Бактерии
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Урок по теме «Бактерии» предусмотрен для учащихся 9 классов, разработан по программе Н.И.Сонина.В данном уроке показана работа учащихся в группах. Учащиеся выполняют полученные задания, составляют рисунок бактерии. В конце урока, проходит закрепление материала с помощью игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakterii.doc | 726 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Прокариоты
Тип урока: формирования новых знаний
Вид урока: комбинированный урок с использованием учебного проекта и элементов игры-соревнования
Методическая цель урока: активизация познавательной самостоятельности обучающихся в приобретении профессионально значимых знаний путем использования деятельностного подхода в обучении
Цели урока:
образовательная: сформировать представления обучающихся о двух уровнях клеточной организации живой природы, познакомить их с особенностями строения прокариот, показать многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека
развивающая: развитие самостоятельности и активности в познании объектов и явлений органического мира, формирование навыков работы с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, анализировать
воспитательная: формирование ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.
Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная работа, учебный проект
Оборудование:
карточки с заданиями «Отношения между понятиям»
Раздаточный дидактический материал (на столах):
рисунок «Строение бактериальной клетки»
рисунок учебника«Виды бактерий»
Настенный плакат «Строение бактерии и сине-зеленой водоросли»
Сведения о бактериях для творческого задания («молочнокислый стрептококк», «кишечная палочка», «золотистый стафилококк»)
Листы бумаги, карандаши, фломастеры для выполнения творческого задания
Х О Д У Р О К А
1 Оргмомент
Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад.
2. Актуализация знаний
Живое представлено необычным разнообразием форм. Выявление и объяснение
3. Изучение нового материала
Актуализация приобретаемых знаний
Учитель .: Итак, ребята, мы вспомнили с вами строение клеток растений и животных.
Но наш сегодняшний урок посвящен другим, совершенно удивительным созданиям.
Мотивация
Именно с них начинается история развития жизни на Земле
Более того, почти 2 миллиарда лет они господствовали на нашей планете
Да и сейчас они неплохо освоились в современных условиях
Французский ученый 19 века Луи Пастер (именно он придумал пастеризацию) сказал о них: «…этим бесконечно малым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе»
Человек использует их в производстве масла, сыра, различных кисломолочных продуктов, квашеной капусты и других продуктов
Эти организмы помогают очищать загрязненную воду
И в то же время они вызывают опаснейшие заболевания – дизентерию, брюшной тиф, сальмонеллез и другие
Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь?
Обуч. : О бактериях
Объяснение преподавателем нового материала
Учитель.: Совершенно верно. Ученые выделяют их в особую группу – прокариоты.
Запишите, пожалуйста тему сегодняшнего урока «Прокариоты» (записывают число и тему)
Дело в том, что по строению клетки все живые организмы делятся на ядерные организмы – эукариоты и доядерные – прокариоты, основными представителями которых являются бактерии, а также сине-зеленые водоросли.
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со строением прокариот, прежде всего бактерий, их многообразием и значением в жизни человека. Особенно в том, что связано с питанием человека. Сделаем мы это по следующему плану (записан на доске):
Объяснение с демонстрацией плаката
А сейчас, пожалуйста, посмотрите на плакат. Сейчас мы вместе расскажем о строении прокариот на примере бактериальной клетки.
Для работы используем рисунок учебника
СЛАЙД 1
Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой …1…, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой
Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится второй уровень защиты…2.. Цитоплазма прокариот содержит несколько меньше растворенных веществ, чем эукариотическая. В ней располагаются органоиды 4 5 6 7 8……, …., а также многочисленные мембранные структуры, выполняющие различные функции (пигментсодержащие используются для фотосинтеза, аэросомы – газовые вакуоли, карбоксисомы, заполненные ферментами.
У многих бактерий имеются органоиды движения – …9…, которые, быстро вращаясь, вызывают вращение клетки. Так она передвигается.
Как уже было сказано, у прокариот бактерий и сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра. Генетический аппарат представлен нуклеоидом, 3 состоящим из двухспиральной молекулы ДНК. Размножаются прокариоты делением пополам.
Похожи по строению и клетки сине-зеленых водорослей.
Итак, вы прослушали рассказ о прокариотической клетке.
Учитель.: Итак, мы выяснили общие черты строения прокариот в целом и бактерий в частности. Но на самом деле бактерии очень многообразны, отличаются друг от друга по многим параметрам и прежде всего по форме, способу питания и отношению к кислороду. У вас в учебнике находятся сведения о видах бактерий.
Игра «Снежный ком»
Как называются бактерии шарообразной формы…….., палочковидные…… , спиралевидные………
СЛАЙД 4-9
Мир бактерий или – в широком смысле слова – прокариот, огромный, но до сих пор мало изученный, рядом с нами, вокруг нас, внутри нас, всегда с нами
Учитель дополняет
Роль крохотных бактерий велика не только в жизни человека, но и всей планеты Земля:
Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти
Бактерии играют важнейшую роль в круговороте азота: нитрифицирующие и азотфиксирующие повышают плодородие почвы
В результате деятельности гнилостных бактерий, земля очищается от погибших растений и животных
Человек научился использовать бактерии для приготовления вакцин и сывороток, в производстве антибиотиков.
