Рабочая программа по биологии ФГОС для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Брыкина Елена Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_fgos_dlya_5_klassu.docx52.13 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассмотренно

на заседании

 школьногоМО


Протокол №_1__
от «25_»_08_ 2015  г.

Принято
на заседании педагогического

совета

   Протокол № 1___
от «28_»_08_2015_ г.

Утверждаю

приказом образовательного

учреждения

Дата           №

 средняя общеобразовательная школа №3 г. Усмани Липецкой области



                                 

                              Рабочая  программа учебного

                                 курса  по  биологии

                                 для  5 А, Б, В классов

                             на 2015 – 2016 учебный год

                                                                                            Составил учитель биологии, химии

                                                                                                       Брыкина Елена Васильевна

        

        

                                 

                                   

                                     

                                 

                                 Пояснительная записка

   

 Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы

по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.АКорниловой,

А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной шко-

ле и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС.    

           

Нормативно-правовые  документы,  на  основании  которых  составлена программа:

            Федеральный   закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.№273-фз

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии на базовом уровне, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089
  • Приказ Министерства РФ от 31.03.2014г №253 Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год.

  • Примерная программа основного общего образования по биологии
  •   Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.-М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
  • Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Методические рекомендации «О преподавании биологии  в 2015-2016 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
  • Приказ от 23.04.2014г.№385 О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области , реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год
  • Учебный план МБОУ СОШ №3г.Усмани на 2014-2015 учебный год
  •  Положение о  структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3г.Усмани

        -    Календарный  учебный график МБОУ СОШ №3 г.Усмани на 2015-2016 учебный

             год

Общая характеристика курса биологии

Биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента

системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 5 классе являются:

Цели

•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у

школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»

обеспечивает:

 формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

 овладение научным подходом к решению различных задач;

 овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,

оценивать полученные результаты;  

 овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

 воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

 формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём  

 применения межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы

по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012)

         

                          Учебно-методический комплекс

Учебники Федерального перечня, выпускаемых Издательским центром «Вентана-Граф» (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.).

  Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.);

 

Дополнительная литература для учителя:

1). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.;

2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова,

Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

3). Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные.: Вопросы. Задания. Задачи. «Дрофа», 2002.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические материалы);

для учащихся:

1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;

2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР).

Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;

3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;

4) Атрохин В. Г., Солодухин Е. Д. А 88 Лесная хрестоматия.— М.: Лесн, пром-сть, 1988.— 399 с., ил.

5) Белоусова Л. С., Денисова Л. В.643  Редкие растения  мира.— М.: 344 с., ил., 32 л. Ил. Лесн.   пром-сть,   1983

6) Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. 3. Брема и Б63  И. Мейнке; Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 400с.

7) Мамонтов С. Г. и др. М22 Основы биологии: Курс для самообразования / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А. Козлова.— М.: Просвещение, 1992.— 416 с. ил.—15ВЫ 5-09-003367-6.

8) Прокофьев С. М. П 78 Природа Хакасии: Пособие. - - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1993.— 205 с., с плл., 5000 экз.

9) Реймерс Н. Ф.Р35  Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. — М.: Просвещение,  1988. — 319с.: ил.  

10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;

11) Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5—6 кл./Сост. Д. И. Трайтак. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. -- 223 с., ил.

12) Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил.

 

Электронные обучающие средства:  

Биология 6-9 класс (электронное учебное издание, конструктор презентаций), «Кирилл и Мефодий», 2003;

Биотопия (Энциклопедия), Медиахаус, 2004;

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб-

ликанский мультимедиа центр, 2004;

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/

http://www.fcior.edu.ru/

 

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Методическая литература для учителя

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.
  3. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  6. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6.
  7. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
  8. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.

Мультимедийная поддержка курса

  1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

                   Основная литература для учащихся

  1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.
  2. Акимушкин И.И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.
  3. Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.
  4. Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.
  5. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
  7. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
  9. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
  10. Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова. Правительство Ульяновской области. - Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»

                             Место курса биологии в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом  для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 35 часов, из них 3 часа – резервное время.

