конспект урока по биологии
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему
Конспект урока по биологии 5 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_sredy_5_klass.doc | 136.5 КБ |
obobshchayushchiy_urok_5_klass.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.
Дидактическая цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
Тип урока: «открытия» нового знания
Задачи
Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.
Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.
Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Оборудование: презентация, таблицы, видеофрагменты.
Литература для учителя:
1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001..
2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003
3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
Литература для учащихся:
1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2013.
2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2013
Электронные издания: 1. Единая коллекция ЦОР.
Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Пропущенные слова: достаточным, влаги, температуры, птицы, земле
Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну.
Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом.
Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения.
Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет
Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь
Предварительный просмотр:
Чернышева Т.В.
Учитель биологии МБОУ «СОШ №59»
Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах»
Задачи урока.
Обучающие: Обобщить и систематизировать знания учащихся. Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Приводить примеры среды обитания живых организмов, экологических факторы и их влияние на живые организмы.
Развивающие: Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;
Способствовать развитию мышления
Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы. Совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы..
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи;
Планируемые результаты обучения
Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.
Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой.
Средства обучения: рабочие тетради, таблицы, презентации
Ход урока.
Организация класса – сообщение целей и задач урока.
Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.
Работа с учебными элементами инструктивной карты. Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.
Инструктивная карта к уроку по теме «Биология – наука о жизни».
- Занесите в тетрадь оценочный лист
Элементы урока | баллы | оценка |
УЭ -1 | ||
УЭ -2 | ||
УЭ -3 | ||
УЭ -4 |
| |
УЭ - 5 | ||
УЭ – 6 выходной контроль |
2. Работайте по инструктивной карте.
Учебный элемент | Учебный элемент с указанием заданий | Руководство по усвоению материала | ||||||||||||||||||||||||||||
УЧ-1. | Цель: повторить основные понятия темы выявить умения использовать научную терминологию. ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение понятиям: биология, экология, фенология, биосфера. Наблюдение, эксперимент. Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, Среда обитания, экологические факторы. | Поставьте один балл в УЭ-1, если вы дали ответ классу. Если вы не приняли участие в этом задании, то поставьте 0 баллов в этой графе. | ||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2. | Цель: систематизировать умение характеризовать определить уровень умения обобщать. ЗАДАНИЕ 2. Слайд
| Проведите самоконтроль по ключу и поставьте оценку в графе УЭ-2 по критериям: 0 – «5» 1 - «4» 2-3 - «3» более 3 - «2» | ||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 | Цель: систематизировать умения, характеризовать, определить уровень развития познавательной активности, умение применять фактические знания ЗАДАНИЕ 3.Слайд Игра крестики-нолики. Выигрышный путь Абиотические факторы
Хлопаем в ладоши, если согласны: Лиса обитает в воде. Пингвин обитает в водной среде. Дождевой червь обитает в почве. Орел обитает в наземно-воздушной среде. Крот обитает в почве. | Поставьте в этой же графе один балл, если вы приняли участие. | ||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4. | Цель: Выявить умение характеризовать среды обитания, называть экологические факторы определить уровень логического мышления на основе установления причинно- следственных связей. Задание 4. В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови, лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, дождевой червь, морская звезда, личинка майского жука ЗАДАНИЕ 5.:определите тип взаимоотношений между организмами: а) сосна – берёза; олень европейский – лось; полевая мышь – хомяк обыкновенный; :б) волк – заяц; сова – мышь; росянка - комар; в): тля - щавель, вирус гриппа – человек, гриб-трутовик – берёза; г): клевер – азотофиксирующие бактерии; осина – подосиновик, тля – рыжий муравей; д): белка – лось, стрекоза – муравей, волк - воробей.
| Проведите самоконтроль и поставьте балл УЭ-4 по критериям: 0-«5» 1-«4» 2-«3» Более 2-«2» | ||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-5. | Цель: выявить уровень способности сравнивать, обобщать, делать выводы. Задание 6 1. Выберите 3 правильных ответа. Биологическими науками являются. а) физика б) зоология в) химия г) ботаника д)география е)анатомия.2. Методами изучения живой природы являются. а) координация б) сложение в) измерение г) вычитание д) эксперимент е) наблюдение.3.Царствами живой природы являются а) минералы б) бактерии в) камни г) растения д) вещества е) грибы.4.К абиотическим факторам относятся а) свет б) влажность в) растения г) человек д) температура е) животные. Задание 7. Установите соответствие между признаками организмов и средой обитания. Заполните таблицу.
| 1. Проведите взаимоконтроль и поставьте баллы в УЭ-5 по критериям УЭ-4. 2. Подсчитайте общее количество баллов всех УЭ и поставьте себе оценку в графе оценка по количеству баллов: «5»- набрали более 10баллов; «4»- набрали 10 баллов; «3»- набрали менее 10 баллов; «2»- набрали менее 5 баллов | ||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-6 . Выходной контроль. | цель: выявить уровень усвоения информации по теме. Тест. Выберите один правильный ответ. 1.Биология - это наука о а) минералах б) живых организмах в) звёздах г) горных породах 2.. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется а) гидросфера б) биосфера в) литосфера г) атмосфера 3.Метод, в котором наблюдение проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, называется а) эксперимент б) фенология в) измерение г) статистика 4.Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название
5. Наука о животных называется
6. Учёные разделяют все живые организмы на
7. Дождевой червь обитает в
| Данное задание оценит учитель и выставит общую оценку с учетом вашей работы по инструктивной карте. |
Рефлексия
1
НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ | АКТИВНО/ ПАССИВНО |
На уроке мне было | Интересно/не интересно легко/трудно |
Своей работой на уроке я | Доволен /не доволен |
Урок показался мне | Коротким / длинным |
Мое настроение | Хорошее / не очень хорошее/ плохое. |
2. Выскажите ваши пожелания:
какие вопросы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить.
6. Домашнее задание: повторить параграфы 1-6; выполнить тест в рабочей тетради стр.14.;приготовить отчет по фенологическим наблюдениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
конспект урока по биологии "Урок экологии"
Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...