Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии на тему

Рабочая программа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

«БАЛАШОВСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

АРКАДАКСКИЙ ФИЛИАЛ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования

по специальности 060501 «Сестринское дело»

2014г.


Одобрена цикловой методической

 комиссии

общих гуманитарных, социально - экономических,

математических и общих естественно - научных дисциплин

             Утверждена

             зав. учебной частью

             Терешонкова Т.В.________

            «_____»___________20____г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело»  в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Разработчик:  Дуденкова Н.Н., преподаватель биологии, высшей квалификационной категории, председатель ЦМК  общих гуманитарных, социально - экономических, математических и общих естественно - научных дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                            стр

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………….  4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины………………………….7

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины……….19

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……….21

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология»  предназначена  для изучения биологии в ГАОУСПО «Балашовское медицинское училище» Аркадакском филиале, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных  специалистов среднего звена по специальности 060501 «Сестринское дело». 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях  среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» биология изучается  с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 060501 «Сестринское дело»

в объеме   147 часов , в том числе:  1 семестр -70 часов, из них теории – 60 часов, практики -10 часов, 2 семестр – 77 часов, из них теории- 69 часов, практики- 8 часов

Рабочая программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся  профессиональных компетенций.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Особенность изучения биологии на профильном уровне  заключается  в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в  увеличении доли самостоятельной работы обучающихся. 

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся  должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них  знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что  свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины  «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных  при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной  деятельности  в содержание обучения  включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Биология» контролю не подлежит.

Программа учебной дисциплины «Биология» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования  уточняют  последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального  образования.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

2.Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

221

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:

     практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

   

  1. Изучение основной и дополнительной литературы
  2.  Изучение и анализ микропрепаратов соматических и половых клеток человека.
  3. Изучение кодовых таблиц по составу аминокислот.
  4. Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза.
  5. Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание.
  6. Составление и анализ родословных схем.

     7. Работа с обучающими и контролирующими            

         электронными пособиями.

     8. Составление электронных презентаций по            заданной теме.

    9. Подготовка реферативных сообщений

74


Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся  

Объем

 часов

Уровень усвоения

Введение

Содержание учебного материала

1.Объект изучения биологии – живая природа.

2. Признаки и многообразия живых организмов.

3.Уровни организации и методы познания живой природы.

4.Цели и задачи изучения курса биологии.

Роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира и в практической деятельности людей.

5.Правила поведения в природе, бережное отношение и охрана биологических объектов.  

2

Демонстрация

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царство живой природы.

Раздел

«Учение о клетке».

20

Тема «Клетка – элементарная единица живого»

Содержание учебного материала

  1. Основные положения клеточной теории.
  2. Методы изучения клетки.
  3. Уровни организации жизни.

2

Тема «Химическая организация клетки»

Содержание учебного материала

  1. Роль микро и макро элементов в клетке.
  2. Неорганические вещества клетки.
  3. Органические вещества и их роль в клетке

2

Тема «Строение и функции клетки»

Содержание учебного материала

  1. Цитоплазма и клеточная мембрана.
  2. Органоиды клетки.

2

Тема «Многообразие клеток»

Содержание учебного материала

  1. Вирусы как неклеточная форма жизни.
  2. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)
  3. Прокариотические и эукариотические клетки.

2

Тема «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»

Содержание учебного материала

  1. Энергетический обмен
  2. Пластический обмен
  3. Фотосинтез
  4. Хемосинтез

2

Тема «Строение и функции хромосом»

Содержание учебного материала

  1. Строение и роль ядра.
  2. Виды хромосом.
  3. Строение и функции хромосом.
  4. ДНК – носитель наследственной информации.

2

Тема «Генный уровень организации наследственного материала»

Содержание учебного материала

  1. Свойство генов.
  2. Взаимодействие генов.
  3. Генетический код.

2

Тема «Биосинтез белка»

Содержание учебного материала

  1. Транскрипция.
  2. Сборка молекулы белка
  3. Трансляция
  4. Значение синтеза белка.

2

Тема «Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме»

Содержание учебного материала

  1. Дифференцировка клеток.
  2. Клеточная теория строения организмов.

