Рабочая программа по биологии 5 класс (линейный курс)
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ № 2 р.п. Мулловка. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ № 2 р.п. Мулловка. Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012год требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 142.5 КБ |
5_kl_kalendarno-_tematicheskoe_planirovanie.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Мулловка
Мелекесского района Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____________________
Приказ № ____
от «____» ____________2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ для 5 класса
уровень базовый
2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Программы основного общего образования.
Биология 5 –9 класс . Линейный курс
Н.И.Сонин, В.Б.Захаров М.:Дрофа,2012.
Разработчик программы: Демкова Елена Анатольевна,
учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА:
на МС Зам. директора по УВР
Протокол № ___ ____________________
от «____» августа 2015 г. «____» _______2015 года
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ № 2 р.п. Мулловка. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ № 2 р.п. Мулловка. Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012год требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс А.А. Плешаков, Н.И.Сонин 35 ч , 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесен из раздела 1 час , он отводится на обобщающее повторение , а итоговый контроль и введение введены за счет 2 часов из раздела 3 « Среда обитания живых организмов».
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп .
Результаты изучения предмета в основной школе
разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны
в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
- Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
- понимании сложности и противоречивости самого процесса познания;
- Уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей- ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Результаты изучения биологии в 5 классе.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
- умение работать с разными источниками биологической информации( в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере :
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды.
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах- органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных.
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере :
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) 4. 4.В сфере физической деятельности:
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
Введение:
- Живой организм: строение и изучение
- Многообразие живых организмов
- Среда обитания живых организмов
- Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика.
По разделам проводится разноуровневое тестирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс линейная линия
(35 ч , 1 ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение(8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов(14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов(4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —
степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы :
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)
- Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита
планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
- В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
- Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- Стартовой диагностики;
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защиты итогового индивидуального проекта.
- Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
- первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
- выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
- При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Резервное время — 2 часо
Тематический план
Название темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
Тема 1.1 Что такое живой организм | 1 |
Тема 1.2 Наука о живой природе | 1 |
Тема 1.3 Методы изучения природы | 1 |
Тема 1.4 Увеличительные приборы | 1 |
Тема 1.5 Живые клетки | 1 |
Тема 1.6 Химический состав клетки | 1 |
Тема 1.7Вещества и явления в окружающем мире | 1 |
Тема 8.8 Великие естествоиспытатели | 1 |
Раздел 2.Многообразие живых организмов
Тема 2.1Как развивалась жизнь на Земле | 1 |
Тема 2.2 Разнообразие живого | 1 |
Тема 2.3Бактерии | 1 |
Тема 2.4Грибы | 1 |
Тема 2.5Водоросли | 1 |
Тема 2.6 Мхи | 1 |
Тема 2.7 Папоротники | 1 |
Тема 2.8 Голосеменные растения | 1 |
Тема 2.9 Покрыто-семенные (цветковые) растения | 1 |
Тема 2.10 Значение растений в природе и жизни человека | 1 |
Тема 2.11Простейшие | 1 |
Тема 2.12Беспозвоночные | 1 |
Тема 2.13Позвоночные | 1 |
Тема 2.14 Значение животных в природе и жизни человека | 1 |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Тема 3.1Три среды обитания | 1 |
Тема 3.2Жизнь на разных материках | 1 |
Тема 3.3 Природные зоны Земли | 1 |
Тема 3.4 Жизнь в морях и океанах | 1 |
Раздел 4.Человек на Земле
Тема 4.1 Как человек появился на Земле | 1 |
Тема 4.2 Как человек изменил Землю | 1 |
Тема 4.3 Здоровье человека и безопасность жизни | 1 |
Тема 4.4 Растения и животные, занесённые в Красную книгу. | 1 |
Тема 4.5 Обобщающее повторение | 1 |
Тема 4.6 Итоговый контроль | 1 |
Резерв времени | 2 |
Итого | 35 |
Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение учебного процесса.
В школе имеется кабинет биологии, оснащенный, с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Он является той информационной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и внеурочные и внеклассные занятия. Проводятся занятия Экологического детского объединения ШЭГ (школа экологической грамотности).
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: препарированные и живые растения, животные их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на информационных носителях, компакт-диски, проектор, учебно-методическую литературу для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно-диагностические тесты.
Темы проектов
- Редкие растения и животные , занесенные в Красную книгу региона.
2.Первоцветы нашей местности.
3. Проект «Мое дерево».
4. Зимующие и кочующие птицы нашего поселка.
5.Мое любимое животное.
6.ЗОЖ ученика 5 класса.
Творческие работы учащихся ( сообщения, рефераты ,кроссворды, презентации.»
1.Великие естествоиспытатели.
2.Разнообразие живых организмов.
3. Значение бактерий в природе и жизни человека.
4.Разнообразие растений и их значение в жизни человека.
5. Многообразие голосеменных и их значение в жизни человека и природе.
6. Многообразие покрытосеменных и их значение в природе и жизни человека.
7. Многообразие животных и их значение в жизни человека.
Вводная диагностика по биологии 5класс
Тест
1Наука биология изучает?
А. Растения Б. животных В. Живые организмы
2. Определи признак живого
А. Наблюдение. Б. Измерение. В. Дыхание.
3. Все живые организмы состоят
А. Из веществ. Б. Из предметов. В. Из клеток.
4.Что относится к веществу?
А. Вода. Б. Земля. В. Планета.
5. Определите явление природы
А. Свет. Б. Радуга. В. Лед.
Промежуточнный контроль
1.Что относится к методам изучения природы.
1.наблюдение 2. Движение 3.питание
1. эксперимент 2.дыхание 3.размножение
2. Единицей строения живых организмов является…..
3. Какие особенности клеток говорят о том что они живые?
4. Какие вещества относятся к неорганическим?
5. На какие царства ученные делят природу?
6. Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями?
7. Определи съедобные и ядовитые грибы
1. опенок ложный, лисичка, мухомор, масленок. 2. Сыроежка, подберезовик, желчный гриб, опенок луговой.
7. Выбери необходимые условия для фотосинтеза.
8. Докажи, что обыкновенная амеба и инфузория туфелька относятся к простейшим.
Итоговый контроль.
- Как называется группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции.
- Материалы 2.ткани 3. Хлоропласты 4. Лейкопласты
- Как называется ткань, по которой передвигаются питательные вещества?1. покровная. 2. Проводящая. 3. Основная. 4. Образовательная.
- Благодаря какому веществу растения способны к фотосинтезу?1. хлоропласты 2. Хлорофилл 3. Лейкопласты 4. вакуоль
- Как называется наука, изучающая грибы? 1. Ботаника 2. Зоология 3. Экология 4. Микология
- Какая группа организмов самая древняя на планете? 1. Растения 2. Грибы 3. Лишайники 4. Бактерии.
6. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна.
7. Кто где живет?
Жук , муха, стрекоза, сом, крот, лягушка, слепыш.
Среды жизни- водная, почвенная, наземно- воздушная.
7.Перечислите экологические проблемы современности.
8.Вредные привычки 1. Курение 2. Питание 3. Сон
Литература:
- Атлас определитель «Дикорастущие растения» ДРОФА г. Москва 2007 г. В.С.Новиков, И.А.Губанов;
- Атлас определитель «Растения леса», «Животные луга», «Птицы леса», «Животные леса», «Растения луга» г. Москва ДРОФА 2007 г. Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов.
- Биология. Введение в биологию. 5 класс - учеб. пособие: М. : Дрофа, Вертикаль, 2012.
- Земноводные и пресмыкающиеся Ульяновской области г.Ульяновск 2001 г. «СИМБИОЗ» В.А.Кривошеев.
- Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. Пособие/Е.В.Тяглова-2-е изд.,стереотип.-М: Планета,2010.-255с.-(Уроки мастерства).
- Красная книга Ульяновской области/ под редакцией Е.Н. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова, Правительство Ульяновской области, - Ульяновск: Издательство «Артишок» 2008 г., 508 с.
- Красная книга России;
- Охраняемые территории и памятники природы Ульяновской области г. Ульяновск «Дом печати»1997 г. В.В. Благовещенский;
- Рабочие программы по биологии 5-9 классы / сост. Г.М. Пальдяева: - М. : Дрофа, 2012.
- сайт Htt // f ejon . edu.pu
1 1.сайт Htt//school-collectjon.edu.ru
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
Предмет биология
Класс 5
УМК учебник: Биология. Введение в биологию. 5 кл. для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
–М.:Дрофа ,2013г..
№ УЗ | Дата план/ факт | Тема урока | Тип урока/ ФОПД | Планируемый результат | Система контроля | Основные средства обучения | Литература д/з | |||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||
1 | Введение | Вводный/ Групповая, Индивиду-альная | Формирование познаватель-ных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Умение использо-вать речевые средства для аргументацисвоей пози-ции, точки зрения. | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии,техника безопосности. | Опрос,Ввод-ная диагностика. Тест. | Учебник,наглядные пособия,определители, атласы. | 1-3 стр. | ||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов. | ||||||||||
2 |
| Что такое живой организм. | Урок изучения нового материала/ Фронтальная парная | Формировать познаватель-ный интерес | Уметь сопоставлять свойства живых организмов | Знать свойства и основные признаки живого организма | Ответы на вопросы | Плакат,муляжи,живые растения | Пр.№1стр.6-11. | |
3 |
| Наука о живой природе | Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная, групповая | Формировать навыки осознания ценности живых объектов | Уметь ставить задачу Определять значение биологических знаний в современ-ной жизни. | Знать основные свойства живой природы | биодиктант | плакат | Пр№.2 стр14-16 | |
4 |
| Методы изучения природы | Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная, групповая | Формировать ответственное отношение к обучению | Уметь проводить наблюдения,измерения,опыты. | Знать характеристику методов биологических исследований. | Ответы на вопросы, задания на соответствия | плакат | Пр№.3 стр.17-22 | |
5 |
| Увеличительные приборы Лабораторная работа№1Изучить строение увеличительных приборов,правило их использования,назначения. | Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать навыки работы с увеличительными приборами | Уметь работать с увеличительными приборами | Знать устройство светового микроскопа,лупы. | пересказ | Микролаборатория Плакат. | Пр№4 стр.23-26 | |
6 |
| Живые клетки. Лабораторная работа№2 Строение клеток жи-вых организ-мов | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать навыки сравнения живых клеток | Уметь находить отличия у живых клеток | Знать основные органоиды клетки | Пересказ,найти соответствие | Плакат,муляж. Микроскопы, готовые микропрепараты | Пр.№5 стр.27-32. | |
7 |
| Химический состав клетки Практическая работа№1 Определение химического состава семян пшеницы. | Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная,инди-видуальная | Сформировать познавательный интерес.сформировать представление о единстве живого. | Уметь работать с наглядным материалом | Знать химический состав клетки,различать органические и неорганические вещества. | Ответы на вопросы | Плакат,семена пшеницы,вода встакане,салфетка | Пр№.6 стр.33-38 | |
8 |
| Вещества и явления в окружа-ющем мире.-Практическая работа.№2Описание и сравнение признаков различных веществ. | Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать познавательный интерес | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Знать отличие веществ и явлений. | Ответы на вопросы | Плакат,наглядный материал,магнит.металические предметы. | Пр№.7 стр 39-46 | |
9 |
| Великие естествоиспытатели | Формировать познавательный интерес | Умение работатьс разными источниками биологической информации | Знать ученых сделавших, открытия | Сообщения.Разноуровневый контроль знаний. | портреты | Пр №.8 стр.47-50 | ||
Раздел 2. Многообразие живых организмов | ||||||||||
10 |
| Как развива-лась жизнь на Земле. | Урок изучения нового материала/ Фронтальная | Формировать познаватель-ный интерес | Уметь находить закономер-ности | Знать этапы развития жизни на Земле | пересказ | плакат | Пр.№9 стр.52-56 | |
11 |
| Разнообразие живого | Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная, групповая | Формировать эстетическое отношение к живым объектам | Уметь систематизировать многообразие живого | Знать отличие живых организмов друг от друга | сообщения | Плакаты,муляжи,фильм | Пр.№10 стр.57-59 | |
12 |
| Бактерии | Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная, групповая | Формировать познавательный интерес | Уметь дать характерис-тику.объяс-нить роль бактерий в природе и жизни человека. | Знать особенности строения и жизнедеятельности. | Сообщения,ответы на вопросы | Плакат. | Пр.№11стр.60-63 | |
13 | Грибы | Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная, пар-ная | Формировать познавательный интерес | Уметь дать характерис-тику съедобных и ядовитых грибов | Знать особенности строения грибов.Роль грибов в природе и жизни человека. | Сообщения учащихся,ответы на вопросы | Плакат, муляжи. | Пр.№12стр.64-67 | ||
14 | Общая характеристика растений Водоросли | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать познаватель-ный интерес | Уметь дать характерис-тику водорослям | Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей | Сообщения, ответы на вопросы | Плакат,т.со. | 69-72 | ||
15 | Мхи | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать познаватель-ный интерес | Уметь дать характерис-тику мхам,разли-чать виды мхов. | Знать особенности строения мхов. | Ответы на вопросы | Плакат,герба--рий. | Пр.№14стр.73-75 | ||
16 | Папоротники | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать познавательный интерес | Уметь дать характерис-тику папортни-кам | Знать особенности строения папоротников. | Сообщения учащихся,ответы на вопросы | Плакат, живое растение. | Пр.№15 стр.76-78. | ||
17 | Голосеменные растения | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать познаватель-ный интерес | Уметь дать характерис-тику голосемен-ным. | Знать особенности строения голосеменных | Сообщения учащихся,ответы на вопросы. | Плакат,веточ-ки хвойных.гербарий. | Пр.№16 стр.79-82 | ||
18 | Покрытосеменные (цветковые) растения | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать познаватель-ный интерес | Уметь дать характерис-тику покрытосе-менным . | Знать отличительные признаки цветковых растений. | Сообщения учащихся,ответы на вопросы. | Плакат,живые растения,гербарий. | Пр№.17стр.83-87 | ||
19 | Значение растений в природе и жизни человека. | Урок обобщения и систематизации знаний/ Индивидуальная | Формирование навыков поведения в природе | Уметь узнавать изучаемые объекты в природе ле-карственные,ядовитые растения | Знать о значении растений в природе и жизни человека | Сообщения ,промежуточная диагностика | Фильм.плакат | Пр.№18 стр.88-90. | ||
20 | Общая характеристика животных.Простей-шие | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать осознание ценности живых объектов | Уметь определять простейших | Знать отличитель-ные признаки | Ответы на вопросы, задание на соответствие | Плакат | Пр№.19стр.91-93 | ||
21 | Беспозво-ночные | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать осознание ценности беспозвоноч-ных | Уметь определять беспозвоночных | Знать отличитель-ные признаки и значение беспозвоноч-ных. | Сообщения,ответы на вопросы. | Плакат,т.с.о. | Пр.№20стр.94-96 | ||
22 | Позвоноч-ные | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная,инди-видуальная | Формировать осознание ценности позвоночных | Уметь находить и систематизировать | Знать признаки позвоночных их значение. | Сообщения,ответы на вопросы | Плакат,т.с.о, . | Пр.№21стр.97-99. | ||
23 | Значение животных в природе и жизни человека. | Урок обобщения и систематизации знаний/ Индивидуальная | Формирова-ние навыков поведения в природе | Уметь находить изучаемые объекты в природе | Знать о значении животных в природе и жизни человека | Сообщения,биодиктант | Плакаты,т.с .о. | Пр.№22стр.100-102. | ||
Раздел 3 Среда обитания живых организмов 4 ч. | ||||||||||
24 | Три среды обитания Практическая работа№3Исследование особенностей строения растений и животных,связанных со средой обитания. | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная, пар-ная | Формирова-ние познавательного интереса | Выделять признаки трех сред обитания и приспособ-ленность к ним живых организмов | Знать характерис-тику сред обитания | Ответы на вопросы, задание на соответствие. | Плакат,фильм. | Пр.№23стр.104-108. | ||
25 | Жизнь на разных материках | Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная, пар-ная | Знакомство с различными представителями живой природы каждого материка | Уметь работать с различными источника-ми биологической инфор-мации,анализировать и оценивать информа-цию. | Знать разнообразие живых организмов на разных материках | Сообщения,ответы на вопросы. | Плакат.т.с.о. | Пр.№24стр.109-114. | ||
26 | Природ-ные зоны Земли Практическая работа №4 Узнавание растений и животных нашей местности с исполь-зованием различных источни-ков. | . Комбиниро-ванный урок/ Фрон-тальная, пар-ная | Формировать познаватель-ный интерес | Обьяснять особенности природных зон Земли | Знать разнообразие живых организмов в природных зонах Земли | Сообщения,ответы на вопросы | Карта природные зоны Земли | Пр.№25стр.115-120. | ||
27 |
| Жизнь в морях и океанах | Комбиниро-ванный урок/Групповая, индивидуальная. | Формировать познаватель-ный интерес | Анализиро-вать,объяс-нять особенности жизнедея-тельности в морях и океанах | Знать особенности жизни в морях и океанах | Сообщения, разноуровневые проверочные задания. | Плакат, т.с.о. | Пр.№26стр.121-126. | |
Раздел 4. Человек на Земле 4ч | ||||||||||
28 | Как человек появился на Земле. | Урок изучения нового материала/ / Фрон-тальная, пар-ная | Формирова-ние познавательного интереса | Объяснять место и роль человека в природе. | Знать этапы появления человека на Земле | Ответы на вопросы. | Т.с.о. | Пр№27 стр.128-134.. | ||
29 | Как человек изменил Землю Практическая работа №5 Знакомство с эколо-гическими проблема-ми своей местности. | Комбиниро-ванный урок/Групповая, индивидуальная. | Формирова-ние познавательного интереса и навыков поведения в природе | Оъяснять необходи-мость защи ты среды обитания человека, выявлять причины экологи-ческих проблем | Знать как повлиял человек на окружающий мир,экологи-ческие проб-лемы совре-менности. | Сообщения, творческие задания. | Т.с.о. | Пр.№28, ,№30стр.135-145. | ||
30 |
| Растения и живот-ные зане-сенные в Красную книгу. | Комбиниро-ванный урок/Групповая, индивидуальная. | Формирова-ние основ экологической культуры | Выявлять и приводить примеры растений и животных занесенных в Красную книгу России и Ульяновс-кой области | Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России ,нашего региона | Сообщения,ответы на вопросы,творческие задания. | Фильм, плакаты. | Пр.№ 29стр.140-142 | |
31 |
| Здоровье человека и безопас ность жизни Практическая работа№6 Измерение своего роста и массы тела. | Комбиниро-ванный урок/парная, индивидуальная. | Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни | Приводить доказатель-ства взаимосвязи человека и окружаю- щей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружаю-щей среды | Знать природную и социальную среду обитания человека | Ответы на вопросы | Плакат | Пр.№ 31стр.146-152. | |
32 |
| Обобщающее повторе-ние | Урок обобщения и систематизации знаний и умений/ Групповая. Индивидуальная. | Находить информацию о живой природе в окружающей среде,анализировать и оценивать ее. | Проводить биологоэко-логические исследова-ния и делать выводы на основе полученных результатов | Наблюдать и описывать явления природы . Представлять результаты своего исследования | Отчет по экскурсии | Тетрадь,ручка,пакет. | ||
33 |
| Итоговый контроль | Урок контроля./ Индивидуальная. | Формирова-ние интеллектуальных умений | Формирова-ние умения видеть проблему | Анализ и оценка-деятельности на уроке | Итоговая диагностика | Летнее задание: «Проект мое дерево». | ||
34-35 |
| резерв времени | ||||||||
| ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 9 класса по курсу английского языка УМК М.З.Биболетовой
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа по биологии СПО 1 курс
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации ...
Рабочая программа для 5 класса по курсу "В школу за здоровым питанием"
Рабочая программа является дополнением к основному плану воспитательной работы классного руководителя. Сюда включены темы, напрвленные на формирование у обучающихся представлений о здоровом пита...
Рабочая программа для 9 класса по курсу « Изучение английского языка в образовательной области «Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных ФГОС»
Рабочая программа и КТП для дополнительного изучения английского языка...
Рабочая программа для 7 классов по курсу изучения английского языка для обучающихся 7 классов, срок реализации 1 год
Рабочая программа и КТП для дополнительного изучения английского языка...
рабочая программа для 10 класса по курсу "Гид - переводчик "(английский язык)
рабочая программа для 10 класса по курсу "Гид - переводчик "(английский язык)...