Рабочая программа по биологиии
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрена» На заседании ШМО учителей Естественно-математического цикла Руководитель ШМО _________ /В. П. Тимофеева/ Протокол № ___ от «___» ___________2015 г. | «Согласована» Заместитель директора по УР МБОУ» СОШ с. Нижняя Русь» __________ /Т.Н.Раимова/ от «___» ___________2015 г. | «Утверждена» Директор МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» _________ /В. Н. Егоров/ Приказ № _____ от «____»__________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии животных для 7 класса
Тимофеевой Валентины Петровны
учителя высшей квалификационной категории
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса cоставлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273 - РФ
- Закона об образовании РТ» (в действующей редакции), федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования от 5 марта 2004 г .№ 1089;
- программы основного общего образования по биологии для 6-9 класса. (Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007;
- Биология. 5 – 11 классы : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, /авт. сост. Г.М. Пальдяева /- М. ; Дрофа, 2011. – 92, с.:
- Образовательной программы МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ;
- учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология. Животные: учеб. Для 7 кл.- М.: Дрофа, 2005
По учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов, 2 час в неделю.
По программе отводится 5 резервных часов, которые используются для обобщения и контроля знаний учащихся.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
- сформировать знания о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека;
- научить применять полученные знания для оценки и объяснения разнообразных процессов в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Уроков | Лабораторных работ | Контрольн .Зачетов | ||
1 | Биология как наука. Методы биологии. Общие сведения о животном мире. Методы изучения животных. | 2 | ||
2 | Раздел 1 Многообразие животных Тема 1. 1 Простейшие Тема 1.2 Многоклеточные
| 37 2 35 | 8 | 2 |
3 | Раздел 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. Индивидуальное развитие животных. | 16 | 6 | 1 |
4 | Раздел 4 Развитие животного мира на Земле | 4 | ||
5 | Раздел 5 Биоценозы | 4 | ||
6 | Раздел 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 6 | 1 | |
7 | Повторение по всему курсу (зачет) | 1 | 1 | |
8 | Всего | 70 | 14 | 5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- оказания первой помощи при укусах животных;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
Используемая литература
Учебно – методический комплект:
- Н.И Галушкова, Поурочное планирование по биологии. В, Учитель, 2008
- Н.Ю. Захаров Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Латюшина «Биология. Животные. 7 класс- М.: Издательство «Экзамен», 2007
- В.В Латюшин, Биология.Животные.7 класс. - М.: Дрофа, 2008.
- В.В. Латюшин Биология. Животные.7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина – М. : Дрофа, 2003
Дополнительная литература:
- Г.И. Лернер Биология. Тема «Животные» (7-8кл.) Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы- М.6 Эксмо,2007
- А. И. Никишов, И.Х. Шарова, Биология. Животные, 7 кл.- М, владос, 2007
- В.Н. Семенцова Биология . 7 класс. Технологические карты уроков : Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001
- Н.И. Сонин, Биология, многообразие живых организмов, М, Дрофа, 2001
- Л.И Шурхал, Животные. Дидактические карточки, М, Школа-пресс, 2001
- Я иду на урок биологии. Зоология. Пресмыкающиеся.Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001
Электронные ресурсы
1.Электронное учебное пособие. Биология 6 – 9 класс
2.Электронное издание. Лабораторный практикум Биология 6 – 11 класс
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru ; www.bio.nature.ru ;
www.edios.ru ; www.km.ru/educftio
Календарно - тематический план
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
календарн. | фактичес | ||||
Биология как наука. Методы биологии. Общие сведения о животном мире | 2 | ||||
1.1 | История развития зоологии. Наука зоология и ее структура. Методы изучения животных. | 1 | 03.09 |
