углеводов.
Уметь: применять имеющиеся знания для изучения нового материала, выполнения лабораторных опытов, решения задач.
Междисциплинарные связи :
Обеспечивающие: математика, химия, биология.
Обеспечиваемые: фармакология, гигиена, физиология, патология.
Методы обучения: репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения:
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, образцы продуктов и материалов, содержащих углеводы.
Раздаточный материал: карточки, тестовые задания, инструкция к лабораторной работе, «Карта занятия», лабораторное оборудование и реактивы.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Литература:
-основная : Химия, Габриелян О.С., М, Академия, 2009
Биология, Чебышев Н. В., М, Академия, 2009
-дополнительная : Химия, Чернобельская Г. М, Чертков И. Н., Дрофа, 2007
Биология, Пасечник В. В., Дрофа, 2007
Домашнее задание:
- Биология, под ред. Чебышева Н. В., стр. 55-57.
- Химия, Габриелян О. С., ς 18.1 - 18. 3
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
№ | Элементы занятия | Время (хронометраж) | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
1 | Оргмомент | 2 мин | Приготовление к началу занятия | Организация группы для проведения занятия. Д/З. |
2 | Мотивация | 2 мин | Выслушивают сообщение преподавателя | Постановка целей и задач занятия |
3 | Актуализация опорных знаний | 12 мин | Выступления студентов с сообщениями | Активизация студентов на изучение материала |
4 | Изучение нового материала | 40 мин | Изучение химических свойств углеводов. Выполнение лабораторной работы. | Объяснение материала, коррекция ответов, уточняющие вопросы. Анализ выполнения лабораторной работы. |
5 | Закрепление и обобщение изученного материала | 20 мин | Выполнение тестовых заданий, заполнение таблицы, выполнение упражнений и решение задач. | Проверка правильности выполнения заданий |
6 | Дискуссия «Роль углеводов» | 7 мин | Выступления студентов | Комментарии преподавателя |
7 | Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок. | 7 мин | Обсуждение итогов занятия. | Комментарии преподавателя. Подведение итогов. |
Информационный
блок
Углеводы известны с глубокой древности. Человек издавна употребляет в пищу мед, виноград, различные фрукты и овощи. Все они содержат углеводы. Роль их велика и в жизни современного человека. Но сейчас мы слышим много обвинений в адрес углеводов, их употребление приводит к появлению избыточного веса, различных заболеваний.Какова же роль углеводов в жизни человека? (Слайд 1).
Для ответа на этот вопрос нужно узнать мнение «защитников» и «противников» углеводов.
Докладчик 1.
Моносахариды очень важны для нашего организм.(Слайды 2,3).
Моносахариды (простые углеводы) — бесцветные кристаллические вещества, легко растворимые в воде и обладающие сладким вкусом.
Общая формула моносахаридов — СnН2nОn
Моносахариды — главный источник энергии для процессов, происходящих в клетке. Биосинтез моносахаридов из углекислого газа и воды происходит в растениях в процессе фотосинтеза.
К моносахаридам относятся:
- Рибоза – моносахарид, входящий в состав РНК, АТФ.
- Дезоксирибоза - входит в состав ДНК, а также других биологических важных молекул.
- Глюкоза (от греч. glykys — сладкий), или виноградный сахар, С6Н12О6 — моносахарид, встречается в соке многих фруктов и ягод, в том числе и винограда, отчего и произошло название этого вида сахара. Глюкоза — составная единица, из которой построены все важнейшие полисахариды — гликоген, крахмал, целлюлоза, она также входит в состав дисахаридов сахарозы, лактозы, мальтозы. У растений глюкоза образуется в процессе фотосинтеза.
- Фруктоза (лат. fructus — плод), или фруктовый сахар, обладает очень сладким вкусом (в 1,5 раза слаще сахарозы и в 2 раза слаще глюкозы). Фруктоза хорошо усваивается организмом и используется в качестве источника углеводов больными сахарным диабетом, поскольку для усвоения не требует выработки гормона инсулина. Пищевым источником фруктозы, как и глюкозы, служат мед, сладкие овощи, фрукты.
- Галактоза С6Н12О6 входит в состав молочного сахара (лактозы).
Докладчик 2
Дисахариды также очень важны для нашего организма.(Слайды 4,5,6).
Дисахариды (олигосахариды) — углеводы, у которых молекула состоит из двух мономеров — моносахаридов. Дисахариды, как и моносахариды, имеют сладкий вкус и потому их называют «сахарами», растворимы в воде.