Поэтому изучить многообразие бактерий, познать их свойства, выяснить их значение в природе и для человека – первоочередные задачи, стоящие перед биологией и ее особой областью – микробиологией. Она с этими задачами довольно успешно справляется.
4. Творческое применение и закрепление полученных знаний
Я предлагаю продолжить наш урок– соревнование творческим этапом. Каждой из групп достается определенная бактерия. У вас будет ее описание, значение в природе и жизни человека. Вам нужно будет схематично изобразить эту бактерию в разрезе, пользуясь полученными сведениями и рисунками «Строение бактериальной клетки» и кратко описать ее. Каждая команда выступает 2 минуты.
Предлагаемые варианты:
Кишечная палочка
Молочнокислый стрептококк
Золотистый стафилококк
Обучающиеся готовятся, потом выступают с сообщениями.
Остальные оценивают
Проведём проверку.
Слайд 10 Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис)
Слайд 11 Кишечная палочка (эшерихия коли)
Слайд 12 Стафилококк золотистый (Стафилококк ауреус)
5. Подведение итогов занятия
Игра в снежки
Тождество Соответствие Противоположности
Обобщение знаний. Найдите соответствующие комочку пары слов.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: (записано на доске)
Большое спасибо всем за урок, до свидания
Дидактические материалы урока:
Кишечная палочка (эшерихия коли)
Кишечная палочка (эшерихия коли) — вид палочковидных бактерий, входящий в состав нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека. Их естественным местом обитания является содержимое толстой кишки. Большинство кишечных палочек имеет жгутики и подвижны, но есть и неподвижные формы. Они не образуют спор, не имеют капсулы.
Кишечные палочки более устойчивы во внешней среде по сравнению с другими бактериями, длительное время сохраняются в почве, воде, фекалиях. Прямой солнечный свет убивает их в течение нескольких минут, температура 60°С и 1% раствор карболовой кислоты — в течение 15 минут. Хорошо переносят высушивание.
Кишечные палочки обладают способностью к размножению в пищевых продуктах, особенно в молоке.
Быстро погибают при кипячении и воздействии дезинфицирующих средств (хлорной извести, формалина, фенола, сулемы, едкого натра и др.).
Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис)
Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис) - это кокки овальной формы 0.8-1.2 мкм, которые образуют цепочки различной длины. При старении цепочка дробится. Неподвижны, спор не образуют. Могут образовывать капсулу. Факультативные анаэробы.
Он является первым микроорганизмом, который выделен в чистой культуре (в 1873 г. Листером). Streptococcus lactis встречается и на растениях.
Благоприятной средой для развития стрептококков является гидролизованное молоко, они хорошо растут в присутствии лактозы или глюкозы.
Оптимальная температура роста стрептококков 30 °С. Молочнокислые стрептококки свертывают молоко при 30 °С за 10-12 ч. Образуется ровный, плотный, колющейся консистенции сгусток, который имеет чистые кисломолочные вкус и запах.
Стафилококк золотистый (Стафилококк ауреус)
Стафилококк золотистый (Staphylococcus aureus) обнаружен Р. Кохом, выделен из гноя фурункула Л. Пастером (1880), описан как возбудитель многих нагноительных процессов. Стафилококки — это целый род микроорганизмов, на сегодня известно уже 27 видов, при этом 14 видов обнаружены на коже и слизистых оболочках человека.
Стафилококки – это неподвижные условно-патогенные (вызывающие заболевание только при снижении защитных сил организма) бактерии. Они имеют правильную шаровидную форму (отсюда название: кокки, то есть зерно) и делятся, образуя скопления, напоминающие гроздья. Могут образовывать защитную капсулу.
Стафилококки могут существовать и размножаться как при отсутствии кислорода, так и в его присутствии (последнее для них предпочтительнее) при температуре 35-40˚, преимущественно в щелочной среде.
В организме человека стафилококк живет в основном на коже и слизистых оболочках, но при появлении стафилококковой инфекции может распространяться и на другие органы и ткани.
Стафилококки образуют токсины — сильнейшие яды для человека, что серьезным образом отражается на иммунной системе (иммунитете). Именно токсины стафилококка часто становятся причиной пищевых отравлений. Они накапливаются в портящихся продуктах, где размножается золотистый стафилококк. При кулинарной обработке бактерии гибнут, но их токсины разрушаются медленно. Поэтому даже после термической обработки продукты остаются ядовитыми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и бактерий. Роль грибов и бактерий в природе и их использование человеком.
План конспект урока биологии в 6 классе....
Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."
Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"
Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка : Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии
Методическая разработка по теме: Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии ...
Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...