Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Савельева Елена Федоровна

Рабочая программа по биологии для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени  Исаевой Антонины Ивановны»

Рассмотрена на заседании МО

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.                                                                                      

Согласована:                                                                                                  

Зам. директора  по УВР      __________________/Савельева Е.Ф./

Утверждена:

Директор ____________/Линник И.А./

Приказ  № 510 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа

средний уровень обучения

по биологии  в 10А,Б,В кл.

количество недель 35, количество часов в неделю 1, количество часов в год  - 35,

контрольных работ- 3, лабораторных работ -5, практических работ-3

учитель: Савельева Е.Ф.

2014-2015 учебный год

Составлена в соответствии с программой: Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа,2010

Учебник: В.И. Сивоглазов  Биология. Общая биология. Базовый уровень.  Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.:  Дрофа, 2010

г.Нефтеюганск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2010),

 полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не  только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование – эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. К каждой теме приведены  основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы. При двухгодичном курсе биологии рекомендуется в 10 классе изучить разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе – «Вид», «Экосистемы». Программой предусмотрен резерв свободного учебного времени (8 часов), который может быть использован для проведения контрольно-обобщающих уроков или организации экскурсий. Региональный компонент содержат уроки по темам: 2.5.Вирусы (статистика по заболеваемости вирусом СПИДа в нашем городе, округе);

3.2. Обмен веществ и энергии (влияние условий Севера на скорость реакций в организме и особенности протекания обмена веществ).

3.4. Индивидуальное развитие организмов (влияние условий проживания (климатических, экологических, социальных) на развитие организма)

3.6. Основы селекции и биотехнологии (выведение и выращивание сортов растений и пород животных, приспособленных к условиям севера)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1

Биология как наука.

Методы научного познания (3 часа)

Тема 1.1Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

РАЗДЕЛ 2

Клетка (10 часов)

Тема 2.1История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К.Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т.Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация. Схема: «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2Химический состав клетки (4 часа)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

Тема 2.3Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.

Тема 2.4Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация. Таблица: «Генетический код», схема  «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

Тема 2.5Вирусы (1 час)

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация. Схема: «Строение вируса», таблица  «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

РАЗДЕЛ 3

Организм (18 часов)

Тема 3.1Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема: «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

Тема 3.2Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация. Схема: «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

Тема 3.3Размножение (4 часа)

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания *.

Решение элементарных генетических задач *.

Изучение изменчивости.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 часа)

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Экскурсия

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

Контрольных работ-3

Лабораторных работ -5

Практических работ -3

Рефераты:

  1. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  2. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства.
  3. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей.
  4. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
  5. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

основные положения биологических теорий; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих). Процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:

для учителя:

1. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2010.

2. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.

3. Портфолио по биологии. Самостоятельная диагностика знаний, умений и навыков. 9-11 классы / Г.А. Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2009 (Профильное обучение).

4. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина / авт.-сост. Т.И.Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10-11 классы / авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.

для учащихся:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.

2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

3. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 кл. В 2 ч. Ч. 1: рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Я.В. Котелевская. – М.: Дрофа, 2010.

4. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2010.

Критерии оценивания устных ответов и письменных работ по биологии

1.Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2) Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

3) Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.

5) Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

6) Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

7) Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

8) Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

2) Не делает выводов и обобщений.

3) Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

2. Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2) Допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) Не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.  

3. Оценка выполнения лабораторных и практических работ, опытов по предмету

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Правильно определил цель опыта.

2) Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3) Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4) Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

5) Правильно выполнил анализ погрешностей.

6) Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3) Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей.

4) Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3)  или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4) Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.  

4. Оценка умений проводить наблюдения. 

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

2) Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).

3) Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

2) При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные.

3) Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2) При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.

3) Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
  3. Допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Календарно-тематическое планирование

№ уроков

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата

проведения урока

   Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

10

1(1)

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

1

01.09.

-

06.09.

Комбиниро

ванный урок

Объект изучения биологии-живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Знать: ключевые понятия: биология, жизнь.