| |
2.2 | Систематика животных. Бережное отношение к животным и их охрана | 1 | 07.09 |
| |
1. Многообразие животных | 37 | ||||
1.1 Простейшие | 2 | ||||
3.1 | Общая характеристика простейших. Лабораторная работа № 1. «Знакомство с многообразием водных простейших» | 1 | 10.09 | ||
4.2 | Многообразие простейших Значение в природе и в жизни человека. | 1 | 14.09 | ||
1.2 Многоклеточные | 35 | ||||
1.2.1 Беспозвоночные | 16 | ||||
5.1 | Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 17.09 | ||
6.2 | Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека .Редкие и охраняемые виды. | 1 | 21.09 | ||
7.3 | Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека | 1 | 28.09 | ||
8.4 | Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | 1 | 01.10 | ||
9.5 | Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека | 1 | 05. 10 | ||
10.6 | Классы кольчецов Лабораторная работа № 3. «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | 08.10 | ||
11.7 | Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 4. «Особенности строения и жизни моллюсков» | 1 | 12.10 | ||
12.8 | Классы моллюсков. Дем.раковин разнообразных моллюсков | 1 | 15.10 | ||
13.9 | Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека | 1 | 19.10 | ||
14.10 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека Лабораторная работа № 5. «Знакомство с многообразием ракообразных» | 1 | 22.10 | ||
15.11 | Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека Лабораторная работа № 6. «Изучение представителей отрядов насекомых» | 1 | 26.10 | ||
16.12 | Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | 1 | 29.10 | ||
17.13 | Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 | 09.11 | ||
18.14 | Отряды: Бабочки. Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 1 | 12.11 | ||
19.15 | Отряды: Перепончатокрылые. | 1 | 16.11 | ||
20.16 | Зачет 1 по теме «Беспозвоночные» | 1 | 19.11 | ||
1.2.2 Позвоночные | 19 | ||||
21.1 | Тип Хордовые .Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. | 1 | 23.11 | ||
22.2 | Надкласс Рыбы Многообразие. Среда обитания, образ жизни , поведение. Лабораторная работа № 7. «Внешнее строение и передвижение рыб» | 1 | 26.11 | ||
23.3 | Класс Хрящевые рыбы. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека | 1 | 30.11 | ||
24.4 | Костные рыбы. Осетрообразные, сельдеобразные. Лососеобразные Значение в природе и жизни человека | 1 | 03.12 | ||
25.5 | Костные рыбы. Карпообразные, окунеобразные. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 1 | 07.12 | ||
26.6 | Класс Земноводные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 1 | 10.12 | ||
27.7 | Класс Пресмыкающиеся. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 14.12 | ||
28.8 | Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 1 | 17.12 | ||
29.9 | Класс Птицы. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа№ 8. «Изучение внешнего строения птиц» | 1 | 21.12 | ||
30.10 | Отряды: Пингвины Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 24.12 испр | ||
31.11 | Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 1 | 22.12 | ||
32.12 | Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 1 | 25.12 | ||
33.13 | Класс Млекопитающие. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные. | 1 | 12.01 | ||
34.14 | Отряды: Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 15.01 |
| |
3515 | Отряды: Китообразные, Ластоногие Значение в природе и жизни человека. | 1 | 19.01 |
| |
36.16 | Отряды: Хоботные, Хищные. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 22.01 |
| |
37.17 | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 26.01 | ||
38.18 | Отряд млекопитающих Приматы. Исчезающие, редкие и охраняемые виды млекопитающих. | 1 | 29.01 | ||
39.19 | Зачет 2 по теме «Позвоночные животные» | 1 | 01.02 | ||
Раздел 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. Индивидуальное развитие животных. | 16 | ||||
40.1 | Покровы тела Лабораторная работа № 9. «Изучение особенностей различных покровов тела» | 1 | 05.02 | ||
41.2 | Опорно – двигательная система. Дем. скелетов, моделей и муляжей. | 1 | 09.02 | ||
