Дыхание растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Дидактическая цель: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного осознания блока новой учебной информации средствами приемов критического мышления, развитие ОУУН (универсальных способов деятельности) на материале данной темы, направленных на достижение учащимися
результатов:
Предметные результаты:
- выделение существенных признаков биологических процессов (дыхание);
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
- устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Личностные результаты:
– формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Формируемые Универсальные Учебные Действия:
Познавательные:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента, дополнительной информации;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные :
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные : формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса;
Регулятивные :
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhanie_rasteniy.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: "Дыхание растений" 6 класс
( Учитель биологии Соломатова Ирина Владимировна, Верховская школа, Верховажского района)
Дидактическая цель: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного осознания блока новой учебной информации средствами приемов критического мышления, развитие ОУУН (универсальных способов деятельности) на материале данной темы, направленных на достижение учащимися
результатов:
Предметные результаты:
- выделение существенных признаков биологических процессов (дыхание);
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
- устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Личностные результаты:
– формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Формируемые Универсальные Учебные Действия:
Познавательные:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента, дополнительной информации;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные :
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные : формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса;
Регулятивные :
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Задачи урока:
- Образовательная –организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
- Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, узнал, важно», выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения. Через создание и решение проблемной ситуации, развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.
- Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.
Методы обучения:
Организации и осуществления УВП: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, демонстрация опыта, лабораторный опыт, моделирование.
Тип урока: Комбинированный.
Контроль:Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.
Каналы общения: Ученик – учитель. Класс – учитель. Ученик – ученик.
Средства обучения:
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2004.
- Таблицы «Фотосинтез», «Поперечный срез листа», «Поперечный срез ветки липы»;
- Презентация к уроку с видеофрагментом «Дыхание растений», рисунками, изображающими опыты Пристли.
Психологический аспект урока: Восприятие, осмысление, запоминание, применение.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.
Ход урока
1. Организационный момент: ( Слайд 1)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2. Проверка знаний (фронтальный опрос): ( Слайд 2)
- Ораны дыхания?
- О дыхании каких организмов мы с вами только что говорили? ( о животных)
- Какие газы из воздуха участвуют в этом процессе? ( кислород и углекислый газ)
-А дышат ли так другие организмы? ( растения, записаваем тему урока в тетрадь).
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Постановка эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента.
Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!».
( Слайд 3)
А могут ли растения обходиться без воздуха?
Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.
Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ). ( Слайд 3)
2. Актуализация и пробное учебное действие .
Запись в тетради темы урока "Дыхание растений".
Для работы нам потребуется таблица ( Слайд 4,5)
Знаю | Узнал | Важно |
Кислород, углекислый газ, … Дыхание-свойство живых организмов |
|
|
А сейчас вспомните и назовите то, что Вам известно о дыхании и запишите в виде ключевых слов и словосочетаний в первую графу. На основе ответов учащихся сделать записи на доске.
5. Выявление места и причины затруднения . ( Слайд 6)
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. ( Слайд 7)
У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
- узнать, что такое дыхание
- что нужно для дыхания
- что образуется в процессе дыхания
- что вызвало гибель мышонка.
А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.
7. Решение проблемы. ( Слайд 8)
-Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.
"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".1 дюйм 2.54 см. 3 дюйма – 7.62 см.
- Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
8. Дополнительна информация.
Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
- Почему у богатой дамы разболелась голова? (в темноте растения не выделяют кислород)
9. Проблемный вопрос и его решение:
-А все ли органы растения дышат?
Демонстрация опытов. ДИСК «КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ» биология 6 класс урок 9 № 7,урок 15 № 6
Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.
-Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?
( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли)
-Получается, что растения дышат только в темноте?
(растения – живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)
-Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.
Физминутка:
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
10. Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания. ( Слайд 9)
-Есть ли у растений специальные органы для дыхания?
У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.
Заполнение таблицы. ( Слайд 10) В р.т. № 122.