- Сахароза является весьма распространённым в природе дисахаридом, она встречается во многих фруктах, плодах и ягодах. Особенно велико содержание сахарозы в сахарной свёкле и сахарном тростнике, которые и используются для промышленного производства пищевого сахара.
- Лактоза содержится в молоке, которое очень полезно для организма.
- Мальтоза содержится в проросших зёрнах злаков, которые являются хорошим диетическим продуктом питания, очень полезны для организма.
Докладчик 3
Полисахариды очень важны для организма.(Слайды 7,8 ,9, 10).
Полисахариды — общее название класса сложных высокомолекулярных углеводов, молекулы которых состоят из десятков, сотен или тысяч мономеров — моносахаридов, соединённых ковалентными связями. С увеличением количества мономеров растворимость полисахаридов уменьшается и исчезает сладкий вкус. К полисахаридам относятся, в частности:
- Крахмал - запасается в клетках растений, особенно в семенах, луковицах, клубнях (Усиленное расщепление углеводов происходит при прорастании семян, интенсивной мышечной работе, длительном голодании).
- Гликоген - запасается в клетках животных, особенно в печени и мышцах (при необходимости используются организмом как источник энергии).
- Целлюлоза - входит в состав клеточных стенок растений и микроорганизмов
- Хитин - входит в состав клеточных стенок грибов и некоторых бактерий; образует кутикулу членистоногих.
Врач:
Углеводы являются основным источником энергии для вашего организма.
Как раз за счёт них обеспечивается 50—60% энергозатрат.
У взрослого человека средняя суточная потребность в углеводах является 400—500 грамм. Будет лучше, если основными их источниками в вашем рационе будут являться продукты растительного происхождения, 75% сухого вещества в которых составляют углеводы. Сейчас, к сожалению, мы все большее количество углеводов получаем, употребляя в больших количествах разнообразные сладости и сахар, а не овощи и фрукты…
Если в пищевом рационе будет недостаточное содержание углеводов, то может начать развиваться гипогликемия (перевод с латинского - нехватка сахара), в которой основными проявлениями являются – сонливость, общая слабость, головные боли, ухудшение памяти... Углеводное голодание приводит к появлению в моче и накоплению в крови кетоновых соединений.
Без углеводов невозможен нормальный обмен веществ. Углеводы необходимы для правильного функционирования печени. Их польза также в том, что они обеспечивают постоянное поступление сахара в кровь. Благодаря высокому содержанию клетчатки, сложные углеводы способствуют снижению уровня холестерина в крови, защищают наш организм от опухолей желудка и кишечника, болезней сердца. Глюкоза используется организмом в качестве источника энергии для мышечных сокращений, в том числе для работы сердечной мышцы, для питания головного мозга.
Существуют также углеводы практически не перевариваемые организмом. Сюда следует отнести клетчатку и пектин. Они, подобно хорошей мочалке, чистят кишечник и стабилизируют его микрофлору, улучшают пищеварение. (Слайд 11,12,)
Спортсмен: При физических нагрузках в первую очередь расходуются именно углеводы, а уже после того, как его запасы истощатся, расход энергии начинает восполняться за счет жиров и белков. (Слайд13)
Благодаря глюкозе у нашего сердца есть силы, чтобы биться, у легких — дышать. Когда садимся на велосипед, отправляемся на пробежку или прогуляться, именно углеводы первыми включаются, чтобы обеспечить нам радость движения.
Гражданин: Углеводы – это продукты питания. Углеводы содержатся в продуктах растительного происхождения, которые мы употребляем ежедневно. Углевод, углевод, от него весь огород. (Слайд 14)
Диетолог:
Поступая в организм в очень больших количествах, углеводы превращаются в жиры. Именно поэтому, самый легкий и действенный способ сбросить лишний вес – ограничить потребление углеводов. Однако при ограничении потребления углеводов, человек становится забывчивым, вялым, его организм легко и быстро утомляется.
Чтобы углеводы приносили организму лишь пользу, следует помнить, что они делятся на полезные (сложные) и вредные (простые).