2

Тема «Жизненный цикл клетки»

Содержание учебного материала

  1. Интерфаза.
  2. Виды деления клеток.
  3. Фазы и значение митоза.

2

Демонстрация

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Практическое занятие № 1

2

Тема «Морфология

растительных и

животных клеток»

Содержание учебного материала

  1. Устройство микроскопа и правила работы с ним.
  2. Изготовить и зарисовать препарат «клетки пленки лука».
  3. Изучить и зарисовать препарат «мазок крови лягушки»
  4. Сравнить строение клеток растений и животных по данным микропрепаратам.

Раздел

«Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов».

16

Тема «Многообразие организмов»

Содержание учебного материала

  1. Одноклеточные организмы.
  2. Многоклеточные организмы.
  3. Растительные организмы.
  4. Животные организмы.
  5. Организм - единое целое.

2

Тема « Размножение организмов»

Содержание учебного материала

  1. Бесполое половое  размножение.
  2. Оплодотворение

а) внешнее

б) внутреннее

2

Тема «Мейоз»

Содержание учебного материала

  1. Особенности и значение мейоза.
  2. Оплодотворение у человека.

2

Тема «Гаметогенез»

Содержание учебного материала

  1. Периоды гаметогенеза.
  2. Отличительные особенности сперматогенеза от овогенеза.
  3. Строение и особенности половых клеток.

2

Тема « Онтогенез. Эмбриональный период»

Содержание учебного материала

  1. Краткие исторические сведения.
  2. Основные стадии эмбрионального развития.
  3. Зародышевые оболочки.
  4. Критические периоды в развитии зародыша.

2

Тема « Постэмбриональные развитие организма»

Содержание учебного материала

  1. Рост организма
  2. Строение
  3. Смерть
  4. Прямое и непрямое постэмбриональное развитие

2

Тема «Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства»

Содержание учебного материала

  1. Основной биогенетический закон.
  2. Учение о филэмбриогенезе и гетерохронии.

2

Тема «Причины нарушений в развитии организма»

Содержание учебного материала

1.Однояйцевые и разнояйцовые близнецы.

2.Симметричесные и ассиметричные близнецы.

3. Пороки и аномалии развития.

4. Репродуктивное здоровье.

5. Последствия влияния вредных привычек и загрязнения среды на развитие человека.

2

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.    

Практическое занятие №2

2

Тема «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

Содержание учебного материала

1.Изучить по рисунку «Зародышевое сходство у позвоночных» стадии развития позвоночных животных и человека.

2.Найти и описать признаки сходства зародышей человека с других позвоночных.

3.Сделать вывод о проделанной работе.

Раздел

«Основы генетики и селекции»

22

Тема «Введение в генетику

Содержание учебного материала

  1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
  2. Методы изучения генетики.
  3. Генетическая терминология и символика.

2

Тема «Законы генетики, установленные Г. Менделем»

Содержание учебного материала

  1. Моногибридное скрещивание.
  2. Ди и полигибридное скрещивание.
  3. Дополнение к закону Менделя.

2

Тема «Хромосомная теория наследственности»

Содержание учебного материала

  1. Признание хромосом главными носителями материала наследственности.
  2. Дискретность и аллельность  наследственного материала.
  3. Главные положения хромосомной теории.

2

Тема «Взаимодействие генов»

Содержание учебного материала

1.Клеточные основы закономерностей наследования альтернативных признаков.

2. Генетическое определение пола.

3.Анализирующее скрещивание.

2

Тема «Наследование сцепленное с полом»

Содержание учебного материала

  1. Клеточные основы наследования глаз у дрозофилы

а) при наличие доминантного признака у самки.

б) при наличие доминантного признака  у самца.

2

Тема « Типы наследования признаков у человека»

Содержание учебного материала

  1. Аутосомно- доминантное наследование.
  2. Аутосомно- рецессивное наследование.
  3. Х-сцепленное доминантное наследование и рецессивное.
  4. У-сцепленное и цитоплазматическое наследование признаков.

2

Тема «Закономерности изменчивости»

Содержание учебного материала

  1. Наследственная или генотипическая изменчивость.
  2. Виды хромосомных мутаций.
  3. Виды генных мутаций.
  4. Геномные мутации.

