«Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии»
учебно-методический материал по химии на тему

Саркулова Галиябану Ислямовна

Кто же, как не ОУ, призван развивать способности обучающегося реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Сформировать конкурентноспособную личность возможно только через компетентность. А компетентность достигается  в интеграции всех дисциплин, изучающийся при получении конкретной профессии или специальности.Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания? Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
 


 


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья87.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГБПОУ СО «Александрово-Гайский политехнический лицей»

                 

Практический семинар

«Требования к современному уроку»

 

«Системно-деятельностный подход к формированию предметных

компетенций на уроках химии»

Подготовила:

преподаватель химии и биологии

высшей квалификационной категории

Саркулова Галиябану Ислямовна

Александров Гай

2 0 1 8

        

Содержание

 Введение …………………………………………………………………………………………….3

1.Как получить новый образовательный результат? …………………………………………………3

1.1. Системно-деятельностный подход  ……………………………………………………………….4

1.2.Требования к результатам освоения основной образовательной  программы ………………...5

1.3.Содержание основных этапов урока ………………………………………………………………6

2. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта

    второго поколения?  ………………………………………………………………………………….8

2.1.Технологическая  карта интегрированного урока по дисциплинам : «Химия»,

      «Материаловедение» ……………………………………………………………………………....10

Заключение  ………………………………………………………………………………………...25

Список литературы  ………………………………………………………………………………..25

Введение

Перед учебными заведениями среднего профессионального образования  стоит задача модернизации комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса в связи с введением ФГОС третьего поколения, как условие подготовки конкурентно - способного специалиста. Сформировать конкурентно – способную личность возможно только через компетентность. А компетентность достигается  в интеграции всех дисциплин, изучающийся при получении конкретной профессии или специальности.

Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания.

Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания? 
   
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями. 
     Кто же, как не ОУ, призван развивать способности обучающегося реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. 
    Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. (Сл.2)
    Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
   
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать.   (Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.)

Это можно сделать только с помощью действия.
     В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». (Сл.3)
 Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». 

(Сл.4)

1.КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Традиционный взгляд:

Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ

ФГОС         

Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности
        Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Посмотрите, пожалуйста на следующий слайд
(Сл.5)

Традиционное обучение

Инновационное

развивающее обучение

1) базируется на принципе доступности;

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся выступает в роли объекта ПД;

2) учащийся действует как субъект собственной УД;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

1.1. Системно-деятельностный подход 

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

                Для нас, учителей,  принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Эффект каждого воздействия на учащегося обусловливается его отношением к учению, уровнем подготовленности, другими индивидуальными особенностями. Взаимодействие учителя и ученика должны вызвать процесс самодвижения, саморазвития. Учебные действия, умственные и практические операции и действия, сознательная и целенаправленная регуляция собственного поведения и учения, формирование индивидуального стиля учебной деятельности являются главными продуктами учебно-воспитательного процесса.

(Сл.7) Переход к новым стандартам позволяет:

1. Измененить целевую установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».

2. Измененить принцип репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности (системно - деятельностный подход в обучении).

3. Перейти  от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.

4. Перейти от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному (продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока).

5. Создать информационно-коммуникационную образовательную среду.

6. Внедрить систему индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.

7. Персонализировать систему контроля результатов, учитывающую индивидуальные возможности и цели каждого ученика (причём оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой). Введение ученического портфолио.

 (Сл.8)Чему должен научиться ребенок?

Овладеть универсальными учебными действиями УУД.
В действии порождается знание!. 

(Сл.8)

1.2.Требования к результатам освоения основной образовательной  программы

Личностные: Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка.

Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания».

Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм;  способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Метапредметные:   Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.

Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических  операций сравнения,  анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Предметные: Основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания ; предметные и метапредметные действия с учебным материалом. 

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирова-ния у учащихся качеств толерантности,способности к самоопределению,самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим. Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму (пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов) обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Одной из форм реализации межпредметных связей являются бинарные уроки как наиболее интересные в рамках интегрированной образовательной технологии.

Безусловно, бинарный урок требовал  большой совместной подготовки,  тщательного планирования  от нас, так как урок делится на дополняющие друг друга части, избегающие дублирования.

Бинарный урок требовал и от обучающихся хорошей подготовки, так как урок проводился на этапе творческого применения уже изученного материала по дисципли-нам химия и материаловедение.

(Сл.11)

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся,

определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов

достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные

действия по намеченному плану

 (применяется групповой, индивидуальный

методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль

(применяются формы самоконтроля,

взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения

и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности

по её результатам (самооценивание,

оценивание результатов деятельности

товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание

из предложенных учителем с учётом

индивидуальных возможностей

1.3.Содержание основных этапов урока

1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностного   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность
(«хочу узнать»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо знать»);

- установить тематические рамки учебной деятельности
(«могу узнать»).

