Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс Рокотова Д.И., Самкова В.А.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Планирование составлено на основе примерной рабочей программы " Биология.Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл". : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биология.Рабочая программа 5 класс Самкова. Рокотова. | 45.17 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
- Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Учебный план в 5-х классах МБОУ «Мглинская СОШ № 2» на 2017 – 2018 учебный год.
- Учебники и УМК:
- Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf
- Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015 http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/9fd/05_bio_m.pdf
- Учебник для 5 класса В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой 2 издание стереотип. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 176 с. : ил.
- Самкова В.А. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015 и последующие годы издания. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/3f6/05_bio_t1_8.pdf
- Дополнительные методические материалы и рекомендации по работе с печатной и электронной формами учебника можно найти на сайте издательства www.akademkniga.ru
- Общая характеристика предмета биологии 5 класса
Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о принципиальном строении клетки, о тканях и органах живых организмов, о единстве организма и окружающей среды. Учащиеся знакомятся с основными уровнями организации живой природы, наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете, узнают о современных точках зрения на происхождение человека, определяют место человека в системе живой природы. Основные положения азбуки экологической культуры, представленные в курсе 5 класса, в дальнейшем участвуют в формировании нравственного фундамента современного гражданина нашей страны.
В 5–6 классах происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. которые в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек.
- Основными целями курса являются:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к биологии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- При изучении курса решаются следующие задачи:
- систематизация знаний учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
II. Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС изучение биологии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
- Метапредметные результаты.
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
- Личностные результаты
- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
- соблюдение правил поведения в природе;
- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
- формирование любви к природе;
- развитие эстетического восприятия живой природы;
- Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основные методы биологических исследований;
- основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;
- значение микроскопа для биологических исследований.
- что означает понятие «система»;
- взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;
- какие явления называют биологическими;
- уровни организации жизни;
- от чего зависит устойчивость биосферы;
- структуру экосистем и популяций;
- что такое вид;
- в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
- основные возрастные периоды в жизни человека.
- наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
- современные точки зрения о происхождении человека;
- место человека в системе живой природы;
- сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
- что такое биологическое разнообразие;
- почему необходимо сохранять биоразнообразие;
- какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;
- главные причины исчезновения видов;
- основные положения азбуки экологической культуры;
- почему экологические проблемы не могут быть решены
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры природных и искусственных систем;
- объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
- объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
- приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
- описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
- описывать особенности биологических систем;
- приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
- доказывать единство организма и окружающей среды;
- описывать принципиальное строение клетки;
- давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;
- объяснять уникальные особенности вирусов.
- объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;
- находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;
- приводить примеры биологических ритмов
- объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
- различать виды потребностей;
- приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.
III. Содержание учебного предмета
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Содержание учебного предмета, реализуемое с помощью учебника «Биология. 5 класс»
(35ч, 1 ч в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы по планированию (рабочей программе) | В том числе на: | |
Лабораторно- практические работы, экскурсии | Проверочные (контрольные) работы | |||
Введение | 1 | |||
1 | Тема 1. Человек изучает живую природу | 8 | 3 | 1 |
2 | Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» | 14 | 2 | 1 |
3 | Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое | 6 | 1+1экск. | 1 |
4 | Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле | 4 | - | 1 |
6. | Заключение | 2 | - | - |
итого | 35 | 6+1экск. | 4 |
Введение (1 ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (7ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и 3акономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание — система знаний о природе. Биология - дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека. Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации. Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии. Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах. «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др.
Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза. Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Экскурсии
Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая - Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Резервное время — 5ч
Практические работы
№1 Измеряем рост (работа в группе).
№2 Опыт с элодеей (работа в группе).
№3 Знакомство с оборудованием для научных исследований.
№4 Наблюдаем за птицами (индивидуальная работа).
№5 Изучаем кожу (индивидуальная работа).
№6 Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Экскурсии
Экскурсия в краеведческий музей.
Контрольные работы (тестирование) по разделам:
Тема 1. Человек изучает живую природу
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).
4. Составление паспорта дерева.
5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).
6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды:
«Экологические проблемы моей малой Родины»,
«Азбука экологической культуры»,
«Зеленый мир школы»,
«Аптекарская клумба»
IV. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Введение | ||||
Величайшее чудо на планете. Инструктаж по т/б. | 1 | |||
Глава 1. Человек изучает живую природу. | 8ч. | |||
1. В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? | 1 | |||
2. Биология – наука для всех. | 1 | |||
3. Какие научные методы используют биологи? ? П.р.№1 «Измеряем рост» | 1 | |||
4. Наблюдение и эксперимент в биологии П.р.№2 «Опыт с элодеей» | 1 | |||
5. С какой целью в биологии используется моделирование | 1 | |||
6. Какое оборудование необходимо биологу? ПР. №3 Знакомство с оборудованием для научных исследований | 1 | |||
7. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели | 1 | |||
8. Обобщение знаний по теме «Человек изучает живую природу» Контрольный тест. | 1 | |||
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» | 14ч. | |||
1.Что такое система | 1 | |||
2. Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | 1 | |||
3.Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. | 1 | |||
4. Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты. | 1 | |||
5.Экосистемы – живая мозаика планеты. | 1 | |||
6. Вид – единица живого мира. | 1 | |||
7. Популяция – это «население». №4 Наблюдаем за птицами (индивидуальная работа). | 1 | |||
8. Организм, особь, индивид. | 1 | |||
9. «Нити жизни»: организм в окружающей среде. | 1 | |||
10. Как растут и развиваются организмы? | 1 | |||
11. Путешествие в мир клетки. | 1 | |||
12. Из каких тканей «сотканы» живые организмы? ПР №5 Изучаем кожу (инд. раб). | 1 | |||
13. На границе живого и неживого: вирусы | 1 | |||
14.Урок обобщения знаний по ступеням «Лестницы жизни», Контрольный тест. | 1 | |||
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое. | 6ч. | |||
1. По страницам истории жизни ПР №6 Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах). | 1 | |||
2.Следы былых биосфер. | 1 | |||
3.Происхождение человека | 1 | |||
4.Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||
5.Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы. | 1 | |||
6. Обобщ. по теме «Жизнь на Земле — явление космическое», контр. работа | 1 | |||
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле. | 4ч. | |||
1.Что такое «биологическое разнообразие»? | 1 | |||
2. Какая среда необходима человеку? | 1 | |||
3.Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | 1 | |||
4. Кто отвечает за Землю? Тест по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле» | 1 | |||
Заключение | 2ч. | |||
Итоговое повторение курса. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||
Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 5-6 класс. Учебно-методический комплект серии "Линия ...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс
Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...
Рабочая программа по биологии ФГОС
Рабочая программа 5-9 класс...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
- Мне нравится (1)