Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

 

 

                На уроках биологии очень эффективной является групповая работа. Предлагаю разработку одного из таких уроков по теме: «Химический состав растений».  Данный урок является первым в теме: «Жизнь растений» курса биологии 6 класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskiy_sostav_rasteniy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Химический состав растений.

Цели урока:

Образовательная: создать условия для изучения химического состава растений, о неорганических и органических веществах растений.

Развивающая: содействовать   развитию навыков исследовательской деятельности,  умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развитию интеллектуальных  и коммуникативных  умений.

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения  к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле; воспитанию  навыков работы в группе.

Оборудование: стакан с водой, спиртовка, спички, железная ложечка, пробирка, мука, семена подсолнечника, пшеница, сухие листья, картофель, скальпель.

План урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. В него входят различные водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Растения, различные по продолжительности жизни, строению, размерам, живут в различных условиях, но все они живые организмы. Для них характерны основные процессы жизнедеятельности – питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие и размножение. Все эти жизненно важные процессы мы изучим в новой теме:

       Тема:    «Жизнь растений», открыть страницу  141  учебника, прочитайте, что вы узнаете из этой главы, чему научитесь.

  И так, тема сегодняшнего занятия:  «Химический состав  растений». Сформулируйте цель урока.

III. Изучение новых знаний

  1. Химический состав растений

(Изучение нового материала   в форме групповой работы. Каждая из четырех групп получает индивидуальную рабочую карту с заданиями).

Задания для работы в группе.

 Группа 1.

  Объекты   исследования: зеленые листья, корни и семена пшеницы. Положите в пробирку несколько семян, или кусочки корня,  листьев и нагрейте их на слабом огне.  Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Группа 2.

Объекты   исследования:  сухие листья и стебли, семена пшеницы. Нагрейте их на металлической пластине.   Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Группа 3.

  Объекты   исследования:  тесто из пшеничной муки и клубень картофеля.  

Возьмите комочек  теста, положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан.  Что наблюдаете? Какое это вещество осталось на марле? На срез клубня картофеля капните йод. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Группа 4

  Объект   исследования: семена подсолнечника.  Положите семена подсолнечника на бумагу и раздавите их. Что появилось на бумаге. Сделайте вывод.

Группа 1.

Ученик: Объектами нашего исследования были  зеленые листья, корни и семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.

Группа 2.

Ученик: Объектом исследования нашей группы были сухие листья и стебли, семена пшеницы. После их сжигания осталась зола.

Наш вывод: в состав растений входят минеральные вещества (соли).

Группа 3.

Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть белки и углеводы. 

Группа 4

Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры.

Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем!

IV. Формирование умений и навыков.

1.Отчет групп.

2.Выполнить задание.

А) Группы 1 и 2 работают с текстом учебника и отвечают на вопросы к нему.

Б)Группы 3 и 4 анализируют сравнительную таблицу 2, отвечают на вопросы.

     Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в %    

Растение

Содержание в % от общей массы

вода

белки

углеводы

жиры

минеральные  соли

пшеница

12

14

67,5

2,0

1,8

кукуруза

15

9

68,0

4,7

1,5

подсолнечник

8

22,0

12,0

50,0

3,5

1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?

2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?

3. Каких веществ больше в семенах растений?

4. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?

5. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?

6.Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений?

(Чтобы грамотно их  использовать в быту, в промышленном производстве)

3.Выполнить задание 1 на стр 144 учебника.

Физминутка

V. Контроль усвоения полученных знаний.

 Выполните тест  «Один вопрос – один ответ».

1. К неорганическим веществам относится

А) белки,   Б) витамины  В) вода

2. Способны гореть

А) органические вещества  Б) неорганические вещества   В) все вещества

3. Больше всего воды содержится:

А) в семенах пшеницы,   Б) листьях капусты,  В) стволе дерева

4. Каких веществ больше в семах растений?

А) неорганических   Б) органических

5. Больше всего содержится жиров в семенах

А) пшеницы  Б) гороха   В) подсолнечника.

Ответы для самопроверки: 1) В, 2) А, 3) Б, 4) Б, 5) А.

VI. Подведение итогов.

Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?

Оцените свое участие в работе группы

VII. Домашнее задание.

Изучить п. 32, ответить на вопросы к нему.

* Выполнить задание  для самостоятельной работы №2 (стр144), результаты оформить в тетради в виде таблицы

Что делаю

Что наблюдаю

Выводы

Дополнительное задание (по выбору). Подготовить сообщения о растениях, из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства.

VIII. Рефлексия.

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"

Урок биологии в 6 классе с демонстрацией опытов, доказывающих состав растений...

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе "Употребление наклонения" "Химический состав растений"

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе " Употребление наклонения" " Химический состав растений"Учитель русског языка : Винокурова Н.М.Учитель биологии : Журавлева Л.В....

Презентация к уроку биологии"Отдел голосеменные растения" 6 класс

Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение голосеменных...

Конспект урока биологии "Химический состав клетки"

В конспект урока прилагается технологическая карта...

Сценарий урока-исследования « Химический состав растений»

План-конспект урока, инструктивные карты опытов...

Презентация к уроку биологии по теме "Растения "

Презентация к уроку биология: программа БИОЛОГИЯ, 5 касс .Автор  И.Н.Пономарева –М.:Вентана-Граф,2012Учебник: Биология: 5 класс: И.Н. Пономарева,И.В.Николаев,О.А.Корнилов.-М.;Вентана-Граф, ...

Технологическая карта урока биологии "Воздушное питание растений"

Материал содержит технологическую карту урока биологии в 6 классе на тему "Воздушное питание растений" с заданиями для организации смыслового чтения...