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:        

- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
достаточные для построения нового способа действий;

- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

- актуализировали   норму   пробного   учебного   действия
(«надо» - «хочу» - «могу»);

- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

- зафиксировали  возникшее затруднение  в  выполнении
пробного действия или его обосновании.

3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4.Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

- выбрали способ построения нового знания (как?) – метод  уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего? - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5.Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

- при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

- применить новый способ действий для решения задачи,
вызвавшей затруднение;

- зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

         6.Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во  

      внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.        

           Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

 - решили (фронтально, в группах, в парах в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

- при этом проговаривали  вслух выполненные шаги и их обоснование -     определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7.Основной цепью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (  переход извне внутрь.  формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности )  нового способа действии и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления .        

8.Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;

- организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

- организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

- при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

9.Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

2. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

1. Главной целью урока является развитие каждой личности  в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

4. Организация урока динамична и вариативна.

5. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

6. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

7. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

Условия развития УУД

                     Необходимо исключить                      Нужно стремиться

Цель       Передача готовых знаний          Развитие умений по применению  знаний 

Текст              Объяснить все так,                      Учитель-режиссер.

                 чтобы ученик запомнил            Ученик сам открывает новые знания

                 и пересказал знания                       через содержание УМК.

Методика Репродуктивные вопросы –

повторение и запоминание

чужих мыслей                                                 Продуктивные задания – получение

                                                                                нового продукта – своего вывода,

                                                                           оценки. Применение знаний в новых

                                                                                       условиях. Перенос знаний.

Итак:

Новое в стандартах

  • Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов
  • Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

        Концепция системно-деятельностного подхода

  • Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
  • Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.
  • Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.
  • Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в УД учащихся преобразует его в системно-деятельностный.

Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, а определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегии нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Такая расстановка акцентов требует личностно ориентированного подхода в системе развивающего обучения.

Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в последние годы в системе развивающего обучения. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений “учитель - ученик”.

Применение деятельностного подхода способствует повышению интереса к изучению химии у учащихся, помогает учителю добиваться высоких результатов в освоении предмета.

Для успешного формирования предметных компетенций разрабатываю учебные мероприятия, построенные на логическом развёртывании компонентов компетенции в ходе решения задач поисково-исследовательского, исследовательского и творчески-проблемного характера.

Мною разработаны методики формирования основных компетентностей, в которых можно выделить следующие этапы:

1) Осознание и формулирование проблемы.

2) Анализ ситуации.

3) Постановка цели.

4) Поиск недостающих данных.

5) Выбор подходящих способов деятельности.

6) Осуществление деятельности.

7) Соотнесение результатов с целью.

8) Коррекция деятельности. 

2.1.Технологическая  карта интегрированного урока по дисциплинам : «Химия», «Материаловедение»

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

I.Оргмомент

Преподаватель материаловедения. Здравствуйте! Вы, вероятно, удивлены тем, что наш урок сегодня проходит в необычной обстановке. Мы с вами часто говорили о том, что уроки материаловедения  очень тесно связаны с самыми разными дисциплинами, которые вы изучаете на других уроках, у вас появилась возможность убедиться в этом на практике. Сегодня проводить урок мы будем вдвоём с Галия Ислямовной – преподавателем  химии и биологии.

  1. Проверка  присутствующих
  2. Контроль внешнего вида обучающихся.  

Звучит легкая  музыка

Спорили девчонки…        (Слайд 2)

Нет волокон лучше хлопка (преподаватель материаловедения )

Посмотри, какая   кофта.

В ней уютно и комфортно,

Мягко, нежно и удобно.

Говорила Катя Свете.

Нет! -  сказала Света Кате. (Обучающаяся 1)

Лен красивый и   удобный

Плотный, гладкий.

Посмотри, какая юбка

Надеваю -  в пир и мир.(Обучающаяся 2)

Подошла Диана к ним

В платье-шелк она одета.

Ах, девчонки, посмотрите,

И прохладно и приятно,

И в жару, и в холод, даже

Мне носить такое платье

Удовольствие одно.  (Обучающаяся 3)

Что ты говоришь, Диана!?

Встрепенулась  вдруг Татьяна.

Разве в холод может шелк

Согревать нам тело в толк? (Обучающаяся 4)

Вот так спорили девчонки…

Нет волокон лучше хлопка…

Разве в холод может шелк

Согревать нам тело в толк? (преподаватель материаловедения)

Актуализация профессиональных компетенций  (слайд3)

Найдите ошибку (слайд 4, 5)

Познавательная-фиксируют проблему.

Коммуникативная – строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивная – принимают и сохраняют цель и задачу.

2.Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи

Преподаватель материаловедения. 1.Как им помочь решить этот спор?...     кофта, юбка, платье - это изделия, выполненные из различных материалов, тканей.  

 Преподаватель материаловедения. 2.Что является сырьем для производства тканей?

Ответ обучающихся: Волокна.

