Программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Исмаилова Тамара Михайловна

Программа по биологии 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.docx83.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии

5 класс (ФГОС)

Общая характеристика учебного предмета «Биология»


Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  Примерной программы основного общего образования,  рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин,  Г.С. Калинова ,  Г. Г. Швецов ,  З.Г. Гапонюк ,  издательство «Просвещение», 2013 г.

    Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся  должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

   - многообразие и эволюция органического мира;

   - биологическая природа и социальная сущность человека;

   - уровневая организация живой природы.

   Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

   Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

   В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

   Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.

   Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, личностном, метапредметном, и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

   Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

   С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

   Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

   Личностными результатами освоения обучающихся основной школы программы по биологии являются:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов.
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  6. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
  7. формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

   Метапредметными результатами освоения обучающихся  основной школы программы по биологии являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. формирование навыка смыслового чтения.
  5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  6. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

   Предметными результатами освоения обучающихся основной школы программы по биологии являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для создания естественно-научной картины мира.
  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека.
  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознавать необходимость сохранения биоразнообразия и природных местообитаний.
  5. формирование представлений о значении биологических наук для решения локальных и глобальных экологических проблем, понимания необходимости рационального природопользования.
  6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

   Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
  • систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
  • начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
  • начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы. Изучение живой природы начинается с рассмотрения организменного уровня с позиций структурно-системного подхода, т.е. организм каждого царства рассматривается в комплексе (строение и жизнедеятельность), а не в отдельности.

Первая глава «Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Здесь формируется умение работать с микроскопом, приготовления микропрепаратов, изучение различных объектов под микроскопом.

Во второй главе «Многообразие организмов» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. Этот материал нацеливает учащихся не только на изучение биологических объектов, но и на формирование умений самостоятельной работы, анализа, сравнения, обобщения…

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Содержание программы

(34 часа – 1 час в неделю)

Введение  (5 часов).

   Биологические науки, их значение в современной жизни. Практические и теоретические методы изучения биологических объектов. Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Среды обитания живых организмов. Роль воды, воздуха, почв и их видов как сред обитания живых организмов.

   Экскурсия  «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов  

(11 часов).

   Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Правила работы с ними.

   Химический состав клетки: органические и неорганические вещества.    Строение клетки и её органоиды:  клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли, пластиды, их виды.  Процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение. Раздражимость. Движение цитоплазмы.

   Деление клеток – основа размножения, роста и развития организмов. Единство всего живого.

Лабораторные работы

1. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы.

2. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним.

3. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

4. Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках листа элодеи (плодов томатов, рябины, шиповника).

Глава 2. Многообразие организмов (18 часов).

   Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

   Бактерии: особенности строения, жизнедеятельности, их формы, размножение, разнообразие бактерий,  их распространение и роль в природе и жизни человека.

   Грибы: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

   Царство Растения. Характеристика царства. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания.

   Водоросли. Одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей, их роль в природе и жизни человека.

   Лишайники. Многообразие и распространение лишайников, их значение.

   Высшие споровые растения: мхи, папоротники, хвощи, плауны. Отличительные особенности, многообразие, распространение.

   Голосеменные растения. Особенности их строения, многообразие, роль в природе, использование человеком.

   Покрытосеменные растения. Особенности  строения, многообразие покрытосеменных, их роль в природе и жизни человека.

   Царство Животные. Разнообразие животных. Охрана животных. Красная книга. Заповедники. Одноклеточные и многоклеточные животные. Роль животных в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности корненожек, губок, кишечнополостных, иглокожих, червей, моллюсков, членистоногих (ракообразных, паукообразных, насекомых), позвоночных – холоднокровных (рыб, земноводных, пресмыкающихся) и теплокровных (птиц,  млекопитающих). Среды обитания животных и приспособленность к этим условиям. Охрана природы.

Лабораторные работы

5. Особенности строения мукора и дрожжей.

6. Внешнее строение цветкового растения.

7. Разведение и изучение амёб в лаборатории.

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Весенние явления в жизни растений и животных».

