Доклад по теме "«Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках»
статья по теме
Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе.
Задачи воспитания и развития учащихся:
- помочь ученику приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
- научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
Социальные качества личности:
- приобщить ученика к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью и др.;
- помочь ученику в осознании своей индивидуальности и формировании личных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
НА МО УЧИТЕЛЕЙ
СТАРШИХ КЛАССОВ
«Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках»
Подготовила:
Половинкина Е.А.
учитель высшей категории
г. Комсомольск-на-Амуре
2012-2013 уч. год
Развитие – это изменение, приращение в имеющихся способностях, выращивание нового качества, новой способности или нового умения.
Личность характеризуется устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Личность с точки зрения психологов рассматривается по-разному:
Б.Д. Парыгин: личность - это интегральное понятие, объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально – неповторимое.
И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
Определяя социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов рассмотрим ряд вопросов:
- Какова структура качеств личности?
- Какие личностные ресурсы школьников лежат в основе их образовательных достижений?
- Задачи развития личности школьника.
- Особенности познавательной сферы детей школьного возраста.
- Каким образом учитель использует личностные качества ребенка для повышения эффективности образовательного процесса?
- Какова взаимосвязь: личностное развитие, интеллектуальное развитие, субъектный опыт?
- Как проводить мониторинг личностного развития?
Стратегия образования рассматривает: формирование творческой личности, способной к рефлексивному управлению собственной деятельностью, которая включает:
- социализацию подрастающего поколения;
- переход от знаниевой к личностной парадигме педагогической деятельности;
- формирование у учащихся новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, так называемые «современные ключевые компетенции».
Образовательный стандарт нового поколения включает универсальные учебные действия, которые состоят из ключевых задач развития личности:
- умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию;
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Тогда, как универсальные учебные действия состоят из:
- личностных;
- познавательных;
- коммуникативных;
- регулятивных.
Личностные действия - обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся, самоопределение и ориентацию в социальных ролях.
Познавательные действия – обеспечивают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска, рефлексию, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция.
Универсальные учебные действия делятся на группы общеучебных умений:
1. Учебно-управленческие умения (организационные) - планирование, организация, контроль и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
2. Учебно-информационные умения - умения работать с письменными текстами; - умения работать с устными текстами; - умение работать с реальными объектами как источниками информации (умения, связанные с наблюдением и проведением эксперимента; умения по моделированию).
3. Учебно-логические умения - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, опровержение, перенос знании, умений в новую ситуацию для решения проблем.
4. Учебно-коммуникативные - литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, умение строить диалог со сверстниками, взрослыми и др.
Социально-личностное становление учащихся по результатам образования в новом образовательном стандарте делится на:
- систему оценивания;
- требования к результатам освоения образовательных программ, которые состоят:
- из предметных результатов – усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов;
- из метапредметных результатов – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
- из личностных результатов - мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся:
● к себе, к другим участникам образовательного процесса,
● к образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Социально-личностное становление учащихся будет успешно формироваться при следующих условиях:
- создание развивающей образовательной среды;
- организация учебной деятельности,
которые строятся на
- доброжелательности, обеспечении благоприятной для развития ребенка атмосферы в классе;
- обогащении окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами и стимулами для развития его любознательности;
- предоставлении детям возможности активно задавать вопросы и совместно с учителем искать на них ответы;
- нахождении нескольких вариантов решения задачи, поиске специально сделанных учителем ошибок при объяснении нового материала;
- самостоятельном выборе посильного домашнего задания, выполнении творческих задач, использовании методов развивающего обучения;
- актуализации ситуации самопознания и ситуации самообучения.
В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И. А. Зимней личность рассматривается как субъект деятельности. Самостоятельная учебная деятельность является важной характеристикой субъектной позиции ученика. Ядро субъективизация - развитие таких качеств интеллекта: способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; умением устанавливать причинно-следственные связи, различные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное.
Личностный рост, развитие и развивающее обучение состоят:
- учебно-познавательной деятельности;
- субъектной позиции;
- интеллектуального развития.
У каждой личности формируется определенная система ценностных представлений, элементы которой могут находиться в самых различных взаимосвязях. Они могут быть целостными, ориентированными и подчиненными каким-то наиболее важным для личности ценностям, образующим базовые ценностные представления, которым подчинены другие ценности.
К ценностным ориентациям относятся:
- саморазвитие личности;
- творчество;
- толерантность;
- здоровье;
- духовно-нравственное развитие.
К базовым интеллектуальным качествам личности относятся:
- логичность мышления;
- доказательность мышления;
- самоконтроль, самооценка;
- креативность (творчество);
- широта мышления, гибкость и глубина ума;
Развитие субъективности, как психологического качества личности во- первых, состоит из креативности, активности и социальной адаптированности; во-вторых, включает в себя приёмы, правила выполнения действий (умственных и практических); в-третьих, состоит из адекватной самооценки и способности к самоопределению личности.
Психологические составляющие социально-личностного становления учащихся определяются личностными характеристиками:
1.Способность занимать в обучении активную позицию;
2.Сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности;
3.Способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
4.Способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
5.Способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации;
6. Сформированность установки на преобразовательное, творческое отношение к учебной деятельности;
7.Осознание своих потенциальных учебных возможностей.
Субъектный (личный) опыт ученика есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
Формирование субъектности начинается с младшей школы (субъект учебных действий), затем основная школа (субъект учебной деятельности) и завершается старшей школой (субъект собственной учебной деятельности).
Факторы и движущие силы социально-личностного становления учащихся:
Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.
Микросреда, т. е. группа, микрогрогруппа (семья) - важная детерминанта формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
Деятельность (общественно-полезная, учебная, трудовая) — в условиях которой развивается человек, и формируются его важнейшие личностные качества.