-естественные науки, составляющие биологию;

- вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления;

методы исследований живой природы.

Уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;

-определять роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.

Знают:

- ключевые понятия: биология, жизнь.

-естественные науки, составляющие биологию;

- вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления;

методы исследований живой природы.

Умеют объяснить:

-роль биологии в формировании научного мировоззрения;

-роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.

1(2)

Сущность жизни и свойства живого.

1

08.09.

-

14.09.

Комбиниро

ванный урок

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. 

Знать:

свойства жизни.

свойства живых систем.

Уметь:

Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации, отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем. Сравнивать процессы неживой и живой природы.

Знают:

определение понятия жизнь,

Умеют:

пояснять проявления живого организма и свойств живого.

характеризовать общие свойства живых систем. Сравнивать процессы неживой и живой природы.

2(3)

Входная контрольная работа.

Уровни организации жизни.

1

15.09.

-

21.09.

Комбиниро

ванный урок

Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Знать основные структурные компоненты биосферы.

Уметь: характеризовать клетку, организм и популяцию как биосистемы; определять уровни организации жизни.

Знают:

-проявления иерархического принципа организации живой природы.

-значение для развития биологии подразделения на уровни организации.

Умеют:

определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни.

1(4)

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

22.09.

-

28.09.

Урок изучения нового материала

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К.Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т.Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Знать: 

-ключевые понятия: клетка, цитология, основные

-положения клеточной теории.

-вклад ученых в создание клеточной теории

- роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Уметь:

-называть и описывать этапы создания клеточной теории.

Знают:

ключевые понятия: клетка, цитология, основные положения клеточной теории.

Умеют: называть и описывать этапы создания клеточной теории.

Объясняить роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

1(5)

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

29.09.

-

05.10.

Урок усвоения новых знаний

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Знать:

- ключевые понятия: органогены, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, свойства воды, минеральные соли.

-биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Уметь:

-приводить примеры биохимических эндемий.

-Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

- Объяснять единство живой и неживой природы.

- Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека.

Знают:

определения  ключевых понятияй: органогены, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, свойства воды, минеральные соли.

Умеют объяснить единство живой и неживой природы.

Характеризовать:

биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека.

2(6)

Органические вещества. Липиды и углеводы.

1

06.10.

-

12.10.

Комбиниро

ванный урок

Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды.

Знать:

-ключевые понятия: биополимеры, липиды, липоиды, углеводы.

- элементарный состав углеводов и липидов.

-примеры углеводов и липидов различных групп.

Уметь:

Характеризовать биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Находить информацию о липидах и углеводах в различных источниках и критически оценивать ее.

Знают  биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Умеют:

 находить информацию о липидах и углеводах в различных источниках и критически оценивать ее.

3(7)

Органические вещества. Белки.

1

13.10.

-

19.10.

Комбиниро

ванный урок

Белки.

Знать: ключевые понятия: белки.

элементарный состав и мономеры белков;

функции белков.

проявление функций белков.

причины денатурации белков.

Уметь:

Объяснять механизм образования белков.

Характеризовать биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Находить информацию о белках  в различных источниках и критически оценивать ее.

Знают: что такое белки,

элементарный состав и мономеры белков;

функции белков.

Умеют:

описывать проявление функций белков.

Перечислять причины денатурации белков.

Объяснять механизм образования белков.

Характеризовать биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

4(8)

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

1

20.10.

-

26.10.

Комбиниро

ванный урок

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Знать:  ключевые понятия: нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

типы нуклеиновых кислот;

функции нуклеиновых кислот.

Уметь:

выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Находить информацию о нуклеиновых кислотах  в различных источниках и критически оценивать ее.

Знают: понятие: нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

-типы нуклеиновых кислот;

функции нуклеиновых кислот.

Умеют:

выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Находить информацию о нуклеиновых кислотах  в различных источниках и критически оценивать ее.

1(9)

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение клеток  растений и животных под микроскопом на готовых препаратах».

1

27.10.

-

02.11.