Преподаватель материаловедения. 3.Классификация волокон.

Ответ обучающихся  - Это натуральные  и химические волокна.

Преподаватель материаловедения. 4.Как определить из каких волокон сшиты изделия.

Ответ обучающихся: Способы   определения     волокнистого состава ткани:

1. Органолептический способ.

2. Лабораторный способ.

          Преподаватель материаловедения. 5.Может ли ткань быть вредной для здоровья? 

Обучающаяся: Ткани могут быть и полезными и вредными  для здоровья.

Молодцы! (слайд 7)

Преподаватель химии:

 Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая бы способствовала гармоничному существованию человека и природы, определяя превосходство качества жизни над количеством потребляемых благ.

Большинство людей подразумевают под экологией только охрану природы. А это далеко не так. Планетная система Земли включает в себя три взаимодействующие части. Центр этой системы – человек, который является частью природы, но живет в обществе, строит производственные отношения, преобразует материальный мир за счет переработки сырьевых ресурсов в готовый продукт. Так появился искусственный мир (не свойственный природе) – техносфера, которая включает в себя и одежду. Давайте, посмотрим небольшой видеофильм. (Фильм «Влияние экомоды на современный мир» «Волшебная лаборатория»).(слайды 8,9)

Преподаватель химии. Одно из свойств экологической одежды – это её 100 % натуральность. Если одежда из синтетических волокон затрудняет «дыхание» кожи, создает благодатную почву для расселения бактерий, иссушает и раздражает кожный покров, то натуральные ткани обладают прямо противоположными свойствами.

Вывод:

Тема нашего урока: Натуральные и синтетические  волокна. Изучение  свойств  и определение видов натуральных и синтетических тканей.(Слайд 10) 

Цель  урока: Создать условия для изучения состава и свойств натуральных  волокон через использование информационно-коммуникативную технологию.(слайд 11)

Задачи:

- обучающие: способствовать усвоению учащимися знаний о свойствах и способах получения натуральных  волокон через работу с обучающей программой “Органическая химия”; Содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.

-развивающие:  создавать условия для развития познавательного интереса к предметам технологии и химии, коммуникативных качеств, самостоятельности, настойчивости, элемента исследовательской работы;

-воспитательные:  содействовать воспитанию коллективизма,  толерантности, взаимопонимания. содействовать воспитанию коллективизма, воспитывать бережное отношение к ресурсам, взаимопонимания.

Познавательная – анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативная – осознанно строят  речевые высказывания.

Регулятивная – исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

3.Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Преподаватель материаловедения. Для работы вам необходимо    распределиться  по поисковым группам:  первая и   вторая лаборатории: (слайд 12)

В лабораториях каждая из вас  выбирает одну из предложенных  ролей:

“Теоретик”, “Эксперт”,  “Маркетолог”.

Преподаватель химии . Ребята, перед вами инструкционные  карты (слайд , приложение 1),  с которыми  вы работаете на уроке и продолжите работу  дома, пользуясь материалом учебника и указанными источниками информации в Интернете, дома также выполнить WEB-квест (приложение 3), решить задачу.

Преподаватель химии. “Теоретики” получили задание – подготовить презентацию об   истории, видах, районы  выращивания,  тканей из натуральных волокон.

        

План исследований -   первая лаборатория(слайд 13 ).

1.Презентация  -   «Натуральные волокна»

2.Презентация - « Применение тканей из натуральных    волокон»

3.Расследование о научном  эксперименте -  производстве  хлопка в  условиях Александрово –  Гайского  района. (Приложение2)  

А) Мы с вами выяснили, что к натуральным волокнам относятся: волокна растительного, животного  и минерального происхождения.

Б) Область применения тканей из натуральных волокон: повсеместно – это одежда, белье…

В)Узнали интересные факты, о результате научного  эксперимента -  производства  хлопка в  условиях Александрово –  Гайского  района. 

Г)маркетологи сделав  вывод 1 заполняют диаграмму:   «Заполните  следующую диаграмму», ( история, применение, …)

К защите приступает вторая лаборатория, план ее действий представлен на слайде()

План исследований -  вторая  лаборатории (слайд 36, 37).

1.Презентация  -   «Химические  волокна».

2.Презентация «Химия одевает нас красивее и лучше».

3.Исследование «Какую одежду предпочитают преподаватели и обучающиеся  нашего лицея!» (приложение  3)

Вывод:2 по ЛПЗ на табло таблица «Заполните  следующую диаграмму», ( история, применение,)

А) Мы с вами выяснили, что к химическим волокнам относятся волокна  формируемые из органических природных (искусственные волокна) или синтетических (синтетические волокна) полимеров.