Простые (вредные) углеводы (сахар рафинад, кукурузный сироп, фруктовые соки, карамель, леденцы, торты, пирожные, мороженое, сладкие газированные напитки, промышленные мюсли-смеси, хлебобулочные изделия из рафинированной (не цельной) муки, макаронные изделия из рафинированной (не цельной) муки) моментально перерабатываются организмом из-за своего простого химического состава. Попадая в организм, они резко повышают уровень сахара в крови и насыщают энергией. Но эффект их недолог, уже через короткий промежуток времен мозг начинает подавать сигналы о голоде. Чем выше уровень сахара в крови – тем сильнее голод.
Вновь поступающий сахар оказывается лишним и по ненадобности отправляется организмом в запасы, из которых позже образуются лишние килограммы. Поэтому, так часто, съев булочку или шоколадку, мы через некоторое время тянемся за следующей и так до бесконечности. Большое количество простых углеводов вредно для организма.
А вот переваривание сложных - полезных углеводов дается организму сложнее. Сложные углеводы являются очень полезными для организма: цельная перловая крупа, гречка, геркулес, коричневый рис, грейпфрут, яблоки, сливы, груши, клубника, нежирный йогурт, соевое молоко, брюссельская, брокколи, шпинат, репа, кресс-салат, цукини, спаржа, морковь, огурцы, маринованные огурцы, редис, баклажаны, помидоры, лук. Сложные углеводы снижают уровень холестерина в крови, поэтому их регулярное употребление – отличная профилактика атеросклероза.
Польза или вред приносимые углеводами, разграничивается и количеством, в котором их употребляют. Конечно же, организм человека не может нормально без них функционировать, но и слишком большие их порции, несомненно, вредны ему. Доля сложных углеводов в ежедневном рационе должна составлять около 70% ото всех углеводов, а доля простых около 30%. (Слайд № 15)
Больной ожирением: Каждая девушка, которая следит за своей фигурой, знает: от углеводов фантастически легко поправиться. И даже более того, специалисты считают, что можно впасть в углеводную зависимость. Мучное и сладкое доставляет удовольствие, поэтому, чем больше мы их потребляем, тем ниже чувствительность к ним у нашего организма и мы их едим всё больше и больше. И чтобы получить наслаждение от булочек или пастилы, нам приходится все больше увеличивать их «дозу». И лишние килограммы откладываются, и нам все сложнее похудеть. Поэтому углеводы употреблять надо. (Слайд № 16,17)
Общая характеристика углеводов.
(Слайды 18,19)
Углеводы
Сn(H2O)m
Моносахариды Полисахариды
Дисахариды
Моносахариды
Глюкоза
С6Н12О6
СН2ОН ―СН(ОН)4 ― СОН
изомеры
Фруктоза гексозы
С6Н12О6
СН2ОН ―СН(ОН)3 ― С ― СН2ОН
О
Рибоза
СН2ОН ―СН(ОН)3 ― СОН
Дезоксирибоза
СН2―СН―СН―СН―СОН пентозы
ОН ОН ОН Н
(Слайды 20,21,22,23)
Химические свойства углеводов (на примере глюкозы).
1.Окисление альдегидной группы.
СН2ОН ―СН(ОН)4 ― СОН + [О] → СН2ОН ―СН(ОН)4 ― СООН
глюкоза – альдегидоспиртглюконовая кислота –спиртокислота
2. Восстановление альдегидной группы.
СН2ОН ―СН(ОН)4 ― СОН + Н2→ СН2ОН ―СН(ОН)4 ― СН2ОН
глюкоза – альдегидоспирт многоатомный спирт – сорбит
3. Спиртовое брожение глюкозы.
СН2ОН ―СН(ОН)4 ― СОН ферменты 2С2Н5ОН + 2СО2
глюкоза этанол
4. Молочнокислое брожение глюкозы.
СН2ОН ―СН(ОН)4 ― СОН ферменты 2СН3― СНОН―СООН
глюкоза молочная кислота
5. Полное окисление глюкозы.
С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О
Химические свойства дисахаридов.
Гидролиз дисахаридов.
С12Н22О11 + Н2О → С6Н12О6 + С6Н12О6 (Слайд 24)
сахароза глюкоза фруктоза
Химические свойства полисахаридов.
Гидролиз полисахаридов.
(С6Н10О5)n + nН2О →nС6Н12О6 (Слайды 25 – 31)
крахмал, целлюлоза глюкоза
Блок самостоятельной работы студентов
- Заполните схему:
Углеводы
- Выполните лабораторную работу
Тема: Углеводы
Цель: изучить практически некоторые свойства углеводов.
Уметь: применять полученные знания
на практике, пользоваться лабораторным оборудованием.