2

 Тема «Ненаследственная  или модификационная изменчивость»

Содержание учебного материала

  1. Основные особенности.
  2. Мутации, возникающие под действием факторов внешней среды.

2

Тема «Наследственные болезни»

Содержание учебного материала

  1. Хромосомные
  2. Моногенные
  3. Полигенные или мультифакториальные.

2

Тема «Значение генетики для селекции и медицины»

Содержание учебного материала

  1. Генетика – теоретическая основа селекции.
  2. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений
  3. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  4. Основные методы и достижения современной селекции

2

Тема «Биотехнология»

Содержание учебного материала

1.Достижения и перспективы развития.

2.Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии.

3.Клонирование животных (проблемы клонировании человека).

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом.

Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Практическое занятие № 3

2

Тема «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Содержание учебного материала

1.Научиться выписывать типы гамет, образуемые организмами, имеющие следующие генотипы.

2. Научиться кратко записывать условие генетической задачи и ее решение.

 3. Решать задачи на моно и дигибридное скрещивание.

Практическое занятие № 4

2

Тема «Определение типов наследования признаков у человека»

Содержание учебного материала

1.Ознакомиться с основными обозначениями, используемыми родословных схем

2.решение генетических задач по определению типов наследования признаков у человека.

3.Составление родословных с разными типами наследования и их анализ.

Практическое занятие № 5

2

Тема « Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм»

Содержание учебного материала

1.Оценка качества воды, воздуха и пищи на организм человека.

2.Результат влияния мутагенов на кариотип человека.

3.Изучение фотографий нормальных идиограмм человека.

4. Изучение идиограмм, полученных от больных с наследственными заболеваниями.

2 семестр

Раздел

 «Эволюционное учение»

24

Тема «История развития эволюционных идей»

Содержание учебного материала

1.Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни.

2. Значение работ К. Линнея.

3.Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

2

Тема «Эволюционное учение Ч.Дарвина»

Содержание учебного материала

1.Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

2.Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина и ее оценка.

3. Учение Дарвина об искусственным  отборе.

2

Тема «Естественный отбор»

Содержание учебного материала

  1. Движущий отбор
  2. Стабилизирующий отбор.
  3. Половой отбор.

2

Тема «Роль эволюционного учения в формировании современной естественно- научной картины мира».

Содержание учебного материала

1.Концепция вида, его критерии.

2.Популяция – структурная единица вида и эволюции.

3.Генетическая стабильность и процессы в популяции.

2

Тема «Приспособленность организмов к условиям внешней среды, как результат действия естественного отбора»

Содержание учебного материала

  1. Формирование приспособленности к среде обитания.
  2. Способы видообразования
  3. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

2

Тема «Синтетическая теория эволюции»

Содержание учебного материала

  1. Важные достижения современной эволюционной теории.
  2. Понятие о микроэволюции. Популяционная структура вида.
  3. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И. Шмальгаузен)

2

Тема «Факторы эволюции»

Содержание учебного материала

1.Наследственная изменчивость.

2.Популяционные волны.

3. Изоляция.

4. Естественный отбор.

2

Тема «Макроэволюция. Основные направления и формы»

Содержание учебного материала

1.Арогенез.

2.Аллогенез.

3. Катагенез.

2

Тема «Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития».

Содержание учебного материала

1.Закономерности эволюционного прогресса.

2. Правила эволюции.

3.Причины биологического прогресса и биологического регресса.

2

Тема «Учение Ч. Дарвина об естественном отборе».

Содержание учебного материала

1.Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

2.Формы борьбы за существования:

а)межвидовая борьба

б)внутривидовая борьба

в)борьба с неблагоприятными условиями внешней среды.

2

Тема «Причины вымирание видов»

Содержание учебного материала

1.Эволюционная роль мутаций.

2.Популляционно – генетические закономерности по С.С. Четверикову.

2

Тема «Генетическая стабильность популяций»

Содержание учебного материала

1.Закон Харди- Вайнберга.

2.Генетические процессы в популяциях.

3.Обобщение по разделу эволюционное учение.

