Рабочая программа по биологиии
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программ 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_7_kl_biologiya.doc436 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрена»

На заседании ШМО учителей

Естественно-математического цикла

Руководитель ШМО

_________ /В. П. Тимофеева/

Протокол № ___

от «___» ___________2015 г.

«Согласована»

Заместитель директора по УР МБОУ» СОШ с. Нижняя Русь»

__________   /Т.Н.Раимова/

 от «___» ___________2015 г.

«Утверждена»

Директор МБОУ «СОШ

с. Нижняя Русь»

 _________ /В. Н. Егоров/

Приказ № _____

от «____»__________2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии животных для 7 класса

Тимофеевой Валентины Петровны

учителя высшей квалификационной категории

 

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 7 класса cоставлена  на основе:

  • Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273 - РФ
  •  Закона об образовании РТ» (в действующей редакции), федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования от 5 марта 2004 г .№ 1089;
  •   программы основного общего образования по биологии для 6-9 класса. (Сборник нормативных  документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007;
  • Биология.  5 – 11 классы :  программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, /авт. сост. Г.М. Пальдяева /- М. ; Дрофа, 2011. – 92, с.:        
  • Образовательной программы МБОУ «СОШ  с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ;
  • учебного плана  муниципального бюджетного  образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год.

      Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология. Животные: учеб. Для 7 кл.- М.: Дрофа, 2005

По учебному плану  муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год  на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов, 2 час в неделю.

     По программе отводится 5 резервных часов, которые используются для обобщения и контроля знаний учащихся.

Изучение биологии в 7 классе  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • сформировать знания о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека;
  • научить применять полученные знания для оценки и объяснения разнообразных процессов в мире;
  • воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде 

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество   часов

Уроков

Лабораторных работ

Контрольн

.Зачетов

1

Биология как наука. Методы биологии. Общие сведения о животном мире. Методы изучения животных.

2

2

Раздел 1 Многообразие животных

Тема 1. 1  Простейшие

Тема 1.2  Многоклеточные

 

37

2

35

8

2

3

Раздел 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у  животных. Индивидуальное развитие животных.

16

6

1

4

 Раздел 4 Развитие животного мира на Земле

4

5

Раздел 5 Биоценозы

4

6

Раздел 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека                                                                                                                                                                                        

6

1

7

Повторение по всему курсу (зачет)

1

1

8

Всего

70

14

5

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;  животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных,   животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека  животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых  животными;  
  • оказания первой помощи при  укусах животных;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           среде;
  • выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

Используемая литература

 Учебно – методический комплект:

  1. Н.И Галушкова, Поурочное планирование по биологии. В, Учитель, 2008
  2.  Н.Ю. Захаров Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Латюшина «Биология. Животные. 7 класс- М.: Издательство «Экзамен», 2007
  3. В.В Латюшин,  Биология.Животные.7 класс. - М.: Дрофа, 2008.
  4.  В.В. Латюшин Биология. Животные.7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина – М. : Дрофа, 2003

Дополнительная литература:

  1. Г.И. Лернер Биология. Тема «Животные» (7-8кл.) Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы- М.6 Эксмо,2007
  2. А. И. Никишов, И.Х. Шарова, Биология. Животные, 7 кл.-  М, владос, 2007
  3. В.Н. Семенцова Биология . 7 класс. Технологические карты уроков : Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001
  4. Н.И. Сонин, Биология, многообразие живых организмов, М, Дрофа, 2001
  5. Л.И Шурхал, Животные. Дидактические карточки, М, Школа-пресс, 2001
  6. Я иду на урок биологии. Зоология. Пресмыкающиеся.Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001                                                                                                                                                                                                          

Электронные ресурсы

1.Электронное учебное пособие. Биология 6 – 9 класс

2.Электронное издание. Лабораторный практикум Биология 6 – 11 класс

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru ;     www.bio.nature.ru ;

 www.edios.ru  ;                    www.km.ru/educftio

Календарно - тематический план                                                                                                                                                                                                                                                    

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата  проведения

Примечание

календарн.

фактичес

 Биология как наука. Методы биологии. Общие сведения о животном мире

2

1.1

История развития зоологии. Наука зоология и ее структура. Методы изучения животных.

1

03.09

 

2.2

Систематика животных. Бережное отношение к животным и их охрана

1

07.09

 

 1. Многообразие животных

37

1.1 Простейшие

2

3.1

Общая характеристика простейших. Лабораторная работа № 1. «Знакомство с многообразием водных простейших»

1

10.09

4.2

Многообразие простейших Значение в природе и в жизни человека.