Внутренние факторы социально-личностного становления учащихся:
Темперамент является одним из психических свойств личности, проявляется уже в раннем детстве, относительно устойчив и характеризует динамичность личности.
Особенности ребенка определяющие его темперамент:
- степень общей активность в поведении;
- степень эмоциональной активности;
- степень активности двигательного и речедвигательного аппарата.
Способности — индивидуально психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности и развития личности. Делятся на общие (важны во всех видах деятельности) к ним относятся качества: внимательность, сообразительность, целеустремленность, работоспособность и специальные (обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности) к ним относятся: зрительная память, понимание людей, чувствительность рук.
Ребенок не рождается с готовыми способностями, а рождается с задатками, которые и являются природными предпосылками развития способностей.
Социально-личностное становление учащихся проходит ряд уровней:
- уровень темперамента
- уровень особенностей психических процессов
- уровень опыта личности
- уровень направленности личности
Структура же личности учащегося складывается из наследственных (биологических) и приобретенных при жизни (социальных) составляющих.
Учитель может использовать в своей педагогической практике знание структуры качеств личности для достижения образовательных результатов в соответствие с социально-личностным становлением учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках.
Личные ресурсы | Структура ресурсов | Преобладают направления деятельности по формированию и развитию |
Направленность личности | Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, ценности и др. | Воспитательная деятельность |
Опыт | Умения, знания, навыки, привычки | Обучение |
Особенности психических процессов | Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания. | Специальные упражнения, психологические занятия, тренинги |
Биологические свойства | Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства, темперамент | Тренировочные упражнения, психологические тренинги |
В организации образовательного процесса особенности психических процессов и психофизиологии, определяет для воспитателя и учителя формы заданий, развивающих память, внимание, каналы приема и переработки информации, виды и формы общения каждого ребенка, выбор форм и приемов учебной деятельности ученика, комфортных для него, или развивающих недостаточно сформированные навыки.
С позиции управления качеством образовательного процесса анализ динамики состояния психологических и психофизиологических параметров личности позволяет оценить уровень психологического комфорта детей и скорректировать при необходимости способы и виды воздействия и общения, динамику и вектор направления развития интересов ученика.
Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. Определяет отношение человека к окружающему миру, служит направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.
Для определения направленности личности можно использовать следующий диагностический материал:
№ п/п | Основные свойства личности | Методики диагностики |
1 | Ценностные ориентации | Методика А. С. Шаров Методика изучения межличностных отношений как основы ценностных ориентаций |
2 | Самооценка | Методика Рубинштейна (методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе.) |
3 | Уровень притязаний | Методика оценки притязаний, предложенная Ф.Хоппе. |
4 | Волевой потенциал личности | 1. Опросная методика А.А. Хохлова для определения волевой организации личности. 3.Диагностика волевого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. |
5 | Тревожность | Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса): изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста (общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями) |
Социально-личностное становление учащихся – основа для организации учебной деятельности и основа развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании школьников.
В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка.
Мышление. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, школьник поднимается до словесно-логического мышления, развивающего умение рассуждать: сравнивать, обобщать, управляемое мышление (думать тогда, когда надо), наглядно - действенное мышление: развивающее решении задач.
Внимание. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к VIII классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека.
Память. С 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая и отстает логическая память. Если специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти (овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала и научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях).
Развивающие возможности урока по средством активизации познавательных процессов у учащихся делятся:
- по предметному содержанию (тесты, задания);
- по технологическим технологиям (познавательная деятельность, исследовательская деятельность, творческая деятельность, ценностно-эмоциональная);
- по надпредметным умениям.
Виды учебных заданий (по Г. Толлингеровой)
- задачи на воспроизведение;
- задачи, требующие простых мыслительных операций (добывание, описание информации);
- задачи, требующие сложных мыслительных операций;
- задачи, требующие логического осмысления информации;
- задачи, требующие творческого мышления, применения, преобразования информации.
Полноценное социально-личностное становление учащихся требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта. Вместе с тем социальный опыт младшего школьника - еще только зарождающаяся область его личностного развития, а потому требующая постоянного педагогического внимания в целях повышения его влияния на процесс успешной социализации учащихся. Это
- Обогащение социально-ролевой составляющей образовательной среды заключается в расширении спектра активно осваиваемых школьниками социальных ролей в ходе осуществления коллективно-творческой, познавательной, исследовательской и др. видах деятельности.
- Продуктивное взаимодействие педагогов и родителей в формировании социального опыта школьников.
- Личностные программы социального развития учащихся.
Самый трудный и сложный из всех детских возрастов – подростковый возраст, представляющий собой период становления личности.
- Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым.
- Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
- Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
- Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе.
- Формирование полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять
между собой обязанности.
Развитие социально-личностного становления учащихся в старшем школьном возрасте составляет:
- Усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении.
- Чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом с взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых.
- Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение — профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни.
Таким образом, социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.
Задачи воспитания и развития учащихся:
- помочь ученику приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
- научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
Социальные качества личности:
- приобщить ученика к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью и др.;
- помочь ученику в осознании своей индивидуальности и формировании личных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Активизация познавательного интереса на уроках химии» .
Активизация познавательного интереса на уроках химии...
Активизация познавательного процесса на уроках биологии.
Под активными методами понимают такие способы и приёмы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности и проявлении творческого, исследовательского подхода и поиску ...
Доклад «Активизация познавательной деятельности на уроках надомного обучения»
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования к самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-восп...
Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса
Данный материал для учителей химии. Об интеграции и применении ИКТ на уроках химии....
Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."
Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....
Научно - исследовательская деятельности учащихся, как условие активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и истории.
Выступление на августовской конференции 2015 года...