Урок "Постэмбриональный период развития"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Урок изучения нового материала с использованием выступлений учащихся по новой теме (опережающее домашнее задание). При работе с определением "метаморфоз" дана возможность ознакомиться с другими источниками научной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ
ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ.
Многие организмы на этом этапе
онтогенеза претерпевают сложнейшие
изменения и преобразования. Постэмбриональный
период в развитии каждого организма является
не менее важным для дальнейшей
жизнедеятельности, чем эмбриональный
.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, таблицы «Развитие земноводных» и «Развитие зародыша», динамические пособия.
ЦЕЛЬ УРОКА: изучить один из важнейших этапов онтогенеза – постэмбриональный период развития.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Сформировать знания о закономерностях постэмбрионального развития животных и растений;
- Охарактеризовать два типа постэмбрионального развития, раскрыв их значение для сохранения видов.
ОСНОВНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ: постэмбриональный период развития, прямое постэмбриональное развитие, непрямое постэмбриональное развитие – метаморфоз,
ХОД УРОКА:1. Актуализация внимания – видеосюжет про Лунтика «Я родился....»
2.Вступление учителя. После того, как организм родился, (вышел из яйцевых оболочек) начинается этап постэмбрионального развития. Наша задача: вспомнить всё то, что касается этого этапа из курса зоологии и анатомии и, конечно, же узнать что-то новое.
3. Объяснение нового материала. Постэмбриональное развитие может быть прямым или сопровождаться превращением (метаморфозом).
При прямом развитии (у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но уже с заложенными всеми основными органами, свойственными взрослому организму. Постэмбриональное развитие в этом случае сводится в основном к росту и половому созреванию.
При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Личинка питается, растёт, и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослым особям. Следовательно, при метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.
Понятие о метаморфозе нам встретится и в следующей теме, поэтому давайте остановимся на нём поподробнее.
У вас на столах имеется лист с различными определениями метаморфоза от самых простых до самых сложных. Ознакомьтесь со всеми. Предложите один вариант для записи в тетрадь.
Выдается на каждую парту –самостоятельная работа
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТАМОРФОЗА
Метаморфоз – это глубокое преобразование строения организма, в процессе которого личинка превращается во взрослую особь.//Биология. Справочник школьника.
Метаморфоз – процесс замены личиночных органов на структуры, свойственные половозрелым особям. //Сивоглазов В. И., Сухова Т. С. Общая биология. Пособие для учителя.
Метаморфо´з (гр.metamophosis превращение) – процесс превращения личинки или нимфы во взрослое животное, сопровождающийся морфологической и физиологической перестройкой организма. //Крапивный А. П. Краткий зоологический словарь.
Метаморфоз (гр. метаморфозис – превращение): 1) процесс превращения ювенильных (личинки или нимфы) фаз развития во взрослое животное, сопровождающийся анатомо – морфологической и физиологической перестройкой организма. 2) видоизменение основных органов растений (корней, стеблей, листьев, цветков) в связи с изменением их функций (например метаморфоз корня в клубнеплод, побега – в луковицу, листа - в колючку и т. п.).//Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов.
Запишите в тетрадь и выделите определение.
Давайте рассмотрим несколько примеров развития с метаморфозом. Первый пример: развитие лягушки. Второй пример: развитие бабочки. Вспомним развитие майского жука (фронтальная беседа по таблице из курса зоологии) а я пока учащиеся готовят свои наглядные пособия расскажу о постэмбриональном развитии асцидии.
Асцидии – класс типа оболочники. Морские одиночные или колониальные животные (около 1000 видов). Ведут преимущественно сидячий образ жизни. Тело покрыто туникой.На переднем конце её находится ротовой сифон, сбоку – клоакальный. Глотка пронизана многочисленными жаберными щелями, открывающиеся в две околожаберные полости. Личинка асцидии имеет хорду, что доказывает её принадлежность к хордовым. Личинка свободно плавает, затем прикрепляется к какой-либо твёрдой поверхности на дне моря, где совершается регрессивный метаморфоз: у неё исчезает хвост, хорда, мышцы, а нервная трубка распадается на отдельные клетки, большая часть которых фагоцитируется. ТОЛЬКО ЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОНТОГЕНЕЗА ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АСЦИДИЙ. СТРОЕНИЕ ЛИЧИНКИ УКАЗЫВАЕТ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ, КОТРЫЕ ВЕЛИ СВОБОДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, а перейдя к сидячему – упростилась их организация.
- доклад учащегося «Развитие лягушки»
- доклад учащегося «Развитие бабочки»
А теперь подведем итог и ответим на вопрос: в чём заключается биологическое значение метаморфоза?
- расселение вида в стадии личинки (моллюски и колониальные полипы)
- снижение конкуренции за пищу и территорию (лягушка, бабочка, майский жук).
4. Прямое развитие.
Постэмбриональный период развития имеет разную продолжительность. Например, подёнки в личиночном состоянии живут 2-3 года, а в половозрелом не более 2-3 суток. Есть виды, живущие после вылупления 2-3 часа. У человека же постэмбриональный период очень большой и разделён на несколько стадий. Познакомимся с этими стадиями.