1

14.09

1.2  Многоклеточные

35

1.2.1  Беспозвоночные

16

5.1

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека.

1

17.09

6.2

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека .Редкие и охраняемые виды.

1

21.09

7.3

Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека

1

28.09

8.4

Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека

Лабораторная работа  №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

1

01.10

9.5

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека

1

05. 10

10.6

Классы кольчецов

Лабораторная работа № 3. «Внешнее строение дождевого червя»

1

08.10

11.7

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека.  Лабораторная работа № 4. «Особенности строения и жизни моллюсков»

1

12.10

12.8

Классы моллюсков. Дем.раковин разнообразных моллюсков

1

15.10

13.9

Тип Иглокожие.  Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека

1

19.10

14.10

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека Лабораторная работа № 5. «Знакомство с  многообразием ракообразных»

1

22.10

15.11

Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека Лабораторная работа № 6. «Изучение представителей отрядов насекомых»

1

26.10

16.12

Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

1

29.10

17.13

Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1

09.11

18.14

Отряды: Бабочки. Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

1

12.11

19.15

Отряды: Перепончатокрылые.

1

16.11

20.16

Зачет 1 по теме «Беспозвоночные»

1

19.11

1.2.2 Позвоночные

19

21.1

Тип Хордовые .Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники.

1

23.11

22.2

Надкласс Рыбы  Многообразие. Среда обитания, образ жизни , поведение. Лабораторная работа № 7. «Внешнее строение и передвижение рыб»

1

26.11

23.3

Класс Хрящевые рыбы. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека

1

30.11

24.4

Костные рыбы. Осетрообразные, сельдеобразные. Лососеобразные Значение в природе и жизни человека

1

03.12

25.5

Костные рыбы. Карпообразные, окунеобразные. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

07.12

26.6

Класс Земноводные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

10.12

27.7

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека.

1

14.12

28.8

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

17.12

29.9

Класс Птицы. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека.  Лабораторная работа№ 8. «Изучение внешнего строения птиц»

1

21.12

30.10

Отряды: Пингвины Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. Значение в природе и жизни человека.

1

24.12

испр

31.11

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

22.12

32.12

Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

25.12

33.13

Класс Млекопитающие. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека.   Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные.

1

12.01

34.14

Отряды: Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные. Значение в природе и жизни человека.

1

15.01

 

3515

Отряды: Китообразные, Ластоногие Значение в природе и жизни человека.

1

19.01

 

36.16

Отряды: Хоботные, Хищные. Значение в природе и жизни человека.

1

22.01

 

37.17

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные. Значение в природе и жизни человека.

1

26.01

38.18

Отряд млекопитающих Приматы. Исчезающие, редкие и охраняемые виды млекопитающих.

1

29.01

39.19

Зачет 2 по теме «Позвоночные животные»

1

01.02

 Раздел 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у  животных. Индивидуальное развитие животных.

16

40.1

Покровы тела Лабораторная работа № 9. «Изучение особенностей различных покровов тела»

1

05.02

41.2

Опорно – двигательная система. Дем. скелетов, моделей и муляжей.

1

09.02

 42.3

Способы передвижения животных. Полости тела Лабораторная работа № 10. «Изучение способов передвижения животных»

1

12.02

 

43.4

Органы дыхания и газообмен Лабораторная работа № 11. «Изучение способов дыхания животных»

1

16.02

44.5

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

19.02

 

45.6

Кровеносная система. Кровь

1

23.02

 

46.7

Органы выделения.

1

26.02

47.8

Нервная система.    

1

02.03

48.9

Рефлекс. Инстинкт Лабораторная работа № 12. «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

1

05.03

49.10

Органы чувств.

1

09.03

50.11

Регуляция деятельности организма Лабораторная работа № 13. «Изучение органов чувств животных»

1

12.03

51.12

Продление рода.
Органы размножения.

1

16.03

52.13

Способы размножения.
Оплодотворение.

1

19.03

 

53.14

Развитие животных с превращением и без превращения Лабораторная работа №14. «Определение возраста животных

1

30.03

 

54.15

Периодизация и продолжение жизни животных.

1

02.04

55.16

Зачет 3 по теме                                 « Эволюция строения и функций органов и их систем»

1

06.04

Раздел 3  Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4

56.1

Доказательства эволюции животных: сравнительно – анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

1

09.04

57.2

Ч.Дарвин о причинах  эволюции животного мира.