Б) Область применения тканей из химических волокон: повсеместно – это красивая одежда, белье…

В)Узнали интересные факты, в результате исследования «Какую одежду предпочитают преподаватели и обучающиеся  нашего лицея!»(диаграмма)

Г) маркетологи сделав  вывод 1 заполняют диаграмму:   «Заполните  следующую диаграмму», ( история, применение, …)

Воспринимают ответы обучающихся.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4.Конструирование нового способа действия

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Преподаватель материаловедения.  Хорошо вспомнили об истории, виды, районы  выращивания, ткани из   химических и натуральных волокон,  провели исследование, узнали о научном  эксперименте. Это мы раскрыли часть темы нашего урока.

Спорили девчонки… (Слайд 16)

      …И услышав громкий спор

Знать, не тихий разговор…

Марина Николаевна  

И Галия Исламовна.

К нам с улыбкой обратились

Рассказов нам   о волокнах

Разрешить наш  спор стремились.

Не хотите ли, девчонки,

Мы продолжим разговор.

Из каких   видов тканей  

Одежду вам носить желанней?

Что приятно, что опасно,

Из чего состав одежды,

Где растет, и кто «дает»…

Материалы для шитья

Брюки, джинсы и платья.

Мы рассмотрим на уроке.

 Значит тема нашего урока:

«Натуральные  и  химические  волокна».

Нет волокон лучше хлопка, шелка, льна, химических волокон….. а  как определить  волокнистый состав ткани.

Ответ: Двумя способами: органолептическим  и   лабораторным  методом.

Актуализация  профессиональных компетенций (слайд 17)

Вопросы:

1 Дать определение волокнам; (Полимеры  линейного строения,  которые пригодные для  изготовления нитей, жгутов, пряжи, текстильных материалов.)

2. К натуральным  волокнам относят; (Растительные, животного и минерального происхождения )

3. Дать определение  тканям. (Целлюлоза, волокнистая структура)

Презентации подготовленные обучающимися к уроку. (Слайды 18-35)

Преподаватели раздают  поисковым группам    листы исследования (Приложение2), определяет время работы – 15 минут на данном этапе.

1.Учащимся предлагается рассмотреть коллекции “Волокна”.(слайд)

2.Вспомнить правила техники безопасности. (слайд  38)

        Инструкция

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО СПИРТОВКАМИ

Внимание!

              При выполнении опытов, помните и соблюдайте правила техники безопасности  обращения с нагревательными приборами и химическими реактивами!

Спиртовки широко распространены в химических кабинетах. Они просты по  устройству, но   требуют осторожности при эксплуатации.

Перед зажиганием спиртовки следует произвести внешний осмотр и удостовериться, что корпус ее исправен, фитиль вытащен на требуемую высоту и достаточно распушен, а горловина и держатель фитиля совершенно сухие. Если спиртом смочены держатель фитиля и горловина спиртовки, почти неизбежно произойдет взрыв паров внутри, следствием чего может быть нарушение целостности корпуса, выброс держателя, растекание спирта и пожар. Поэтому ни в коем случае нельзя зажигать спиртовку с остатками жидкости, а следует выждать некоторое время и дать ей обсохнуть.

Фитиль должен плотно входить в направляющую трубу держателя, иначе не исключена возможность вспышки паров внутри спиртовки.

Зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь  спичками.

Гасить спиртовку можно только одним способом — накрывать пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Заполняются спиртовки только этиловым спиртом. В самом крайнем случае можно заливать в спиртовки керосин (но не бензин, не метанол!).

В нерабочем состоянии спиртовки хранят в металлических ящиках для ЛВЖ или под тягой (в изолированном от других реактивов отсеке).

     Запрещается бегать по кабинету.

Запрещается начинать работу без разрешения учителя.

Внимательно слушать все указания учителя при проведении лабораторных опытов.

Аккуратно обращаться с кислотами и щелочами.

Не трогать реактивы руками.

Рабочее место содержать в порядке.

Преподаватель  химии: - Сейчас мы с вами проведём небольшое исследование в результате которого выясним как проявляют себя различные волокна во время горения, а затем используя полученные результаты попытаемся определить состав образцов ткани которые вам предоставлены.

Итак, у вас на столах у каждой группы:

-  оборудование для проведения исследовательской работы (спиртовки, зажимы, фарфоровые  чашечки, стеклянные палочки и спички);

- образцы  волокон: натуральное (шёлк), искусственное (вискоза), синтетическое (капрон),

 3 образца ткани под номерами.

Перед началом работы вспомним правила техники безопасности. (см. приложение 1).

Учитель демонстрирует последовательность выполнения работы, комментируя показ  

требованиями по ТБ.

Надежнее всего мы выясним тип волокна по его поведению в пламени. Такой анализ провести легко: кроме огня спиртовки и пинцета, нам ничего не понадобится. Внесем нить в верхнюю зону пламени, тотчас вынем ее из огня и посмотрим, разгорается пламя или, наоборот, затухает. Кроме того, обратим внимание на запах. При нагревании сухой пробы в пробирке мы получим несколько больше продуктов разложения, достаточно для испытания их реакции лакмусовой бумажкой. 
           Практическая  работа №1 (Слайд 39)

Задание: для первой  и второй групп

Распознайте по продуктам  сгорания   хлопок, шерсть и капрон (образцы выданы под номерами 1,2,3, 4, 5, 6).

