План урока по теме: "Корень. Внешнее строение корня"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
План урока по теме: "Корень. Внешнее строение корня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnee_stroenie_kornya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Корень. Вешнее строение корня.
Цели:
1. Изучить внешнее строение корня.
2. Показать разные виды корней и их многообразие.
3. Изучить типы корневых систем и научить распознавать их на натуральных объектах.
4. Продолжить отрабатывать навыки в решении проблемных задач методом исследовательской деятельности.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания.
На предыдущих уроках мы с вами приступили к изучению глобальной темы: «Органы цветкового растения». Растение это живой организм, а в организме все взаимосвязано, поэтому чтобы вы более полно усвоили новый материал, необходимо вспомнить ранее изученную тему. Какая тема из этого раздела была изучена первой? Это тема «Семя».
1 задание
Перед вами логический ряд. Все ли из этих семян встречаются в природе?
Двудольные Тредольные Однодольные
Так какой вы можете сделать вывод?
Вывод: растения бывают однодольные и двудольные.
2 задание
В природе нас с вами окружает огромное количество растений. Каждый из нас имеет любимое растение. Кто - то любит розы за их тонкий аромат, кому то больше нравятся нежные ромашки.
- А все ли растения оставляют семена?
В крестиках ноликах вам нужно найти выигрышный вариант растения, которые размножаются семенами.
ель | ягель | кукушкин лен |
сфагнум | тыква | Фасоль |
папоротник | овес | сосна |
Вывод: Семена образуют только покрытосеменные и голосеменные растения.
Правильно голосеменные и покрытосеменные растения размножаются семенами. А какое строение имеют семена?
Работа с диском и натуральными объектами.
Строение семени фасоли.
Вывод: Цветковые растения, имеющие семя с двумя семядолями называются двудольными.
Строение зерновки плода пшеницы.
Вывод: Цветковые растения, имеющие семя с одной семядолей называются однодольные.
Так как однодольные и двудольные относятся к разным типам семян, у них есть сходства и есть отличия.
Давайте сравним эти семена.
Сходство | Отличия |
Проектная деятельность.
Какое сейчас время года? Осень. А какое это время для людей, выращивающих растения? Время собирать семена. Время скоротечно и не успеем мы с вами оглянуться, как наступит весна, а с ней придет и время посадки растений.
- А каким способом мы чаще сажаем растения?
- Семенами.
- А как вы думаете, все ли семена взойдут после посадки? Не все. Значит, есть условия необходимые для прорастания семян.
Вашим домашним заданием было проведение эксперимента, чтобы выявить условия, необходимые для прорастания семян. Все вы подготовили отчеты о проделанной работе. Итак, каков алгоритм данного эксперимента. Даша подготовила нам отчет о проделанной работе. Ваша задача внимательно ее выслушать и сделать самостоятельно вывод.
- Взяла семена.
- Одни семена оставила сухими.
- Другие залила полностью водой.
- Следующие слегка увлажнила.
- Увлажненные семена разделила поровну.
- Одну часть поставила в холодильник.
- Вторую поставила в теплое место.
- В итоге проросли увлажненные семена, которые находились в теплом месте.
Какой мы можем сделать из этого вывод?
Какие условия необходимы для прорастания семян?
Вывод:
- Влага
- Воздух
- Тепло
А почему вы не называете свет? Свет является необходимым условием или нет?
Нет, так как семена в большей мере прорастают в почве, а в почве темно.
Вы у меня теперь настоящие эксперты по посадке и выращиванию растений. Тогда решите такую проблему. В редакцию телепередачи «Во саду ли в огороде» пришло письмо: «Здравствуйте уважаемая редакция. Меня очень заинтересовала одна пословица. Вот она: «Сей овес в грязь, будешь князь». Почему так говорят»?
Нет на Земле ни одного человека, который бы не восхищался красотой цветущего луга, или красотой и ароматом цветущего сада. А как вы думаете, откуда в природе такое огромное разнообразие растений? Растения распространяются. Как? Семенами. Давайте с вами вспомним основные способы распространения семян? Для этого вам необходимо решить головоломку.
Молодцы! Спасибо вам за активную работу. Какой же вывод мы с вами можем сделать?
Вывод:
Семена: однодольные и двудольные.
Существуют разные условия прорастания семян.
Есть растения, которые семян не имеют.
У растений существуют разные способы распространения семян.
- Изучение нового материала.
Типы корневых систем.
Первым пунктом плана изучения нового материала у нас типы корневых систем.
Денис и Кристина провели дома исследовательскую работу по проращиванию семян. Проращивали они семена разные. Денис – фасоли. А Кристина – кукурузы.