1

13.04

58.3

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1

16.04

59.4

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1

20.04

Раздел 4  Биоценозы.

4

60.1

Естественные и искусственные биоценозы.

1

23.04

61.2

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1

27.04

62.3

Цепи питания. Поток энергии.

1

30.04

63.4

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность
друг к другу.

1

04.05

Раздел 5  Животный мир и хозяйственная деятельность  человека.

4

64.1

 Зачет по биологии животных

1

07.05

65.2

Одомашнивание животных.

1

11.05

66.3

Законы России об охране животного мира.
Система мониторинга.

1

14.05

67.4

Охрана и рациональное
использование животного мира.

1

18.05

68

69

 Повторение и закрепление темы «Эволюция»

.Зачет по теме «Эволюция»

1

1

21.05

25.05

70

 Воздействие человека и  его деятельности на животных.

1

28.05

Содержание курса

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

     История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Признаки живых организмов, их проявление у животных. Систематика животных.

1. Многообразие животных (37ч)

1.1.Простейшие (2ч)

     Простейшие (одноклеточные организмы). Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа

№1.Знакомство с многообразием простейших.

1.2.Многоклеточные животные (35ч)

1.2.1.Беспозвоночные.(16ч)

    Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

    Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры.

   Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых плоскими червями.

   Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых круглыми червями.

Лабораторная работа

№2.Знакомство с многообразием круглых червей.

     Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых кольчатыми червями.

Лабораторная работа

№3.Внешнее строение дождевого червя.

     Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

№4.Особенности строения и жизни моллюсков.

     Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

     Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Меры профилактики заболеваний, вызываемых членистоногими.

Лабораторная работа

№5. Знакомство с ракообразными

    Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

    Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

№6. Изучение представителей отрядов насекомых.

1.2.2. Позвоночные (19ч)

     Тип хордовые.

     Класс ланцетники.

      Класс рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение.       Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

№7. Внешнее строение и передвижение рыб.

     Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

      Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

     Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

№8. Изучение внешнего строения птиц.

     Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).

2.Строение, индивидуальное развитие, эволюция ( 28 ч )

2.1.Эволюция строения и функций органов и их систем (16 ч)

     Покровы тела.

Лабораторная работа

№9. Изучение особенностей  покровов тела.

Опорно-двигательная система.

   Способы передвижения. Полости тела.

Лабораторная работа

№10. Изучение способов передвижения животных.

     Органы дыхания, газообмен.

Лабораторная работа

№11. Изучение способов дыхания животных.

    Органы пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Инстинкт, рефлекс.

Лабораторная работа

№12. Изучение ответной реакции животных на раздражение.

    Регуляция деятельности организма.

Лабораторная работа

№13. Изучение органов чувств животных.

    Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения.

Лабораторная работа

№14. Определение возраста животных

     Периодизация и продолжение жизни животных

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

    Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

2.2. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4ч)

   Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

2.3. Биоценозы (4ч)

    Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

2.4. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч)

    Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Резервное время  (3 часа) отводится на повторение изученного материала.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;  животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных,   животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека  животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых  животными;  
  • оказания первой помощи при  укусах животных;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

Используемая литература

 Учебно – методический комплект:

  1. В.В Латюшин,  Биология.Животные.7 класс. - М.: Дрофа, 2008.
  2. В.В. Латюшин Биология. Животные.7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина – М. : Дрофа, 2003
  3. Н.Ю. Захаров Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Латюшина «Биология. Животные. 7 класс- М.: Издательство «Экзамен», 2007
  1. Н.И Галушкова, Поурочное планирование по биологии. В, Учитель, 2008

Дополнительная литература:

  1. Н.И. Сонин, Биология, многообразие живых организмов, М, Дрофа, 2001
  2. А. И. Никишов, И.Х. Шарова, Биология. Животные, 7 кл.-  М, владос, 2007
  3.  Г.И. Лернер Биология. Тема «Животные» (7-8кл.) Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы- М.6 Эксмо,2007
  4. А.Я Щелкунова, Я иду на урок биологии, М, первое сентября, 2000
  5. Л.И Шурхал, Животные. Дидактические карточки, М, Школа-пресс, 2001
  6. Биология в школе. Биология для школьников.
  7. В.Н. Семенцова Биология . 7 класс. Технологические карты уроков : Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001
  8. Я иду на урок биологии. Зоология. Пресмыкающиеся.Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001
  9. Л.А. Луцкая, А.И. Никишов Самостоятельные работы учащихся по зоологиии . Пособие для учителя – М.: Просвещение,1987

 

Календарно - тематическое планирование (биология 7 кл.)