Оборудование и реактивы: спиртовка, спички,  тигельные щипцы.

 Для распознавания волокон пользуйтесь таблицей «Свойства волокон»

Определение волокнистого состава ткани  органолептическим способом

Методические указания:

Данную работу обучающиеся  выполняют самостоятельно, руководствуясь рекомендациями.

1.Отложи кусочки тканей, с которыми будешь работать.

2.Распустить одну сторону образца.                                                                                          

3.Внеси свободные концы нитей образца в пламя зажигалки.

4.Проанализировать образцы горения волокна и по ним определить вид ткани.

5.Определить на ощупь гладкость и мягкость каждого образца.

6.Определить сминаемость образцов (сомните образец в руке, подержите 30 сек., а затем расправьте).

7.По срезам образца определите осыпаемость ткани.

8.Разорвите каждую нить и рассмотрите вид ее обрыва.

9.Обобщив полученные данные, определите по таблице вид ткани и впишите его в форму отчета.

10.Результатом самостоятельной работы по определению вида тканей будет коллекция тканей и собеседование по вопросам, а так же по проведению работы.

Форма отчета

Признаки вида тканей

Образцы

1

2

3

4

  5  

6

  1. Блеск
  2. Гладкая поверхность
  3. Мягкость
  4. Сминаемость
  5. Растяжимость
  6. Вид обрыва нити
  7. Горение нитей

          Преподаватель материаловедения. Обучающиеся  внутри группы распределяют задание и работают по инструкции (Слайд 39)

Для проведения ПР отводится 10 минут.

Во время выполнения работы обучающиеся используют кейс. (Приложение № 6,7,8 )

Они записывают в листах   исследования  результаты работы.

По окончанию работы обучающиеся докладывают о результатах своих исследований.

А теперь можно приступать к работе (обучающиеся работают в парах).

Первая группа исследует волокна тканей: работа с волокнами (волокна подписаны, на экране и на столах таблица с описанием признака горения), с помощью выданных реактивов определяют, волокна тканей (образцы выданы под номерами 1,2,3).

Девочки выполняют работу, сравнивают результаты с записями в таблице, делают вывод:

 -  в нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Кто же может представить себя без зонтика или классной сумки, а уж теплая искусственная шубка, на которую нет необходимости убивать животных, просто необходима любой, уважающей себя, девушке. Да и дорогие натуральные ткани не всем по карману.

Поэтому появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Применение этих волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство.

Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и эластичных искусственных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт.

Вывод: Действительно, то, что мы наблюдали, соответствует описанию представленному в таблице. Пробы:  №1 –шерсть №2 – лен    №3 – вискоза

Вторая группа исследует волокна тканей:– работа с волокнами (волокна подписаны, на экране и на столах таблица с описанием признака горения), с помощью выданных реактивов определяют, волокна тканей (образцы выданы под номерами 4,5,6).

Девочки выполняют работу, сравнивают результаты с записями в таблице. По окончании работы, девочки анализируют полученные результаты и делают выводы о том, какие из волокон присутствуют в тканях.

Вывод: Действительно, то, что мы наблюдали, соответствует описанию представленному в таблице. Пробы:  №4 – хлопок  №5 – натуральный шелк    №6 – капрон.

Первичное закрепление:

Рабочая карта по теме « Волокна»

1.Напишите что такое волокна:

Волокна- это…

2.Заполните  следующую диаграмму, используя материал урока . (См. приложение № 6)  

Зарядка  (Слайд 45-52)

Преподаватель химии.    Прежде чем приступить к следующему этапу нашего урока, ребята, давайте вспомним :

1.Какие полимеры природного происхождения вы знаете?

(Натуральный каучук, крахмал, целлюлоза, белки, нуклеиновые кислоты).

2.Какие синтетические полимеры мы изучили?

 (Синтетический каучук, многочисленные пластмассы)

3.Какие реакции лежат на основе получения высокомолекулярных соединений ?

(Реакции полимеризации и поликонденсации)

4.Какой процесс называют  полимеризацией?

 (Реакция полимеризации – это процесс соединения молекул в более крупные макромолекулы)

5.Какой процесс называют реакцией поликонденсации?

(Это процесс образования высокомолекулярных веществ из низкомолекулярных, идущий с отщеплением побочного продукта (чаще воды)

6.Что называется мономером?

 (Это исходное вещество. Низкомолекулярное, из которого синтезируется полимер)

7.Какую геометрическую форму могут иметь макромолекулы полимеров?

(линейную, разветвленную, пространственную)

Какие волокна называют химическими ?

(Волокна формируемые из органических  природных (искусственные волокна)или синтетические синтетические волокна) полимеров.