Отчеты о своей проделанной исследовательской работе они представят нам в виде рисунков.
Вспомните, к каким растениям относится фасоль?
- двудольные
Кукуруза?
- однодольные.
Посмотрите внимательно на рисунки и найдите отличия в прорастании растений? (подсказка вспомните тему урока).
В чем отличие корней? У фасоли мы можем выделить главный корень, а у кукурузы все корни одинаковые.
В природе существует два вида корневой системы: стержневая и мочковатая.
Корневые системы
Стержневая Мочковатая
(двудольные) (однодольные).
Зная тип семени можно определить тип корневой системы, и наоборот, зная тип корневой системы, можно определить к какому типу относятся семена.
Внешнее строение корня.
Следующим пунктом плана идет внешнее строение корня.
Мы с вами уже выяснили. Что в организме растения все взаимосвязано: есть разные типы семян, разные виды корней. А какое внешнее строение имеют корни? Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо выполнить лабораторную работу. В тетрадях пишем лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения корня». У вас на столах лежат гербарные экземпляры. Внимательно рассмотрите их на основании изученных экземпляров и параграфа учебника вы выполняете лабораторную работу. В помощь вам у вас на столах лежат инструктивные карточки для лабораторной работы. Работаете вы в парах. По окончании работы вы должны ответить на следующие вопросы:
- Как называется корень, развивающийся из зародышевого корешка семени?
- Как называются корни, отрастающие от стебля и листьев.
- Какие корни отходят от главного и придаточного?
- Как называют корневую систему, в которой главный корень недостаточно развит, или рано отмирает.
Проверяем:
- Главный корень.
- Придаточные.
- Боковые.
- Мочковатая.
Вывод: Выводом к данному пункту плана явится правильно собранный на доске корень растения.
Закрепление.
Соедини пары.
Корневые системы Растения
Мочковатая
Стержневая
Фасоль
Рожь
Пшеница
Горох
Подсолнечник Кукуруза
Решение биологической задачи.
Благодаря мощной корневой системе гектар эвкалиптового леса за год высасывает из почвы и испаряет 12 миллионов литров воды – 12 тысяч тонн, что используется для осушения болотистой местности. Предложите способ осушения Колхидской низменности.
В басне «Листья и корни» И.Крылова, корни, споря с листьями, говорят:
- Мы те,
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас.
В чем ошибка знаменитого баснописца.
Следующее задание:
Переставьте буквы местами вы получите названия разных корней.
НЫЙДАТОЧПРИ ПРИДАТОЧНЫЙ
ВОЙКОБО БОКОВОЙ
НЫЙГЛАВ ГЛАВНЫЙ
Итог урока. Сегодня на уроке мы с вами вспомнили типы семян, распространение семян, условия их прорастания. Изучили на уроке типы корневых систем, изучили внешнее строение корня.
Д.З. Дифференцированное.
А. стр. 52 №1-2
- В. Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в V веке до н.э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему все это привело?
- C. Ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя, трава. Почему?
Проектная деятельность.
Исследуйте внешнее строение моркови. Докажите, что морковь это видоизмененный корень.
Аукцион.
Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти растения, их ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же это ягода. Растение относится к классу двудольных. (Огурец).
Этот плод употребляется в свежем, сушеном, моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое ( опылители – насекомые), морозоустойчивое, выдерживает морозы до – 30 градусов. Плоды полезные, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь. (Яблоко).
Это семена. Родина этого растения – Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получить из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что это за лакомство? (Семена подсолнечника).
Это талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект, поперек объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что это? (Луковица).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."
При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...
Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"
Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата...
урок по теме "корень n - степени. Преобразование корней"
План-конспект урока № 10. А.11 класс. Понятие корня n – ой степени. Свойства корня n – ой степени. УМК Мордкович Цели урока: - закрепление нового материала,- закрепить определение корня...
Тема. Корень. Внешнее строение корня.
Сформировать знания о корне, как главном вегетативном органе растения; формирование знаний о внешнем строении корней типах корневых систем. Раскрыть функ...
Тема. Корень. Внешнее строение корня. (6 класс)
Сформировать знания о корне, как главном вегетативном органе растения; формирование знаний о внешнем строении корней типах корневых систем. Раскрыть функции корня и его значение в жизни растений; ра...
Тема. Корень. Внешнее строение корня.
Сформировать знания о корне, как главном вегетативном органе растения; формирование знаний о внешнем строении корней типах корневых систем. Раскрыть функции корня и его значение в жизни растений; ...
урок на тему "Корень и его строение"биология – 6 класс
биология – 6 класс урок на тему Корень и его строение задачи урока: а) сформировать у школьников понятия о развитии корня, о типах корневых систем, об особенностях их...