   

Требования к уровню подготовки учащихся

  Учащиеся должн ы знать:

  • основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
  • принципы современной классификации живой природы;
  • основные характеристики царств живой природы;
  • клеточное строение живых организмов;
  • основные свойства живых организмов;
  • типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
  • приспособления   организмов   к   обитанию   в   различных   средах,   возникающих   под действием экологических факторов;
  • правила поведения в природе;
  • какое влияние оказывает человек на природу.

 Учащиеся должн ы ум ет ь:

  • работать  с  различными  типами  справочных  изданий,  создавать  коллекции,  готовить сообщения и презентации;
  • проводить наблюдения и описания природных объектов;
  • составлять план простейшего исследования;
  • сравнивать  особенности  строения  и  жизнедеятельности  представителей  различных царств живой природы;
  • давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
  • составлять цепи питания в природных сообществах;
  • распознавать растения и животных,занесенных в Красные книги.

   


Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс.

№ урока

(№ в те

ме)

Да

та проведения

Тема урока

Формы работы

Фор

мы

конт

роля

Испо

льзов

ание

ТСО и ИКТ

Прак

ти

чес

кая часть

Подготовка к ОГЭ

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Задание на дом

Введение. Биология как наука (5часов)

1

(1)

Биология – наука о живой природе

Беседа, работа с текстом и иллюст

рациями, конспек

тирова

ние

Выполнение зада

ний 1,3 стр. 9; зад. в рабо

чей тетра

ди на стр.

4-5

DVD

1.1

2.1.1

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать основными приёмами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний.

§1,

стр.4-5 раб.тетр., определения

2

(2)

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии

Работа с лабора

торным оборудованием- практическая деятель

ность

Зада

ние 2

стр. 11; зад. в рабо

чей тетра

ди на стр6-7

DVD

1.1

Определять методы биологических исследований. Овладевать основными приёмами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

§2,3 стр.8-10 раб.тетр.

3

(3)

Разнообразие живой природы

Беседа, дискус

сия, структу

рирова

ни е текста в схему, таблицу

Самостоя

тель

ная рабо

та уча

щих

ся по заполне

нию таблицы

«Царства живой природы»; р.т. стр.6-12

DVD

1.2.1

2.1.5

Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов.

§4, стр.10-13 раб.тетр.; определения

4

(4)

Среды обитания организмов

Работа с текстом и иллюст

рациями учебни

А, работа в группе, дискус

сия

Поисковое чте

ние и заполне

ние таб

лицы

«Сре

ды обитания»; р.т. стр.13-14

DVD

5.1

2.1.4

Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней.

§5, стр.13-14 раб.тетр.; сообще

ния

5

(5)

«Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Работа в группе, дискус

сия

Сообщения уча

щихся

Экс

кур

сия

2.2.2

5.1

2.4

2.5

2.6

2.7

 

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений. Соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Отчёт по экскур

сии

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (11 часов)

6

(1)

Устройство увеличительных приборов. «Рассматрива

ние клеточ

ного строения  с помощью лупы»

Работа в паре, практи

ческое применение навыков работы с лабора

торным оборудованием

Лабора

тор ная работа  

«Уст

ройство лупы и расс

мат

рива

ние строения клет

ки»; р.т. стр.

20-21

DVD

Лабо

ратор

ная работа №1

2.2.1

2.5

Научиться работать с лупой, знать её устройство. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы.

§6 стр. 22,

вопр. 1-2, зад. 1.2 в раб. тетр.

7

(2)

«Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Работа в паре, практи

ческое применение навыков работы с лабора

торным оборудованием

Лабора

тор ная работа  

« Уст

ройство микро

ско

па и приемы работы с

ним»; р.т. стр. 20-22

DVD

Лабо

ратор

ная работа №2

2.5

2.2.1

Научиться работать с микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы.

§6 стр. 22-23,

вопр. 3-4, зад.4,5 в раб. тетр.

8

(3)

Химический состав клетки. Неорганичес

кие вещества.

Работа с текстом

 и иллюст

рациями учебни

ка, сотруд

ничество с одноклассниками

Сос

тавле

ние схемы «Ве

щест

ва клет

ки»; р.т. стр.22-23

DVD

2.8

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием.

§7, стр.26; вопр.1,2,3; зад. в раб. тетр. стр.22-23

9

(4)

Химический состав клетки. Органические вещества.

