Лабораторные работы по биологии
учебно-методическое пособие по биологии на тему
Лабораторные работы по биологии 5-6 класс УМК Сонин Н.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.5 КБ |
![]() | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района
«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС
БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ
Н.И. Сонин, А. А. Плешаков
Урок 5. Методы изучения природы
Практическая работа № 1
«Эксперимент»
Цель: овладение начальными исследовательскими умениями по проведению наблюдений, опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов.
Оборудование: истертый в порошок мел, химический стакан, стеклянная палочка.
Ход работы
- Насыпаю в стакан истолченный мел.
- Наливаю воду (до
стакана).
- Размешайте содержимое стакана стеклянной палочкой.
- Пронаблюдайте.
- Сделайте выводы (Мел в воде растворился (не растворился), так как раствор прозрачный (непрозрачный), осадок отсутствует (присутствует) Вывод: Мел растворим (нерастворим) в воде).
Урок 6. Увеличительные приборы
Лабораторная работа № 1
«Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»
Цель: овладение начальными исследовательскими умениями по проведению наблюдений, усвоить навыки работы с увеличительными приборами; формулировке выводов.
Оборудование: микроскоп, ручная лупа, мякоть плодов томата (арбуза, яблока).
Ход работы
- Ответьте на вопрос: Для чего используют увеличительные приборы?
РУЧНАЯ ЛУПА
- Рассмотрите ручную лупу. Напишите названия её частей.
- Возьмите кусочки мякоти плодов. Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы видите? Сделайте записи в тетради.
- Сделайте рисунок.
- Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите? Сделайте записи в тетради.
СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП
- Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа.
- Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
- Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
- Зарисуйте микроскоп в тетради.
Урок 8. Большой мир маленьких клеток
Лабораторная работа № 2
«Строение клеток кожицы чешуи лука»
Цель: научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении растений; формулировке выводов.
Оборудование: микроскоп, предметное и покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, раствор йода, салфетка.
Ход работы
- Салфеткой протрите предметное и покровное стекла.
- На предметное стекло пипеткой капните 1 – 2 капли слабого раствора йода.
- С помощью препаровальной иглы снимите кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной чешуи лука.
- Поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте и накройте покровным стеклом.
- Подготовьте микроскоп к работе.
- Рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 56 раз.
- Зарисуйте группу клеток.
- Рассмотрите отдельную клетку при увеличении микроскопа в 300 раз. Найдите в клетке её основные части (оболочку, цитоплазму). Найдите и зарисуйте вакуоли.
- Зарисуйте клетку, подпишите её основные части.
Урок 10. Химический состав клетки: органические вещества
Лабораторная работа № 3
«Определение состава семян подсолнечника»
Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических веществ (жиров).
Оборудование: лист бумаги, карандаш, семя подсолнечника.
Ход работы
- Положите семя подсолнечника между листами бумаги и сильно надавите на него тупым концом карандаша.
- Что появилось на бумаге? Как это можно объяснить?
- Запишите результаты в тетради.
Урок 45. Жизнь на разных материках: Евразия, Африка, Австралия
Практическая работа № 2
«Обозначение на контурной карте растительного и животного мира материков: Евразии, Африки, Австралии»
Цель: осознание и осмысление материала о растительном и животном мире данных материков; работа с контурными картами;
Оборудование: контурная карта, атлас, учебник.
Ход работы
- На контурной карте проведите красной пастой границы следующих материков: Евразия, Африка, Австралия.
- На контурной карте цветными карандашами разукрасьте растительный и животный мир.
- Подпишите растения и животных.
Урок 46. Жизнь на разных материках: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Практическая работа № 3
«Обозначение на контурной карте растительного и животного мира материков: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида»
Цель: осознание и осмысление материала о растительном и животном мире данных материков; работа с контурными картами;
Оборудование: контурная карта, атлас, учебник.
Ход работы
- На контурной карте проведите красной пастой границы следующих материков: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
- На контурной карте цветными карандашами разукрасьте растительный и животный мир.