Урок усвоения новых знаний

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Знать :

- названия органоидов эукариотической клетки, клеточная мембрана, цитоплазма, основные органоиды клетки, особенности растительной и животной клеток.

Уметь:

-выделять особенности строения эукариотической клетки.
-описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

-раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны клетки.

-работать с микроскопом

Знают:  эукариотическая клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, основные органоиды клетки, особенности растительной и животной клеток.

Умеют:

Выделять особенности строения эукариотической клетки.
Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны клетки.

Выполнять и оформлять  лабораторную работу.

2(10)

Клеточное ядро. Хромосомы.

Лабораторная работа № 2 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)».

1

10.11.

-

16.11.

Комбиниро

ванный урок

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Знать:

- названии органоидов:

 ядро, хромосомы, кариотип, диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

- строение ядра эукариотической клетки.

- функции структурных компонентов ядра.

- строение и состав хроматина.

Уметь:

 работать с микроскопом, микропрепаратами, с  информацией  о строении клетки  в различных источниках и критически оценивать ее.

Знают:

-ключевые понятия: ядро, хромосомы, кариотип, диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

-строение ядра эукариотической клетки.

-  функции структурных компонентов ядра.

Умеют:

Характеризовать строение и состав хроматина.

Находить информацию о строении клетки  в различных источниках и критически оценивать ее.

Выполнять и оформлять  лабораторную работу.

3(11)

Прокариотическая клетка.

Практическая работа №  1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток  растений».

1

17.11.

-

23.11.

Урок усвоения новых знаний

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Знать:

- понятия: прокариотическая клетка, бактерия.

части и органоиды прокариотической клетки;

экологическую роль бактерий.

- влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние микроорганизма.

Уметь:

-выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.

-раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерий.

-использовать приобретенные знания о бактериях в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Знают:

- понятия:

прокариотическая клетка, бактерия.

- части и органоиды прокариотической клетки;

экологическую роль бактерий.

- влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние микроорганизма.

Умеют:

-выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.

- раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерий.

- использовать приобретенные знания о бактериях в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

1(12)

Реализация наследственной информации в клетке.

1

24.11.

-

30.11.

Комбиниро

ванный урок

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Знать:

-понятия: генетический код, триплет, ген, транскрипция, трансляция, матричный синтез.

- основные свойства генетического кода.

- процесс биосинтеза белка.

Умеют:

Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации.

Знают:

- понятия: генетический код, триплет, ген, транскрипция, трансляция, матричный синтез.

-основные свойства генетического кода.

- процесс биосинтеза белка.

Умеют:

характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации.

1(13)

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

01.12.

-

07.12.

Комбиниро

ванный урок

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Знать:

-определения: вирус, бактериофаг.

-процесс проникновения вируса в клетку.

Уметь:

-объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.

использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Знают:

-определения: вирус, бактериофаг.

- процесс проникновения вируса в клетку.

Умеют:

-объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.

Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

1(14)

Многообразие организмов.

1

08.12.

-

14.12.

Урок усвоения новых знаний

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Знать:

- определения: одноклеточные, многоклеточные организмы.

Уметь:

Отличать по строению одноклеточные многоклеточные организмы.

Объяснять эволюционное значение появления многоклеточности.

Выделять особенности строения клетки, обеспечивающие функции, свойственные целостному организму.

Знают:

 -определения: одноклеточные, многоклеточные организмы.

Умеют:

-отличать по строению одноклеточные многоклеточные организмы.

-объяснять эволюционное значение появления многоклеточности.

-выделять особенности строения клетки, обеспечивающие функции, свойственные целостному организму.

1(15)

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

1

15.12.

-

21.12.

Урок усвоения новых знаний

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Знать:

- определения: метаболизм, энергетический обмен, АТФ.

-роль АТФ в обмене веществ в клетке.

-этапы энергетического обмена.

Уметь:

Характеризовать:

сущность и значение обмена веществ;

этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы.

Знают:

- определения: метаболизм, энергетический обмен, АТФ.

Умеют:

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке.