№п/п

Тема урока

Количество часов

Срок  календарн.

Срок факттичес

Примечание

Введение. Общие сведения о животном мире

2

1.

История развития зоологии.

1

2.

Современная зоология.

1

 1. Многообразие животных

37

1.1 Простейшие

2

3.

Общая характеристика простейших. Лабораторная работа № 1. «Знакомство с многообразием водных простейших»

1

4.

Многообразие простейших

1

1.2 Многоклеточные

35

1.2.1 Беспозвоночные

16

5.

Тип Губки.

1

6.

Тип Кишечнополостные

1

7.

Тип Плоские черви.

1

8.

Тип Круглые черви.

Лабораторная работа  №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

1

9.

Тип кольчатые черви

1

10.

Классы кольчецов

Лабораторная работа № 3. «Внешнее строение дождевого червя»

1

11.

Тип Моллюски Лабораторная работа № 4. «Особенности строения и жизни моллюсков»

1

12.

Классы моллюсков

1

13.

Тип Иглокожие

1

14.

Тип Членистоногие Лабораторная работа № 5. «Знакомство с  ракообразными»

1

15

Класс Насекомые Лабораторная работа № 6. «Изучение представителей отрядов насекомых»

1

16.

Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

1

17.

Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1

18.

Отряды: Бабочки. Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

1

19.

Отряды: Перепончатокрылые.

1

20

Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные»

1

1.2.2 Позвоночные

19

21

Тип Хордовые

1

22.

Класс Рыбы Лабораторная работа№ 7. «Внешнее строение и передвижение рыб»

1

23.

Класс Хрящевые рыбы.

1

24

Костные рыбы. Осетрообразные, сельдеобразные. лососеобразные

1

25

Костные рыбы. Карпообразные, окунеобразные

1

26.

Класс Земноводные.

1

27.

Класс Пресмыкающиеся

1

28.

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы.

1

29.

Класс Птицы. Отряд Пингвины Лабораторная работа№ 8. «Изучение внешнего строения птиц»

1

30.

Отряды: Страусообразные, Нандуобразные. Казуарообразные, Гусеобразные.

1

31.

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные

1

32.

Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

1

33.

Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроход ные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

1

34.

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные.

1

35

Отряды: Китообразные

1

36.

Отряды: Ластоногие, Хоботные, Хищные.

1

37.

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные.

1

38.

Отряд млекопитающих Приматы.

1

39.

Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные»

1

2.Строение, индивидуальное развитие, эволюция

28

2.1 Эволюция строения и функций органов и их систем.

16

40

Покровы тела Лабораторная работа № 9. «Изучение особенностей покровов тела»

1

41.

Опорно –двигательная система.

1

42.

Способы передвижения животных. Полости тела Лабораторная работа № 10. «Изучение способов передвижения животных»

1

43.

Органы дыхания и газообмен Лабораторная работа № 11. «Изучение способов дыхания животных»

1

44.

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

45

Кровеносная система. Кровь

1

46

Органы выделения.

1

47

Нервная система.    

1

48

Рефлекс. Инстинкт Лабораторная работа № 12. «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

1

49

Органы чувств.

1

50

Регуляция деятельности организма Лабораторная работа № 13. «Изучение органов чувств животных»

1

51

Продление рода.
Органы размножения.

1

52

Способы размножения.
Оплодотворение.

1

53

Развитие животных с
превращением и без
превращения Лабораторная работа №14. «Определение возраста животных

1

54

Периодизация и
продолжение жизни
животных.

1

55

Обобщающий урок по теме « Эволюция строения и функций органов и их систем»

1

2.2  Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4

56

Доказательства
эволюции животных.

1

57

Ч.Дарвин о причинах
эволюции животного
мира.

1

58

Усложнение строения
животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1

59

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности
размещения животных.

1

2.3 Биоценозы.

4

60

Естественные и искусственные биоценозы.

1

61

Факторы среды и их
влияние на биоценозы.

1

62

Цепи питания. Поток
энергии.

1

63

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их
приспособленности
друг к другу.

1

2.4 Животный мир и хозяйственная деятельность
человека.

4

64

Воздействие человека и
его деятельности на
животных.

1

65

Одомашнивание
животных.

1

66

Законы России об охране животного мира.
Система мониторинга.

1

67

Охрана и рациональное
использование животного мира.

1

68-70

 Повторение и закрепление темы «Эволюция».