- Подпишите растения и животных.
Урок 61. Здоровье человека и безопасность жизни: здоровый образ жизни
Практическая работа № 4
«Измерение роста и массы тела»
Цель: уметь работать с измерительными приборами: ростометр, напольные весы.
Оборудование: ростометр, напольные весы.
Ход работы
- Разденьте обувь.
- Встаньте на весы. Запомните свой результат.
- Встаньте прямо (лопатки вместе, подбородок прямо).
- Запишите данные в таблицу.
- Сравнивая свой результат с началом учебного года, сделайте выводы.
Рост | Сентябрь | Май |
Вес | Сентябрь | Май |
Урок 62. Здоровье человека и безопасность жизни: опасные ситуации
Практическая работа № 5
«Оказание первой доврачебной помощи»
Цель: привить навык оказания первой доврачебной помощи
Оборудование: йод; марлевая салфетка, бинт, жгут, резиновая грелка, холодная вода.
Ход работы
- Окажите первую доврачебную помощь при кровотечении:
- Обработайте кожу вокруг раны настойкой йода;
- Закроем рану чистой марлевой салфеткой или кусочком бинта;
- Наложим тугую повязку;
- ЗАПОМНИ! Если кровотечение не останавливается, необходимо обратиться к медицинскому работнику.
- Окажите первую помощь при растяжении связок:
- Налейте резиновую грелку или полиэтиленовый пакет небольшое количество холодной воды и охладим с их помощью поврежденный сустав (в течении 15 – 20 минут);
- Туго забинтуем сустав;
- Обратиться к медицинскому работнику.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района
«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС
БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
Н.И. Сонин
Урок 5. Химический состав клетки
Лабораторная работа № 1
«Определение состава семян пшеницы»
Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.
Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, немного пшеничной муки.
Ход работы
- Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.
- Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.
- Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.
- В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода.
- Сделайте выводы.
Урок 7. Строение растительной клетки
Лабораторная работа № 2
«Строение клеток живых организмов»
Цель: познакомиться с особенностями строения клеток живых организмов.
Оборудование: микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, чешуйки репчатого лука, раствор йода.
Ход работы
- Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.
- С помощью пипетки нанесите 1-2 капли раствора йода на середину предметного стекла.
- Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.
- Накройте препарат покровным стеклом.
- Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.
- Сделайте схематический рисунок клеток кожицы лука в тетради.
- Укажите на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Урок 9. Строение животной клетки
Лабораторная работа № 3
«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)
Цель: познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
Ход работы
- Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.
- Рассмотрите препарат под микроскопом.
- Найдите клетки и их структуры.
- Отметьте особенности строения клеток животных.
- Запишите в тетради отличия клеток животных от клеток растений.
Урок 13. Ткани растений
Лабораторная работа № 4
«Ткани растительных организмов»
Цель: показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
Ход работы
- Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?
- Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
- Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.
- Заполните таблицу.
Типы тканей | В какой части органа обнаружена | Формы и размера клеток | Особенности внутреннего строения клеток | Особенности жизнедеятельности клеток | Какую функцию ткани выполняют |
- Сделайте вывод.
Урок 16. Нервная ткань
Лабораторная работа № 5
«Ткани животных организмов»
Цель: раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать формировать умение работать с микроскопами, рисунками и текстами как источником информации. Сравнить ткани между собой.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
Ход работы
- Рассмотреть под микроскопом препараты разных типов тканей животных: эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.
- Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
- Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.
- Заполните таблицу.
Типы тканей (рисунок) | Виды тканей | Особенности строения | Свойства клеток (выполняют) | Какую функцию |
- Сделайте вывод.
Урок 19. Цветок и плод
Лабораторная работа № 6
«Изучение органов цветкового растения»
Цель: определить типы корневых систем; сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.
Оборудование: гербарии.
Ход работы
- Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
- Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
- Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте ее, подпишите части.
- Рассмотрите побеги смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
- Запишите выводы.
Урок 22. Органы и системы органов животных.