Работа в паре, опытни

ческая работа, составление схемы по результатам проде

ланной работы

Выполнение опы

тов на тему

« Орга

ничес кие вещества клет

ки»; р.т. стр.24-25

DVD

2.8

Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием.

§7 стр. 27; вопр. 3,4,5; зад. в раб тетр. стр.24-25

10

(5)

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).

Работа с текстом и иллюст

рациями учебни

ка, беседа.

Сос

тавление схе

мы

«Жи

вотная и рас

титель

ная клет

ки»; р.т. стр.26-27

DVD

2.3.1

2.5

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

§8 стр.30,31; вопр. 1-4; зад. в раб. тетр. стр.26-27

11

(6)

«Приготовле

ние и рассматрива

ние препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Работа в паре, лабора

торная работа

Оформле

ние результатов лаборатор

ной рабо

ты; р.т. стр.27-28

DVD

Лабо

ратор

ная работа №3

2.3.1

2.5

2.8

Различать на  микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом.

§8повт.; зад. в раб. тетр. стр.27-28

12

(7)

Особенности строения клеток. Пластиды. «Приготовле

ние и рассматрива

ние препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)

Работа в паре, лабора

торная работа

Оформле

ние результатов лаборатор

ной рабо

ты; р.т. стр.

29-30

DVD

Лабо

ратор

ная работа №4

2.3.1

2.5

2.8

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их.

§8, стр.30; зад. в раб. тетр. стр.30

13

(8)

Процессы жизнедеятель

ности в клетке

Экспери

менталь ная работа в паре по инструк

циям, обсужде

ние результа

тов

Фрон

таль

ная беседа; р.т. стр.31-33

DVD

1.2.1

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы.

§9, стр.36;вопр.

1-2; зад. в раб. тетр.

стр.31-32

14

(9)

Деление и рост клетки

Работа с текстом и иллюст

рациями учебни

ка

Фрон

таль

ная беседа; р.т. стр.33-34

DVD

1.2.1

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

§9,стр.37; записи в тетради; зад. в раб. тетр. стр. 33-34

15

(10)

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов

Работа с текстом и иллюст

рациями учебни

ка, формули

рование выводов по изучен

ной теме

Инди

виду

альное зада

ние: приготовле ние микропрепаратов, срав

нитель ных схем. Фрон

таль

ная беседа; р.т. стр.34-35

DVD

2.1

2.5

Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представление о единстве живого.

записи в тетради, зад. в раб. тетр.стр.

34-35

16

(11)

Обобщающий урок по теме «Клетка»

Выполнение самостоятельной работы

Фрон

таль

ная

про

верка выполненного зада

ния; р.т. стр.35-38

Пре

зентация

2.3.1

2.8

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Находить информацию о клетке в интернет-ресурсах, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта.  Аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Зад. в раб. тетр. стр.35-38

Работа со словарем

Глава 2. Многообразие организмов (18 часов)

задание:

жизнедеятельности клетки

17

(1)

Классифика

ция организмов

Работа с текстом и иллюст

рациями учебни

  ка

Сос

тавле

ние схемы: «Сис

тема орга

нического мира»; р.т. стр.39-40

DVD

2.6

3.1

3.2

3.3

3.4

Выделять существенные признаки представителей разных царств  природы. Определять принадлежность биологических объектов к систематической группе (классифицировать).

§10, стр. 43 вопр. 1-3; зад. в раб. тетр. стр.39-40

18

(2)

Строение и многообразие бактерий

Работа с текстом

 и иллюст

рациями учебни

ка, сотруд

ничество с одноклассниками

Зада

ние 1,2 стр. 47; р.т. стр.40-41

DVD

3.1

1.1.1

Выделять существенные признаки бактерий.

§11,стр.44-45; стр47 вопр. 1-4; зад. в раб. тетр. стр.40-41, сообще

ния

19

(3)

Роль бактерий в природе и жизни человека

Дискус

сия, работа в группе

Сообщения уча

щихся р.т. стр. 42-43

DVD пре

зентации

3.1

1.1.1

2.1.3

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций.

§11, стр.45-47, работа со словарем, зад.в раб. тетр.стр.

