ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Урок закрепления знаний и изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_postembrionalnoe_razvitie_10_kl.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАЙОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Конспект урока по теме: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Биология 10 кл.16.02.12.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи:
сформировать знания о периодах постэмбрионального развития организмов ювенильном - прямом и непрямом развитии организмов, пубертатном, старении.
развивать навыков познавательных процессов - обобщения полученной информацию, вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу, развитие коммуникативной компетенции.
Воспитывать личностную значимость изучения постэмбрионального периода для сохранения здоровья, потребность в новом знании.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Развитие организмов», презентация, компьютер, карточки для индивидуального контроля знаний, электронное учебное издание (мультимедийное приложение Кирилла и Мефодия) слайды - «Постэмбриональный период».
Тип урока: урок закрепления знаний и изучения нового материала.
Методические приёмы: (основные виды деятельности учителя и ученика) объяснительно-репродуктивные, метод контроля, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, беседа.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, парная, работа.
Ключевые понятия: периоды постэмбрионального развития – ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент.
Учитель. Мы продолжаем изучать модуль «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Сегодня на уроке закрепим знания о размножении, развитии организмов в природе и изучим новый материал.
- Актуализация знаний.
Беседа по вопросам.
1. Вспомните формулировку биогенетического закона. (В онтогенезе – индивидуальном развитии каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза, исторического развития вида, к которому эта особь принадлежит). Ф. Мюллер, Э. Геккель, XIX в.
2. Какие типы онтогенеза выделяют у животных? (личиночный, яйцекладный и внутриутробный).
3. Чем отличается онтогенез одноклеточных от онтогенеза многоклеточных организмов?
(у одноклеточных онтогенез начинается с возникновения организма в результате деления материнской клетки, у многоклеточных видов, размножающихся бесполым путём, онтогенез начинается с группы клеток материнского организма, у тех видов , которые размножаются половым путем, онтогенез начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы, первой клетки нового организма).
Выполнение заданий по карточкам.
Тест по теме:
«Размножение и индивидуальное развитие организмов». 10 кл
I. Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.
1. Тип размножения, при котором формируется два вида гамет - гетерогаметный
2. Индивидуальное развитие организма - ……онтогенез
3. Тип деления клеток, при котором количество хромосом уменьшается вдвое - …. мейоз
4. Клетки, образовавшиеся при первом дроблении зиготы - …..бластомеры
5. Процесс образования мужских гамет - …. сперматогенез
6. Процесс слияния мужской и женской гамет - ….. оплодотворение.
II. Выберите правильный ответ.
1. Дочерний организм в большей степени отличается от родительских организмов при размножении:
А – вегетативном Б – спорами В – половом Г – почкованием.
2. Стадии дробления, бластулы, гаструлы, образования органов характерны для индивидуального развития:
А – эмбрионального Б – постэмбрионального
В – прямого Г – непрямого.
3. Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется:
А – гаструлой Б – бластулой В – нейрулой Г – бластомером.
4. Одно удвоение хромосом и два следующих друг за другом деления характерны для процесса:
А – митоза Б – образования спор В – оплодотворения Г – мейоза.
III. Дать определение:
1. Энтодерма -
2. Плацента -
Взаимопроверка. (Ключи на экране). (слайд 1)
I.
1. гетерогаметный
2. онтогенез
3. мейоз
4. бластомеры
5.сперматогенез
6. оплодотворение.
II. 1 – В 2 - А 3 – Б 4 - Г
- 1. внутренний слой клеток 2. орган, обеспечивающий потребности эмбриона
III. Изучение нового материала.
Постановка познавательной задачи.
Выяснить: что включает в себя постэмбриональное развитие, какие виды постэмбрионального развития существуют, каков биологический смысл непрямого развития организмов, какие существуют проблемы старения?
Слайды презентации.
- Схема периодов постэмбрионального развития.
- постэмбриональное развитие.
- типы постэмбрионального развития.
- непрямое развитие.
- значение непрямого развития.
Старение - запрограммированный процесс (с. 137 учебника).
Учитель. Улучшение условий жизни, снижение уровня детской смертности, победа над многими заболеваниями – всё это приводит к возрастанию продолжительности жизни.
Для этого необходимо, чтобы люди вели здоровый образ жизни.
Воздействие неблагоприятных факторов.
Алкоголь, употребляемый беременной женщиной, концентрируется в крови плода и достигает 70% от его содержания в крови матери, влияет на ЦНС, 80% новорожденных страдают дефектами умственного развития.
Каждая сигарета, выкуренная матерью, уменьшает снабжение зародыша кислородом на 10%.
Сильное воздействие на плод оказывают наркотические вещества. Дети наркоманов считаются наркотически зависимыми. После рождения плохо развиваются и нуждаются в медицинском уходе.
- Рефлексия. Итоговое тестирование.
- Д. з. § 37. ответить на вопросы.
I.
1. гетерогаметный
2. онтогенез
3. мейоз
4. бластомеры
5. сперматогенез
6. оплодотворение.
II. 1 – В 2 - А 3 – Б 4 - Г
III.
1. внутренний слой клеток
2. орган, обеспечивающий потребности эмбриона
ОЦЕНИВАНИЕ:
5 – ОДИН НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ
4 – ДВА НЕВЕРНЫХ ОТВЕТА
3 - ТРИ, ЧЕТЫРЕ НЕВЕРНЫХ ОТВЕТА
2 – ПЯТЬ И БОЛЕЕ НЕВЕРНЫХ ОТВЕТОВ
САМОАНАЛИЗ
урока по теме: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Биология 10 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период" 10 кл.
Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Урок «Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период».Цель урока: освоение учащимися знания об особенностях постэмбрионального р...
Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)
Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.) ФИО:Ничкова Татьяна АнатольевнаДолжность:зам. директора по МР, учитель русского языка и литературыМесто работы:Муниц...
Урок в 9 классе на тему «Постэмбриональный период развития организма».
Урок в 9 классе на тему «Постэмбриональный период развития организма». Цели урока: изучить особенности постэмбрионального периода развития, выявить его закономерности.Задачи:образовательная:...
Постэмбриональный период
презентация к уроку...
План индивидуального развития в межаттестационный период
План индивидуального развития в межаттестационный период...
презентация по теме: "Постэмбриональный период развития организмов"
презентация по теме: "Постэмбриональный период развития организмов"...
Урок "Постэмбриональный период развития"
Урок изучения нового материала с использованием выступлений учащихся по новой теме (опережающее домашнее задание). При работе с определением "метаморфоз" дана возможность ознакомиться с друг...