42.3 | Способы передвижения животных. Полости тела Лабораторная работа № 10. «Изучение способов передвижения животных» | 1 | 12.02 |
| |
43.4 | Органы дыхания и газообмен Лабораторная работа № 11. «Изучение способов дыхания животных» | 1 | 16.02 | ||
44.5 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | 19.02 |
| |
45.6 | Кровеносная система. Кровь | 1 | 23.02 |
| |
46.7 | Органы выделения. | 1 | 26.02 | ||
47.8 | Нервная система. | 1 | 02.03 | ||
48.9 | Рефлекс. Инстинкт Лабораторная работа № 12. «Изучение ответной реакции животных на раздражение» | 1 | 05.03 | ||
49.10 | Органы чувств. | 1 | 09.03 | ||
50.11 | Регуляция деятельности организма Лабораторная работа № 13. «Изучение органов чувств животных» | 1 | 12.03 | ||
51.12 | Продление рода. | 1 | 16.03 | ||
52.13 | Способы размножения. | 1 | 19.03 |
| |
53.14 | Развитие животных с превращением и без превращения Лабораторная работа №14. «Определение возраста животных | 1 | 30.03 |
| |
54.15 | Периодизация и продолжение жизни животных. | 1 | 02.04 | ||
55.16 | Зачет 3 по теме « Эволюция строения и функций органов и их систем» | 1 | 06.04 | ||
Раздел 3 Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4 | ||||
56.1 | Доказательства эволюции животных: сравнительно – анатомические, эмбриологические, палеонтологические. | 1 | 09.04 | ||
57.2 | Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 | 13.04 | ||
58.3 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | 1 | 16.04 | ||
59.4 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | 1 | 20.04 | ||
Раздел 4 Биоценозы. | 4 | ||||
60.1 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | 23.04 | ||
61.2 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | 27.04 | ||
62.3 | Цепи питания. Поток энергии. | 1 | 30.04 | ||
63.4 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность | 1 | 04.05 | ||
Раздел 5 Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 4 | ||||
64.1 | Зачет по биологии животных | 1 | 07.05 | ||
65.2 | Одомашнивание животных. | 1 | 11.05 | ||
66.3 | Законы России об охране животного мира. | 1 | 14.05 | ||
67.4 | Охрана и рациональное | 1 | 18.05 | ||
68 69 | Повторение и закрепление темы «Эволюция» .Зачет по теме «Эволюция» | 1 1 | 21.05 25.05 | ||
70 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | 1 | 28.05 |
Содержание курса
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Признаки живых организмов, их проявление у животных. Систематика животных.
1. Многообразие животных (37ч)
1.1.Простейшие (2ч)
Простейшие (одноклеточные организмы). Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
№1.Знакомство с многообразием простейших.
1.2.Многоклеточные животные (35ч)
1.2.1.Беспозвоночные.(16ч)
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых плоскими червями.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых круглыми червями.
Лабораторная работа
№2.Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых кольчатыми червями.
Лабораторная работа
№3.Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
№4.Особенности строения и жизни моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Меры профилактики заболеваний, вызываемых членистоногими.
Лабораторная работа
№5. Знакомство с ракообразными
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
№6. Изучение представителей отрядов насекомых.
1.2.2. Позвоночные (19ч)
Тип хордовые.
Класс ланцетники.
Класс рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
№7. Внешнее строение и передвижение рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
№8. Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).
2.Строение, индивидуальное развитие, эволюция ( 28 ч )
2.1.Эволюция строения и функций органов и их систем (16 ч)
Покровы тела.
Лабораторная работа
№9. Изучение особенностей покровов тела.
Опорно-двигательная система.
Способы передвижения. Полости тела.
Лабораторная работа
№10. Изучение способов передвижения животных.
Органы дыхания, газообмен.
Лабораторная работа
№11. Изучение способов дыхания животных.
Органы пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Инстинкт, рефлекс.
Лабораторная работа
№12. Изучение ответной реакции животных на раздражение.