42-43

20

(4)

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые

Дискус

сия, работа в группе

Фрон

таль

ная беседа р.т. стр. 43-45

DVD

3.2

2.1.3

2.3.5

3.1

3.4

2.4

2.5

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

§12,стр.48-49; стр. 49 вопр.

 1-4; зад. в раб. тетр. стр.43-45

21

(5)

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. «Особенности строения мукора и дрожжей»

Работа в паре, лабора

 торная   работа,

самостоя

тельная работа

Оформле

ние результатов лаборатор

ной рабо

ты; р.т. стр.46-47

DVD

Лабораторная работа №5

3.2

2.1.3

2.5

2.8

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать особенности строения плесневых грибов под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом.

§12, стр.50-51; зад. в раб. тетр.стр. 46-47

22

(6)

Характеристи

ка царства Растения

Беседа, самостоятельная работа

Самостояте льная работа: «Ос

нов

ные этапы разви

тия расти

тель

ного мира» р.т. стр.47-49

DVD

3.3

2.1.2

2.6

2.8

3.1

Выделять существенные признаки строения растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать представителей высших и низших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в интернет-источниках, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую.

§13, стр. 53 вопр.

1-3 рис.

32 стр. 55; зад. в раб. тетр. 47-49

23

(7)

Водоросли

Работа с текстом и иллюстрация

ми учебника, сот

рудни

чество

с одноклассниками.

Дис

куссия на тему

(мож

но ли все расте

ния, оби

таю

щие в воде, счи

тать водо

росля

ми)

DVD

3.3

2.1.3

2.3.3

2.5

2.6

2.8

3.1

Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

§14,

стр.57 вопр.1-3; зад. в раб. тетр. стр.50-51

24

(8)

Лишайники

Работа с текстом и иллюстрация

ми учебника, сот

рудни

чество

с одноклассниками

Стр.59 зада

ния

1-3; р.т. стр. 50-51

DVD

3.2

2.1.3

2.5

2.6

2.8

3.1

Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.

§15

вопр.1-3; зад. в раб. тетр. стр.52-51;сооб

щения

25

(9)

Высшие споровые растения

Работа с текстом и иллюстрация

ми учебни

ка

Сообщения уча

щихся р.т. стр.53-55

DVDпре

зен

та

ции

1.1.1

1.2.1

2.1.3

2.1.4

2.1.5

2.5

2.6

2.8

3.1

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека.

§16, вопросы 1-4; зад. в раб. тетр. стр.53-55

26

(10)

Голосеменные растения

Беседа и работа с текстом.

Фрон

таль

ная беседа р.т. стр. 56-57

DVD

3.3

5.2

1.1.1

2.1.2

2.1.3

2.5

2.6

2.8

2.3.3

2.3.5

Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека.

§17, стр.62;

стр.63 вопр.1,3; зад. в раб. тетр. стр.56-57

27

(11)

Покрытосеменные растения.

«Внешнее строение цветкового растения»

Беседа, дискус

сия, структу

рирова

ние текста в схему, лабора

торная работа

Изоб

раже

ние схемы цветкового расте

ния стр.66 зада

ние

1-3. Оформле

ние результатов лаборатор

ной рабо

ты; р.т. стр. 57-60

DVD

Лабораторная работа №6

3.3

5.2

1.1.1

2.1.2

2.1.3

2.5

2.6

2.8

2.3.3

2.3.5

Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в интернет-источниках, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую.

§17, стр.62-63; вопрос 2 стр.63; зад. в раб. тетр. стр.57-60

28

(12)

Общая характеристи

ка царства Животные

Работа с текстом, беседа, структу

ривание текста в таблицу «Сравнительная характе

ристика растений и живот

ных»

Стр. 71 Зада

ние1-3 р.т. стр. 61-63

DVD

3.4

3.5

5.1

5.2

1.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.2.2

2.3.4

2.3.5

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека. Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира. Находить информацию о животных в интернет-источниках, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую.

§18, стр.71 вопросы 1-2; зад. в раб. тетр. стр.61-63

29

(13)

Подцарство Одноклеточ

ные. «Разведение и изучение амёб в лаборатории».