        Мы вспомнили, что к синтетическим высокомолекулярным веществам относятся многочисленные пластмассы, каучуки. И добавим еще один полимерный материал – волокна.

 Преподаватель химии  раздает инструкционные карты группам.        

Лабораторная работа №1

Задание:

Распознайте с помощью выданных реактивов хлопок, шерсть и капрон, шерсть, лен и вискозу (образцы выданы под номерами 1,2,3,4,5,6).

Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, штатив с пробирками, тигельные щипцы, стеклянные палочки, флаконы с 10% раствором щёлочи и конц. азотной кислотой.

Инструкционная  карта №1.  (для 1 и 2 лаборантов)

Опорные знания: (См. приложения...,  кейс, для распознавания волокон пользуйтесь таблицей «Свойства волокон»)

Цель эксперимента: Распознать  с помощью выданных реактивов хлопок, шерсть,  капрон, шелк, лен и вискозу (образцы выданы под номерами 1,2,3,4,5,6).

Ход эксперимента:

1.Тигельными щипцами внесите образец каждого волокна в пламя спиртовки, поднесите влажную лакмусовую бумагу к выделяющимся газам.

2.В пронумерованные пробирки поместите образцы волокон и добавьте к ним поочерёдно по 1 мл конц. азотной кислоты. Помешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете?

3.В пронумерованные пробирки поместите образцы волокон и добавьте к ним поочерёдно по 1 мл 10% раствора гидроксида натрия. Помешайте стеклянной палочкой.

Что наблюдаете?

1.Как можно определить капрон по продуктам термического разложения?

2.Почему шерсть окрашивается в азотной кислоте в жёлтый цвет?

Сделайте вывод:

1. Капрон. Плавятся и текут по каплям, издавая отвратительный запах  мышиного помета. Пары имеют щелочную реакцию. Остаток - твердая масса с окраской от коричневой до черной.

 2.Шерсть. С концентрированной азотной кислотой она дает при нагревании интенсивное желтое окрашивание (ксантопротеиновая качественная реакция на белок). Главная составная часть шерсти - кератин, белок .

Преподаватель химии.  Ребята! Химия  – удивительная страна атомов, протонов, ионов, формул. Нельзя отправляться в страну, не зная  правил безопасности. Не зная её языка и традиций. Давайте вспомним эти традиции.

Это, во - первых, знание правил техники безопасности. Перечислите, пожалуйста, какие правила нужно знать  при выполнении работы с кислотами и щелочами.

(ответы обучающихся).Соблюдать правила работы с концентрированными кислотами, аммиаком и нагревательными приборами.

Давайте посмотрим небольшой видеофильм о технике безопасности с кислотами и щелочами и оказание первой помощи при попадании кислот на кожу (№ 131483)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf   (Слайд 53)

Правила техники безопасности при работе с кислотами (№ 131482)

 (Оказание первой помощи при попадании кислот на кожу (№ 131483))http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ab-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_06.swf

 и провести опыты по распознаванию волокон, используя инструкционные карты.

Преподаватель химии.: - Сейчас мы с вами проведём   исследование в результате

которого выясним как проявляют себя различные волокна   при взаимодействии с растворами кислот и щелочей, а затем, используя полученные результаты попытаемся определить, с помощью таблицы, состав образцов ткани которые вам предоставлены.  

Итак, у вас на столах:

-  оборудование для проведения исследовательской работы (штатив с пробирками, тигельные щипцы, стеклянные палочки, флаконы с 10% раствором щёлочи и конц. азотной кислотой.);

- образцы  волокон:    образцы волокон (натуральные (шерсть, шёлк, лен), искусственное (вискоза, ацетат), синтетическое (капрон), 6 образца ткани под номерами.

Перед началом работы не забываем  правила техники безопасности. (см. приложение 2).

Учитель демонстрирует последовательность выполнения работы, комментируя показ  

требованиями по ТБ.

Проведение лабораторной работы.

 Преподаватель химии. Тема не является абсолютно новой для вас, так как природные полимеры-белки и целлюлоза изучались в курсе биологии  и органической химии. И теперь вам предстоит использовать свои знания по образованию водородных связей и качественную (ксантопротеиновую) реакцию на белки, а также вспомнить следующие понятия: “мономер”, “полимер”, “структурное звено”, реакции полимеризации и поликонденсации из курса органической химии. Для вашей группы  этот урок имеет профессиональную  направленность, так как ваша выбранная профессия – портные.

  Ребята! Шерсть состоит из тонких волоконец - фибрилл, каждое из которых представляет собой целое скопление клеток. Эти волоконца покрыты чешуйчатой роговой оболочкой. Главная составная часть шерсти - кератин, белок, содержащий 4 - 5% серы. Мы можем обнаружить серу и, тем самым, отличить шерсть от других волокон. 
           С этой целью
поместим в пробирку немного сухой овечьей шерсти, нагреем ее и в парах над пробиркой подержим полоску фильтровальной бумаги, или   лакмусовой бумаги  (пропитанную раствором этаната (ацетата) свинца).  Выделяющиеся пары обнаруживают щелочную реакцию.