Регуляция деятельности организма.
Лабораторная работа
№13. Изучение органов чувств животных.
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения.
Лабораторная работа
№14. Определение возраста животных
Периодизация и продолжение жизни животных
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
2.2. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
2.3. Биоценозы (4ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
2.4. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Резервное время (3 часа) отводится на повторение изученного материала.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- оказания первой помощи при укусах животных;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
Используемая литература
Учебно – методический комплект:
- В.В Латюшин, Биология.Животные.7 класс. - М.: Дрофа, 2008.
- В.В. Латюшин Биология. Животные.7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина – М. : Дрофа, 2003
- Н.Ю. Захаров Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Латюшина «Биология. Животные. 7 класс- М.: Издательство «Экзамен», 2007
- Н.И Галушкова, Поурочное планирование по биологии. В, Учитель, 2008
Дополнительная литература:
- Н.И. Сонин, Биология, многообразие живых организмов, М, Дрофа, 2001
- А. И. Никишов, И.Х. Шарова, Биология. Животные, 7 кл.- М, владос, 2007
- Г.И. Лернер Биология. Тема «Животные» (7-8кл.) Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы- М.6 Эксмо,2007
- А.Я Щелкунова, Я иду на урок биологии, М, первое сентября, 2000
- Л.И Шурхал, Животные. Дидактические карточки, М, Школа-пресс, 2001
- Биология в школе. Биология для школьников.
- В.Н. Семенцова Биология . 7 класс. Технологические карты уроков : Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001
- Я иду на урок биологии. Зоология. Пресмыкающиеся.Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001
- Л.А. Луцкая, А.И. Никишов Самостоятельные работы учащихся по зоологиии . Пособие для учителя – М.: Просвещение,1987
Календарно - тематическое планирование (биология 7 кл.)
№п/п | Тема урока | Количество часов | Срок календарн. | Срок факттичес | Примечание |
Введение. Общие сведения о животном мире | 2 | ||||
1. | История развития зоологии. | 1 | |||
2. | Современная зоология. | 1 | |||
1. Многообразие животных | 37 | ||||
1.1 Простейшие | 2 | ||||
3. | Общая характеристика простейших. Лабораторная работа № 1. «Знакомство с многообразием водных простейших» | 1 | |||
4. | Многообразие простейших | 1 | |||
1.2 Многоклеточные | 35 | ||||
1.2.1 Беспозвоночные | 16 | ||||
5. | Тип Губки. | 1 | |||
6. | Тип Кишечнополостные | 1 | |||
7. | Тип Плоские черви. | 1 | |||
8. | Тип Круглые черви. Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | 1 | |||
9. | Тип кольчатые черви | 1 | |||
10. | Классы кольчецов Лабораторная работа № 3. «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | |||
11. | Тип Моллюски Лабораторная работа № 4. «Особенности строения и жизни моллюсков» | 1 | |||
12. | Классы моллюсков | 1 | |||
13. | Тип Иглокожие | 1 | |||
14. | Тип Членистоногие Лабораторная работа № 5. «Знакомство с ракообразными» | 1 | |||
15 | Класс Насекомые Лабораторная работа № 6. «Изучение представителей отрядов насекомых» | 1 | |||
16. | Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | 1 | |||
17. | Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 | |||
18. | Отряды: Бабочки. Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 1 | |||
19. | Отряды: Перепончатокрылые. | 1 | |||
20 | Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные» | 1 | |||
1.2.2 Позвоночные | 19 | ||||
21 | Тип Хордовые | 1 | |||
22. | Класс Рыбы Лабораторная работа№ 7. «Внешнее строение и передвижение рыб» | 1 | |||
23. | Класс Хрящевые рыбы. | 1 | |||
24 | Костные рыбы. Осетрообразные, сельдеобразные. лососеобразные | 1 | |||