2

Раздел «История развития жизни на Земле»

16

Тема «Гипотезы происхождения жизни»

Содержание учебного материала

1.Теория самозарождения.

2.Взгляды Франческо Реди и доказательство невозможности самозарождения Луи Пастера.

3. Теория панспермии

4. Теория  Парина и Холдейна о возникновении жизни абиогенным  путем.

2

Тема «Краткая история развития органического мира».

Содержание учебного материала

1.Геохроногическая история Земли.

2

Тема «Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции».

Содержание учебного материала

  1. Развитие жизни в архейскую эру.
  2. Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эру.

2

Тема « Дальнейшее развитие жизни на Земле»

Содержание учебного материала

1.Развитие жизни в мезозойскую эру

2.Развитие жизни в кайнозойскую  эру.

2

Тема «Современные гипотезы о происхождении человека»

Содержание учебного материала

1.Взгляды разных мыслителей о происхождении человека.

2.Доказательства животного происхождения человека из разных областей наук.

2

Тема «Доказательства родства человека с млекопитающими животными»

Содержание учебного материала

1.Положение человека в системе животного мира.

2.Сходство и отличия строения человека и животных.

3.Соотношение биологических и социальных факторов в происхождении человека

4.Роль труда в процессе деформирования человека.

2

Тема «Эволюция человека»

Содержание учебного материала

  1. Древнейшие люди
  2. Древние люди
  3. Первые современные люди
  4. Современный этап эволюции человека (основные стадии)

2

Тема «Единство происхождения человеческих рас»

Содержание учебного материала

  1. Понятие о расах.
  2. Критика расизма.

2

Демонстрации

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.

Практическое занятие № 6

2

Тема «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Содержание учебного материала

1.Выявление изменений у особей одного вида.

2. Выявление приспособлений у организмов одного вида и среде обитания.

3. Сравнительная характеристика особей разных видов по морфологическому критерию.

Практическое занятие № 7

2

Тема «Приспособленность организмов к разным средам обитания»

Содержание учебного материала

1.Приспособленность организмов к разным средам обитания:

а) к водной

б) наземной

в) воздушной

г) косвенной

2. Выявление ароморфозов у растений и животных

3.Выявление  идиоадаптации  и растений и животных.

Раздел

«Основы экологии»

24

Тема «Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой»

Содержание учебного материала

  1. Предмет и главные понятия экологии.
  2. История формирования сообществ живых организмов.

2

Тема «Экологические факторы, их значение в жизни организмов»

Содержание учебного материала

1.Абиотические факторы среды:

а) температура

б) свет

в) влажность

г) ионизирующее излучение

д) загрязняющие вещества

2. Интенсивность  действия факторов среды.

3. Взаимодействие факторов среды.

2

Тема «Биотические факторы среды»

Содержание учебного материала

  1. Видовое разнообразие биоценозов. Экологические системы.
  2. Видовая и пространственная структура экосистем.
  3. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
  4. Смена биогеоценозов.

2

Тема «Позитивные отношения»

Содержание учебного материала

  1. Кооперация
  2. Мутуализм
  3. Комменсализм

2

Тема «Антибиотические отношения»

Содержание учебного материала

1.Хищничество

2.Паразитизм

3. Конкуренция

4.Нейтрализм

2

Тема « Естественные и искусственные сообщества»

Содержание учебного материала

1.Причины устойчивости и смены экосистем, сукцессии.

2.Естественная экологическая система- биогеоценоз пресного водоема.

3. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

2

Тема «Биосфера- глобальная экосистема»

Содержание учебного материала

  1. Понятие биосферы. Структура биосферы.
  2. Границы биосферы.
  3. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
  4. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

2

Тема «Круговорот важнейших биогенных изменений в биосфере»

Содержание учебного материала

1.Круговорот воды.

2.Круговорот углерода.

3.Круговорот азота и серы.

4.Круговорот фосфора.

2

Тема «Изменения в биосфере»

Содержание учебного материала

  1. Воздействие человека на природу в процессе становления общества.
  2. Последствия деятельности в окружающей среде.
  3. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

2

Тема «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

Содержание учебного материала

1.Загрязнение воздуха

2.Загрязнение пресных вод и Мирового Океана.

