Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс Рокотова Д.И., Самкова В.А.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Зимина Ольга Ивановна

Планирование составлено на основе примерной  рабочей программы " Биология.Примерная рабочая программа  по учебному предмету. 5–9 кл". : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. 1 час в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

  • Нормативная база преподавания предмета:

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Учебный план в 5-х классах  МБОУ «Мглинская СОШ № 2» на 2017 – 2018 учебный год.

  • Учебники и УМК:

- Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf 

- Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015    http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/9fd/05_bio_m.pdf 

- Учебник для 5 класса В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой  2 издание стереотип. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 176 с. : ил.

- Самкова В.А. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015 и последующие годы издания. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/3f6/05_bio_t1_8.pdf

- Дополнительные методические материалы и рекомендации по работе с печатной и электронной формами учебника можно найти на сайте издательства www.akademkniga.ru

  • Общая характеристика предмета биологии 5 класса

Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о принципиальном строении клетки, о тканях и органах живых организмов, о единстве организма и окружающей среды. Учащиеся знакомятся с основными уровнями организации живой природы, наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете, узнают о современных точках зрения на происхождение человека, определяют место человека в системе живой природы. Основные положения азбуки экологической культуры, представленные в курсе 5 класса, в дальнейшем участвуют в формировании нравственного фундамента современного гражданина нашей страны.

 В 5–6 классах происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. которые в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек.

  • Основными целями курса являются:
  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
  • пробуждение интереса к естественным наукам и к биологии  в частности;
  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
  • При изучении курса решаются следующие задачи:
  • систематизация знаний учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
  • начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
  • начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

II. Результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями  ФГОС  изучение биологии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

  • Метапредметные результаты.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • составлять план выполнения учебной задачи;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
  • Личностные результаты
  • осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
  • соблюдение правил поведения в природе;
  • осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование любви к природе;
  • развитие эстетического восприятия живой природы;
  • Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные методы биологических исследований;
  • основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;
  • значение микроскопа для биологических исследований.
  • что означает понятие «система»;
  • взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;
  • какие явления называют биологическими;
  • уровни организации жизни;
  • от чего зависит устойчивость биосферы;
  • структуру экосистем и популяций;
  • что такое вид;
  • в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
  • основные возрастные периоды в жизни человека.
  • наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
  • современные точки зрения о происхождении человека;
  • место человека в системе живой природы;
  • сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
  • что такое биологическое разнообразие;
  • почему необходимо сохранять биоразнообразие;
  • какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;
  • главные причины исчезновения видов;
  • основные положения азбуки экологической культуры;
  • почему экологические проблемы не могут быть решены

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры природных и искусственных систем;
  • объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
  • объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
  • приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
  • описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
  • описывать особенности биологических систем;
  • приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
  • доказывать единство организма и окружающей среды;
  • описывать принципиальное строение клетки;
  • давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;
  • объяснять уникальные особенности вирусов.
  • объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;
  • находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;
  • приводить примеры биологических ритмов
  • объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
  • различать виды потребностей;
  • приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

III. Содержание учебного предмета 

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Содержание учебного предмета, реализуемое с помощью учебника «Биология. 5 класс»

(35ч, 1 ч в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы по планированию (рабочей программе)

В том числе на:

Лабораторно-

практические

работы, экскурсии

Проверочные (контрольные)

работы

Введение

1

1

Тема 1. Человек изучает живую природу

8

3

1

2

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»

14

2

1

3

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое

6

1+1экск.

1

4

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле

4

-

1

6.

Заключение

2

-

-

итого

35

6+1экск.

4

Введение (1 ч)

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (7ч)

Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и 3акономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание — система знаний о природе. Биология - дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека. Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации. Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии. Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Опыт с элодеей (работа в группе).

Измеряем рост (работа в группе).

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13 ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах. «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.

Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др.

Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Изучаем кожу (индивидуальная работа).

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза. Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Лабораторные и практические работы

Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия:  внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая - Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Резервное время — 5ч

Практические работы

№1 Измеряем рост (работа в группе).

 №2 Опыт с элодеей (работа в группе).

№3 Знакомство с оборудованием для научных исследований.

 №4 Наблюдаем за птицами (индивидуальная работа).

 №5 Изучаем кожу (индивидуальная работа).

№6 Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей.

Контрольные  работы (тестирование) по разделам:

Тема 1. Человек изучает живую природу

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле

Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса

1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).

3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).

4. Составление паспорта дерева.

5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).

6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды:

«Экологические проблемы моей малой Родины»,

 «Азбука экологической культуры»,

 «Зеленый мир школы»,

«Аптекарская клумба»

IV. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

Введение

Величайшее чудо на планете. Инструктаж по т/б.

1

Глава 1. Человек изучает живую природу.

8ч.

1. В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы?

1

2. Биология – наука для всех.

1

3. Какие научные методы используют биологи? ? П.р.№1 «Измеряем рост»

1

4. Наблюдение и эксперимент в биологии П.р.№2 «Опыт с элодеей»

1

5. С какой целью в биологии используется  моделирование

1

6. Какое оборудование необходимо биологу?

ПР. №3 Знакомство с оборудованием для научных исследований

1

7. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели

1

8. Обобщение знаний по теме «Человек изучает живую природу»  Контрольный  тест.

1

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»

14ч.

1.Что такое система

1

2. Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

1

3.Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке.

1

4. Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты.

1

5.Экосистемы – живая мозаика планеты.

1

6. Вид – единица живого мира.

1

7. Популяция – это «население». №4 Наблюдаем за птицами (индивидуальная работа).

1

8. Организм, особь, индивид.

1

9. «Нити жизни»: организм в окружающей среде.

1

10. Как растут и развиваются организмы?

1

11. Путешествие в мир клетки.

1

12. Из каких тканей  «сотканы» живые организмы? ПР №5 Изучаем кожу (инд. раб).

1

13. На границе живого и неживого: вирусы

1

14.Урок обобщения знаний по ступеням «Лестницы жизни», Контрольный  тест.

1

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое.

6ч.

1. По страницам истории жизни  ПР №6 Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

1

2.Следы былых биосфер.

1

3.Происхождение человека

1

4.Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Экскурсия в краеведческий музей.

1

5.Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.

1

6. Обобщ. по теме «Жизнь на Земле — явление космическое», контр. работа

1

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле.

4ч.

1.Что такое «биологическое разнообразие»?

1

2. Какая среда необходима человеку?

1

3.Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

1

4. Кто отвечает за Землю? Тест по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле»

1

Заключение

2ч.

Итоговое повторение курса. Экскурсия в краеведческий музей.

1

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  5-6  класс. Учебно-методический  комплект  серии  "Линия ...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс

Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...

Рабочая программа по биологии ФГОС

Рабочая программа 5-9 класс...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...