Лабораторная работа № 7
«Распознавание органов у животных»
Цель: рассмотреть органы позвоночных животных
Оборудование: муляжи животных.
Ход работы
- На препарате (муляже) рассмотрите органы.
- Рассмотренные органы соотнеси с системами органов.
- Заполните таблицу
Система органов | Особенности строения (органы) |
Урок 33. Передвижение органических веществ в растении
Лабораторная работа № 8
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Цель: познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.
Оборудование: ветки древесных растений (береза, рябина) с подкрашенной древесиной, скальпель, лупы, таблицы строения стебля.
Ход работы
- Рассмотрите поперечный срез ветки березы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?
- Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?
- Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.
Урок 41. Опорные системы растений и позвоночных животных
Лабораторная работа № 9
«Разнообразие опорных систем животных»
Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных.
Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных, кости позвоночных животных.
Ход работы
- Рассмотрите предложенный материал, изучите текст и рисунки учебника на с. 97- 101.
- Заполните таблицу
Признаки | Раковины моллюсков | Панцирь рака | Кости позвоночных |
Тип скелета | |||
Типы тканей | |||
Вещества | |||
Свойства | |||
Могут ли расти? |
- Выводы.
Урок 42. Движение
Лабораторная работа № 10
«Движение инфузории туфельки»
Цель: сформулировать представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.
Оборудование: микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага, готовая культура инфузории туфельки.
Ход работы
- На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.
- Накройте каплю покровным стеклом.
- Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.
- Рассмотрите препарат при малом и большом движении.
- Запишите наблюдения в тетрадь.
Урок 44. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах
Лабораторная работа № 11
«Перемещение дождевого червя»
Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя.
Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.
Ход работы
- Рассмотрите дождевого червя.
- Понаблюдайте за движением червя.
- Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.
- После работы не забудьте вымыть руки!!!
- Сделайте вывод.
Урок 52. Вегетативное размножение растений
Практическая работа № 1
«Вегетативное размножение комнатных растений»
Цель: научиться размножать комнатные растения черенками.
Оборудование: стакан с водой, комнатное растение.
Ход работы
- Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить.
- Осторожно срежьте лист с черешком.
- Поместите его в стакан с водой, так чтобы только черешок был в воде.
- Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.
- Меняйте воду каждые 3 – 4 дня.
- Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.
- Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.
- Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.
- Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.
Дневник для наблюдений
Этапы | Рисунок | Дата |
Начало опыта | «_____» ________ 20 __г. | |
Появление корня | «_____» ________ 20 __г. | |
Образование корневой системы (4 – 5 корней длиной до 1 см) | «_____» ________ 20 __г. | |
Высадка в почву | «_____» ________ 20 __г. | |
Появление первого нового листа | «_____» ________ 20 __г. | |
Прирост побега составил 1 см | «_____» ________ 20 __г. |
Урок 58. Рост и развитие животных
Лабораторная работа № 12
«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале)
Цель: познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.
Оборудование: коллекции насекомых с разным типом развития: бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».
Ход работы
- Непрямое развитие насекомых
- Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).
- Выделите этапы развития: яйца - личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).
- Сравните личинку и имаго.
- Объясните причину возникновения стадии куколки.
II. Прямое развитие насекомых
- Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).
- Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.
- Сравните личинку и имаго.
- Объясните причину отсутствия стадии куколки.
- Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.
Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47944.jpg)
Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-86237-1350384967.jpg)
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378601-1389290351.jpg)
ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
Материал раскрывает вопросы использование метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-69360-1391877963.jpg)
Лабораторная работа по биологии "Строение почек"
Лабораторная работа по биологии в 6 классе. Содержит инструктивную карточку и блок контрольных заданий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408071-1392886654.jpg)
Лабораторные работы по биологии , 8класс
Дидактический материал по проведению лабораторных работ по биологии в 8классе. Программа И.Н. Пономарёвой. Человек и его здоровье....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-389810-1390541171.jpg)
Критерии к лабораторной работе по биологии
Критерии к лабораторной работе по биологии "Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированн...