Рабочая программа. Биология.
проект по биологии (10 класс) по теме
Программа. Биология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya._programma.docx | 63.96 КБ |
biologiya._kalendarno-tematicheskoe.docx | 47.18 КБ |
starodub_-_kapelka_rossii_elektivnyy_kurs.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах.
Разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и на основе примерной программы учебной дисциплины, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования», директором Ф.Ф. Харисовым 10 апреля 2008г, Директором Департамента государственной политики нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко 16 апреля 2008г.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: предмет «Биология» относится к разделу общеобразовательные дисциплины, базовые.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 78 ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных кадров по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования», департаментом гос. Политики и нормативно-правового регулирования от 16.04.2008 г., автор – Константинов В.М. – доктор биологических наук, профессор.
Согласно рекомендациям (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического профиля биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.
Изучение биологии в « СИТТ имени Героя России А. С. Зайцева» направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
В рабочей программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда сельскохозяйственных других специальных дисциплин.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного и методического комплекса, в который входят:
- учебник «Биология» под ред. В.М.Константинова, 2010г.
- Методическое пособие «Общая биология 10-11 класс (базовый уровень)» В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова» 2007г.
- «Биология. Поурочные планы (базовый уровень) 10-11 класс» 2008г.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ, работа над рефератами, проведение экскурсий, контрольных работ. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы. На основании имеющегося учебно-наглядного оборудования произведена корректировка часов. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(курсивом выделен материал, не подлежащий контролю)
Введение
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Жизненный цикл клетки. Митоз.
Демонстрации
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Демонстрации
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.
Лабораторные и практические работы
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.
Лабораторные и практические работы
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
7. БИОНИКА
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
Экскурсии
Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.
Перечень практических, контрольных работ.
- Практическая работа №1 «Сравнение строения растительной и животной клеток»
- Контрольная работа по теме «Учение о клетке»
- Практическая работа №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей»
- Контрольная работа по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»
- Практическая работа №3 «Решение генетических задач»
- Практическая работа №4 «Решение генетических задач»
- Практическая работа №5 «Выявление мутагенов в окружающей среде»
- Практическая работа №6 «Анализ фенотипической изменчивости»
- Контрольная работа по теме «Основы генетики и селекции»
- Контрольная работа по теме «Эволюционное учение»
- Практическая работа №7 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»
- Практическая работа №8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека »
- Практическая работа №9 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»
- Практическая работа №10 «Решение экологических задач»
- Контрольная работа по теме «Основы экологии»
- Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»
- Зачет
Примерные темы рефератов
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Биологическое значение митоза и мейоза.
Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
Половое размножение и его биологическое значение.
Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных.
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История происхождения отдельных сортов культурных растений.
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
Современные представления о зарождении жизни.
Различные гипотезы происхождения.
Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
Ранние этапы развития жизни на Земле.
Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
Современные представления о происхождении птиц и зверей.
Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Сукцессии и их формы.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Устойчивое развитие природы и общества.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По предмету: «Биология»
78 часов
Курс № | Наименование блоков, глав и тем | Уровень усвоения | Количество часов | Знать | Уметь | |
Теория | Практика | |||||
I | Введение | II | 2 | - | Объект изучения биологии. Признаки, многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Основные закономерности возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. | Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; соблюдать правила поведения в природе, бережно относиться к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и к их охране. |
I | 1. Учение о клетке | II | 10 | 2 | Понятие о клетке – элементарной живой системе и основной структурно-функциональной единице всех живых организмов. Краткую историю изучения клетки. Химическую организацию клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.Разнообразие клеток в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточную теорию строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.
| Объяснять:отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; Решать элементарные биологические задачи; описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
I | 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | II | 6 | 2 | Понятие организм как единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. . | Объяснять:отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; Решать элементарные биологические задачи; описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
I | 3. Основы генетики и селекции | II | 13 | 5 | Понятие генетики – науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическую терминологию и символику. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомную теорию наследственности. Взаимодействие генов. Генетику пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственную или генотипическую изменчивость. Модификационную изменчивость. Генетику как теоретическую основу селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнологию, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | Объяснять влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных, человека; составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания. Решать генетические задачи. Анализировать фенотипическую изменчивость. Выявлять мутагены в окружающей среде и давать косвенную оценку возможного их влияния на организм. Находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать, использовать приобретенные знания в практической деятельности. |
I I | 4. Эволюционное учение | II | 16 | 1 | Историю развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепцию вида, его критерии. Популяцию как структурную единицу вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическую теорию эволюции. Микроэволюцию. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюцию. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | Объяснять: причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; |
I I | 5. История развития жизни на Земле | II | 4 | 2 | Гипотезы происхождения жизни. Краткую историю развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | Объяснять гипотезы развития жизни, приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).Описывать особи одного вида по морфологическому критерию. Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека. Находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. |
I I | 6. Основы экологии | II | 8 | 3 | Экологию как науку о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовую и пространственную структуру экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | Объяснять влияние экологических факторов на живые организмы, описывать антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнивать описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составлять схемы передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Решать экологические задачи. Находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. |
I I | 7. Бионика | II | 2 | - | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | Объяснять особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни |
Зачет | II | 2 | ||||
Итого | 78 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. ОИЦ «Академия», 2010.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности ОИЦ «Академия», 2010.
Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Основы агрономии ОИЦ «Академия», 2010.
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. Анатомия. Т.1, 2009, ИД «Оникс»
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. Ботаника Т.2, 2009, ИД «Оникс»
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. Зоология. Т.3, 2009, ИД «Оникс»
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Гузикова Г.С. Биология. ОИЦ «Академия», 2010.
Для преподавателей
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. ОИЦ «Академия», 2010.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности ОИЦ «Академия», 2010.
Методическое пособие «Общая биология 10-11 класс (базовый уровень)» В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова» 2009г.
«Биология. Поурочные планы (базовый уровень) 10-11 класс» 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы ……………………………………………….. Примерное содержание учебной дисциплины …………………........ Введение …………………………………………………………………..
Тематический план ……………………………………... Требования к результатам обучения ………....................................... Рекомендуемая литература …………………………………………… | 4 5 6 6 7 7 8 8 8 9 10 11 13 17 19 |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» Обязательная аудиторная учебная нагрузка (78ч)
№ п/п | Наименование тем программы (уроков) | Сроки исполнения | Кол – во часов | Уровень усвоения | Формы организации учебной деятельности | Вид самостоятельной работы учащихся на уроке | Осуществление связей | Применение УНПО, ТСО, дидактического материала | Домашнее задание | Виды контроля | |
Введение (2 часа) | |||||||||||
1 | Многообразие живых организмов | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицы, учебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.3-4 Подготовка сообщений | Опрос: устный | |
2 | Биология как наука | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицы, учебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.4-9 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
Учение о клетке (12) | |||||||||||
3 | Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицы, учебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.10-13 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
4 | Функции белков, углеводов, липидов в клетке | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки,таблицы учебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.14-17 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
5 | Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.18-22 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
6 | Строение и функции клетки | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.22-28 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
7 | Органоиды клетки | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.28-33 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
8 | Особенности строения растительной клетки. Вирусы | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.33-38 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, | |
9 | Обмен веществ и превращение в клетке. | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.39-46 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
10 | Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Хемосинтез | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.46-50 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
11 | Деление клетки | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.50-53 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
12 | Митоз. Цитокинез. Клеточная теория строения организма | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.53-56 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
13 | Практическая работа №1 «Сравнение строения растительной и животной клеток» | Iк. Iп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повт. стр.11-56 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
14 | Контрольная работа по теме «Учение о клетке» | Iк. Iп. | 1 | II | Контрольная работа | Работа по индивидуальным заданиям | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повтор. стр.11-56 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов (8ч) | |||||||||||
15 | Организм. Бесполое и половое размножение | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.56-59 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
16 | Мейоз | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.59-62 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
17 | Образование половых клеток и оплодотворение | Iк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.62-65 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
18 | Индивидуальное развитие организма | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.65-67 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
19 | Эмбриональный этап онтогенеза | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.67-71 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
20 | Постэмбриональное развитие | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повтор. стр.7\1-73 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
21 | Практическая работа №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей» | Iк. IIп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повт. стр.56-73 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
22 | Контрольная работа по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Iк. IIп. | 1 | II | Контрольная работа | Работа по индивидуальным заданиям | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повт. стр.56-73 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
Основы генетики и селекции (18ч) | |||||||||||
23 | Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.75 | Опрос, подготовка реферата | |
24 | Законы Г.Менделя | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.75-84 | Опрос, тесты, подготовка реферата | |
25 | Хромосомная теория Т.Моргана и сцепленное наследование | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.84-88 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
26 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.88-91 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
27 | Взаимодействие генов | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.91-93 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
28 | Практическая работа №3 «Решение генетических задач» | Iк. IIп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повт.стр.75-93 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
29 | Практическая работа №4 «Решение генетических задач» | Iк. IIп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повт.стр.89-104 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
30 | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость (генотипическая) | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.93-98 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
31 | Модификационная (ненаследственная) изменчивость | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.93-100 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
32 | Генетика человека и медицина | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.100-102 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
33 | Материальные основы наследственности и изменчивости | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.108-110 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
34 | Генетика популяций | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа по индивидуальным заданиям | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.110-113 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
35 | Практическая работа №5 «Выявление мутагенов в окружающей среде» | Iк. IIп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.110-113 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
36 | Основы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.113-121 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
37 | Методы современной селекции. Достижения селекции растений | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.121-131 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
38 | Селекция животных и микроорганизмов | Iк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.131-139 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
39 | Практическая работа №6 «Анализ фенотипической изменчивости» | Iк. IIп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.119 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
40 | Контрольная работа по теме «Основы генетики и селекции» | Iк. IIп. | 1 | II | Контрольная работа | Работа по вариантам | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повт. стр.75-140 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
Эволюционное учение (17) | |||||||||||
41 | Повторение материала по теме «Учение о клетке», «Организм» | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.3-75 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
42 | Повторение материала по теме «Основы генетики и селекции» | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.75-140 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
43 | Эволюционные идеи в античном мире | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.143-146 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
44 | Состояние естественно-научных знаний в Средние века и эпоху Возрождения | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.146-149 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
45 | Предшественники дарвинизма | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.149-156 | Опрос, тесты, подготовка реферата | |
46 | Эволюционное учение Ч. Дарвина | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.156-162 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
47 | Микроэволюция | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.162-163 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
48 | Концепция вида | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.163-165 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
49 | Механизмы эволюции | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.165-171 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
50 | Естественный отбор в природных популяциях. | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.171-175 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
51 | Возникновение приспособлений | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.175-181 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
52 | Видообразование | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.181-186 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
53 | Макроэволюция. | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.184 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
54 | Доказательства эволюции. | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.188-199 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
55 | Основные направления эволюционного процесса | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.199-205 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
56 | Развитие органического мира | IIк. Iп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.205-22О | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
57 | Контрольная работа по теме «Эволюционное учение» | IIк. Iп. | 1 | II | Контрольная работа | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.140-220 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
История развития жизни на Земле (6 час) | |||||||||||
58 | Многообразие живого мира | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.223-229 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
59 | Возникновение жизни на Земле | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.229-237 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
60 | Происхождение человека | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.239-244 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
61 | Основные этапы эволюции человека. Расы. | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.244-253 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
62 | Практическая работа №7 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию» | IIк. IIп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повт.стр.220-253 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
63 | Практическая работа №8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека » | IIк. IIп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», повт.стр.220-253 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
Основы экологии (11ч) | |||||||||||
64 | Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.255-256 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
65 | Экологические факторы среды | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.254-261 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
66 | Экологические системы | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.261-273 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
67 | Изменения в биогеоценозах | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.273-276 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
68 | Гомеостаз экосистем | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.276-280 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
69 | Взаимодействия в экосистеме | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.280-291 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
70 | Биосфера и человек. Учение В.И.Вернадского | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.293-301 | Опрос:устный, письмен ный, тесты, подготовка реферата | |
71 | Ноосфера. Взаимосвязь природы и общества. | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.301-305 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
72 | Практическая работа №9 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности» | IIк. IIп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.293 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
73 | Практическая работа №10 «Решение экологических задач» | IIк. IIп. | 1 | II | Практическая работа | Выполнен.практических заданий | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.293 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
74 | Контрольная работа по теме «Основы экологии» | IIк. IIп. | 1 | II | Контрольная работа | Выполнение заданий по вариантам | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.255-305 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
Бионика (2ч) | |||||||||||
75 | Бионика. Использование природных конструкций в технических сооружениях | IIк. IIп. | 1 | II | Комбинированный | Работа с учебником | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | В.М.Константинов «Биология», стр.307-315 | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
76 | Экскурсия «многообразие видов. Сезонные изменения в природе» | IIк. IIп. | 1 | II | Экскурсия | Наблюдение сравнение, анализ увиденного | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Живая природа | В.М.Константинов «Биология», | Опрос:устный, письмен ный, тесты | |
77-78 | Зачет | IIк. IIп. | 2 | II | Проверка знаний, умений | География, химия, мед. подготовка, охрана труда, агрономия | Карточки, таблицыучебник, раздаточный материал | Повторение пройденного материала | Опрос:устный, письмен ный, тесты |
Итого: 78 ч.
Преподаватель___________________
Лукьянова М. В.
Согласовано Утверждаю
Председатель м/к Зам.директора по УР __________ __________Лукьянова М.В.
«__»_________ «__»_________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По предмету:
«БИОЛОГИЯ»
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (78 часов)
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Стародуб – капелька России»
для учащихся 10 класса
в рамках предпрофильной подготовки
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Стародуб – капелька России» предназначена для учащихся 10 класса
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.
Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер.
Элективный курс «Стародуб – капелька России » - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 10 класса. Программа элективного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Задачи курса
I. Общеобразовательные задачи:
1. Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
2. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
3. Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
4. Развивать гибкость мышления и поведения.
II. Предметные задачи:
1. Сформировать системное представление о городе Стародубе как целостном географическом регионе;
2. Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;
3. Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
4. Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
Учебно- тематический план
№ | Название тем курса | Всего часов | Лекции | Практи- ческие | Семи- нары | Формы контроля |
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Общий обзор города | 5 | 4 | 1 | Участие в семинаре. Отчет по творческой работе. | |
3 | Природа родного края | 12 | 5 | 5 | 2 | Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе. Оформление краеведческого уголка. |
4 | Общая характеристика населения и предприятий города. | 8 | 4 | 3 | 1 | Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе. Оформление стенда « Наша гордость» |
5 | Экологические проблемы города Стародуба. | 8 | 2 | 4 | 2 | Участие в семинаре. Создание и защита проектов. Конкурс сочинений. |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Итоговое тестирование. |
Содержание программы
«Стародуб – капелька России. » (34 часа)
1. Введение (1 час)
2.Общий обзор города Стародуба (5ч.)
Географическое положение.
История возникновения моего города. Первые упоминания о нашем городе. Происхождение названия города , фамилий жителей. История заселения и хозяйственного освоения территории.
Стародуб в 13 – 17 веках. Годы гражданской войны. Великая Отечественная война в жизни города.(4часа)
Семинар (1 час)
Творческая работа: «Мой город на карте области»
(использование историко-литературных источников, музейных экспонатов, воспоминаний местных жителей и т.д.)
3. Природа родного края (12 ч.)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; Климат и агроклиматические ресурсы; Внутренние воды; Почвы, земельные ресурсы; Растительный мир и животный мир (5 часов)
Практическая работы (5 часов)
Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных угодий. Описание экосистемы леса. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз
Семинар (2 часа)
Творческая работа. Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств. Оформление краеведческого уголка.
4. Общая характеристика населения и хозяйства (8ч.).
Население, демографическая ситуация города, социальный состав, обычаи и традиции; предприятия на территории города и их влияние на занятость населения города (4 часа)
Практическая работы (3часа)
Характеристика демографической ситуации населения города Стародуба. Характеристика предприятий обрабатывающей промышленности города Стародуба.
Семинар (1час)
Творческая работа. Составление сообщения об интересных людях города, о традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость»
5. Экологические проблемы города Стародуба (8ч. )
Виды загрязнений. Экологические проблемы города и реки Бабинец. Радиационное загрязнение территории. Экология человека, воспитание экологической культуры. (2 часа)
Практическая работы (5часа)
Работа над проектами
Творческая работа. Написание сочинений на тему « Экологические проблемы города Стародуба », «Мой город в будущем». Защита проектов.(1 часа)
6. Итоговое занятие (1ч )
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- площадь территории города Стародуба, герб, гимн;
- особенности физико- и экономико-географического положения населенного пункта;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;
- зависимость рельефа территории города Стародуба от тектонического строения и действия внешних процессов;
- основные формы рельефа;
- факторы, формирующие климат;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
- особенности поверхностных вод территории;
- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;
- основные типы почв, меры по их охране;
- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга Брянщины;
- численность населения;
- особенности демографической ситуации;
- развитие промышленности , ведущие отрасли хозяйства;
- народные промыслы, их особенности;
- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- основные экологические проблемы, пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории населенного пункта;
- определять размеры, протяженность территории;
- работать с различными географическими источниками
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;
- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;
- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;
- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
- оценивать демографическую ситуацию населения;
- составлять характеристику промышленности города
- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;
- описывать ПТК по предложенному плану;
- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.
2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.
3. Проведение картографического анализа.
4. Выполнение фотографий.
5. Составление тезисного плана беседы.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
8. Проведение экскурсий по музею и городу.
Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:
1. Преподаватель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.
2. Исследовательская работа преподавателя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
5. Преподаватель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.
Список литературы
1. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная работа по географии.
Москва.,Творческий центр ,2007
2. География Брянской области. Учебное пособие для учителей и учащихся 4-х классов // под ред. Афромеева Л.М., из-е тов-во «Дебрянск», Брянск, 2009
3. Афромеев Л.М. Природа Брянщины. Изд-во «Дебрянск», Брянск, 1995
4. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. Москва,Мысль,2008
5. Крашенинников В.В. Взгляд через столетия. Тула, Приокское изд-во,1978
6. Цапенко М.П. Земля Брянская. Москва, Искусство,1972
7. Лонина М.Д. Внеклассная работа по географии, Брянск, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...
Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...
Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 9Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Адрес...
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...