Называть этапы энергетического обмена.

Характеризовать:

сущность и значение обмена веществ;

этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы.

2(16)

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

22.12.

-

28.12.

Комбиниро

ванный урок

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

 Знать:

-определения: пластический обмен, автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез.

-типы питания живых организмов.

- особенности питания гетеротрофных и автотрофных организмов.

Уметь:

Характеризовать

сущность фотосинтеза.

Доказывать, что организм растения – открытая энергетическая система.

 Знают:

-определения: пластический обмен, автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез.

-типы питания живых организмов.

Умеют:

-приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

-характеризовать

сущность фотосинтеза.

-доказывать, что организм растения – открытая энергетическая система.

1(17)

Деление клетки. Митоз.

1

12.01.

-

18.01.

Комбиниро

ванный урок

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения.

Знать:

-определения: жизненный цикл клетки; митоз, биологическое значение.

-процесс удвоения ДНК;

последовательно фазы митоза.

Уметь:

-объяснять значение процесса удвоения ДНК;

сущность и биологическое значение митоза.

Знают:

- определения ключевых понятий: жизненный цикл клетки; митоз, биологическое значение.

Умеют:

-описывать:

процесс удвоения ДНК;

последовательно фазы митоза.

-объяснять:

значение процесса удвоения ДНК;

сущность и биологическое значение митоза.

2(18)

Размножение: бесполое и половое.

1

19.01.

-

25.01.

Комбиниро

ванный урок

Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Знать:

- определение ключевых понятияй: типы бесполого размножения, половое размножение и его биологическое значение, раздельнополые организмы и гермафродиты.

Уметь:

-доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы.

-сравнивать бесполое и половое размножение и -делать выводы на основе сравнения.

Знают:

-понятия и определения: типы бесполого размножения, половое размножение и его биологическое значение, раздельнополые организмы и гермафродиты.

Умеют:

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения.

3(19)

Образование половых клеток. Мейоз.

1

26.01.

-

01.02.

Комбинированный урок

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз.

Знать:

 ключевые понятия: яйцеклетка и сперматозоид, гаметогенез; мейоз, биологическое значение.

-стадии гаметогенеза.

-строение половых клеток;

процесс мейоза.

Уметь:

-выделять отличия мейоза от митоза.

-объяснять биологический смысл и значение мейоза.

Знают:

ключевые понятия: яйцеклетка и сперматозоид, гаметогенез; мейоз, биологическое значение.

-стадии гаметогенеза.

-строение половых клеток;

процесс мейоза.

Умеют:

-выделять отличия мейоза от митоза.

-объяснять биологический смысл и значение мейоза.

4(20)

Оплодотворение.

1

02.02.

-

08.02.

Комбиниро

ванный урок

Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Знать:

ключевые понятия: оплодотворение: наружное и внутреннее, двойное оплодотворение  у растений.

-типы оплодотворения.

Уметь:

-Характеризовать сущность и значение оплодотворения.

-Выделять отличия между типами оплодотворения.

Знают:

ключевые понятия: оплодотворение: наружное и внутреннее, двойное оплодотворение  у растений.

- типы оплодотворения.

Умеют:

Характеризовать сущность и значение оплодотворения.

Выделять отличия между типами оплодотворения.

1(21)

Индивидуальное развитие организмов.

1

09.02.

-

15.02.

Урок усвоения новых знаний

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Знать:

- ключевые понятия: онтогенез, типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом), этапы эмбрионального развития, периоды постэмбрионального развития.

-периоды онтогенеза;

-типы постэмбрионального развития;

причины нарушения развития организмов.

Умеют:

Описывать процесс эмбриогенеза.

Знают:

 ключевые понятия: онтогенез, типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом), этапы эмбрионального развития, периоды постэмбрионального развития.

-периоды онтогенеза;

-типы постэмбрионального развития;

-причины нарушения развития организмов.

Умеют:

Описывать процесс эмбриогенеза.

2(22)

Онтогенез человека.

1

16.02.

-

22.02.