3.Антропогенные изменения почвы.

4.Влияние человека на растительный и животный мир.

5.Радиактивное загрязнение биосферы.

2

Тема «Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охрана природы»

Содержание учебного материала

1.Неисчерпаемые ресурсы

2.Исчерпаемые ресурсы

3.Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

4.Ноосфера – сфера разума

5.Правила поведения людей в окружающей природной среде.

2

Тема «Опасность глобальных нарушений в биосфере»

Содержание учебного материала

1.Озоновые «дыры»

2.Кислотные дожди

3.Смоги и их предотвращения

4.Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

2

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Яростность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Практическое занятие № 8

2

Тема «Сравнительное описание одной из естественных природных систем и какой –

 нибудь агросистемы.

Содержание учебного материала

1.Видовая и пространственная структура.

2.Сезонные изменения.

3. Наличие антропогенных изменений.

Практическое занятие № 9

2

Тема «Решение экологических задач»

Содержание учебного материала

  1. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в экосистеме и агроценозе.
  2. Составление цепей питания.
  3. Описание и создание искусственной экосистемы.

Раздел «Бионика»

5

Тема «Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики»

Содержание учебного материала

1.Введение в бионику. Цели и задачи.

2. Заслуги отечественных инженеров в развитии бионики.

3.Использование особенности организации живых организмов для создания современных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

2

Тема «Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных».

Содержание учебного материала

1.Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.

2.Трубчатые структуры в живой природе и в технике.

3.Аэродинамические  и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

2

Тема «Обобщение и закрепление пройденного материала»

1


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии

Оборудование учебного кабинета:

Наглядные средства обучения

1.Таблицы:

 -  Строение клетки

-   Хромосомы

-   Нуклеиновые кислоты

-   Репликация ДНК

-   Биосинтез белка

-   Генетический код

-   Митоз

-   Мейоз

-   Половые клетки

-   Кариотип человека

-   Закономерности наследования признаков

-   Виды взаимодействия между генами

-   Наследование свойств крови

-   Хромосомные аберрации

-    Схемы родословных

-     Символы для составления родословных

-     Хромосомные синдромы

-   Гаметогенез

-   Экологические системы

2. Наборы слайдов «Хромосомные синдромы»

3. Наборы фотоснимков больных с наследственными заболеваниями

Натуральные пособия:

1.Микроскопы

2.Микропрепараты

-   Клетки крови человека

-   Органоиды и включения

-    Митоз в растительной и животной клетке

-   Половые клетки

-   Хромосомы человека

Технические средства обучения:

1. Кадропроектор (для слайдов)

2. Мультимедиа система (компьютер, интерактивная доска)

3. Видеофильмы

4.Обучающие компьютерные программы

5. Контролирующие компьютерные программы

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Для преподавателей

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      – М., 2006.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

3. Учебно-методические комплексы  по разделам и темам дисциплины.

4. Сборники тестовых заданий и  ситуационных задач

5. Электронные образовательные ресурсы  (дидактический материал на электронном носителе для интерактивной доски, электронные дидактические материалы информационного, практического и контролирующего типов, электронные учебные пособия)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать, понимать

Наблюдение и оценка выполнения практических действий.

Решение ситуационных задач.

Ведение деловой игры.

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

                умения:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;


Примерные темы рефератов

Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.

Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения.

Практические доказательства образования органических веществ в растении  путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.

Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.

Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.

Доказательства разной интенсивности метаболизма   в разных условиях у растений и животных.

Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий.

Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях.

Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

Биологическое значение митоза и мейоза.

Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

Половое размножение и его биологическое значение.

Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение.  

Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных.

Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Закономерности фенетической и генетической изменчивости.

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Драматические страницы в истории развития генетики.

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Центры многообразия и происхождения домашних животных.

Значение изучения предковых форм для современной селекции.

История происхождения отдельных сортов культурных растений.

История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.

«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

Современные представления о зарождении жизни.

Различные гипотезы происхождения.

Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.

Ранние этапы развития жизни на Земле.

Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

Современные представления о происхождении птиц и зверей.

Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества.

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

Сукцессии и их формы.

Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.

Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.  

Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

Устойчивое развитие природы и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...