Из них: Лабораторных работ-4

             Практических работ-2

             Экскурсий - 1

 В связи с модульной системой уроки объединены по темам. Поэтому на изучение разделов «Многообразие живых организмов» и «Жизнь живых организмов на планете Земля» добавлено по 1 часу за счет сокращения времени на изучение темы «Человек на планете Земля», на которую в рабочей программе выделено 4 часа. Резервное время (3 часа)  использовано на закрепление и повторение знаний через проведение экскурсии «Весенние явления в природе»

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

  Ценностные ориентиры

 Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных

учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

 - характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

 - ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Результаты освоения курса биологии в 5 классе.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

      Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  осознание роли жизни;

 рассмотрение биологических процессов в развитии;

 использование биологических знаний в быту;

 объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

осознание роли жизни:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- различать среды обитания организмов, их отличительные особенности;

- различать факторы среды обитания, их влияние на жизнедеятельность организмов;

- выделять черты приспособленности к жизни  в разных средах;

- знать разнообразие организмов разных сред обитания;

- Различать природные сообщества, их состав, особенности;

- понимать место человека в природе и его влияние на живую природу;

 определять основные органы растений (части клетки);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Личностными результатами являются следующие умения:

 Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

 Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

 Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

 Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

 Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

 Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

 Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе  дихотомического деления (на основе отрицания).

 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

 Вычитывать все уровни текстовой информации.

 Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

 объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

 перечислять отличительные свойства живого;

 различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные:

грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

 различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

 

Содержание  учебного предмета

Раздел 1. Биология – наука о живом мире (8ч)                                                                                                                 Человек и природа. Изучение природы человеком. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Естественные науки (биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Клетка — элементарная единица живого. Химический состав клетки. Понятие «ткань». Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

 Лабораторные работы.

№1 Изучение строения увеличительных приборов.  

 № 2 Знакомство с клетками растений.                                      

Раздел 2. Многообразие живых организмов (12ч)                                                                                                                            Разнообразие живого. Царства живой природы. Бактерии. Растения. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Грибы. Лишайники.                                                                                                                                            Лабораторные работы.

№ 3  Знакомство с внешним строением растения.                                                                          №4 Наблюдение за передвижением животных.

Практическая работа.                                                        

№ 5 Узнавание наиболее распространенных в нашей местности съедобных и ядовитых грибов.

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8ч)                                                                                                                                       Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.                                                                                                                                              Практическая работа.

№6 Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Раздел 4. Человек на планете Земля (4ч)                                                                                                                         Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

 Повторение (3ч)

                       

 Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Биология – наука о живой природе

8

2.

Многообразие живых организмов

12

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

8

4.

Человек на планете Земля

4

5.

Повторение

3

Итого:

35 ч

Лабораторные работы:

  1. «Изучение строения увеличительных приборов»
  2. «Знакомство с клетками растений».
  3. «Знакомство с внешним строением растения»
  4. «Наблюдение за передвижением животных»

Практические работы.                                                        

1. Узнавание наиболее распространенных в нашей местности съедобных и ядовитых грибов.

2. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Экскурсия:

«Весенние явления в природе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс

Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...

Рабочая программа по биологии ФГОС 7 класс

Рабочая программа по биологии ФГОС 7 класс. Сонин Н.И....

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс

Тематическое планирование учебного курса биологии 5 класса составлено на основании программы по биологии для 5–9 классов авторов:   В.В. Пасечника и др. и соответствует положениям  Феде...

Рабочая программа по биологии ФГОС, 6 класс, Т.С.Сухова, В.И.Строганов

Представленный материал содержит рабочую программу по биологии для 6 класса, линия "Алгоритм успеха"...

Рабочая программа по биологии ФГОС, 5 класс, Т.С.Сухова, В.И.Строганов

Представленный материал содержит рабочую программу по биологии для 5 класса в системе "Алгоритм успеха"...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс Рокотова Д.И., Самкова В.А.

Планирование составлено на основе примерной  рабочей программы " Биология.Примерная рабочая программа  по учебному предмету. 5–9 кл". : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапш...

Рабочая программа по биологии ФГОС 6 класс (КТП)

Рабочая программа по биологии составлена с учетом ФГОС  (авторская программа В.В.Пасечника). 1 час в неделю.(КТП)...