Комбиниро

ванный урок

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Знать:

 ключевые понятия: вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

-периоды онтогенеза человека;

-причины нарушения развития человека.

Уметь:

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять:

отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

влияние мутагенов на организм человека.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Знают:

- определения: вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

-периоды онтогенеза человека;

-причины нарушения развития человека.

Умеют:

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять:

отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

влияние мутагенов на организм человека.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

1(23)

Административная контрольная работа.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

23.02.

-

01.03.

Комбиниро

ванный урок

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

Знать:

-определения: генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

- сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Уметь объяснять:

-причины наследственности и изменчивости;

-роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей.

-значение гибридологического метода

 Г. Менделя.

Знают:

- определения ключевых понятий: генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

-сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Умеют объяснять:

-причины наследственности и изменчивости;

-роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей.

- значение гибридологического метода

 Г. Менделя.

2(24)

Моногибридное скрещивание. 

Практическая  работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания».

1

02.03.

-

08.03.

Урок усвоения новых знаний

Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание.

Знать:

- определение ключевых понятий: аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

- формулировки правила единообразия и правила расщепления.

-механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания;

-механизм неполного доминирования.

Уметь:

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять:

схему моногибридного скрещивания;

схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять:

по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Знают:

определения ключевых понятий: аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

-формулировки правила единообразия и правила расщепления.

-механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания;

механизм неполного доминирования.

Умеют:

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять:

схему моногибридного скрещивания;

схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять:

по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

3(25)

Дигибридное скрещивание. Практическая работа № 3 «Решение элементарных генетических задач».

1

09.03.

-

15.03.

Комбиниро

ванный урок

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования.

Знать:

- определения  ключевых понятий: аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, дигибридное скрещивание, рецессивный признак.

-механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

- закон независимого наследования.

-условия закона независимого наследования.

Уметь:

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Анализировать:

 содержание определений основных понятий;

схему дигибридного скрещивания.

Определять

по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Знают:

- определения ключевых понятий: аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, дигибридное скрещивание, рецессивный признак.

-механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

- закон независимого наследования.

-условия закона независимого наследования.

Умеют:

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Анализировать:

 содержание определений основных понятий;

схему дигибридного скрещивания.

Определять

по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

4(26)

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

1

16.03.

-

22.03.

Комбиниро

ванный урок

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

Знать: определения ключевых понятий: группа сцепления, генетические карты.

Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана.

-сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления;

биологическое значение перекреста хромосом.

- основные положения хромосомной теории.

Знают:

- определения ключевых понятий: группа сцепления, генетические карты.

Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана.

Умеют:

Объяснять:

сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления;

биологическое значение перекреста хромосом.

Называть основные положения хромосомной теории.

5(27)

Современные представления о гене и геноме.

Генетика пола.

1

29.03.

-

05.04.

Комбиниро

ванный урок

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Знать:

- определения ключевых понятий: геном, геномика, взаимодействие генов, аутосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный  пол.

- строение гена эукариот.

-механизмы взаимодействия генов;

механизмы определения пола.

Умеют:

Называть:

типы хромосом в генотипе;

число аутосом и половых хромосом  у человека и у дрозофилы.

Объяснять:

причину соотношения полов 1:1; механизм наследования дальтонизма и гемофилии.

Решать простейшие задачи на сцепленное с полом наследование.

Знают:

- определения ключевых понятий: геном, геномика, взаимодействие генов, аутосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный  пол.

- строение гена эукариот.

Умеют:

Приводить примеры:

взаимодействия генов;

механизмов определения пола.

Называть:

типы хромосом в генотипе;

число аутосом и половых хромосом  у человека и у дрозофилы.

Объяснять:

причину соотношения полов 1:1; механизм наследования дальтонизма и гемофилии.

Решать простейшие задачи на сцепленное с полом наследование.

6(28)

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

Лабораторная работа № 3 «Изучение изменчивости».

1

06.04.

-

12.04.