Работа с текстом и иллюстрация

ми учебника, сот

рудни

чество

с одноклассниками, лабораторная работа

Стр. 75 Зада

ние1-3 Лабо

ратор ная рабо

та, её оформление; р.т. стр.64-65

DVD

Лабораторная работа №7

3.4

3.5

2.2.1

3.4

2.2

3.5

1.1

Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Сравнивать представителей одноклеточных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Объяснять роль одноклеточных животных в жизни человека.

§19, стр. 75 вопрос

1-3; зад. в раб. тетр. стр. 64-65

30

(14)

Подцарство Многоклеточ

ные. Беспозвоноч

ные животные

Работа с текстом, беседа, структу

ривание текста в таблицу «Сравнительная характе

ристика одноклеточных и много

клеточ

ных живот

ных»

Зада

ние стр. 79 р.т. стр. 66-67

DVD

3.4

3.5

5.1

5.2

1.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.2.2

2.3.4

2.3.5

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Различать на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными. Объяснять роль беспозвоночных животных в жизни человека.

§20, стр.79 вопросы 1-3; зад. в раб. тетр. стр. 66-67

31

(15)

Холоднокров

ные позвоночные животные

Работа с текстом, беседа, структу

ривание текста в таблицу «Сравнительная характе

ристика холоднокровных позво

ночных живот

ных»

Фрон

таль

ная бесе

да, сооб

ще

ния, запол

нение таблицы; р.т. стр.67-68

DVD

3.4

3.5

5.1

5.2

1.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.2.2

2.3.4

2.3.5

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека.

§21,80-82; стр.83 вопросы

1-2; зад. в раб. тетр. стр.67-68

32

(16)

Теплокровные позвоночные животные

Работа с текстом, беседа, структу

ривание текста в таблицу «Сравнительная характе

ристика тепло

кровных позво

ночных живот

ных»

Фрон

таль

ная бесе

да, сооб

щения р.т. стр.69-70

DVD

3.4

3.5

5.1

5.2

1.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.2.2

2.3.4

2.3.5

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Различать на живых объектах и таблицах теплокровных позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей теплокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль птиц, млекопитающих в природе и жизни человека.

§21, стр.82-83; зад. в раб. тетр. стр.69-70

33 (17)

Обобщающий урок – проект «Многообра

зие живой природы. Охрана природы

Работа по индиви

дуаль

ным зада

ниям, выступ

ления учащих

ся

Само

стоя

тель

ная работа р.т. стр. 74-77

Презентации

2.8

2.7

2.6

2.5

2.4

2.2

3.4

3.5

5.1

5.3

1.1.3

1.2.2

Находить информацию о живой природе в интернет-ресурсах, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта.  Аргументированно отстаивать свою точку зрения.

§22; зад. в раб. тетр. стр. 74-77; сообще

ния

34

(18)

«Разнообразие живых организмов. Весенние явления в жизни растений и животных»

Работа в группе, дискус

сия

Сообщения уча

щихся

Экскурсия

2.2.2

5.1

2.4

2.5

2.6

2.7

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений.

Не задано

Музейная педагогика

  1.  «Растения в русском фольклоре» -  урок 22  « Характеристика царства Растения»
  2. «Животные в русском фольклоре» - урок 28  « Общая характеристика царства Животные»

Формы и методы контроля

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестирования, лабораторные работы, самостоятельные работы, экскурсии. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Учебно-методическое сопровождение

        1. Примерные программы  по учебным предметам.

           Стандарты второго поколения. Биология 5 – 9 классы. Москва  «Просвещение» 2013

        2. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин,  Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк  под редакцией В.В.Пасечника  

Биология.    5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.  2-е издание. Москва «Просвещение» 2013

        3. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин,  Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк, Г.Г.Швецов под редакцией В.В.Пасечника

 Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс. Москва «Просвещение»  2012

        4. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин,  Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк   под редакцией В.В.Пасечника

Уроки биологии.  5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва

«Просвещение» 2012

        5. Г.А. Воронина, Т.В.Иванова, Г.С.Калинова  под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой

Биология. Планируемые результаты. Система заданий.  5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  Москва «Просвещение»  2013

       6. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская  под редакцией А.Г.Асмолова  Формирование

       универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.

       Москва  «Просвещение»  2011

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...