Шерсть стойка к сильно разбавленным кислотам, но разрушается  концентрирован-ными кислотами и щелочами. С концентрированной азотной кислотой она дает при нагревании интенсивное желтое окрашивание (ксантопротеиновая качественная реакция на белок). Если затем пожелтевшую шерсть промыть водой и поместить в концентрированный водный раствор аммиака (нашатырный спирт), то она приобретет оранжевую окраску. Чтобы убедиться в этом, давайте, посмотрим видеоопыт «Ксантопротеиновая реакция на белки « (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7fc9510d-3617-92a5-b05c-2d9346b131c5/?fullView=1) (Слайд 54)

А теперь, давайте, приступим к лабораторной работе.

Познавательная – проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Коммуникативная – участвуют в обсуждении содержания материала.

Регулятивная - принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.

  1. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью

По окончании лабораторной работы :

        Преподаватель химии. Учитель химии подводит итог  лабораторно-исследовательской работы.

Итак, 1.Как можно определить капрон по продуктам термического разложения?

Ответ: капрон размягчается, загорается в пламени и расплавляется, стекает каплями, твердый блестящий темный шарик. Волокно легко воспламеняется, в расплавленном состоянии интенсивно горит с выделением большого количества дыма, в котором содержатся много продуктов разложения. 

        2.Почему шерсть окрашивается в азотной кислоте в жёлтый цвет?

Ответ: Свободная азотная кислота при достаточной концентрации фиксируется белками, окрашивая их в желтый цвет, переходящий от аммиака в оранжевый (ксантопротеиновая реакция которую мы смотрели в видео фрагменте). Часть исследуемой жидкости выпаривают с шерстяными нитками, при этом шерсть(белковое вещество) окрашивается в желтый цвет, переходящий при добавлении раствора аммиака в оранжевый (свободная азотная кислота).

Познавательная - осуществляют  работу по выполнению отдельных операций.

Коммуникативная - учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивная -  осуществляют самоконтроль.

 

6.Применение общего способа действия для решения частных задач

Коррекция отработки способа

Преподаватель химии. А теперь, давайте, закрепим полученные знания. выполнив тестовые задания

Вариант 1

1.Каким методом получают синтетическое волокно капрон:

        а /полимеризацией,

        в/поликонденсацией,

        в. /изомеризацией,

        г. /этерификацией.

2.Какие исходные вещества служат для синтеза лавсана:

        а /терефталевая кислота,

        б /глицерин,

        в /этиленгликоль,

        г /ацетальдегид.

3.Какие волокна относятся к синтетическим?

        а /капрон,

        б /вискоза,

        в /нитрон,

        г /шерсть.

4.Какое из волокон относится к полиамидным?

        а /вискоза,

        б /лавсан,

        в /капрон,

        г /ацетатное.

  1. Какое строение полимерной цепи имеют микромолекулы

        капрона:

        а /линейное,

        б /разветвленное,

        в /пространственное,

        г /не знаю.

Вариант 2

1.Каким методом получают синтетическое волокно лавсан:

        а /полимеризацией,

        в/поликонденсацией,

        в. /изомеризацией,

        г. /этерификацией.

2.Какие исходные вещества служат для синтеза капрона:

        а /α– аминокапроновая кислота,

        б /β – аминокапроновая кислота,

        в/ε – аминокапроновая кислота,

        г / – терефталевая кислота.

3.Какие волокна относятся к искусственным?

        а /капрон,

        б /вискоза,

        в /ацетатное,

        г / нитрон.

4.Какое из волокон относится к полиэфирным?

        а /ацетатное,

        б /капрон,

        в /лавсан,

        г /вискоза.

              5. Какое строение полимерной цепи имеют макромолекулы лавсана:

        а /линейное,

        б /разветвленное,

        в /пространственное,

                                   г /не знаю. 

Ответы: 1 вариант-    1-в; 2-а; 3-а,в; 4-в; 5-а. (слайд 56)

                 2 вариант -   1-в; 2-в; 3-б,в; 4-в; 5-а.

А теперь, поменяйтесь тестами и проверьте работу товарища по парте.

Посмотрите правильные ответы. Поставьте оценки.  Нет ошибок «5»;      1  ошибка-«4»;              2 ошибки – «3» .

Преподаватель химии. Заканчивая урок, я хотела бы сказать несколько слов ещё об экологии.

В нашей стране присвоение каждому новому году своей темы уже стало традицией.  Вслед за годами Учителя, Российской Космонавтики и Истории был объявлен и год Охраны окружающей среды.

Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» был подписан президентом страны Владимиром Путиным летом прошлого года. Целью 2013 года в данном документе поставлено обеспечение прав каждого человека на проживание в благоприятной экологической обстановке.