25 | Костные рыбы. Карпообразные, окунеобразные | 1 | |||
26. | Класс Земноводные. | 1 | |||
27. | Класс Пресмыкающиеся | 1 | |||
28. | Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. | 1 | |||
29. | Класс Птицы. Отряд Пингвины Лабораторная работа№ 8. «Изучение внешнего строения птиц» | 1 | |||
30. | Отряды: Страусообразные, Нандуобразные. Казуарообразные, Гусеобразные. | 1 | |||
31. | Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные | 1 | |||
32. | Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | 1 | |||
33. | Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроход ные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | 1 | |||
34. | Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. | 1 | |||
35 | Отряды: Китообразные | 1 | |||
36. | Отряды: Ластоногие, Хоботные, Хищные. | 1 | |||
37. | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные. | 1 | |||
38. | Отряд млекопитающих Приматы. | 1 | |||
39. | Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные» | 1 | |||
2.Строение, индивидуальное развитие, эволюция | 28 | ||||
2.1 Эволюция строения и функций органов и их систем. | 16 | ||||
40 | Покровы тела Лабораторная работа № 9. «Изучение особенностей покровов тела» | 1 | |||
41. | Опорно –двигательная система. | 1 | |||
42. | Способы передвижения животных. Полости тела Лабораторная работа № 10. «Изучение способов передвижения животных» | 1 | |||
43. | Органы дыхания и газообмен Лабораторная работа № 11. «Изучение способов дыхания животных» | 1 | |||
44. | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | |||
45 | Кровеносная система. Кровь | 1 | |||
46 | Органы выделения. | 1 | |||
47 | Нервная система. | 1 | |||
48 | Рефлекс. Инстинкт Лабораторная работа № 12. «Изучение ответной реакции животных на раздражение» | 1 | |||
49 | Органы чувств. | 1 | |||
50 | Регуляция деятельности организма Лабораторная работа № 13. «Изучение органов чувств животных» | 1 | |||
51 | Продление рода. | 1 | |||
52 | Способы размножения. | 1 | |||
53 | Развитие животных с | 1 | |||
54 | Периодизация и | 1 | |||
55 | Обобщающий урок по теме « Эволюция строения и функций органов и их систем» | 1 | |||
2.2 Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4 | ||||
56 | Доказательства | 1 | |||
57 | Ч.Дарвин о причинах | 1 | |||
58 | Усложнение строения | 1 | |||
59 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности | 1 | |||
2.3 Биоценозы. | 4 | ||||
60 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | |||
61 | Факторы среды и их | 1 | |||
62 | Цепи питания. Поток | 1 | |||
63 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их | 1 | |||
2.4 Животный мир и хозяйственная деятельность | 4 | ||||
64 | Воздействие человека и | 1 | |||
65 | Одомашнивание | 1 | |||
66 | Законы России об охране животного мира. | 1 | |||
67 | Охрана и рациональное | 1 | |||
68-70 | Повторение и закрепление темы «Эволюция». | 3 |
№п/п | Тема урока | Оборудование | Количество часов | Срок по плану | Срок факт. | Примечание |
1. | История развития зоологии. | |||||
2. | Современная зоология. | |||||
I Многообразие животных (37ч) | ||||||
3. | Общая характеристика простейших. Лабораторная работа № 1. «Знакомство с многообразием водных простейших» | |||||
4. | Многообразие простейших | |||||
5. | Тип Губки. | |||||
6. | Тип Кишечнополостные | |||||
7. | Тип Плоские черви. | |||||
8. | Тип Круглые черви. Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | Влажные препараты | ||||
9. | Тип кольчатые черви | Табл. 36 «Дождевой червь» | ||||
10. | Классы кольчецов Лабораторная работа № 3. «Внешнее строение дождевого червя» | Табл. 36 «Дождевой червь», живые дождевые черви | ||||
11. | Тип Моллюски Лабораторная работа № 4. «Особенности строения и жизни моллюсков» | Коллекция ракушек. | ||||