Черты процесса | Фотосинтез | Дыхание |
1. В каких клетках происходит? | В клетках, содержащих хлоропласты | Во всех клетках растения |
2. Какой газ поглощается? | Углекислый газ | Кислород |
3. Какой газ выделяется? | Кислород | Углекислый газ |
4. В какое время суток происходит? | Днём | Круглосуточно |
5. Что происходит с органическими веществами? | Образуются | Окисляются (распадаются) |
6. Энергия? | Накапливается | Выделяется |
12 .Охрана растений. ( Слайд 11 -18)
-Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?»
(Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)
Это открытие убеждает нас, что не существует бесполезных растений. Начиная с величественного дуба и кончая последней мелкой былинкой, все полезны для человека.
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса
Мы должны их охранять всегда.
Нам жить в одной семье,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Тест: Для процесса дыхания выберите соответствующие характеристики.
1. Сущность процесса.
а. Испарение избытка воды и охлаждение растения.
б. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.
в. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.
г. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
2. Клетки, осуществляющие процесс.
а. Процесс осуществляется зелеными клетками листа.
б. Процесс осуществляется всеми клетками листа .
в. Процесс осуществляется всеми клетками растения.
3. Орган, участвующий в осуществлении процесса.
а. В процессе участвуют листья.
б. В процессе участвует корень.
в. В процессе участвуют все органы растения.
4. Время суток.
а. Процесс протекает в течение суток.
б. Процесс происходит днём на свету.
Проверка решения . ( Слайд 19)
Ответы: 1- г, 2-в, 3- в, 4- а.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). ( Слайд 20)
Заполнение графы в таблице “Узнал”. Обсудить, спросить детей
Знаю | Узнал | Важно |
Дыхание-свойство живых организмов | Растения дышат через чечевички и устьица |
|
Мы узнали: ( Слайд 21)
-что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.
-при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
-процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.
-растение дышит через чечевички и устьица.
14. Домашнее задание .СЛАЙД 22.
- Изучить § 29, раздел «Дыхание растений»
На выбор.
- Решить задачку № 124 в рабочей тетради.
- Кроссворд.
15. Рефлексия. СЛАЙД 23.
Самооценивание , оценивание работы в паре.
Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О).
Используемая литература.
1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.
2. В.В. Пасечник «Уроки биологии 5-6 класс»методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.
3. Диск « Кирилла и Мефодия» биология 6 класс, 2004г.
Кроссворд «Дыхание»
1. Процесс в организме, когда при вдохе поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.
2. Специальные приспособления, находящиеся на нижней стороне листовой пластинки регулирующие поступление воздуха в листья.
3. Тип дыхания, при котором углекислый газ выделяется сквозь оболочки непосредственно в воду.
4. Особые кожные разветвления, имеющиеся у большинства водных обитателей с помощью которых они дышат.
5. Дыхательная система насекомых.
6. Ячеистые мешки, пронизанные множеством кровеносных сосудов.
7. Какими жабрами дышат рыбы?
Кроссворд «Дыхание»
1. Процесс в организме, когда при вдохе поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.
2. Специальные приспособления, находящиеся на нижней стороне листовой пластинки регулирующие поступление воздуха в листья.
3. Тип дыхания, при котором углекислый газ выделяется сквозь оболочки непосредственно в воду.
4. Особые кожные разветвления, имеющиеся у большинства водных обитателей с помощью которых они дышат.
5. Дыхательная система насекомых.
6. Ячеистые мешки, пронизанные множеством кровеносных сосудов.
7. Какими жабрами дышат рыбы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)
Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...
Урок биологии для 6 класса "Дыхание растения"
Урок разработан для преподавания по ФГОС. В разработке представлено применение на уроке всех УУД....
дыхание растений. урок. биология 6 класс.
"Дыхание растений". Комбинированный урок, с использованием проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах, демонстрация опыта, проведение лабораторного опыта, моделирование....
Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"
Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"...
План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс
Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...
Презентация к уроку "Дыхание растений"
Презентация к уроку биологии 6 класс "Дыхание растений"...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...