Знать: свойства углеводов, правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы: растворы NaOH или КОН, CuSO4, спиртовой раствор йода, вода, р – р глюкозы, картофель или белый хлеб, фруктовый напиток, спиртовка, спички, держатель.
Опыт 1 Определение спиртовых групп в молекуле глюкозы.
В пробирку прилейте 10 капель раствора глюкозы. Добавьте 5 капель раствора CuSO4 и 10 капель раствора NaOH или КОН. Что Вы наблюдаете? Оставьте этот раствор для следующего опыта.
Опыт 2. Определение альдегидной группы в молекуле глюкозы.
Вспомните правила нагревания!
Раствор из опыта 1 нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? О чем говорит этот результат? Запишите наблюдения и вывод.
Опыт 3. Определение глюкозы во фруктовом напитке.
В пробирку прилейте 2 мл напитка. Определите в напитке наличие глюкозы (по описанию опытов 1 и 2).
Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Опыт 4. Качественная реакция на крахмал.
Каплю спиртового раствора йода нанесите на кусочек картофеля или белого хлеба. Что наблюдаете? Запишите наблюдения и вывод.
- Выполните упражнение:
С6Н10О5 → С6Н12О6 → С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н2 → СН3СОН → СН3СООН → СН3СООК
- Решите задачу:
При спиртовом брожении глюкозы получили 230 граммов этилового спирта. Какой объем углекислого газа выделился при этом? Ответ: 112л
Заполните таблицу «Функции углеводов»
Функции углеводов | Пояснение |
(Слайды 32, 33)
Блок контроля
Тестовые задания по теме «Углеводы» (химия)Вариант 1
Часть А. Выберите правильный ответ.
1.Массовая доля углеводов в клетке не превышает:
А. 2%, Б. 5%, В. 20%, Г. 50%.
2. Среди перечисленных продуктов питания углеводов не содержит:
А. Картофель. Б. Рис. В. Хлеб. Г. Подсолнечное масло
3. Гликоген – это:
А. Моносахарид. Б. Дисахарид. В. Полисахарид. Г. Вещество, не являющееся углеводом.
4. Образцом почти чистой целлюлозы является:
А. Древесина. Б. Хвоя. В. Медицинская вата. Г. Костная ткань.
5. Наиболее растворимым веществом является:
А. Глюкоза. Б. Целлюлоза. В. Крахмал. Г. Гликоген.
6. Глюкоза и фруктоза являются:
А. Гомологами. Б. Дисахаридами. В. Изомерами. Г. Природными полимерами.
7. При нагревании раствора с гидроксидом меди (ΙΙ) оранжево – красный осадок образует:
А. Глицерин. Б. Глюкоза. В. Сахароза. Г. Крахмал.
8. Формула вещества Х в уравнении реакции
С6Н12О6 ферменты Х + 2СО2
А. СН3СОН. Б. СН3СООН В. С2Н5ОН. Г. С2Н4(ОН)2
Часть Б.
9. Объясните, почему мороженый картофель имеет сладкий вкус.
10. Почему при интенсивных физических упражнениях у человека появляется резкая боль в мышцах ? Приведите уравнение реакции, происходящей при этом.
Тестовые задания по теме «Углеводы» (химия)
Вариант 2.
Часть А. Выберите правильный ответ.
1.Углевод, историческое название которого «виноградный сахар», это:
А. Фруктоза. Б.Лактоза. В. Глюкоза. Г. Целлюлоза.
2. Процесс образования глюкозы в зеленых листьях на свету:
А. Гидролиз. Б. Фотолиз. В. Фотосинтез. Г. Пиролиз.
3. При полном гидролизе крахмала образуется:
А. Фруктоза. Б. Рибоза. В. Сахароза. Г. Глюкоза.
4. Углевод, из которого состоят волокна хлопка:
А. Крахмал. Б. Целлюлоза. В. Гликоген. Г. Глюкоза.
5. Утверждение, не соответствующее характеристике крахмала:
А. Белый порошок. Б. Нерастворим в воде. В. Изменяет окраску под действием
спиртового раствора йода. Г. При его гидролизе образуется сахароза.
6. Глюкоза не вступает в реакции:
А. Восстановления. Б. Окисления. В. Брожения. Г. Гидратации.
7. Темно – синий цвет приобретает срез картофеля под действием раствора йода на:
А. Фруктозу Б. Дезоксирибозу. В. Крахмал. Г. Целлюлозу.