- сообщение учащегося
Нужно отметить, что у человека рост ограничен, после определенного возраста 20-25 лет он не растёт, в то время как наблюдаются особи с неограниченным ростом, т.е. они растут всю жизнь – это деревья, некоторые моллюски, рыбы, а из млекопитающих – крысы.
4. Этап закрепления.
Подведем итоги урока.
Прочтите данный текст и вставьте пропущенные слова: « После появления организма на свет начинается его................................развитие. У разных организмов продолжительность периода может быть от нескольких дней до сотен лет и зависит от.......................принадлежности. Период созревания организма либо сводится в основном к росту и тогда называется............................, либо организм претерпевает глубокие перестройки и относится к ...........................развитию. В случае непрямого развития организм претерпевает превращения, называемые................................Биологическое значение метаморфоза заключается, во-первых в том, что свободноживущие личинки прикреплённых или паразитических животных способствуют.............................вида. Во-вторых, личинки некоторых видов живут в другой среде обитания и используют другую...................,что снижает остроту ...............за.........................внутри вида. Постэмбриональный период развития сопровождается ростом, который бывает....................., продолжающийся в течение всей жизни и .........................., ограниченный каким-то сроком. Регулируют рост животных .........................., а у растений фитогормоны.
5. Д/з § 33
Раздаточный материал
(на каждую парту)
Прочтите данный текст и вставьте пропущенные слова: « После появления организма на свет начинается его.......................................................развитие. У разных организмов продолжительность периода может быть от нескольких дней до сотен лет и зависит от........................................принадлежности. Период созревания организма либо сводится в основном к росту и тогда называется................................................., либо организм претерпевает глубокие перестройки и относится к .................................................развитию. В случае непрямого развития организм претерпевает превращения, называемые.............................................Биологическое значение метаморфоза заключается, во-первых в том, что свободноживущие личинки прикреплённых или паразитических животных способствуют...........................................вида. Во-вторых, личинки некоторых видов живут в другой среде обитания и используют другую.....................................,что снижает остроту ...............................за....................................внутри вида. Постэмбриональный период развития сопровождается ростом, который бывает..................................., продолжающийся в течение всей жизни и ............................................., ограниченный каким-то сроком. Регулируют рост животных ........................................., а у растений фитогормоны.
Прочтите данный текст и вставьте пропущенные слова: « После появления организма на свет начинается его.......................................................развитие. У разных организмов продолжительность периода может быть от нескольких дней до сотен лет и зависит от........................................принадлежности. Период созревания организма либо сводится в основном к росту и тогда называется................................................., либо организм претерпевает глубокие перестройки и относится к .................................................развитию. В случае непрямого развития организм претерпевает превращения, называемые.............................................Биологическое значение метаморфоза заключается, во-первых в том, что свободноживущие личинки прикреплённых или паразитических животных способствуют...........................................вида. Во-вторых, личинки некоторых видов живут в другой среде обитания и используют другую.....................................,что снижает остроту ...............................за....................................внутри вида. Постэмбриональный период развития сопровождается ростом, который бывает..................................., продолжающийся в течение всей жизни и ............................................., ограниченный каким-то сроком. Регулируют рост животных ........................................., а у растений фитогормоны.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТАМОРФОЗА
Метаморфоз – это глубокое преобразование строения организма, в процессе которого личинка превращается во взрослую особь.// Биология. Справочник школьника.
Метаморфоз – процесс замены личиночных органов на структуры, свойственные половозрелым особям. // Сивоглазов В. И., Сухова Т. С. Общая биология. Пособие для учителя.
Метаморфо´з (гр.metamophosis превращение) – процесс превращения личинки или нимфы во взрослое животное, сопровождающийся морфологической и физиологической перестройкой организма. // Крапивный А. П. Краткий зоологический словарь.
Метаморфоз (гр. метаморфозис – превращение): 1) процесс превращения ювенильных (личинки или нимфы) фаз развития во взрослое животное, сопровождающийся анатомо – морфологической и физиологической перестройкой организма. 2) видоизменение основных органов растений (корней, стеблей, листьев, цветков) в связи с изменением их функций (например метаморфоз корня в клубнеплод, побега – в луковицу, листа - в колючку и т. п.).// Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов.
Запишите в тетрадь определение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмбриональный период развития
Методическая разработка урока по биологии для 10 класса...
«Сенситивные периоды развития физических способностей учащихся в рамках применения технологий на различных уровнях системы оценки качества образования»
Материал о роли сенситивных периодов в развитии физических качеств....
Усиление сатирической тенденции в разные периоды развития русской литературы
…В сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности. Ф.Шиллер...
Логопедическая работа в доречевом периоде развития ребенка.
Несмотря на то, что патология развития речи встречается не у всех детей с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в профилактической логопедической работе уже на пер...
Возрастные периоды развития физических качеств
Сенситивные периоды развития физических качеств...
"Начальный период развития учащегося-пианиста"
Содержит материал о методах и приемах обучения, о способах развития музыкальных способностей детей....
Древнейший период развития края. Старая Ладога
Презентация на тему "Древнейший период развития края. Старая Ладога"...