3

№п/п

Тема урока

Оборудование

Количество часов

Срок по плану

Срок факт.

Примечание

1.

История развития зоологии.

2.

Современная зоология.

I Многообразие животных (37ч)

3.

Общая характеристика простейших. Лабораторная работа № 1. «Знакомство с многообразием водных простейших»

4.

Многообразие простейших

5.

Тип Губки.

6.

Тип Кишечнополостные

7.

Тип Плоские черви.

8.

Тип Круглые черви.

Лабораторная работа  №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

Влажные препараты

9.

Тип кольчатые черви

Табл. 36 «Дождевой червь»

10.

Классы кольчецов

Лабораторная работа № 3. «Внешнее строение дождевого червя»

Табл. 36 «Дождевой червь», живые дождевые черви

11.

Тип Моллюски Лабораторная работа № 4. «Особенности строения и жизни моллюсков»

Коллекция ракушек.

12.

Классы моллюсков

13.

Тип Иглокожие

14.

Тип Членистоногие Лабораторная работа № 5. «Знакомство с  ракообразными»

Табл 11 «Речной рак»

15

Класс Насекомые Лабораторная работа № 6. «Изучение представителей отрядов насекомых»

Коллекция насекомых

16.

Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Коллекция насекомых табл 17 «Типы превращения насекомых»

17.

Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Коллекция насекомых, табл 10 «Майский жук»

18.

Отряды: Бабочки. Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Коллекция насекомых

19.

Отряды: Перепончатокрылые.

Коллекция насекомых

20.

Позвоночные. Тип Хордовые

21.

Класс Рыбы Лабораторная работа№ 7. «Внешнее строение и передвижение рыб»

Таблица 11

22.

Класс Хрящевые рыбы.

23

Костные рыбы. Осетрообразные, сельдеобразные. лососеобразные

24

Костные рыбы. Карпообразные, окунеобразные

25.

Класс Земноводные.

Табл. 8 «Развитие лягушки»

26.

Класс Пресмыкающиеся

27.

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы.

28.

Класс Птицы. Отряд Пингвины Лабораторная работа№ 8. «Изучение внешнего строения птиц»

29.

Отряды: Страусообразные, Нандуобразные. Казуарообразные, Гусеобразные.

30.

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные

31.

Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

32.

Самостоятельная работа.

33.

Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроход ные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

34.

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные.

Табл 8 «Кролики», 9 «Грызуны»

35

Отряды: Китообразные

36.

Отряды: Ластоногие, Хоботные, Хищные.

37.

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные.

38.

Отряд млекопитающих Приматы.

39.

Тестирование.

II Эволюция строения и функций органов и их систем. (16 ч)

40

Покровы тела Лабораторная работа № 9. «Изучение особенностей покровов тела»

41.

Опорно –двигательная система.

42.

Способы передвижения животных. Полости тела Лабораторная работа № 10. «Изучение способов передвижения животных»

43.

Органы дыхания и газообмен Лабораторная работа № 11. «Изучение способов дыхания животных»

44.

Органы пищеварения. Обмен превращение энергии. веществ и

45

Кровеносная система. Кровь.

46

Органы выделения.

47

Нервная система.    

Модели головного мозга

48

Рефлекс. Инстинкт Лабораторная работа № 12. «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

49

Органы чувств.

50

Регуляция деятельности организма Лабораторная работа № 13. «Изучение органов чувств животных»

51

Продление рода.
Органы размножения,

52

Способы размножения.
Оплодотворение.

53

Развитие животных с
превращением и без
превращения Лабораторная работа №14. «Определение возраста животных

54

Периодизация и
продолжение жизни
животных.

55

Самостоятельная работа.

III.     Развитие и закономерности размещения животных на Земле.( 4ч)

56

Доказательства
эволюции животных.

57

Ч.Дарвин о причинах
эволюции животного
мира.

58

Усложнение строения
животных. Многообразие видов как результат эволюции.

59

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности
размещения животных.

IV .Биоценозы.(4ч)

60

Естественные и искусственные биоценозы.

61

Факторы среды и их
влияние на биоценозы.

62

Цепи питания. Поток
энергии.

63

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их
приспособленности
друг к другу.

V.Животный мир и хозяйственная деятельность
человека.(4ч)

64

Воздействие человека и
его деятельности на
животных.

65

Одомашнивание
животных.

66

Законы России об охране животного мира.
Система мониторинга.

67

Охрана и рациональное
использование животного мира.

68-70

 Повторение и закрепление темы «Эволюция».

     3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...