8. Веществом Х в уравнении реакции молочнокислого брожения глюкозы является:
С6Н12О6 ферменты Х
А. СО2 Б. С12Н22О11 В. С3Н6О3 Г. С6Н10О5
Часть Б.
9. Дополните фразу: « В состав клеточной оболочки растений входит полисахарид …»
10. Конечными продуктами расщепления углеводов в животной клетке являются вода и углекислый газ. Возможен ли обратный процесс?
Тестовые задания по теме «Углеводы» (биология)
Вариант 1
- Назовите дисахарид:
1) рибоза;
2) сахароза;
3) глюкоза;
4) крахмал
- Функция углеводов в клетке:
1) каталитическая;
2) энергетическая;
3) регуляторная;
4) наследственная.
- Каковы свойства, строение и функции в клетках полисахаридов?
1) выполняют структурную и запасающую функции;
2) выполняют каталитическую и транспортную функции;
3) состоят из остатков молекул моносахаридов;
4) состоят из остатков молекул аминокислот;
5) растворяются в воде;
6) не растворяются в воде.
- Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:
ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛ ВИДЫ УГЛЕВОДОВ
1) мономер; А) целлюлоза
2) полимер;
3) растворима в воде; Б) глюкоза
4) не растворима в воде;
5) входит в состав клеточных
стенок растений;
6) входит в состав клеточного
сока растений.
5. Укажите, верны ли утверждения:
1) Моносахариды являются гидрофобными веществами.
2) Сахароза является моносахаридом.
3) Крахмал - полисахарид.
4) Запасной углевод растений – гликоген.
5) Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.
6) Углевод грибов и членистоногих – хитин.
7) Лактоза является моносахаридом.
8) Рибоза входит в состав РНК
Тестовые задания по теме «Углеводы» (биология)
Вариант 2
1. Назовите моносахарид:
1) рибоза;
2) сахароза;
3) целлюлоза;
4) крахмал
2. Лактоза – это:
1) полимер
2) вид склероза
3) молочный сахар
4)мономер
3. Какую функцию не могут выполнять углеводы?
1) энергетическая;
2) строительная;
3) транспортная;
4) запасающая.
4. Укажите, верны ли утверждения:
1) Гликоген – полисахарид.
2) Дисахариды – гидрофильные вещества.
3) Сахароза является гидрофобным веществом.
4) Запасной углевод животных – гликоген.
5) Одна из функций углеводов – запасающая.
6) Дезоксирибоза входит в состав ДНК.
- Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:
ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛ ВИДЫ УГЛЕВОДОВ
1) мономер; А) хитин
2) полимер;
3) растворим (а) в воде; Б) фруктоза
4) не растворим (а) в воде;
5) входит в состав клеточных
стенок животных;
6) входит в состав клеточного
сока растений.
Эталоны ответов:
1.Схема:
2.Лабораторная работа по теме «Углеводы»
№ опыта, название | Что делали | Наблюдения | Вывод |
1.Обнаружение спиртовых групп в молекуле глюкозы | К раствору глюкозы добавили 5 капель раствора сульфата меди и 10 капель раствора щелочи. | Образовался прозрачный раствор синего цвета. | В молекуле глюкозы присутствуют спиртовые группы. |
2.Обнаружение альдегидной группы в молекуле глюкозы | Раствор из опыта 1 нагрели в пламени спиртовки. | Образовался ярко – оранжевый осадок. | В молекуле глюкозы присутствует альдегидная группа. |
3.Определение глюкозы во фруктовом напитке. | К фруктовому напитку добавили 5 капель раствора сульфата меди и 10 капель раствора щелочи. Полученный раствор нагрели. | Образовался прозрачный раствор синего цвета, который при нагревании дал ярко – оранжевый осадок. | Во фруктовом напитке содержится глюкоза. |
4.Качественная реакция на крахмал. | На кусочек белого хлеба капнули 1 каплю раствора йода. | Появилось сине – фиолетовое окрашивание. | Эта реакция служит для определения крахмала. |
3.Упражнение:
С6Н10О5 → С6Н12О6 → С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н2 → СН3СОН → СН3СООН → СН3СООК
С6Н10О5 + Н2О С6Н12О6
С6Н12О6 2С2Н5ОН + 2СО2
С2Н5ОН — Н2О С2Н4
С2Н4 — Н2 С2Н2
С2Н2 + Н2О СН3СОН
СН3СОН + [О] СН3СООН
СН3СООН + КОН СН3СООК + Н2О
4.Задача:
При спиртовом брожении глюкозы получили 230 граммов этилового спирта. Какой объем углекислого газа выделился при этом?