Комбиниро

ванный урок

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Знать:

 определение ключевых понятий: изменчивость, норма реакции.

-различные виды изменчивости;

-уровни изменения генотипа, виды мутаций.

Уметь:

Приводить примеры различных групп мутагенов.

Характеризовать:

проявление модификационной изменчивости;

виды мутаций.

Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

Знают:

- определения ключевых понятий: изменчивость, норма реакции.

-различные виды изменчивости;

-уровни изменения генотипа, виды мутаций.

Умеют:

Приводить примеры различных групп мутагенов.

Характеризовать:

проявление модификационной изменчивости;

виды мутаций.

Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

7(29)

Генетика и здоровье человека.

Лабораторная работа № 4 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

1

13.04.

-

19.04.

Комбиниро

ванный урок

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Знать:

- определения ключевых понятий: генеративные мутации, наследственные заболевания.

-основные причины наследственных заболеваний человека; методы дородовой диагностики;

объяснять опасность близкородственных браков.

Уметь:

Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека.

Выделять задачи медико-генетического консультирования.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

Знают:

- определения ключевых понятий: генеративные мутации, наследственные заболевания.

-основные причины наследственных заболеваний человека; методы дородовой диагностики;

объяснять опасность близкородственных браков.

Уметь:

Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека.

Выделять задачи медико-генетического консультирования.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

1(30)

Селекция: основные методы и достижения.

Виртуальная экскурсия: «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения

1

20.04.

-

26.04.

Комбиниро

ванный урок

Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Знать:

-определения ключевых понятий: селекция, гибридизация и отбор, сорт, порода, штамм.

-основные методы селекции растений и животных.

-роль Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции;

методы селекции растений и животных.

Уметь:

Выделять различия массового и индивидуального отборов.

Объяснять:

причины затухания гетерозиса;

причины трудности постановки межвидовых скрещиваний.

Знают:

- определения ключевых понятий: селекция, гибридизация и отбор, сорт, порода, штамм.

-основные методы селекции растений и животных.

-роль Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции;

методы селекции растений и животных.

Умеют:

Выделять различия массового и индивидуального отборов.

Объяснять:

причины затухания гетерозиса;

причины трудности постановки межвидовых скрещиваний.

2(31)

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Лабораторная работа № 5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

1

27.04.

-

03.05.

Комбиниро

ванный урок

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Знать:

- определения ключевых понятий: биотехнология, биоэтика, генная инженерия, клонирование, генетически модифицированные организмы.

-примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

Уметь:

Выделять проблемы и трудности генной инженерии.

Выявлять преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции.

Анализировать и оценивать значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

Знают:

- определения ключевых понятий: биотехнология, биоэтика, генная инженерия, клонирование, генетически модифицированные организмы.

Умеют:

Приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

Выделять проблемы и трудности генной инженерии.

Выявлять преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции.

Анализировать и оценивать значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

1(32)

Повторение и обобщение материала «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка».

1

04.05.

-

10.05.

Урок обобщения и систематизации материала

Повторить, обобщить и систематизировать материал по разделам: «Биология как наука. Методы научного познания» и «Клетка».

Уметь:

 планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Умеют:

 планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

2(33)

Повторение и обобщение материала «Организм».

1

11.05.

-

17.05.

Урок обобщения и систематизации материала

Повторить, обобщить и систематизировать материал по разделу «Организм».

Уметь: планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Умеют: планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

3(34)

Итоговый тест по курсу «Общая биология».

1

18.05.

-

24.05.

Урок контроля

Контроль и учет знаний учащихся по курсу «Общая биология».

Уметь: планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Умеют: планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

4(35)

Анализ результатов итогового теста по курсу «Общая биология».

1

25.05.

-

31.05.

Урок обобщения и систематизации материала

Анализ допущенных ошибок, устранение пробелов в знаниях и умениях по курсу «Общая биология».

Уметь: планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Умеют: планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Итого: 35 часов.

Лабораторных работ – 5, практических работ – 3

Контрольных работ: 3 (входная, административная, итоговая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...