12. | Классы моллюсков | |||||
13. | Тип Иглокожие | |||||
14. | Тип Членистоногие Лабораторная работа № 5. «Знакомство с ракообразными» | Табл 11 «Речной рак» | ||||
15 | Класс Насекомые Лабораторная работа № 6. «Изучение представителей отрядов насекомых» | Коллекция насекомых | ||||
16. | Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | Коллекция насекомых табл 17 «Типы превращения насекомых» | ||||
17. | Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | Коллекция насекомых, табл 10 «Майский жук» | ||||
18. | Отряды: Бабочки. Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Коллекция насекомых | ||||
19. | Отряды: Перепончатокрылые. | Коллекция насекомых | ||||
20. | Позвоночные. Тип Хордовые | |||||
21. | Класс Рыбы Лабораторная работа№ 7. «Внешнее строение и передвижение рыб» | Таблица 11 | ||||
22. | Класс Хрящевые рыбы. | |||||
23 | Костные рыбы. Осетрообразные, сельдеобразные. лососеобразные | |||||
24 | Костные рыбы. Карпообразные, окунеобразные | |||||
25. | Класс Земноводные. | Табл. 8 «Развитие лягушки» | ||||
26. | Класс Пресмыкающиеся | |||||
27. | Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. | |||||
28. | Класс Птицы. Отряд Пингвины Лабораторная работа№ 8. «Изучение внешнего строения птиц» | |||||
29. | Отряды: Страусообразные, Нандуобразные. Казуарообразные, Гусеобразные. | |||||
30. | Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные | |||||
31. | Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | |||||
32. | Самостоятельная работа. | |||||
33. | Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроход ные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | |||||
34. | Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. | Табл 8 «Кролики», 9 «Грызуны» | ||||
35 | Отряды: Китообразные | |||||
36. | Отряды: Ластоногие, Хоботные, Хищные. | |||||
37. | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные. | |||||
38. | Отряд млекопитающих Приматы. | |||||
39. | Тестирование. | |||||
II Эволюция строения и функций органов и их систем. (16 ч) | ||||||
40 | Покровы тела Лабораторная работа № 9. «Изучение особенностей покровов тела» | |||||
41. | Опорно –двигательная система. | |||||
42. | Способы передвижения животных. Полости тела Лабораторная работа № 10. «Изучение способов передвижения животных» | |||||
43. | Органы дыхания и газообмен Лабораторная работа № 11. «Изучение способов дыхания животных» | |||||
44. | Органы пищеварения. Обмен превращение энергии. веществ и | |||||
45 | Кровеносная система. Кровь. | |||||
46 | Органы выделения. | |||||
47 | Нервная система. | Модели головного мозга | ||||
48 | Рефлекс. Инстинкт Лабораторная работа № 12. «Изучение ответной реакции животных на раздражение» | |||||
49 | Органы чувств. | |||||
50 | Регуляция деятельности организма Лабораторная работа № 13. «Изучение органов чувств животных» | |||||
51 | Продление рода. | |||||
52 | Способы размножения. | |||||
53 | Развитие животных с | |||||
54 | Периодизация и | |||||
55 | Самостоятельная работа. | |||||
III. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.( 4ч) | ||||||
56 | Доказательства | |||||
57 | Ч.Дарвин о причинах | |||||
58 | Усложнение строения | |||||
59 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности | |||||
IV .Биоценозы.(4ч) | ||||||
60 | Естественные и искусственные биоценозы. | |||||
61 | Факторы среды и их | |||||
62 | Цепи питания. Поток | |||||
63 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их | |||||
V.Животный мир и хозяйственная деятельность | ||||||
64 | Воздействие человека и | |||||
65 | Одомашнивание | |||||
66 | Законы России об охране животного мира. | |||||
67 | Охрана и рациональное | |||||
68-70 | Повторение и закрепление темы «Эволюция». | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...