Дано: Решение
m(спирта) = 230г 230г х л
V(СО2) ? С6Н12О6 2С2Н5ОН + 2СО2
n= 2моль n= 2моль
М = 46г/моль Vм= 22,4 л/моль
m = 92г V = 44,8л
х = 230*44,8 ; х= 112л
92 Ответ: 112л.
5. Тестовые задания по теме «Углеводы» (химия)
Вариант 1 | Ответ | Вариант 2 | Ответ |
Часть А | Часть А | ||
1 | г | 1 | в |
2 | г | 2 | в |
3 | в | 3 | г |
4 | в | 4 | б |
5 | а | 5 | г |
6 | б | 6 | г |
7 | б | 7 | в |
8 | в | 8 | в |
Часть Б | Часть Б | ||
9 | Идет частичный гидролиз крахмала с образованием глюкозы | 9 | Целлюлоза |
10 | Образуется молочная кислота, С6Н12О6 2СН3СНОНСООН | 10 | Нет, это возможно только в процессе фотосинтеза в зеленых листьях растений. |
- Тестовые задания по теме «Углеводы» (биология):
1 вариант:
1) - 2
2) - 2
3) – 1, 3, 6
4) – 1 – Б, 2- А, 3 – Б, 4 – А, 5 – А, 6 – Б.
5) – 1-нет, 2 – нет, 3- да, 4 – нет, 5 – да, 6 – да, 7 – нет, 8 – да.
2 вариант:
1) - 1
2) – 3
3) – 3
4) – 1- да, 2- да, 3 – нет, 4- да, 5 – да, 6 – да.
5) 1 – Б, 2- А). 3- Б), 4 – А), 5 – А, 6 – Б.
- Функции углеводов
Функция | Пояснение |
Структурная | Из целлюлозы состоят клеточные стенки у растений, а из хитина — клеточные стенки грибов и покровы членистоногих. 20- 40 % материала клеточных стенок растений составляет целлюлоза, а волокна хлопка – почти чистая целлюлоза. |
Энергетическая | Углеводы — основной источник энергии в клетке. При расщеплении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии |
Запасающая | Резервным углеводом у растений является крахмал, а у животных и грибов — гликоген, при необходимости используются организмом как источник энергии. Усиленное расщепление углеводов происходит при прорастании семян, интенсивной мышечной работе, длительном голодании. |
Защитная | Гепарин предотвращает свертывание крови в сосудах. Смолы, выделяющиеся при повреждении стволов и веток растений, препятствуют проникновению в раны болезнетворных микроорганизмов. Твёрдые клеточные стенки одноклеточных и хитиновые покровы членистоногих, в состав которых входят углеводы, также выполняют защитные функции. |
Приложение
Карта занятия
Тема «Углеводы»
Цель:
- обобщить и повторить знания об углеводах, полученные при изучении курса биологии;
- расширить представления об углеводах с точки зрения их химических свойств;
- показать практическое значение углеводов в повседневной жизни человека и в медицине, продолжить формирование общих компетенций студентов и представлений о здоровом образе жизни.
Выполните задания.
- Заполните схему:
- Лабораторная работа по теме «Углеводы»
Заполните таблицу:
№ опыта, название | Что делали | Наблюдения | Вывод |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
- Заполните таблицу «Функции углеводов»
Функции углеводов | Пояснение |
- Выполните упражнение:
С6Н10О5 → С6Н12О6 → С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н2 → СН3СОН → СН3СООН → СН3СООК
- Решите задачу:
При спиртовом брожении глюкозы получили 230 граммов этилового спирта. Какой объем углекислого газа выделился при этом? Ответ: 112л
- Выполните тесты по теме «Углеводы».
- Д/З: Биология, под ред. Чебышева Н. В., стр. 55-57,
Химия, Габриелян О. С., ς 18.1 - 18. 3
Литература:
- Биология: учеб. Для студ. учреждений сред. Проф.образования /Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринёва, Г. С. Гузикова и др.; под ред. Академика Н. В. Чебышева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д. К .Беляев, Н. Н. Воронцов и др.; под ред д. К .Беляева, Г. М .Дымшица. – 4-е изд., переработ. – м. : Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...