 Хочу  отметить, что одежда из  экологически чистых тканей позволяет не только чувствовать себя комфортно и избежать проблем со здоровьем, она также даёт возможность ощутить гармонию природы. Научно доказано, что натуральные материалы успокаивают нервы, предотвращают стресс, нормализируют самочувствие.
            Таким образом, внедрение эко-стиля в современном дизайне одежды – это не возврат назад, а уверенный шаг вперёд. Ведь в эпоху нарушения экологического баланса одежда будущего должна быть в первую очередь безвредной.

Познавательная -  применяют новый способ. Обработка операций, в которых допущены ошибки.

Коммуникативная – строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивная -  самопроверка.

Отрабатывают способ в целом.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

7.Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль

Подведение итогов работы на уроке

1) анализ хода выполнения обучающимися практической работы;

2) поощрение обучающихся, соблюдавших технику безопасности, ход выполнения заданий, аккуратно заполнивших таблицу;

3) выставление оценок по двум дисциплинам (после проверки отчётов);

4) рефлексия.

  Домашнее задание

1)Повторить тему по химии «Пластмассы и волокна как полимерные (высокомолекулярные) соединения»,  Гл.12. стр. 225,

2)Пользуясь материалом учебника и указанными источниками информации в Интернете, дома также выполнить WEB-квест,   решить задачу.

(приложение 3),

Преподаватель химии. Передаю слово учителю материаловедения.

ОБЩИЙ ВЫВОД сформулировать из вопросов по ЛПЗ на табло таблица «Заполните  следующую диаграмму», которая постепенно заполняется по ходу решения лабораторных работ и выводов учащихся  (приложение 6) для рекламы.

Печатается  буклет – памятка  сделанных из выводов обучающихся полученных в результате освоения знаний  на уроке. (Приложение № ) 

Познавательная – выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативная – рефлексия своих действий.

Регулятивная -  

осуществляют пошаговый контроль по результату.

Заключение

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Особенности современного урока:

1) Основная форма взаимодействия учителя и ученика - сотрудничество. Учитель не излагает на уроке готовое решение, а ставит проблему. Урок становится инструментом совместного поиска  решения этой проблемы, причем разными видами технологий.

2) Современный урок отражает реальную жизнь.

3) Использование интегрированного урока. Объединение естественно научных дисциплин (физики, химии, биологии, географии) для исследования единого объекта.

4) Групповая форма обучения, взаимообучение в группах, в целом отражает практику реальных научных исследований.

5) Современный урок насыщен разнообразными материалами на печатной основе (инструкции, алгоритмы, сборники задач, таблицы).

6) Несмотря на разнообразие технологий, стержнем урока остается личность учителя!!!

Общие требования к современному уроку химии:

1) Направленность на достижение конкретных целей обучения, воспитания, развития учащихся.

2) Научность содержания: теоретически и методологически правильное раскрытие основных теорий, законов, понятий, фактов химии, указанных в школьной программе, показ их в развитии по мере продвижения учащихся в учебном познании.

3) Использование всех возможностей содержания и методов обучения для развития интереса учащихся к учению, логического мышления, творческих способностей.

4) Использование новейших достижений науки, построение урока на основе закономерностей  учебно-воспитательного процесса.

5) Реализация на уроке в оптимальном отношении всех дидактических принципов и правил.

6) Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

7) Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

8) Связь с ранее изученными знаниями и умениями.

9) Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

10)Эффективное использование педагогических средств.

11)Связь с жизнью, личным опытом учащихся.

12)Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

13)Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

14)Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

15)Привитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке в ее фронтальных, групповых и

     индивидуальных формах

Список литературы

1.ФГОС

2.Абасов З.А. Системный подход при проектировании целей урока / З.А. Абасов // Завуч. - 2003.- N2. - С. 68.

3.     Александров Г.Н.  Парадигма классно-урочной системы в современных условиях : [Сред. шк.] / Г.Н. Александров, В.А. Пашаев // Проблемы педагогики начальной, средней и высшей школы. - Владикавказ, 1998. -Вып.1. - C. 21-23

4.     Александрова Е. Современный урок: каким он видится учителям и каким - ученикам / Е. Александрова // Директор школы. - 2002.- N8. - С. 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по химии «Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии»

Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничест...

Суртификат. Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС.

Суртификат. Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС....

Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии

Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению пред...

Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»

Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»...

Презентация "Системно - деятельностный метод как средство повышения качества знаний по химии и активизации познавательной деятельности учащихся".

В презентации представлены приемы организации работы учащихся на разных этапах урока открытия нового знания СДМ, способствующие активизации познавательной деятельности....

Технология системно-деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках технологии

Системно-деятельностный метод обучения на уроках технологии,  как одна из основных форм формирования УУД, дающая возможность самостоятельного  усвоения новых знаний и компетентностей, умения...