Активизация познавательного процесса на уроках биологии.
статья по биологии на тему
Под активными методами понимают такие способы и приёмы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности и проявлении творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных образовательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnogo_interesa.doc | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательного процесса на уроках биологии.
Под активными методами понимают такие способы и приёмы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности и проявлении творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных образовательных задач.
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у учащихся стремление самостоятельно разобраться в учебных задачах и на основе системного анализа имеющихся фактов и событий выбрать оптимальное решение для реализации его в решении поставленных целей.
Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем) активному взаимодействию учащихся и учителя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов практического применения.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определённый вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов. Если на занятиях определённой формы используются активные методы и приёмы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае урок приобретает активный характер.
В настоящее время в учебном процессе широко используются следующие методы активного обучения: 1) проблемный, 2) диалоговый, 3) игровой, 4) исследовательский, 5) модульный, 6) опорных сигналов, 7) критических ситуаций, 8) автоматизированного обучения и т. д.
Эти методы делятся на две группы: а) имитационные и б) неимитационные, а имитационные в свою очередь, - на игровые и неигровые.
Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах того, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.
Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применить эти знания для анализа, оценки и принятия правильного решения.
Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.
Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм.
Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трёх основных компонентов:
проблемность (выделение проблемы, её постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий);
1) избранный метод (методы) проведения занятий;
2) соответствующие ему форма (формы)
для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий (в особенности практических), а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы учащихся.
Сценарий занятия – это комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый учителем.
Он представляет собой схематическое описание содержание темы (её основные проблемы и структуры) и процесса его развёртывания в деятельности обучаемых с указанием времени, методологических способов и средств исполнения.
В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает: а) целевые установки обучаемых на самостоятельную работу; б) методические рекомендации; в) основную литературу, необходимую для подготовки; г) проблемные задачи и задания; г) вопросы для самоконтроля обучаемых.
Таким образом, единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность учителя и учащихся, сотворчество и сотрудничество и значительно повысить эффективность и качество подготовки ребят к сдаче ЕГЭ в выпускном классе.
Тутова Л.А., 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.
Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым ...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.
Наличие познавательного интереса определяет качество усвоения знаний и способов деятельности.Предлагаю два урока,где я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся....
Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.
В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
Одной из актуальных задач на уроке биологии является активизация познавательной деятельности школьников. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешно...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся суммой определенных знаний. Необходимо сформировать умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делат...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
Материалы к урокам для активизации познавательной деятельности учащихся...
Доклад по теме "«Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках»
Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окр...